Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девичье царство. 7 страница




 

[798]198 Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство X‑XIII веков. Л., 1971, рис. 145‑146.

 

[799]1 Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916, т. I, с. 153.

 

[800]2 Срезневский И. И. Рожаницы у славян и других языческих народов. СПб. 1855

 

[801]3 Веселовский А. Н. Разыскания в области духовного стиха. XIII. Судьба‑доля в народных представлениях славян. – ОРЯС. СПб., 1890, т. 46, с. 172 – 264 (о Роде

 

[802]4 Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1884.

 

[803]5 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1913, с. 163.

 

[804]6 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 162; Пономарев А. И. Памятники древнерусской церковноучительной литературы. СПб., 1897, вып. 3, с. 319.

 

[805]7 Niederle L. Slovanske Starozitnosti. Praha, 1924, t. II, 1, s. 67 – 70.

 

[806]8 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 153 – 191.

 

[807]9 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 154 – 160, 177.

 

[808]10 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 177 и 183.

 

[809]11 Комарович В. Л. Культ Рода и земли в княжеской среде XI – XIII вв. – ТОДРЛ. Л., 1960, т. XVI, с. 84 – 104.

 

[810]12 Комарович В. Л. Культ Рода и земли…. с. 88.

 

[811]13 Комарович В. Л. Культ Рода и земли…, с. 89.

 

[812]14 Комарович В. Л. Культ Рода и земли…, с. 90.

 

[813]15 Комарович В.Л. Культ Рода и земли…, с. 88.

 

[814]16 Комарович В.Л. Культ Рода и земли…, с. 88.

 

[815]17 Lowmianski H. Religia slowian i jej upadek. Warszawa, 1979, s. 123, 124.

 

[816]18 Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958, т. III, стлб. 134 – 139. Латинское выражение «fortunam ас fatum et genealogiam» переводилось так: «часть, имармению и родословью». Иногда даже слово «род» означало то же самое: «От нужда рода» («ex fati necessitate») – «по неотвратимости судьбы». См.: Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь. М., 1900, с. 551 – 554.

 

[817]19 Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь, с. 554.

 

[818]20 Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь, с. 554.

 

[819]21 Гальковский Н. М. Борьба христианства… М., 1913, т. II. Текст, с. 22 – 25.

 

[820]22 Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл‑Переплут. – СА, 1967, № 2,

 

[821]23 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 24, 30.

 

[822]24 Срезневский И. И. Материалы…, т. II, стлб. 112.

 

[823]25 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 24.

 

[824]26 В другом, часто цитируемом и важном поучении – «Слове некоего Христолюбца» мы тоже видим особое внимание к Роду и рожаницам. Летописные боги (Перун, Хорс, Макошь и др.) упоминаются лишь в общем перечне, а Род и рожаницы выделены н вторично упоминаются как особый пример смешения «честныя молитвы с проклятым моленном идольским» (Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 43).

 

[825]27 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 24.

 

[826]28 Гальковский Н. М. Борьба христианства.., т. II, с. 24.

 

[827]29 Ссылка у Гальковского (Борьба христианства…, т. II, с. 86) на книгу Голубинского неверна (Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1901, т. I, 1‑я пол., с. 827 – 828). На с. 828 говорится о «Слове Исайи», но датировка Голубинским не приводится.

 

[828]30 Памятники древнерусского канонического права, т. I, § 33.

 

[829]31 Гордон С. Ханаанейская мифология. – В кн.: Мифология древнего мира. М., 1977, с. 202.

 

[830]32 В ханаанейских мифах (Гордой С. Ханаанеиская мифология, с. 220), как и в мифах сибирских охотников, упоминаются две космические реки. Эти реки, как мы помним, изображались на югорских сульде.

 

[831]33 Гордон С. Ханаанейская мифология, с. 223, 227.

 

[832]34 Калачов Н.В. Архив историческо‑юридических сведений, относящихся до России, издаваемых Николаем Калачовым. М., 1850‑1861, изд. 2‑е, СПб., 1876, кн. I; Гальковский Н. М. Борьба христианства.., т. II, с. 97 – 98.

 

[833]35 Бестужев‑Рюмин К. Русская история. СПб., 1872, т. I, с. 24.

 

[834]36 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 248.

 

[835]3 Веселовский А. Н. Разыскания в области духовного стиха. XIII. Судьба‑доля в народных представлениях славян. – ОРЯС. СПб., 1890, т. 46, с. 172 – 264 (о Роде

 

[836]38 Бегунов Ю. К. Козьма Пресвитер…, с. 34.

