Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Благотворительная деятельность ставропольчан




 

Что же подталкивало многих жителей Ставрополя к безвозмездной передаче крупных денежных средств на благие цели?

Представители купечества зачастую следовали велениям своей совести, так как в своем большинстве являлись выходцами из простых крестьян и в реальной жизни были знакомы со всеми тяготами и лишениями простого народа. А чрезмерное накопление считалось смертным грехом, поэтому купцы стремились искупить его путем жертвования своих излишеств, дабы подготовить себе дорогу в царствование небесное.

У дворянского сословия благотворительность являла собой признак хорошего тона. Любые проявления милосердия и великодушия определялись уже устоявшимися приоритетами и моральными ценностями и к тому же поощрялись присвоением титулов, знаний и награждениями. Истории известны многие дворянские и купеческие семьи Ставрополя, с помощью которых были построены многочисленные храмы и церкви в уезде.

В Ставрополе самарском к числу благотворительных учреждений относилась и богадельня с 33 призреваемыми. Которая была открыта по завещанию и на средства Венедикта Семеновича Розлача, отставного кавалериста, штаб-ротмистра.

В Ставропольском городском банке на пожертвования частных лиц было создано несколько фондов госпожи Хотевой, имени бывшего гласного думы М. М. Наумова; капитал пожертвованный Я. Г. Карташевским.

Было создано множество благотворительных заведений для малолетних – приюты ведомства учреждений императрицы Марии: Тиинский сиропитательный дом; Мариинский дом призрения; дом сирот войнов; Общество попечения о бедных; училище для слепых, открытое на средства Попечительства о слепых; детские приюты трудолюбия; общежития при учебных заведениях. На пособия уездного земства содержались сироты: на средства надворного советника Петрова, фельдшера Строганова, зав. земской почтой Кузнецова, вдовы фельдшера Михайлова, крестьянина Николаева, волостного писаря Савинова, почтаря Евентьева, учителя Крайнего.

В 1864 году все богадельни переданы в ведение земств, а в 1870 году – городов. Земское собрание Ставрополя для приведения богадельни в удовлетворительное состояние приняло решение о помещении в богадельню только беспомощных бедных и ходатайствало об отмене обязательного помещения в богадельню бродяг. Инвалидные и вдовьи дома работали в качестве военных богаделен.

В годы первой мировой войны в Ставрополе был создан городской госпиталь, содержавшийся на средства Ставропольского уездного комитета Всероссийского союза. Госпиталь размещался в санатории «Лесное». Этот санаторий был построен Валентином Николаевичем Климушиным в 1911 году и находился в его частном владении. Первым главным врачом был Владимир Николаевич Золотинский – видный общественный деятель, в свое время спасший от ареста А. М. Горького. Это было лучшее в России лечебное заведение такого рода, в котором применяли туберкулины и электротерапию. В 1914 году Климушин передал санаторий под военный госпиталь и продолжал оставаться основным вкладчиком средств на его содержание. За годы войны через госпиталь прошло более 300 раненых и больных, нижних и средних военных чинов. Содержание госпиталя обходилось в 25 тыс. рублей в год – по тем временам сумма огромная.

Позже понятие «призрение» было расширено и стало включать в себя помощь «всякого рода закрытыми и открытыми способами: пособиями на дому, работами и приисканиями заработка». Для осуществления призрения при Ставропольской городской управе на основании статьи 105 положения о земских учреждениях и статей 103-104 Городского Положения, была учреждена особая комиссия. Призрение было поручено участковому попечителю, состоящему при нем совету и сотрудникам. Заведование мерами призрения в Ставропольском уезде возложили на уездное земское собрание и городскую Думу, общее наблюдение на губернское собрание. На содержание школ земство расходовало 47 тыс. рублей, на содержание учащихся, учебные пособия – 12 тыс. рублей. На содержание пенсионеров в Самарском сельскохозяйственном училище – 225 рублей. Кроме библиотек, при земско-общественных школах земство содержало 9 бесплатных библиотек-читален.

Учрежденное в губернии Епархиальное попечительство о бедных духовного звания в Ставрополе содержало на свои средства приют. Епархиальный училищный совет открыл и содержал в Ставрополе одно уездное епархиальное училище (председатель – протоирей Я. Ф. Головцев), два приходских училища, два училища в уезде, приходскую школу – всего в уезде подобных школ было 41 (уездный наблюдатель церковно- приходских школ – священник Николай Иванович Троицкий) и 14 инородческих школ.

