Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детализация вопросников осуществляется путем деления большой общей темы на составляющие ее частные темы




Вопросы, запланированные заранее,

Последовательности тем по характеру смысловых связей.

Принципы составления вопросника

Вопросник интервью.

Если структурной единицей анкеты является вопрос или блок вопросов,

то структурной единицей неформализованного интервью является ТЕМА. Тема представляет собой связное (обладающее смысловым единством) изложение какого-либо вопроса.

 

Вопросник глубокого неформализованного интервью представляет собой перечень тем, подлежащих выяснению.

Этот перечень не обязательно должен иметь форму вопросительных предложений.

Темы могут быть сформулированы как в повествовательной, так и в вопросительной форме. Эти грамматические формы взаимозаменяемы, и исследователь может по желанию выбрать любую из них либо использовать их комбинацию.

 

В зависимости от типа смысловой связи темы подразделяются на

· повествования,

· описания

· и рассуждения.

и вопросы, формулируемые по ходу интервью.

Вопросы, задаваемые респонденту, подразделяются на те, что подготовлены заранее и сведены в план-вопросник,

и те, что задаются непосредственно в ходе беседы и представляют собой оперативную реакцию интервьюера на получаемую информацию.

 

Число тем в интервью.

· План глубокого интервью может включать в себя либо одну тему, либо несколько независимых тем.

· Первый тип вопросника можно охарактеризовать как простой, а второй – как составной.

· Составные интервью реже встречаются в социологической практике глубокого интервьюирования, поскольку полноценное раскрытие одной темы (или нескольких взаимосвязанных тем) требует обычно достаточно много времени.

· Соединение в одном интервью нескольких разнородных тем может привести к тому, что не все они будут полноценно раскрыты.

 

Степень логической детализации вопросника.

Если для проведения интервью формируется подробный план, состоящий из многих вопросов, и если эти вопросы представляют собой составные части одной общей темы, то мы имеем дело с вопросником детализированного типа.

Деление темы на составные части (подтемы) должно быть:

а) обоснованным, т. е. проводиться только по одному основанию (или по нескольким основаниям (сначала по одному, затем по другому и т. д.), лежащему в основе видовых различий подтем.

б) соразмерным, т. е. сумма логических объемов подтем должна быть равна логическому объему основной темы. При соблюдении данного правила в интервью уменьшается вероятность пропусков и непоследовательности.

в) взаимоисключающим, т. е. расчленяющим тему на такие части, которые по содержанию не перекрывают друг друга. Несоблюдение этого правила приведет к тому, что респондент вынужден будет освещать одни и те же вопросы в различных частях интервью.

г) непрерывным, т. е. основная тема (родовое понятие) должна быть сначала разделена на подтемы (виды), для которых они являются ближайшим рядом, а затем уже на более мелкие части (подвиды), для которых каждый вид выступает как род.

Степень логической разветвленности вопросника.

Это идеально–типическая шкала характеризует вопросники со сложной логической структурой. На одном конце шкалы план интервью напоминает линию, а на другом – ветвистое дерево.

Полнота логической структуры вопросника.

Вопросники неформализованного интервью могут иметь полную либо неполную логическую структуру.

Полная логическая структура возникает в том случае, когда темы интервью расчленены на подтемы.

Вопросник с неполной логической структурой представляет собой смешанный тип недетализированного и высокодетализированного вопросника, иными словами – комбинацию общих и частных вопросов, логическое пространство между которыми остается незаполненным.

Прямая и обратная «воронка».

Ряд вопросов, в котором каждый последующий имеет меньший логический объем, чем предыдущий, называется последовательностью «прямой воронки».

Противоположный тип, в котором общий вопрос расположен после частного, называется «обратной воронкой».

!!!Последовательность «прямой воронки» наиболее употребительна.

По мнению В. Гуда и П. Хэтта, последовательность вопросов в интервью должна отвечать следующим требованиям:

- по ходу опроса интерес опрашиваемого должен расти. Необходимо, чтобы первый вопрос, по возможности, приковывал внимание, заинтересовывал опрашиваемого, но не был дискуссионным. В противном случае процент лиц, отказывающихся отвечать, гораздо больше, чем тогда, когда дискуссионный вопрос ставится в середине интервью;

- более сложные вопросы должны следовать за более простыми. Чем далее опрашиваемый вовлекается в интервью, тем труднее ему отказаться от продолжения ответов на вопросы. Поэтому, если некоторые вопросы требуют размышления, их не рекомендуется ставить слишком рано. Но они не должны идти и слишком поздно, ибо опрашиваемый утомляется;

- нельзя слишком поспешно задавать опрашиваемому сугубо интимные вопросы. Лучше приберечьих к концу интервью, когда между участниками уже установлен доверительный контакт;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.