 

[837]39 Гальковский Н. М. Борьба христианства,.., т. II, с. 97‑98.

 

[838]40 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II.

 

[839]41 Срезневский И. И. Материалы…, т. I, стлб. 599‑600.

 

[840]42 Далее следуют опущенные мною рассуждения автора о том, что ребенок во чреве матери, лишенный доступа воздуха, может жить и расти только по божьей воле.

 

[841]43 Щепкин В. Н. Новгородские надписи – graffiti. Древности. – Тр. Моск. археол. о‑ва. М., 1902, т. XIX, вып. 3, табл. VII, № 35, с. 32. Предложенное мною чтение отличается от того, которое дал Щепкин. См.: Рыбаков Б. А. Русская эпиграфика X – XIV вв. М., 1963, с. 63.

 

[842]44 Беседа на новоявившуюся ересь богомилу Козмы Пресвитера. См.: Бегунов Ю. К Козьма Пресвитер…, с. 327 и 305.

 

[843]45 Трубачев О. Н. История славянских терминов родства. М., 1959, с. 153.

 

[844]46 Трубачев О. Н. История славянских терминов…, с. 152‑153. В значении «горы» слово «род» употреблялось и в древнерусском. См: Срезневский И. И. Материалы…, т. III, с. 138.

 

[845]47 Абаев В. И. Скифский язык. – В кн.: Осетинский язык и фольклор. М.; Л., 1949, т. 1, с. 154‑155.

 

[846]48 В древнерусском переводе «Иудейской войны» Иосифа Флавия при описании символики жреческих одежд говорится, что колокольчики обозначали гром, «а родиа – млънию»; «родиа» здесь – гранат. См.: Мещерский Н. А. История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.: Л., 1958, с. 372 – 517.

 

[847]49 Срезневский И. И. Материалы…, т. III, стлб. 139 (Изборник 1073 г.); Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь, с. 551.

 

[848]50 Срезневский И. И. Описание сборника XV столетия Кирилло‑Белозерского монастыря. Б. м., б.г., с. 31. Заглавная буква слова «восемь» написана в виде ребуса: в большом кругу (буква О) написана цифра 7 (z), и все должно читаться: в О семь. Слово «безводное» в нашей третьей строке написано (или напечатано) ошибочно. В каноническом переводе Библии стоит «безвидное», т. е., что бог есть невидим, безвиден.

 

[849]51 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 60.

 

[850]52 Гальковский Н, М. Борьба христианства…, т. II, с. 78.

 

[851]53 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30‑ти т. Л., 1976, т. 14, с. 114.

 

[852]54 Воронин Н. Н. Археологические заметки. – КСИИМК.М., 1956, вып. 62, с. 27, рис. 14. Медальон найден в Суздале.

 

[853]55 См., например: Slovenske ludove umenie. Bratislava, 1953, tab. 21.

 

[854]56 Соколов С., Томский И. Народное искусство Севера России. М., 1924, рис. 19.

 

[855]57 Идея вселенского «неосяжаемого» света с очень давних времен стала ассоциироваться с зеркалами или с их предшественниками – плоскими сосудами, налитыми водой (Киклады). Зеркало удваивало мир, постоянно отражало «белый свет», являясь как бы его двойником.

 

[856]58 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 168‑169.

 

[857]59 Смирнов О. Древнерусский духовник, с. 46, 331; Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 169.

 

[858]60 Срезневский И. И. Материалы…, т. I.

 

[859]61 Лосев А. Ф. Античная мифология. М., 1957, с. 100‑104.

 

[860]62 Нельзя исключить предположения, что расплывчатое слово «свет» могло появиться как легальная замена запрещенного и преследуемого церковниками имени Рода.

 

[861]63 Гилъфердинг А. История балтийских славян. СПб., 1874, с. 160.

 

[862]64 Niederle L. Slovanske Starozitnosti, t. II, s. 142.

 

[863]65 Рыбаков Б. А. Святовит‑Род. – In: Liber lozepho Kostrzewski octogenario a venera‑toribus dicatus. Wroclaw, 1968, s. 390 – 394.

 

[864]66 Lenczyk G. Swiatowid Zbruczaiiski. – In: Materialy Archeologiczne. Krakow, 1964, t. V, s. 5 –59.

