Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Глубинное интервью

Примерные темы рефератов

1. Применение трубопроводного транспорта в РФ.

2. Ана­лиз трубопроводов топливоподачи в автомобиле ГАЗ-53А и тракторах МТЗ-50 и ДТ-75.

3. Анализ маслопроводов в смазочной системе автомобиля ГАЗ-53А и тракторов МТЗ-50 и ДТ-75.

4. Применение сифонов в технике.

5. Работы Н. Е. Жуков­ского по исследованию гидравлического удара.

6. Гидравлический удар и методы борьбы с ним.

7. Гидравлический таран: устройство, принцип действия, область применения.

 

 

План:

1. Общие идеи по поводу глубинного интервью.

2. Этапы интервью.

3. Ошибки интервьюеров.

4. Завершение интервью.

5. Отношения с респондентом после интервью.

 

 

1. Общие идеи по поводу глубинного интервью

 

Можно различать два основных типа интервью: формализованные и неформализованные. Второй тип называют также глубинным интервью. Глубинное интервью является одним из методов качественной социологии.

Глубинное интервью включает вопросы, которые необязательно должны быть сопоставимыми с вопросами других интервью. Содержание интервью может меняться от респондента к респонденту. Поэтому заранее подготовленные вопросники могут отсутствовать. Важным является интуитивное понимание проблемы и обнаружение непредвиденных заранее тем и проблем исследования.

Различаются жесткий и мягкий стили ведения интервью. В первом случае интервьюеру разрешается грубо перебивать респондента, ловить на противоречиях, задавать наводящие вопросы, оказывать психологическое давление и т. д. Второй случай предполагает вежливое и сочувственное слушание высказываний респондента. Уточнение замеченных интервьюером противоречий осуществляется с извинениями и в деликатной форме («Извините, но мне показалось, что…)

«Жесткий» тип интервью применяется для «пробивания» у респондентов эмоционально закрытых сфер, связанных с угрозой его «я». Его иногда применяют для изучения интимных сторон жизни респондентов.

 

2. Этапы интервью

 

Интервьюирование включает: начало; основная часть; завершение; обработка результатов.

Начало интервью. Сюда входит переговоры о встрече с респондентом, а также первые минуты непосредственного общения с респондентом и первые вопросы. Необходимо установить психологический контакт с респондентом. Здесь часто используются выражение «разбивание льда».

Основная часть

а) Раскрытие темы

Целью глубокого интервью не является получение ответов типа «да» или «нет», целью является подробное раскрытие темы. Это предполагает спонтанность речевого потока респондента: респондент без дополнительных вопросов, дает длинные и связные тексты ответов, тем самым раскрывает тему.

Однако если интервьюер просто пассивно слушает, то респондент спустя некоторое время либо замолкает, либо возникающие в сознании ассоциативные связи уводят его в сторону от проблем, интересующих интервьюера. Поэтому должно быть так называемое активное слушание, направленное на поддержание беседы и одновременно фокусирующее ее на предмете исследования.

Для поддержания спонтанности речевого потока респондента можно использовать особые приемы. Перечислим их от более слабых к наиболее сильным.

1. Пауза или молчание. Прием заключается в том, что, если респондент умолкает, интервьюер не спешит заполнить возникшую паузу вопросом. Молчание означает как бы мысленную просьбу: «Скажите еще что-нибудь по данному вопросу». Опыт показывает, что использование молчания ведет к спонтанному расширению ответов в 25% случаев. Но существует граница, когда молчание превращается в неловкую паузу. Необходимо интуитивно ощущать такую границу и не переступать ее.

2. Подбадривание. Это вербальные и невербальные реакции интервьюера, поощряющие респондента продолжить высказывания. Вербальный аспект включает в себя одобрительные возгласы типа: «да-да», «вот как!», «продолжайте, пожалуйста!», «очень интересно». Невербальный включает мимические реакции, кивки головой и иные жесты, выражающие внимание и одобрение.

Начинающие интервьюеры слишком активно используют подбадривание, они стремятся заполнить ими паузы, и тогда поддержка становится навязчивой. Другая ошибка заключается в том, что пытаются имитировать внимание. Все время улыбаются, кивают головой, но не включаются полностью в то, что говорит респондент. Респондент быстро распознает имитацию. Часто имитация выдает себя невпопад заданным вопросом.