Церковно-приходские школы содержались не только на средства церкви, сюда вкладывали финансы казна, земство, миссионерский комитет, сельские общества, духовенство, частные благотворители. К примеру, в 1908 году на счет Сабакаевской церковноприходской школы поступило от господина Таратина 400 рублей.

В дореволюционное время в Ставропольском уезде действовало два монастыря: Чагринский-Покровский женский, общежительный, в 70 верстах от г. Николаевска (на р. Чагре, учрежден в 1874 году) и Раковский-Троицкий женский, общежительный, в 70 верстах от Самары (учрежден в 1862 году). Оба монастыря занимались широкой благотворительной деятельностью: содержали странноприимные дома (до 20 тыс. богомольцев в год); дом трудолюбия – для обучения крестьянских детей-сирот ремеслам, грамоте и Закону Божьему; больницы для богомольцев, куда обращались до 10 тыс. человек в год. Общая сумма расходов на благотворительность доходила до 8 тыс. рублей в год. Кроме того, монастыри помогали местным погорельцам и, сиротам дровами, мукой.

Во время первой мировой войны монастыри принимали самое деятельное участие в оказании помощи армии, выделяя средства на лечение раненых, устраивая лазареты, где также могли проживать и беженцы, получая бесплатные обеды и пользуясь бесплатными лекарствами.

В 1864 году членом Императорской Академии Художеств Дмитрием Петровичем Волоховым была открыта детская художественная студия на углу улиц Покровской и Калмыцкой.

Граф Петр Борисович Шереметьев и графы Сологубы имели в нашем крае обширные владения и вкладывали огромные средства в свои театры, где шли бесплатные спектакли, а также в оркестры, которые становились профессиональными.

Князья Голицыны, также имевшие вотчины в нашем уезде, всегда славились своими бескорыстными делами. Вот что писал потомок рода – Андрей Кириллович Голицын в своих воспоминаниях: «…прапрадед мой был директором Голицынской больницы, прадед – московский городской глава. Они много занимались благотворительностью, были связаны с Третьяковской галереей, с театрами, Бахрушиным и его музеем».

Идеи христианства в то время были широко распространены, а слова Василия Великого свято чтимы «Лишний хлеб, сберегаемый тобою, принадлежит голодному, лишнее платье – нагому, а серебро, зарытое тобою - бедному». И было бы просто замечательно, если бы на фоне нынешнего поголовного обращения политиков и предпринимателей в религию эти слова дошли бы до их сознания и обрели новую жизнь.


 

Глава 2. Благотворительность после революции 1917 года и ее развитие в современной России

 

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология первых революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем и общественная) благотворительная деятельность пресекались.

После революции бывшие нищие и бывшие меценаты оказались «в одной лодке», и частная благотворительность исчезла как понятие. Филантропические организации были упразднены – советскую благотворительность ликвидировали в 1923 году.

Церковь какое-то время пыталась продолжать дело благотворительности. Например, во время голода в Поволжье в начале 20-х годов патриарх Тихон учредил Всерусскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. Однако положение Церкви в Советской Российской было настолько шаткий, что сколько-нибудь серьезно повлиять на ситуацию она не могла. В 1928 году церковная благотворительность была официально запрещена.

Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».

Однако в годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны было собрано 200 миллионов рублей. Часть из них пошла на танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Люди сдавали не только деньги и драгоценности, но и одежду, обувь, приносили, кто что мог. Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцеев, помощь пенсионерам) приветствовался.

Государственные меры борьбы с нищетой постепенно переросли в борьбу с нищими. Бродяжничество объявили преступлением, и очень скоро его не стало: бездомных отправляли подальше от больших городов, а то и в лагеря.

После Чернобыльской катастрофы, когда гуманитарная помощь оказалась просто необходимой, государственная политика в отношении благотворительности существенно изменилась. Однако до сих пор этикет филантропии у нас не сложился: свои старые традиции мы утратили, а перенять западную модель нам мешают как культурные различия, так (не в последнюю очередь) и отставание в экономике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.