на втором году жизни и особенно в подростковом возрасте
3.
Ведущая область поражения
нервно-вегетативная и соматическая сфера
психическая сфера
4.
Стойкость проявления
неустойчивость и обратимость с возрастом
устойчивость и относительная необратимость
5.
Изменения с возрастом
уменьшаются
увеличиваются
6.
Склонность к беспокойству и чувству вины
выражена
отсутствует
7.
Агрессивность
не характерно
одно из главных проявлений
3 параметра:
1. Функциональная локализация нарушения. Дефекты разделяются на частные (дефицит, локалн. функции) и общие (нарушение регуляторных систем).
Эмоциональное расстройство, дефекты интеллектуальной деятельности.
2. Время поражения.
3. Взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами (см. структуру по Выготскому).
Понятие среднестатистической нормы развития. Функциональнаянорма как генеральная стратегия специальной помощи детям с наруше-ниями в развитии. Понятие фактора отклоняющегося развития. Биологиче-ские и социальные причины возникновения нарушений в развитии. Поня-тия «аномальный ребенок», «дети с особыми нуждами», «дети с ограни-ченными возможностями здоровья», «дети с нарушениями в развитии».Идеи Л.С. Выготского о первичности дефекта и вторичных отклонениях вразвитии ребенка. Понятия «дефект», «структура дефекта», «органическиеи функциональные нарушения», «коррекция», «компенсация», «социализация» и «интеграция». Взаимосвязь развития, обучения и воспитания в работе с детьми с нарушениями в развитии. Специальная психология возникла и развивалась как пограничная об-ласть знаний, ориентированная на практическую деятельность и теорети-ческую дефектологию. Понятие нарушенного развития входит в круг по-нятий, объединенных термином дизонтогения, который обозначает раз-личные формы нарушений онтогенеза. В зависимости от ведущей модаль-ности первичного нарушения принята классификация лиц с особенностямив развитии: дети с умственной отсталостью, дети с задержкой психическо-го развития, дети с нарушениями речи, дети с нарушениями слуха, дети снарушениями зрения, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,дети с нарушениями поведения, дети с нарушениями эмоционального раз-вития, дети с комплексными нарушениями. Под нарушением (устаревшее«дефект») в специальной психологии понимается недостаток одной изфункций, который нарушает психическое развитие только при определен-ных обстоятельствах. Л.С. Выготский пишет, что на начальных этапах раз-вития «проблемного» ребенка главным препятствием к его обучению ивоспитанию является «первичный дефект». При отсутствии коррекционно-го воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретатьвторичные отклонения, и именно они мешают социальной адаптации ре-бенка. Возникают педагогическая запущенность, расстройства эмоцио-нально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности иощущениями неуспеха. Эти понятия и включает в себя «структура нару-шения». Т.о., Л.С. Выготский выделил в структуре нарушения первичное ивторичное нарушение, а его последователи, опираясь на его описаниетрудностей социализации ребенка с особенностями в развитии, выделили итретичное нарушение. Особое значение для полноценного психическогоразвития ребенка с особыми нуждами играет целенаправленное обучениеи воспитание, т.е. особым образом организованная внешняя среда, котораяпризвана своевременно скорректировать и скомпенсировать нарушения вразвитии. Процесс развития ребенка с тем или иным нарушением двоякимобразом социально обусловлен: социальная реализация нарушения с однойстороны, социальная направленность компенсации на приспособление ктем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальныйтип развития, составляют ее вторую сторону. Согласно Л.С. Выготскому, линия «дефект-компенсация» и есть центральная линия развития ребенка сособенностями в развитии. Положительное своеобразие ребенка с тем илииным нарушением создается в первую очередь не тем, что у него выпада-ют те или иные функции, а тем, что выпадение функции вызывает к жизниновые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление