Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эзотерический взгляд




Христианство.

Причина страдания.

Согласно христианству, причиной всех человечес­ких страданий является греховность человеческой природы, ослушание Бога. Человек виноват перед Богом исходно, именно по причине греха он приоб­рел все формы отчуждения в человеческих отноше­ниях, так же, как получил смерть, болезни и необ­ходимость тяжелого труда. Несчастная любовь — еще одно выражение вины и греха. При страстной привязанности к другому человек отворачивается, от Бога, которого он должен любить больше всего на свете, он творит кумира из простого смертного, отсюда и весь арсенал страданий. Таким образом, сама невротическая привязанность, не находящая ответа, — результат неверного душевного и жизненного пути, погружения в земное, ограниченное и несовершенное.

Смысл страдания.

Смысл страдания состоит в данном случае в том, чтобы напомнить человеку о порочности и тупиковости избранного направления. Вина перед Госпо­дом должна перекрыть и вытеснить те пылкие чув­ства, которые невротик питает к своему избранни­ку. Страдание сигнализирует, что надо переменить направление любви, обратить ее к вечному, а не к временному.

Кроме того, страдание может очищать душу от скверны, от избыточного эгоизма. Страдающий че­ловек способен быть по-христиански добр к окру­жающим, он сопереживает чужому страданию, жа­лея других людей.

И, наконец, душевное страдание может быть сво­его рода испытанием. Если ты не станешь роптать и жаловаться, проклинать Всевышнего и ниспослан­ную им судьбу, ты достоин высшей милости. Если же ты идешь по пути жалоб и проклятий — не обес­судь, страдания могут умножиться тысячекратно.

Решение психологической проблемы.

Решение этой проблемы, как и многих других, пролегает через обращенность к Богу. Здесь возмо­жен двойственный пафос: с одной стороны, пафос смирения, покорности высшей воле, которая вмес­то радости дает мучение, с другой — пафос отказа от чисто человеческих страстей и обращенности к вечному источнику любви — Христу. При выборе небесного, а не земного, чисто-человеческие пробле­мы отпадут сами собой, потеряют значение, и стра­дание уйдет, уступив место блаженству.

 

 

Причина страдания.

Тупиковая невротическая привязанность, изма­тывающая в течение долгого времени силы челове­ка, может быть истолкована в рамках эзотеричес­кого подхода как кармический узел. Согласно это­му взгляду, в прошлом воплощении между людьми были острые, конфликтные отношения — зависть, ревность, или, напротив, страстная любовь, но тоже односторонняя. Возможно, нынешний любящий был тогда предметом обожания, но отверг чужое чув­ство сделал это грубо, бестактно, что и повлекло в новой жизни соответствующий опыт — опыт стра­дания от отвергнутой любви. Впрочем, карма нара­батывается все время, мы создаем линию необходи­мости в своей судьбе каждый день, каждым свобод­ным выбором, поэтому кармический узел вроде тяжелой невротической связи мог быть завязан и при наличной жизни. Такое толкование сближает эзотерический подход с обычным безрелигиозным психотерапевтическим в духе Э. Фромма и К. Хорни.

Смысл страдания.

Смысл переживаемого страдания состоит в данном случае в том, что это страдание являет собой урок. Эзотерика считает, что все трудности, удары, испытания, препятствия, которые портят нам жизнь, — это уроки, предназначенные для того, чтобы мы заду­мались: что мы делаем не так? В чем нарушаем мы закон космической нравственности, духовности, где уклоняемся от верного пути?

Урок для безнадежно влюбленного (влюбленной) может быть разным, и поэтому страдание может получать разный смысл. Урок этот может заклю­чаться в том, что не надо чересчур зависеть от кого бы то ни было, сколь совершенным этот человек ни казался бы.

Однако урок может состоять и в том, что не сто­ит настырно навязывать другому человеку своих же­ланий и своей воли, надо внимательно прислуши­ваться к ответу, устанавливать «обратную связь», только тогда есть шансы получить искомую гармо­нию. Если взаимности нет, от отношений следует отказаться, даже если они представляются «светом в окошке». Это не свет, а самообман.

Третий вариант урока — это вывод о том, что грубо отвергать чужие чувства, играть с ними в прятки и манипулировать душой другого — плохо, и делать так самому никогда нельзя.

Эзотерическое прочтение страдания как урока ориентирует мятущуюся душу на работу над собой, на конструктивную позицию.

Решение психологической проблемы.

Проблема может найти свое разрешение на пути внутренней перестройки, следующей за осмыслени­ем урока. Урок почти всегда содержит два основных ориентира: ориентир на гибкое, созерцательное, не­страстное отношение к действительности и ориен­тир на благоволение и доброжелательство. В рассмот­ренном нами конкретном случае развязывание кармического узла и исчезновение страдания тоже проистекает из способности влюбленного, во-первых, легче отнестись к ситуации, ослабить собственную хватку, а во-вторых, отпустить своего вольного-не­вольного мучителя с благожелательностью и проще­нием. Пафос прощения и отпускания от себя любых негативных ситуаций и людей, их породивших, а также прощения самого себя — главный нерв пре­одоления невротических ситуаций, построенных на древних эзотерических знаниях.

Я не берусь сравнивать здесь разные мировоззренческие установки, способствующие психотера­пии, не стану давать им оценки и выдвигать ка­кую-либо на первый план. Лично мне кажется, что позиция, при которой можно простить себя, лучше способствует выздоровлению невротика, чем пози­ция, предполагающая усиленное чувство вины пе­ред Богом. Однако каждый человек выбирает здесь сам. Глубоко верующему христианину могут в наибольшей степени помогать именно христианские установки. Вдохновляясь ими, он может преодолеть личные психологические трудности, успешно выйти из кризиса, депрессии, тупика. В то же время человек других взглядов выберет для себя иной, более соответствующий его убеждениям подход. Главное, что перечисленные нами взгляды так же, как и другие мировоззренческие установки, всегда есть в культуре, позволяя страждущей душе получить необходимую опору.

Третий фактор предлагает потенциальным па­циентам разные методики для работы с собствен­ным сознанием, а точнее — с собственным внутрен­ним миром. С ее помощью человек может самоиз­лечиться, самовосстановиться, побороть тревогу и тоску. Человек может быть сам себе психотерапев­том по одной простой причине, открытой в XX веке таким направлением в изучении сознания, как фе­номенология: он, человек, сам приписывает всему смыслы.

Как показала феноменология, с которой тесно связаны многие направления современной психо­терапии, смысл не равен ни вещи, ни образу вещи, ни обстоятельствам, ни фотографическому отобра­жению этих обстоятельств. Смысл — это то значе­ние, та значимость, которую мы приписываем со­бытиям, ситуациям, словам, чужому поведению или собственному облику. Смысл отвечает на вопросы «зачем?», «ради чего?», «в каком контексте?» Ра­зумеется, смыслы мы не изобретаем полностью сами, не вылавливаем из пустоты, они явно и скрыто при­сутствуют в культуре, которая дает нашему созна­нию жить и развиваться. Но придать чему-либо смысл мы можем только сами, найдя его в сфере сознания и применив к конкретному случаю. При­меняя смыслы для выстраивания в сознании ка­кой-либо ситуации, мы интерпретируем действительность, по-своему понимаем ее.

Всякое невротическое состояние — это состоя­ние эмоционально-смысловое. Тревога, страх, по­дозрительность, ощущение себя одиноким и зави­симым — это, конечно, переживания, но они име­ют мощную смысловую составную. Внимание человека приковано в этом случае к отрицательной стороне вещей, в то время как другая сторона — положительные эмоции, доверие, безопасность, ши­рокие возможности — просто не замечается. Нега­тивно истолкованная действительность, слитая с тревожными, гнетущими чувствами, кажется един­ственной действительностью, из которой нет выхо­да. Однако это не так.

Смыслы и переживания изменяются, это можно сделать по собственной воле, при собственном сво­бодном сознательном решении. И этого не может осуществить за страдальца-невротика никакой пси­хотерапевт. Он может только помогать процессу пе­реосмысления мира, способствовать рождению но­вых чувств. Но рождает в себе новое, здоровое на­чало сам человек.

Пользуясь методиками, которые наработаны спе­циалистами, он в силах вступить в диалог с собствен­ным бессознательным, изменить свое эмоциональное мировосприятие, сделать смысловую картину такой, которая придаст ему бодрость и оптимизм.

Существует множество популярных пособий, благодаря которым каждый может стать собственным психотерапевтом. Эти пособия учат человека перестраивать собственное сознание самостоятельно, с тем, чтобы никто сторонний не вмешивался в этот тонкий интимный процесс. Психотерапевтические руководства содержат методики придания событи­ям новых смыслов, культивирования в себе добрых, благожелательных чувств, планирования в вообра­жении положительных, а не отрицательных сцена­риев развития будущих событий.

Для того, чтобы воспользоваться подобной по­мощью, человеку нужно только осознание своей про­блемы и воля к исправлению ситуации.

Очень интересным автором является Луиза Хей. Она утверждает нашу способность преобразовать как пространство нашего внутреннего мира, так и об­стоятельства нашей жизни:

«1. Мы несем 100-процентную ответственность за все наши поступки. 2. Каждая наша мысль со­здает наше будущее. 3. Исходная точка силы — все­гда в настоящем моменте. <...> 6. Все заключается в мысли, а мысль можно изменить. <„.> 9. Когда мы действительно любим самих себя, наша жизнь прекрасна... 10. Мы должны освободиться от про­шлого и простить всех без исключения. <...> 12. При­нятие самих себя и одобрение своих поступков — ключ к продолжительным переменам» ( Хей Л.Л. Исцели свою жизнь, свое тело. Сила внутри нас. Каунас, 1996. С. 9. ).

Луиза Хей не призывает своих читателей-паци­ентов использовать сложные медитации или элемен­ты самогипноза. Она предлагает им совсем простое средство — так называемые аффирмации, позитив­ные утверждения, которые надо упорно повторять вслух или про себя, постепенно, но неуклонно ме­няя собственный образ мыслей и чувств.

Другой автор — Джанетт Рейнуотер — предлага­ет множество несложных, но эффективных средств для корректировки своего внутреннего мира: расска­зывает о роли самонаблюдения, объясняет, как мож­но конструктивно использовать собственную фанта­зию, показывает психотерапевтическую роль днев­ника и написания автобиографии, дает советы, как анализировать сны, работать с простыми медитаци­ями, жить настоящим моментом, а не только мечта­ми или воспоминаниями (Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собствен­ным психотерапевтом. М., 1992.).

На русском языке издана целая серия книг X. Сильва и Б. Голдман. Они учат человека разным способам саморегуляции и самостроительства, при­бегая при этом к средствам медитации и самогип­ноза.

Совсем другого плана работа Д. Бернса «Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений» (М., 1995). Она построена на принципах когнитивной терапии, позволяет человеку вести с самим собой рациональ­ный диалог, размышляя о последствиях своих по­ступков и повышая самооценку. Берне показывает типичные ошибки размышления, которые заставля­ют людей драматизировать ситуацию.

Известной популярностью пользуются многочис­ленные издания по нейролингвистическому про­граммированию (НЛП), методы которой, в принципе, тоже можно самостоятельно брать на вооруже­ние.

Не отстают от западных авторов и российские, хотя их работы часто бывают прямым или косвен­ным заимствованием у своих зарубежных коллег.

И для американских, и для российских попу­лярных изданий по психотерапии нередко харак­терно слияние психотерапевтического подхода с эзо­терическим, что мы можем увидеть в книгах А. Свияша, В. Жикаренцева, Д. Верищагина, а также у авторов книги «Курс начинающего волшебника» В.А. Гурангова и В.А. Долохова.

Что вдохновляет и вызывает надежду на луч­шее, это широкая возможность для читателя по­добрать себе именно такой метод самотерапии, который подходит ему больше других. Не понрави­лась эзотерика — обратись к рациональному диа­логу с самим собой, не подошел диалог — примени НЛП, и это не по вкусу — попробуй аффирмации по Луизе Хей или самогипноз, какой предлагает X. Сильва. Что-нибудь непременно даст положитель­ный эффект.

Речь идет, конечно, о тех случаях, когда нет се­рьезной патологии, когда удрученный жизнью че­ловек, не имея хорошего психотерапевта, должен работать сам с собой. Впрочем, даже окончив курс лечения даже у отменного специалиста-психотера­певта, он все равно будет работать сам с собой, ибо от себя-то как раз никуда не уйти.

Кроме книг по психотерапии, в некоторых слу­чаях очень способствует восстановлению внутреннего мира философская литература, однако это от­носится по преимуществу к любителям интеллек­туальных развлечений. Впрочем, главное в том, что каждый может и должен помогать себе сам, а для этого надо не жалеть времени и внимания для по­стижения «Я».

Моя душа — в моих руках!

РЕШАЙТЕ САМИ! (оглавление)

Михаил Ефимович Литвак— кандидат ме­дицинских наук, преподаватель Ростовского ме­дицинского института, главный психотерапевт Ростовской области, президент Севера-Кавказ­ской психотерапевтической ассоциации.

Область научных интересов — современ­ные методы психоаналитической терапии. Це­ленаправленное моделирование эмоций, коррек­ция и прогноз судьбы, интеллектуальная нирвана психологическое айкидо, психосмехотерапия — вот далеко не полный перечень методик, разра­ботанных и успешно внедренных в лечебную практику и практику консультирования руко­водителей, администраторов, бизнесменов и се­мейного консультирования. Михаил Ефимо­вич— автор 17 книг, посвященным актуаль­ным вопросам психотерапии, психологии общения, управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.