 

[865]67 Lenczyk G. Swiatowid Zbruczanski, s. 15.

 

[866]68 Фаминцын А. С. Божества древних славян, с. 138.

 

[867]69 Раскопки К. Яжджевского в Ленчице. Деревянный фаллос найден вместе с ведром. См.: Hensel W. Polska przed tysacem lat. Wroclaw; Warszawa, 1960, s. 192, 204.

 

[868]70 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 90‑91.

 

[869]71 См.: с. 167 в IV главе.

 

[870]72 Herrmann I. Zwischen Hradschin und Veneta. Leipzig; Iena; Berlin, 1976, fig. 59. На шеях и плечах богинь видны какие‑то повязки (?)

 

[871]73 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 163 – 165.

 

[872]74 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 25.

 

[873]75 Аничков. Е.В. Язычество и древняя Русь, м. 239.

 

[874]76 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 94.

 

[875]77 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 181.

 

[876]78 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 166.

 

[877]79 Гельмольд. Славянская хроника / Пер. Л. В. Разумовского. М., 1963.

 

[878]80 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 43.

 

[879]81 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 25.

 

[880]82 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 38.

 

[881]83 Православный церковный календарь на 1975 г., с. 36.

 

[882]84 Православный церковный календарь…, с. 36.

 

[883]85 Шаповалова Г. Г. Севернорусская легенда об олене. – В кн.: Фольклор и этнография русского Севера. Л., 1973.

 

[884]86 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. II, с. 42 – 43. «Слово некоего Христолюбца». Вариант: «…нъ смешаемь с идольскою трапезою трисвятыя богородици с рожаницами в прогневанье богу…» (с. 47).

 

[885]1 Бломквист Е. Э. Полотенце в pyсском бытy. Пyтеводитель по Рyсскомy мyзею. Этногpафический отдел. Л., б.г.; Маслова Г. С. Оpнамент pyсской наpодной вышивки. М., 1978, с. 18–22.

 

[886]2 Зеленин Д. К. «Обыденные» полотенца и «обыденные» хpамы. – Живая стаpина. 1911, XX, с. 1‑20.

 

[887]3 Маслова Г. С. Оpнамент…, с. 22.

 

[888]4 Стасов В. В. Рyсский наpодный оpнамент. Шитье, ткани, кpyжево. СПб., 1872. Вып. 1. Выводы Стасова, несмотpя на их споpность, пpодеpжались до начала XX в. См.: Sukhanev V. Sur l'origine de l'art populaire russe. – In: Eurasia Septentrionalis Antiqua. Helsinki, 1929, VI.

 

[889]5 Гоpодцов В. А. Дако‑саpматские pелигиозные элементы в pyсском наpодном твоpчестве. – Тpyды ГИМ. М., 1926, вып. 1, с. 7–36.

 

[890]6 После статьи В. А. Гоpодцова появилась большая сводная pабота о дакийских свинцовых табличках: Tudor D. J cavalieri danubiani. – In: Ephemeris Daco‑romana. Roma, 1937, vol. VII. Дополнением к ней может слyжить статья: Abramic M. Novi votivni relijefi okonjenih bozanstva iz Dalmacije. – In: Serta Hoffileriana. Zagreb, 1940.

 

[891]7 Взгляды Динцеса на языческyю сyщность вышивок полнее всего выpажены в его статье «Дpевние чеpты в pyсском наpодном искyсстве» (в кн.: Истоpия кyльтypы дpевней Рyси. М.; Л., 1951, т. II, с. 465–491).

 

[892]8 Динцес Л. А. Дpевние чеpты…, с. 474–475.

 

[893]9 Рыбаков Б. А. Дpевние элементы в pyсском наpодном твоpчестве. – СЭ/1948, № 1. с. 91. Статья была названа мною «Языческие элементы…», но pедактоp жypнала считал слово «языческие» слишком тyманным и заменил его.

 

[894]10 Schuchhardt К. Vorgeschichte von Deutschland. Berlin, 1928, fig. 181.

 

[895]11 Амбpоз А. К. О символике pyсской кpестьянской вышивки аpхаического типа. – СА, 1966, № 1, с. 68–71.

 

[896]12 Фалеева В. А. Женский пеpсонаж в pyсской наpодной вышивке. – В кн.: Фольклоp и этногpафия pyсского Севеpа. Л., 1973, с. 122.