3. Отражение или «эхо». Суть приема заключается в повторении с вопросительной интонацией последней фразы респондента. Например:

Респондент: Темы такие художники берут из народной жизни.

Интервьюер: Из народной жизни?

«Эхо» должно отражать ключевые фразы респондента и является эффективным стимулом для расширения ответа. Но не должно использоваться все время.

4. Вопросы-синонимы. Интервьюер может задавать респонденту фактически один и тот же вопрос, слегка меняя его формулировку: В чем это выражено? Как это проявляется? Покажите конкретно, как это представлено?

5. Прямая просьба расширить ответ. Это вопросы типа: «Что случилось потом?», «Что Вы имеете в виду?», «Расскажите об этом подробнее...», «Не хотите ли Вы что-нибудь добавить?», «Не могли бы Вы развить вашу мысль?». Эти вопросы не должны иметь конкретного содержания, иначе они превратятся в наводящие.

Просьба расширить ответ может быть в виде возврата к ранее обсуждавшейся теме: «Вы говорили то-то. Расскажите об этом подробнее».

6. Парафраза. Вопрос этого типа похож на отражение («эхо»), но в нем не используются слова, сказанные интервьюируемым. Парафраза представляет собой упрощенное высказывание респондента. Цель состоит в прояснении ответа и в том, чтобы убедиться в правильном понимании.

7. Суммирующий вопрос. Это расширенный тип парафразы. Здесь на языке интервьюера выражается главная мысль какой-либо темы или совокупности высказываний. Он начинается с фразы типа: «Давайте посмотрим, правильно ли я Вас понял».

8. Прямая просьба разъяснить ответ. Если в высказываниях респондента имеются неясности или противоречия, можно напрямик попросить дать разъяснения. Задаются вопросы: «Можете ли Вы объяснить точнее?», «Я не уверен, что понял Вас правильно...», «Для меня не совсем ясно...», «Вы говорили то-то и то-то. Нет ли в этом противоречия?» Прямая просьба о разъяснении часто вызывает пространные пояснения и способствуют более полному раскрытию темы.

9. Изменение темы. Это постановка вопроса, переводящая к новой теме. Здесь происходит наиболее сильное вмешательство в естественный ход высказываний респондента.

б) Переходы в темах

Интервьюер должен уметь фиксировать момент завершения темы. Завершенную тему следует отличать от темы оборванной. Обрыв темы происходит, когда интервьюер, не дожидаясь полного раскрытия предыдущей темы, задает новый вопрос. Есть правило: не переходить к новой теме, пока предыдущая не будет полностью исчерпана.

Но не стоит затягивать обсуждения темы, когда респондент уже не может добавить ничего существенного. Признаки исчерпанности темы: повторение респондентом уже сказанного, утрата интереса к беседе, паузы.

При переходе к новой теме хорошо сделать заключение, построенное по типу суммирующего вопроса. И в то же время предоставить возможность респонденту что-то добавить или дополнить: «Ну, хорошо, я получил всю информацию относительно Ваших проблем. Теперь давайте перейдем к обсуждению возможных решений, если Вы уже все сказали».

Если тема, начатая респондентом, явно не соответствует проблеме исследования, интервьюер вправе ее прервать, но делать это тактично и по возможности так, чтобы респондент не заметил намерения оборвать тему. Можно предложить развить одну из предшествующих тем: «Простите, перед этим Вы говорили то-то. Это очень важно для нас. Не могли бы Вы уточнить...». Однако нужно иметь в виду, что тема, начатая респондентом по собственной инициативе, может вывести на новые аспекты проблемы.

Часто респондент может незаметно для себя перескочить к новой теме, не раскрыв полностью предыдущей. Поэтому темы, оставшиеся неразвитыми, должны быть отмечены интервьюером в блокноте и позднее развиты через постановку дополнительных вопросов.

Важно понять, когда переход или перескок респондента в теме выступает формой уклонения от нежелательного ответа. Тут важно – сохранить атмосферу сотрудничества, поэтому лучше отходить от тревожащих респондента вопросов.

