Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западные подходы к кризису подросткового возраста




1. Биологический универсализм. Ст. Холл. Подростковый кризис считается явлением неизбежным, универсальным. Он возникает из-за того, что подросток биологически созревает.

Стадия развития личности соответствует эпохе романтизма - это промежуточная стадия между детским и взрослым состоянием, период «бури и натиска», кризис самосознания. Если ребёнок преодолел кризис сознания, то он приобретает чувство индивидуальности.

2. Психоанализ. Пубертатный рассвет. Кризис связан с эдиповым комплексом. Подросток отказывается от идентификации с родителями.

3. Социогенетическое направление. М. Мид, Р. Бенедикт. Антропологи доказали, что кризис может быть, а может и не быть. 2 типа перехода от детства к взрослости:

1. гармоничный. Происходит через обряд инициации.

2. с наличием разрыва в таких условиях переход проходит с трудностями, имеет специфический результат.

Формально ребёнок взрослый, но субъективно он к этому ещё не готов.

Курт Левин говорит о 2-х направлениях, связанных с социальной психологией. Он считает, что существует мир взрослых и мир детей, подросток оказался «неприкаянным» т.е. между двумя группами. Чем больше различия между этими группами, тем выше степень и длительность перехода.

Э. Шпрангер. Культурно-историческая концепция подросткового возраста.

Подростковый возраст возникает в связи с врастанием в культуру. Считает, что в отрочестве есть 3 типа развития:

1.Бурное рождение нового Я

2. Плавный. Подросток приобщается к собственной жизни без серьёзных сдвигов.

3.Самоконструктивный. Подросток сам воспитывает и формирует себя. Такой переход характерен для уровня самодисциплины.

Главное новообразование – рождение Я, возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви.

В отечественной психологии подростковый кризис представляет наиболее сложную проблему. В рамках культурно-исторической теории подростковый кризис понимается по- разному, нет единого мнения относительно аспектов ведущей деятельности, новообразовании. В периодизациях Эльконина и Выготского подростковый кризис это переход от младшего школьного возраста к подростковому.

Выготский рассматривает этот кризис как «положительное новообразование» и относит его к числу стабильных.

Подростничество распадается на 2 фазы:

1. негативная. Происходит отмирание, разрушение сложившейся системы старых интересов.

2. позитивная. Вызревает новое ядро интересов.

Эльконин относит подростковый возраст к числу стабильных, как и Выготский. Новообразования возникают из предыдущего периода из учебной деятельности. Ребенок начинает решать вопрос: «Кто я такой?» и т.п., активно сталкивается с деятельностью, поворачивается к себе.

Л.И. Божович, Поливанова рассматривают подростковый возраст как критический.

Божович. У ребёнка возникает конфликт между тем, что он хочет, и тем, что ему разрешают. Носит позитивный характер.

Цель подросткового возраста - построение образа взрослости.

ССР - эмансипация от взрослых и группирование, переход от детства к взрослости, появление новых ценностных ориентации, открытие разных моделей семьи, стремление обособить своё «Я».

В семье. Подросток раскрывает разнообразие системы семейных отношении, разрушается семейное МЫ - обособляется Я, отчуждается от родителей, учится компромиссам. Появляется необходимость почувствовать границу возможностей, подросток начинает что- либо требовать, если родители реагируют на требование, то ребёнок может довести это требование до абсурда. Ограничение действий, подросток может не пускать в свою комнату родителей.

В школе. Изменяется внутренняя социальная позиция, ребёнка занимают отношения со сверстниками. Общаясь, подросток учится рефлексии, как своего поступка, так и своих сверстников. Сверстники становятся наиболее значимым для подростка.

В ССР существует 2 тенденции:

  1. то, что тормозит развитие;
  2. акселерация, субъективное ощущение взрослости.

Ведущий тип деятельности. Интимно- личностное общение со сверстниками (Драгунова, Эльконин), общественно- полезная деятельность.

Основное содержание ведущей деятельности: другой подросток, здесь усваиваются нормы социального поведения, нормы морали, отношения, поведения. Учебная деятельность отходит на 2-й план.

Фельдштейн. Ведущая деятельность - общественно- полезная неоплачиваемая деятельность. Здесь реализуется потребность подростка в самоопределении. Подростка привлекает итрудовая деятельность, зарабатывание денег, стремится найти своё место в жизни.

Толстых. В 50-ее годы переломный момент отмечался к 15-ти годам, в 80-ее в возрасте 13-ти лет.

1. потребность приобщится к жизни взрослых, способность к целеполаганию;

2. потребность соответствовать собственным оценкам;

3. потребность занять своё место в группе сверстников.

 

Анатомо- физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту.

Развитие идёт бурно и интенсивно, после 10,5 лет. У девочек пик развития в 12-13 лет, у мальчиков в 13-15. В подростковый возраст дети вырастают на 5-8 см. в год. Девочки растут более активно в 11-12 лет (рост увеличивается до 10 см за год, мальчики прибавляют в росте в 13-14 лет, а после 15 обгоняют девочек. Увеличение в росте происходит в основном за счёт роста трубчатых костей конечностей, кости грудной клетки растут медленнее, что обусловливает изменение осанки подростков – плоская, узкая или даже впалая грудь, затрудняющая дыхание.

Вместе с ростом увеличивается и масса тела. Девочки прибавляют в весе в год на 4-8 кг, интенсивно в 14-15, мальчики 7-8 кг в год. Темпы роста массы тела отстают от темпов роста скелета, что определяет внешний вид подростка: костлявая вытянутая фигура.

Несоответствие размера скелета и массы тела приводит к недостаточной координации движении, общей неловкости, угловатостью, обилию лишних движении. Однако вместе с тем подростковый возраст является оптимальным для овладения сложными двигательными навыками, это объясняется тем, что постепенное развитие точного функционирования происходит последовательно: сначала рост мышц,затем наращивание мышечной силы, а затем-координация.

В подростковом возрасте растут лёгкие, совершенствуется дыхание (хотя его ритм остаётся учащенным), увеличивается емкость легких. Окончательно формируется тип дыхания: у дев.-грудной, у мал.-брюшной.

Усиленный рост органов и тканей предъявляет особые требования к деятельности сердца. Оно в этом возрасте интенсивно растет, но рост кровяных сосудов отстает от сердца, поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, нарушается ритм сердцебиения, что обусловливает быструю утомляемость подростков. Недостаточное кровоснабжение мозга может привести к кислородному голоданию, которое ведет к снижению функциональных возможностей мозговой деятельности, а это проявляется в снижении памяти, внимания, восприятия.

На данной стадии происходит появление вторичных половых признаков.

У мальчиков ломается голос, пробиваются усы, борода, появляются волосы на лобке и подмышечных впадинах, начинаются поллюции. У девочек развиваются молочные железы. Жировая клетчатка формируется по женскому типу: отложения в области бедер, ягодиц, молочных желез, рук. Формы тела округляются, появляются монархе.

Увеличивается деятельность сальных желез, новый вид потовых желез, развивается эндокринная система.

Кле считал, что то что происходит с подростком занимает центральное место в формировании личности. Возникают дисморфофобии.

Чувство взрослости - центральное новообразование подросткового возраста.

Источники чувства взрослости:

  1. биологическое созревание
  2. социальные изменения.

В отечественной психологии выделены 4 вида взрослости (Эльконин, Драгунова):

1. Самонеконструктивный. Ребенок начинает подражать внешним признакам (появляется особый лексикон, начинает пить, курить, в зависимости от того, кто для ребёнка значимый взрослый.)

2. Ориентация на настоящего мужчину и настоящую женщину. Для мальчиков сила, смелость, выносливость.

3. Социальная зрелость. Подросток старается примерить на себя все виды взрослости.

4. Интеллектуальная взрослость. Подросток стремиться знать и уметь что-то по – настоящему.

Значительный объём знании у подростков - результат самостоятельной работы. Для поддержания чувства взрослости подросток приобретает вещи, характерные для взрослых.

 

Взаимоотношения подростка со сверстниками и взрослыми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.