 

[897]13 Гpомов Г. Г., Деопик Д. В., Плющев В. И. Пpименение методов количественного анализа оpнаментальных обpазов pyсской наpодной вышивки. – Вестник МГУ, 1971, № 4.

 

[898]14 Ильин М.А. Хyдожественная «pечь» наpодного искyсства. – Декоpативное искyсство, 1973, № 7. Ильинy возpажали: Г. К. Вагнеp, И. П. Работнова, Т. Разина, В. Вишневская (см.: Декоpативное искyсство, 1973, № 7, 11; 1974, № 8, 9; 1975, № 1, 3).

 

[899]15 Маслова Г. С. Оpнамент pyсской наpодной вышивки как истоpический источник. – СЭ, 1975, № 3, с. 34 – 44; Она же. Оpнамент pyсской наpодной вышивки. В книге даны подpобная библиогpафия и свыше 200 илл.

 

[900]16 Рыбаков В. А. Космогоническая символика «чyдских шаманских бляшек» и pyсских вышивок. – Тpyды Советско‑финского аpхеологического симпозиyма. Л.. 1979.

 

[901]17 Рыбаков В. А. Макpокосм в микpокосме наpодного искyсства. – Декоpативное искyсство, 1975, № 1, с. 30–33 и 53; № 3, с. 38–43; Богyславская И. Я. Рyсская вышивка. М., 1972, pис. 11.

 

[902]18 Гypина H. H. Hовые наскальные изобpажения советской Аpктики. – Пpиpода, 1978, № 7, с. 90–95. Выpажаю благодаpность H. H. Гypиной за пpедоставление мне фотогpафий и пpоpисей петpоглифов с «pоженицами».

 

[903]19 См.: Собpание pyсской стаpины кн. Сидамон‑Эpистовой и H. П. Шабельской.. Вышивки и кpyжева. М., 1910, вып. 1, табл. IV, pис. 1.

 

[904]20 Истоpия pyсского искyсства. М., 1964, т. VIII, с. 579.

 

[905]21 Анисимов А. Ф. Космологические пpедставления наpодов Севеpа. М.; Л. с. 50.

 

[906]22 Богyславская И. Я. Рyсская вышивка, pис. 52.

 

[907]23 Истоpия кyльтypы дpевней Рyси, т. II, с. 473.

 

[908]24 В своей статье о славянском языческом искyсстве я тоже отдал дань этомy взглядy. См.: Истоpия pyсского искyсства. М., 1953, т. I, с. 57.

 

[909]25 Фалеева В. А. Женский пеpсонаж…, с. 124; Маслова Г. С. Оpнамент…, с. 74, 76, 115.

 

[910]26 Богyславская И. Я. Рyсская вышивка, с. 13, pис. 13, 14, 37.

 

[911]27 Сообщения Загоpского мyзея. Загоpск, 1960, вып. 3, табл.101‑6.

 

[912]28 Динцес Л. А. Мотив московского геpба в наpодном искyсстве. – Сообщ. ГЭ. Л., 1947, вып. II.

 

[913]29 Богyславская И. Я. О тpансфоpмации оpнаментальных мотивов, связанных с дpевней мифологией, в pyсской наpодной вышивке. М., 1964, с. 4–7.

 

[914]30 Гоpодцов В. А. Дако‑саpматские pелигиозные элементы…, pис. 8. Вышивка хpанится в ГИМ.

 

[915]31 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства с остатками язычества в дpевней Рyси. Хаpьков, 1916, т. I, с. 168.

 

[916]32 Маслова Г. С. Оpнамент…, pис. 43, 63.

 

[917]33 Маслова Г. С. Севеpодвинская золотошвейная вышивка. – МАЭ, 1972, т. XXVIII, pис. 4.

 

[918]34 См.: L'art rustique en Russie. СПб., 1913.

 

[919]35 Динцес Л. А. Дохpистианские хpамы Рyси в свете памятников наpодного искyсства. – СЭ, 1947, № 2, с. 84, pис. 17.

 

[920]36 Динцес Л. А. Дохpистианские хpамы…, с. 67, 94.

 

[921]37 Рыбаков Б. А. Рyсалии и бог Симаpгл‑Пеpеплyт. – СА, 1967, № 2; Рибаков В. О. Київскi колти i вiли‑pyсалки. – В кн.: Славьяно‑pyськi стаpожитностi. Київ, 1969.

 

[922]38 Динцес Л. А. Дpевние чеpты в pyсском наpодном искyсстве. – В кн.: Истоpия кyльтypы дpевней Рyси, т. II, с. 474‑475, pис.248.

 

[923]39 Динцес Л. А. Дохpистианские хpамы…, с. 70 – 71. Автоp ссылается на описание 1838 г.

 

[924]40 Фалеева В. А. Женский пеpсонаж…, с. 123 – 125, pис. 1.

 

[925]41 Динцес Л. А. Дохpистианские хpамы…, с. 85; Маслова Г. С. Оpнамент…, с. 113 (Г. С. Маслова тоже считает этот сюжет изобpажением капища).

 

[926]42 L'art rustique en Russie, fig. 81; Маслова Г. С. Оpнамент…, с. 108, pис. 52.

 

[927]43 Маслова Г. С. Оpнамент…, pис. 75. «Антpопомоpфные сyщества в позе лягyшки… были связаны с магией плодоpодия… пpедставляя позy pодящих женщин». «Пpимечательно, что эти мотивы отмечены на женской одежде, пpостыне и полотенцах (игpавших большyю pоль в свадебной и pодильной обpядности)» (с. 160).

 

[928]44 Маслова Г. С. Оpнамент…, pис. 16, а на с. 59, табл. XXXVII.

 

[929]45 Гальковский H. М. Боpьба хpистианства…, т. I, с. 168.

 

[930]46 L'art rustique en Russie, fig. 79. Бывш. Петербургская губ.

 

[931]47 L'art rustique en Russie, fig. 81.

 

[932]48 Всего в композиции 12 изображений рожаниц, но это нисколько не противоречит установленной выше парности этих богинь.

 

[933]49 Маслова Г. С. Орнамент…, рис. 43, а, 57, в; Богуславская И. Я. Русская вышивка, рис. 13.

 

[934]50 Г. С. Маслова пишет: «Не исключено, что изображения в русской вышивке XVIII – XIX вв., стилистически далекие от наскальных рисунков (родящих женщин), являются всё же отзвуками древних представлений, сущность которых была забыта, но, возможно, сохранялось ещё их значение благопожеланий» (Маслова Г. С. Орнамент…, с. 160; см. также с. 120). Исследовательница написала эти строки только по поводу «лягушек», но мы теперь можем добавить сюда и все другие виды рожаниц («дерево‑женщина», «женщина‑вазон» и т. п.).

 

[935]51 Маслова Г. С. Орнамент…, рис. 64, в. Описание см. на с. 120.

 

[936]52 Маслова Г. С. Орнамент…, с. 120.

 

[937]53 Кулишh Н. Ш. Српски митолошки речник. Београд, 1970, с. 101.

 

[938]54 Гальковский Н. М. Борьба христианства… М., 1913, т. II.

 

[939]55 Рыбаков В. А. Прикладное искусство и скульптура. – В кн.: История культуры древней Руси, т. II, рис. 194, 4.

 

[940]56 Колпакова Н. П. Лирика русской свадьбы. Л., 1973, № 298.

 

[941]57 Ильин М. Художественная «речь» народного искусства. – Декоративное искусство, 1973, № 7, с. 36.

 

[942]58 Полотенца настолько были связаны со свадебной обрядностью, что даже самый налог на новобрачных назывался «убрусным», «повоженным убрусом» (Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958. Т. III). Подзоры кроватей входили в состав приданого и изготавливались применительно к свадьбе. Поэтому они должны рассматриваться вместе со свадебными убрусами.

 

[943]59 Собрание русской старины…, табл. VII, рис. 4.

 

[944]60 Шаповалова Г. Г. Севернорусская легенда об олене. – В кн.: Фольклор и этнография русского Севера.

 

[945]61 Пименов В. В. Вепсы. М.; Л., 1965, с. 243.

 

[946]62 Шаповалова Г. Г. Севернорусская легенда…, с. 216; Шустиков А. А. По деревням Олонецкого края: (Поездка в Каргопольский уезд). – Изв. Вологодского о‑ва изучения Северного края. Вологда, 1915, вып. II, с. 101 – 102.

 

[947]63 Дурасов Г. П. Каргопольские народные вышивки‑месяцесловы, – СЭ, 1978, № 3, с. 141, рис. 5 на с. 144.

 

[948]64 Дурасов Г. П. Каргопольские народные вышивки…, с. 145.

 

[949]65 Дурасов Г. П. Каргопольские народные вышивки…, с, 144, 145.

 

[950]66 Г. С. Маслова правильно классифицирует трёхчастные композиции по положению рук (Маслова Г. С. Орнамент…, с. 114) и верно замечает, что «эти разновидности связаны, по‑видимому, с различиями смысловой направленности сюжета» (там же). Мои последующие рассуждения являются попыткой раскрыть эту смысловую направленность.

 

[951]67 Бубнова О. С. Вышивки. М., 1933, табл. II и III; Маслова Г. С. Орнамент…, рис. 58.

 

[952]68 Бубнова О. С. Вышивки, табл. II; Маслова Г. С. Народный орнамент верхневолжских карелов. М., 1951. На рис. 3 приведен узор русского полотенца из Каргополья.

 

[953]69 Маслова Г. С. Народный орнамент…, рис. 4. Рубаха русская.

 

[954]70 Считать эти большие рогули, торчащие за спинами всадниц, деталями седла невозможно, так как у седел более выдается передняя лука, а эти конструкции нависают над лошадиным хвостом.

 

[955]71 Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. От обряда к песне. СПб., 1903, ч. I, т. I, с. 89; Фаминцын А. С. Богиня весны и смерти в песнях и обрядах славян. – Вестник Европы, 1895, июнь и июль, с. 150.

 

[956]72 Чичеров В. И. Зимний период русского народного календаря. М., 1957, с. 128.

 

[957]73 Тихоницкая Н. Н. Русская народная игра «Просо сеяли». – СЭ, 1938, № 1, с. 149.

 

[958]74 Соколова..В. К. Весенне‑летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX – начала XX в. М., 1979, с. 112, 113, 145–148, 158, 159.

 

[959]75 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 147.

 

[960]76 Кулишиh Ш. Српски митолошки речник, с. 155.

 

[961]77 Бубнова О. С. Вышивки, табл. II; Маслова Г. С. Орнамент…, рис. 4.

 

[962]78 Вопрос о бычьих головах, может быть, не так прост, как он представлен здесь мною. Есть прямолинейное решение: звериные головы помещены среди птиц, бараньих рогов и растений… следовательно, здесь могут быть изображены быки или коровы. Однако головы настолько стилизованы, что могут быть приняты и за конские или лосиные (головы лосих).

 

[963]79 В тех случаях, когда вместо одного коня изображалась «ладья» из двух коней, обращенных головами в разные стороны, на «ладье» часто вышивалась определенно женская фигура в широкой юбке.

 

[964]80 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…

 

[965]81 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974, с. 181.

 

[966]82 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с.252.

 

[967]83 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. до н. э. из земли полян. – СА, 1962, № 4, с. 81.

 

[968]84 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. …, с. 79, рис. 14

 

[969]85 Фаминцын А. С. Божества древних славян. СПб., 1884, с. 51, 52, 231.

 

[970]86 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 211.

 

[971]87 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 211.

 

[972]88 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. …, с. 79.

 

[973]89 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 219.

 

[974]90 Гальковский Н. М. Борьба христианства…, т. I, с. 96.

 

[975]91 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с. 229.

 

[976]92 Соколова В. К. Весенне‑летние календарные обряды…, с.253.

 

[977]1 В русских средневековых источниках и «баснь» и «коштюна» почти в равной степени отвечали греческому mythos – миф. Греческие мифы назывались «басни еллинские». Но глагол «баяти» мог относиться вообще к произнесению чего‑либо, например к заговору: «Бають брашно бааници и чмиком влъхвующе». Здесь речь идет о колдовских заговорах муки и ячменя. Слово «кощуна» более соответствовало словесному исполнению мифа: «В кощун место преславных делес повести сказывати»; «Ни чаров внемли, ни кощуньных вълшеб» (Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958, т. I, стлб. 1308).

 

[978]2 Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916, с. 350‑352.

 

[979]3 Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. 352.

 

[980]4 Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957, с. 65.

 

[981]5 Георгиев В. Трите фази на славяне ката митология. София, 1970.

 

[982]6 Рыбаков В. А. Русалии и бог Симаргл‑Переплут. – СА, 1967, № 2, с. 91 – 116.

 

[983]7 Piggott S. Ancient Europe. Edinburgh, 1967, p. 180, fig. 100.

 

[984]8 Тереножкин А. И. Киммерийцы. Киев, 1976, с. 104‑160.

 

[985]9 Тереножкин А. И. Киммерийцы, с. 214.

 

[986]10 Ковпаненко Г. Т. Племена скiфського часу на Ворсклi. Київ, 1967, с. 49; Ильинская В. А. Скифы днепровского лесостепного Левобережья. Киев, 1968, с. 173.

 

[987]11 Трубачев О. Н. Названия рек Правобережной Украины: (Словообразование. Этимология. Этническая интерпретация). М., 1968, карта № 11 на с. 271.

 

[988]12 Шрамко Б. А. Крепость скифской эпохи у с. Бельск – город Гелон. – В кн.: Скифский мир. Киев, 1975, с. 94–128; Он же. Восточное укрепление Бельского городища. – В кн.: Скифские древности. Киев, 1973, с. 111.

 

[989]13 Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. М., 1963, с. 71, 224, 428, 429.

 

[990]14 Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. – ЧОИДР, 1865, кн. 2, с. 8–15.

 

[991]15 Пропп В. Я. Русский героический эпос. Л., 1955. На с. 172–227 помещен раздел «Герой в борьбе с чудовищами», в котором нет ни одного обращения к интереснейшим данным змееборческих легенд. Нет этих легенд и в упомянутой выше книге Е. М. Мелетинского, но найдем мы их и в работе Б. Н. Путилова «Русский и южно‑славянский героический эпос» (М., 1971), имеющей специальный раздел «Песни и былины о борьбе со змеями и чудовищами» (с. 32–77). Книга В. В. Иванова и В. Н. Топорова «Исследования в области славянских древностей» (М., 1974), посвященная в значительной своей части попыткам анализа мифа о борьбе Бога Грозы со Змеем, содержит лишь попутные упоминания легенд о кузнецах‑змееборцах, опирающиеся на очень старые лаконичные публикации середины XIX в. М. А. Максимовича, А. А. Потебни и А. Н. Афанасьева (см.: указ, соч. В. В. Иванова и В. Н. Топорова, с. 161, 173). В книге Иванова и Топорова не упомянуты, ни бог Сварог, покровитель кузнечного дела, ни бог Род, являвшийся в известной мере двойником Перуна, которому авторы посвятили почти всю книгу.

 

[992]16 Гiппiyc Василь. Коваль Кузьма‑Дем'ян у фольклорi. – В кн.: Етнографiчний вiсник. Kиїв, 1929, кн. VIII, с. 3–51; Петров Biктор. Кузьма‑Дем'ян в українському фольклорi. – В кн.: Етнографiчний вiсник. Київ, 1930, кн. IX, с. 197–238.

 

[993]17 Гiппiyc Василь. Коваль Кузьма‑Дем'ян…, с. 12, 33, 34, 51.

 

[994]18 Петров Виктор. Кузьма‑Дем'ян…, с. 234.

 

[995]19 Петров Виктор. Кузьма‑Дем'ян…, с. 234

 

[996]20 Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси. М., 1948, с. 485‑490.

 

[997]21 Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. 350.

 

[998]22 Рыбаков Б, А. Ремесло древней Руси, с. 748‑754.

 

[999]23 Ляскоpонский В. Г. Змиевы валы в пpеделах Южной России, их соотношение к кypганам‑майданам и пpиблизительная эпоха их возникновения. – Тpyды XIII аpхеол. съезда. М., 1907, т. I, с. 200.

 

[1000]24 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974, с. 191.

 

[1001]25 Плетнёва С. А. Змей в русской сказке. – В кн.: Древние славяне и их соседи. М. 1970, с. 129‑131.

 

[1002]26 Тереножкин А. И. Киммерийцы, с. 214.

 

[1003]27 Ляскоронский В. Г. Городища, курганы и длинные (змиевы) валы по течению рек. Псла и Ворсклы. – Труды ХIII археол. съезда, т. I, с. 174, 178–179

 

[1004]28 Пропп В. Я. Русский героический эпос, с. 251.

 

[1005]29 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955, т. IV, с. 201.

 

[1006]30 Пропп В. Я. Русский героический эпос. с. 250.

 

[1007]31 См. сб.: Скифо‑сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976. Особенно интересна здесь статья: Шкурка А.И. О локальных различиях в искусстве лесостепной Скифии, с. 90 – 105.

 

[1008]32 Хвойко В. В. Древности Поднепровья. Киев, т. II.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.215 сек.