КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предлоги и слова, обозначающие место положение
Вопросительные слова. Местоимения, указательные слова. Наречия (мотивированный качественными прилагательными). Люди Предметы быта Бутылка () () кошелек () () нож () () стакан () () Ваза () () лампа () () ножницы () () тарелка () () Веник () () лекарство () () одеяло () () телефон () () Вилка () () ложка () () очки () () фен () () Газета () () магнитофон () () подушка () () цветок () () Деньги () () миксер () () полотенце () () чайник () () Зеркало () () молоток () () пылесос () () часы () ()
Предметы вне дома и достопримечательности. Бассейн () () дом () () луна () () пляж () () Гром () () звезда () () грядка () () река () () Лужа () () зоопарк () () море () () ручей () () Дача () () камень () () небо () () снег () () Дерево () () качели () () огород () () солнце () () Дождь () () клумба () () парк () () улица () ()
Дополнительно:-------------------------------------------------------------------------------
Баба () () мальчик () () деда () () папа () () Брат () () дядя () () мама () () сестра () () Девочка () () ляля () () няня () () тетя () () Имена, которые называет ваш ребенок -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Режимные моменты (распорядок дня, запреты, обращения)
Баб-бай () () купание () () не могу () () привет () () Да () () не хочу () () ночь () () прогулка () () День () () нельзя () () подожди () () спасибо () () До свиданья () () не буду () () пожалуйста () () тише () () Здравствуй () () не (нет) () () пока () ()
Дополнительно-------------------------------------------------------------------------------- Слова-действия (Если ребенок вместо слова использует только слово звукоподражание, например «упал» -«бух», напишите его рядом с глаголом).
Дуй (подуй) () () лазить () () пожалей () () рисовать () () (не) бери () () лепить () () потяни () () ругала(сь) () () брось () () любишь () () поехали () () садись () () возьми () () мыться () () покажи () () скажи () () вставай () () мяукать () () покорми () () сломала () () вытри () () положи () () на () () слышать () () гудеть () () нажми () () помажем () () спи(спать) () () гулять () () надо () () помоги () () стой () () дай () () нюхать () () посмотри () () танцуй () () закрой () () закрой () () открой () () не трогай () () играй () () отнимать () () поцелуй () () устал () ()
Дополнительно-------------------------------------------------------------------------------- Слова-определения (ребенок может употреблять неполные формы слов («белый» – «беля»).
Белый () () зеленый () () мягкий () () тяжелый () () Большой () () красивый () () папин () () холодный () () Вкусный () () красный () () плохой () () хороший () () Голодный () () легкий () () синий () () черный () () Горячий () () маленький () () сухой () () чистый () () Грязный () () мамин () () мокрый () () теплый () ()
Дополнительно-------------------------------------------------------------------------------- Больно () () громко () () тихо () () Быстро () () вкусно () () хорошо () () Горячо () () плохо () () холодно () ()
Ваш () () мне () () она () () то () () это () () Его () () мое () () сам () () тот () () этот () () Ее () () он () () твой () () ты () () я () ()
Где () () какой () () кто () () чей () () Как () () когда () () почему () () что () ()
Попросите поднять ручки вверх, опустить вниз, спрятать ручку в карман, потом – достать предмет из ящика. Подведите ребенка к окну и сравните вместе с ним две машинки: настоящую, за окном и игрушечную, у него в руках. В () () близко () () между () () сзади () () Вверх () () за () () на () () со () () Вниз () () здесь () () со () () там () () Далеко () () из () () рядом () () тут () ()
Дополнительно----------------------------------------------------------------------- Слова о количестве предметов и сопоставление их. Больше () () другой () () много () () очень () () Больше нет () () еще () () немного () () так () () Все () () мало () () нет () () такой же () ()
Дополнительно------------------------------------------------------------------------------
Имя и возраст ребенка на момент заполнения опросника
Жалобы на состояние речи ребенка, проблемы в общении с ним.