в) Контроль над темой

Контроль над темой – это направление хода интервью и фокусирование на проблеме. Основную роль здесь играет мимика лица, выражающего заинтересованность, а также короткие реплики интереса, т.е. «подбадривание». Это подбадривание должно быть избирательным и должно эмоционально вознаграждать ответы, соответствующие целям интервью. В то же время это старание не поддерживать не соответствующие теме направления беседы.

Если ответ неполон или уводит в сторону, интервьюер тактично дает понять, что респондент не выполнил своей роли. Формулировка вмешательства должна быть такова: «То, что Вы говорите, очень интересно, но мне хотелось бы побольше узнать о другом….».

Недостаточная полнота раскрытия темы может возникнуть из-за умолчаний со стороны респондента в связи с приближением беседы к эмоционально закрытым зонам. Интервьюер вправе проявить настойчивость, мотивируя тем, что получение данной информации передает жизненный опыт респондента и может помочь другим людям. Тактичная настойчивость, сопровождаемая мотивировкой, приводит к «раскрытию» эмоционально закрытых зон примерно в 70% случаев. Здесь важно уметь почувствовать умолчание и направить усилия по фокусировке в этом направлении.

Логический контроль. Нередко в высказываниях респондентов встречаются логические противоречия и ошибки. Нужно выяснить их причину и установить, какая из точек зрения соответствует подлинному мнению респондента.

Одной из причин может являться неумение респондента ясно сформулировать свою мысль. В таком случае просьба ее разъяснить дает вполне удовлетворительные объяснения. Главная задача состоит не в контроле за правдивостью высказываний, а в более полном раскрытия темы. Указание на логическую ошибку респонденту позволяет получить дополнительные разъяснения и помогает респонденту упорядочить сообщаемую им информацию.

 

3. Ошибки интервьюеров

 

1. Интервьюер увлекается беседой и начинает сам произносить обширные монологи. В результате может возникнуть отрицательная реакция респондента, который может быть не согласен с его точкой зрения либо с манерой изложения этого мнения.

Поэтому не стоит произносить фразы, которые не заканчиваются знаком вопроса. Если вопрос сложен, допускается разъясняющие предложения, после которых обязательно должно следовать вопрос. Вообще интервьюеру следует стремиться говорить как можно меньше.

2. Ограничение ответов. Иногда интервьюер считает, что высказывания респондента не относятся к делу, потому что данная тема в вопроснике не обозначена. Здесь возникает опасность пропустить самое ценное – непредвиденный важный для раскрытия темы ответ.

3. Слишком быстрые переходы. Желая охватить как можно больше тем, интервьюер удовлетворяется поверхностным их рассмотрением. Стремясь к полноте, жертвует глубиной. Лучше рассмотреть ограниченный круг вопросов, но исчерпывающим образом. Остальные вопросы можно попытаться рассмотреть, договорившись о новой встрече.

5. Начинающие интервьюеры часто боятся своего естественного стиля поведения. Стараются сохранять непроницаемое, чопорное выражение лица. Но респонденту легче раскрыться с человеком, который не боится быть самим собой. Иногда уместная шутка может облегчить установление и поддержание атмосферы искренности и доверия.

 

4. Завершение интервью

 

При приближении к финалу необходимо сохранить хороший «климат» общения. Респондент не должен почувствовать, что его «отжали» и выбросили, как ненужную вещь.

Показателем хорошего финала может быть выражение эмоций искренности и дружбы. Так, после длительного интервью один крупный руководитель достал из шкафа бутылку коньяка, разлил по рюмкам и сказал: «Благодарю Вас за хорошую беседу».

У респондентов с низким уровнем образования могут возникнуть сомнения, хорошо ли они справились с ролью респондента. Поэтому необходимо подчеркнуть, что интервью было очень ценным. Обычно в таких случаях респондент отвечает улыбкой.

 

5. Отношения с респондентом после интервью

 

После обработки текст интервью необходимо давать респондентам для просмотра. Это важно с точки зрения этики и для уточнения информации, которое может быть весьма существенным.

Нельзя публиковать интервью без разрешения респондента, так как это может нанести ущерб респонденту. Иногда респонденты дают согласие на анонимную публикацию. В таком случае необходимо тщательно просмотреть текст интервью и исключить из текста все детали, которые могут способствовать «опознанию» респондента. Запрет респондента на публикацию ни при каких условиях не должен нарушаться.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример использования гидравлического удара в технике | Подручные инструменты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.