Дата: Подпись родителя:
Начальный детский лексикон при всех индивидуальных различиях между детьми содержит стандартный набор понятий, которые можно условно разделить на несколько основных словарных групп (наименование окружающих ребенка людей, звукоподражания, названия птиц и животных, игрушек, продуктов питания и т.п.). Известно, что появлению слова в активном словарном запасе предшествует его адекватное понимание и устойчивое предметное соотнесение в реальной действительности. Адресуя этот опросник родителям ребенка раннего возраста, специалисту (логопеду или воспитателю) следует помнить, что наиболее значимыми показателями являются: • количественный и качественный состав пассивного словарного запаса ребенка; • процентное соотношение между первыми словами и объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп; • наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, однозначно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями (прагматический фактор); • частотность ситуации, в которой это слово следует употреблять. Условно приняв предложенный в опроснике перечень слов за 100%, можно легко вычислить процентное соотношение между активным и пассивным словарным запасом. Несмотря на неизбежные ошибки и погрешности, допускаемые родителями при заполнении опросника, в целом он довольно точно отражает реальное речевое развитие ребенка. Данный опросник не содержит ссылок на определенный возраст, потому что может быть использован в различных вариантах для детей разного возраста. Качественный анализ данного опросника может указать на очевидные перспективы наращивания активного словарного запаса у конкретного ребенка: называние любимых лакомств в процессе еды, усвоение слов, регулирующих основные режимные моменты. Количественный анализ этого оцросника позволяет: — у детей с нормальным ходом речевого развития определить положительные сдвиги в развитии речи (в возрасте примерно 1 год 9 мес. — 1 год 11 мес.), когда у большинства нормально развивающихся детей происходит так называемый «лексический взрыв»: до этого момента количество слов в пассивном словаре (то, что ребенок понимает) примерно в 4 раза превышает количество слов в активном словаре (то, что ребенок говорит сам или хорошо повторяет за взрослым). Когда происходит «лексический взрыв», это соотношение стремительно меняется и дети начинают активно употреблять значительное количество слов; — у детей с задержкой речевого развития (более медленным темпом накопления слов в пассивном и активном запасе) этот опросник позволял зафиксировать значительное превышение звукоподражаний (типа «ав-ав» в значении «собака», «лаять», «кусать») над другими словами, более близкими по своей структуре к общепринятой лексике в возрасте около 2 лет. Поэтому, работая над формированием начального детского лексикона у этих детей, ь этот опросник можно использовать примерно до достижения ими возраста 2 лет 6 мес., пока происходило постепенное вытеснение звукоподражаний общеупотребительными словами; — у детей из группы риска по возникновению речевой патологии типа «общего недоразвития речи (ОНР), группа риска» (эти дети проходили предварительное обследование на ПМПК и зачислялись в диагностическую (ясельную) группу логопедического детского сада), для которых характерно проявление выраженных дизонтогенетических отклонений в процессе речевого развития, использовали этот опросник на третьем году жизни. В случаях дизонтогенеза речевого развития, чем старше ребенок с ограниченным словарным запасом, тем контрастнее выявляемые у него индивидуальные показатели соотношения объемов пассивного и активного словаря в отдельных группах слов. Наиболее ярко это различие может быть видно при сравнительном изучении начального детского лексикона при нормальном речевом развитии, ЗРР и у детей из группы риска по ОНР. Анализ данных, собранных нами при наблюдении за детьми раннего возраста с проблемами в формировании вербальной коммуникации, выявил следующие особенности и тенденции в развитии их речи на ранних возрастных этапах. 1. При выраженных дизонтогенетических отклонениях в развитии речи по типу ОНР (ОНР, группа риска). Предметный словарь — показателем дизонтогенеза речевого развития является: • отсутствие или крайне низкое наполнение активного словаря в лексических группах — имена животных, транспорт, игрушки, продукты питания, одежда, режимные моменты; при этом лексическая группа «люди» (и имена близких) в большинстве случаев формируется на уровне, достаточном для осуществления примитивной вербальной коммуникации с близкими; • пассивный словарь — на уровне детей младшего возраста или сверстников. Глагольный и адъективный (слова-определения) словарь: • активный словарь практически отсутствует; • в пассивном словаре выявляется существенная разница в понимании значений глаголов по сравнению со значениями прилагательных (дети значительно лучше усваивали значения глаголов, чем Местоимения — позднее формирование всей группы местоименных слов в целом, при выраженном преимуществе в активном употреблении личных местоимений по сравнению с указательными местоимениями. Вопросительные слова — отсутствие понимания вопросительных слов, неумение адекватно реагировать на так называемые «вопросы без вопросительного слова», т.е. на вопросы, оформленные собеседником без вопросительного слова, только с помощью вопросительной интонации, которые, как правило, хорошо понятны маленьким детям. 2. При задержке речевого развития. Предметный словарь: • активный словарь — спонтанная речь ребенка изобилует звукоподражательными возгласами и облегченными словами, преимущественно относящимися к названиям животных (игрушечных и настоящих), а также к некоторым режимным моментам (приветствия, прощания, выражение согласия-несогласия). При этом дети очень • пассивный словарь — понимание слов из лексических групп «транспорт», «одежда», «еда» и т.д. соответствует возрастным показателям у говорящих детей. Глагольный и адъективный словарь: • активный словарь — ребенок активно употребляет многие глаголы в виде звукоподражательных слов, понимает основные прилагательные, обслуживающие его жизненные потребности (горячий, • пассивный словарь — наполнение словаря соответствует возрастным показателям у сверстников, Местоимения — чаще всего в словаре у ребенка уже присутствуют личные и притяжательные местоимения, указательные местоимения еще могут заменяться жестами и возгласами. Вопросительные слова — хорошее понимание вопросов, заданных со словом «где?». Таким образом, настораживающими факторами неблагополучия в речевом развитии являются: —чрезмерное количество звукоподражательных слов у ребенка старше 18 месяцев при практически полном отсутствии с его стороны попыток имитации «взрослых» слов, —обилие многочисленных недифференцированных жестов, носящих не коммуникативную, а агрессивную направленность, —навязчивые требования недоступного предмета с помощью нечленораздельного мычания, плача. В случае выраженных отклонений в поведении такого ребенка логопедическое заключение следует выдавать только после обследования ребенка у детского психолога, психоневролога и невропатолога. Необходимо отметить, что во всех случаях задержки речевого развития необходимо: - осуществлять динамическое наблюдение за формированием вербальных средств общения ребенка, —привлекать родителей к организации стимулирующего воздействия на раннее речевое развитие ребенка, —в случаях сочетания ЗРР с резидуальными проявлениями патологии ЦНС проконсультировать ребенка у невропатолога, —обязательно провести с логопедом пропедевтический курс коррекционно-развивающего обучения.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |