Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перспективные направления развития дошкольной коррекционной педагогики




ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА

Личностно ориентированный подход является основным тре­бованием к организации взаимодействия взрослого с ребенком в ходе коррекционно-педагогического процесса и направлен на обес­печение психологической защищенности и создание психологи­ческого комфорта каждому ребенку.

Характер взаимодействия взрослого с ребенком должен соот­ветствовать ведущим мотивам и потребностям возраста. При этом учитывается специфичность психического развития, характерная для конкретного вида патологии, структура нарушения, а также актуальный и потенциальный уровни развития ребенка. Возраст­ная периодизация, разработанная в отношении нормально разви­вающихся детей, является для взрослого ориентиром при его вза­имодействии с детьми, имеющими нарушения в развитии. Однако этот важный процесс строится с учетом тех искажений в развитии ребенка, которые происходят вследствие органических либо функ­циональных нарушений. Когда партнером по взаимодействию является ребенок, развитие которого в силу определенных причин не может протекать нормально, позиция взрослого становится более ответственной. Ведь известно, что психическое развитие проблем­ного ребенка гораздо в большей степени, чем в норме, зависит от условий, в которых он находится. В силу того что психическая активность (один из необходимых факторов благополучного развития), к примеру, у детей с ранним органическим поражением ЦНС может быть выражена чрезвычайно слабо, главным инициатором взаимодействия гораздо дольше остается взрослый.

Так, если это младенческий период, взрослый направляет свои усилия на удовлетворение потребности ребенка в движениях, эмо­циональном насыщении, в предметной новизне; на обеспечение развития функций руки и сенсорно-двигательных координации в процессе манипулирования; на развитие подражания и эмоционально - делового общения; активизацию лепета.

Изменение типа взаимодействия с ребенком раннего возраста

связано с изменением ведущей деятельности и ведущих мотивов. Взрослый создает условия для развития у ребенка познавательной активности, направленной на исследование свойств объектов и их функциональности («Что с ним можно делать? В чем его значе­ние?») и формирование структуры предметного действия на основании совместной с ребенком предметной деятельности; для обогаще­ния сенсорного опыта; для возникновения способности ребенка к таковому опосредованию (замещению) в процессе использова­нии предметных заместителей, возникновения ассоциативных образов в доизобразительном «рисовании» и овладения речью; для развития деловых мотивов взаимодействия с окружающими. Зна­чимым компонентом содержания взаимодействия на этом этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в призна­нии его достижений, что способствует формированию у него образа «Я» и «Я-сознания».

Взаимодействие взрослого с детьми в дошкольном возрасте строится с ориентировкой на особую сензитивность (чувствительность) ребенка к социальным влияниям. Основной формой коммуника­ции является паритетное, равноправное сотрудничество и обще­ние при стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Содержание общения связано с игровыми и познавательными интересами, пробуждение, формирование и развитие которых становятся одной из доминирующих задач педагога или родителя.

Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в признании его постижений (не ищет промахи и недостатки в рисунках, конст­рукциях, поделках, не привлекает внимание к неловким движе­ниям и т.д.), формируя тем самым у ребенка чувство самодостаточности и гордости за достигнутые результаты. Обращает внима­ние на развитие внеситуативных форм взаимодействия, воспитывает у ребенка умение положительно воспринимать сверстника и взаимодействовать с ним. Взрослый является активным участни­ком (соучастником) деятельности детей как на занятиях, так и вне их. В целом, взаимодействие взрослого с детьми, имеющими различные проблемы в развитии, должно способствовать возник­новению у ребенка образа «Я», «Я-позиции», осознанию себя сре­ди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, стимулировать формирование познавательных и творческих спо­собностей и необходимых свойств личности (произвольности и са­мостоятельности, познавательной активности, самосознания и ответственности).

 

 

Организация предметно-развивающей среды должна учитывать интересы и потребности ребенка и его развития, возрастные осо­бенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение являются мощным фактором, обогащающим детское развитие. В основе организации такой среды лежит системный подход к коррекционно-развивающему обучению детей с нарушениями в раз­витии и современное представление о предметном характере де­ятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка младенческого, раннего и дошкольного возра­ста. Важнейшим механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка, ее разнообразные виды: общение, игра, движение, труд, конструи­рование, рисование. На разных этапах воспитания те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих: в период младенчества — ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми, в период ранне­го детства — предметная деятельность, в дошкольном детстве — игровая.

Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного об­щения взрослых с детьми.

Предметно развивающая среда детства — это система условий, способствующих развитию всех видов детской деятельности, кор­рекции отклонений высших психических функций и становлению личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необ­ходимых для полноценного физического, социального, познава­тельного и эстетического развития детей. К ним относятся: при­родные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда|, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий и др.

Определить базовое содержание компонентов развивающей пред-метной среды современного дошкольного учреждения возможно только опираясь на деятелъностно - возрастной подход. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребнос­ти как актуального, ближайшего, так и перспективного развития ребенка и отвечать его индивидуальным способностям.

В зависимости от типа детского учреждения, коррекционной направленности содержания воспитания, культурных традиций распивающая предметная среда может приобретать особый коло­рит. При этом предметно развивающая среда предполагает вариа­нтность, обеспечиваемую на содержательно-педагогическом и проективно-дизайнерском уровне.

Предметная среда должна быть системной, т. е. отвечать вполне определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также основным принципам национальной культуры.

Материально-техническое обеспечение следует использовать для охраны, укрепления и совершенствования здоровья воспитанни­ков, а также в качестве средства познания окружающей действи­тельности (в том числе и обучения), развития коммуникативной деятельности и социализации детей с нарушениями в развитии.

Дети, имеющие те или иные нарушения в развитии, должны быть обеспечены индивидуальными техническими средствами кор­рекции при наличии медицинских показаний к их использова­нию.

ДОУ общеразвивающего вида, в которых воспитываются дети с нарушениями в развитии, и специальные ДОУ оборудуются с уче­том нахождения в них детей определенной категории: должны быть предусмотрены специальные порожки, светозащитные техничес­кие устройства из цветного стекла или бесцветного стекла с по­крытием для детей с нарушениями зрения; пандусы для подъема и «пуска детей с опорно-двигательными нарушениями.

Кроме того, специальные ДОУ и специальные группы в ком­бинированных ДОУ должны быть обеспечены таким оборудовани­ем, как звукоусиливающая аппаратура коллективного и индиви­дуального пользования и специальные приборы с программами «Видимая речь» для детей с нарушениями слуха; оптические средства коррекции (различного рода лупы — ручные, опорные, ста­ционарные; очки — микроскопические, телескопические; монокуляры и бинокуляры; проекционные увеличивающие аппараты - эпи- и диапроекторы; специальные оптические системы; трости, приборы эхолокаторы, сканеры; специальные пишущие машинки, компьютеры со строкой по системе Брайля; приборы для рельефного рисования; грифели и прибор для ручного письма; «говоря­щие книги» на магнитных лентах, специальные устройства для их прослушивания) для детей с нарушениями зрения и др.

Эффективность реализации задач коррекционно-педагогического процесса имеет прямую зависимость от уровня профессио­нальной подготовки педагогических кадров, участвующих в про­цессе воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии. Педагогические кадры должны владеть методиками личностно ори­ентированной педагогики, строить коррекционно-педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ре­бенка, структуры нарушения, опираясь на традиционные прин­ципы и методы специальной психологии и педагогики, а также используя современные педагогические технологии.

 

 

 

Последние десятилетия во всем мире возрос интерес к раннему детству как к уникальному периоду развития ребенка. Уникаль­ность этого возраста в его особой чувствительности—сензитивности в отношении формирования большинства специфически че­ловеческих качеств и способностей. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, особая роль этого периода в формировании эмо­ций, интеллекта, речи и личностных качеств обусловливают боль­шие потенциальные возможности коррекционной помощи, ока­зываемой в это время.

Ввиду этого, а также учитывая большой процент рождения детей группы риска (В.А.Доскин, 1999), контроль за психическим разви­тием ребенка следует вести, начиная с родильного дома; кроме того, необходимо обеспечить действенные меры по укреплению социаль­но-педагогического института семьи. Уже в родильном доме целесо­образно использование карты развития ребенка с указанием факто­ров риска, которая бы сопровождала новорожденного при выписке и ориентировала бы педиатров и родителей на более внимательное отношение к психофизическому развитию ребенка группы риска.

В детской поликлинике и в семье в ходе наблюдения за малы­шом необходимо контролировать темп и динамику его психофи­зического развития. В случаях замедленного темпа или выявленно­го отклонения в развитии педиатр организует комплексное обсле­дование ребенка.

Оказание помощи проблемным детям и их семьям требует хо­рошо координируемой взаимосвязи таких специалистов, как пе­диатр, невропатолог, невропатолог, психолог, педагог-дефектолог. Важно, чтобы каждый из них знал содержание своей деятельности и общей системе коррекционного воздействия на каждом этапе |развития ребенка.

Педиатр совместно с психологом и педагогом-дефектологом лолжны нацелить родителей на активное участие в коррекционно-воспитательной работе со своим ребенком. В более сложных случаях, при очевидной патологии развития — при органическом пора­жении ЦНС, генетических нарушениях, очевидном отклоняющемся развитии, педиатру необходимо организовать комплексное обследование ребенка для уточнения состояния его анализаторов — слухового, зрительного, двигательного, а также состояния централь­ной нервной системы. В случаях выявленных нарушений родители должны получать в детских поликлиниках и дошкольных общеобразовательных учреждениях компенсирующего вида комплексную помощь, оказываемую невропатологом, психологом, дефектологом и другими специалистами.

В детской поликлинике желательно иметь базу данных обо всех дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в микрорайоне, округе, городе.

При каждом дошкольном образовательном учреждении возмож­на организация группы кратковременного пребывания, где будет оказываться целенаправленная комплексная помощь ребенку раннего возраста с отклонениями в развитии и его родителям.

Таким образом, ранняя коррекция отклоняющегося развития предполагает:

• скрининговое обследование всех новорожденных в родильных номах с указанием фактора риска в карте развития ребенка;

• расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;

• целенаправленное наблюдение за темпом психофизического развития ребенка группы риска по месту его жительства со сторо­ны педиатра;

• проведение дифференциальной диагностики отклонений развития;

• оказание психолого-педагогической помощи родителям, вос­питывающим проблемного ребенка;

• раннее начало систематической коррекционной работы, в том числе и в группах кратковременного пребывания при общеобразовательных дошкольных учреждениях или дошкольных учреждениях компенсирующего вида;

• организацию целенаправленной подготовки и переподготовки специалистов разных профилей для комплексной коррекцион-ПЧ11 работы с детьми младенческого и раннего возраста.

Раннее начало систематической коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии предполагает решение как общеразвивающих, так и коррекционных задач.

Первая задача развитие характерных для данного возрасти психологических новообразований, ведущей и типичных видов де­ятельности. Для ребенка раннего возраста это прежде всего разви­тие общения, предметно-игровых действий, самостоятельности в быту, развитие восприятия и наглядно-действенного мышления, формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности и развитие речи.

Вторая задача создание условий для коррекции как общих, так и специфических отклонений в развитии. Это значит, что спе­циальное обучение должно быть направлено на формирование тех психологических новообразований, видов детской деятельности и способностей, которые по возрасту уже должны быть, но еще не появились у данного ребенка. Например, совершенствовать и раз­вивать общие движения, ручную и мелкую моторику, способство­вать социальному развитию, формировать предметную и предмет­но-игровую деятельность и т. д.

При этом необходимо создать следующие педагогические ус­ловия:

Первое — создание предметно-развивающей среды. Для обеспе­чения полноценного развития ребенка необходимо единство раз­вивающей предметной среды и содержательного общения взрос­лых с детьми. При организации общения необходимо исходить из интересов и потребностей ребенка и его уровня развития, возрас­тных особенностей и задач коррекционного воздействия. Предмет­но развивающая среда должна быть для ребенка информативной, удовлетворять его возрастные потребности в новизне, преобразо­вательной деятельности и самоутверждении.

Второе — с детьми должен работать специалист (педагог-дефектолог), которому следует уметь:

устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, в результа­те которого у ребенка возникает чувство психологической защи­щенности и психологического комфорта в тот период, когда у него формируется образ «Я» и «Я-сознание»;

правильно выбирать способы постановки перед ребенком обра­зовательно-воспитательных задач, учитывая его познавательные возможности;

определять способы передачи ребенку общественного опыта, соответствующие уровню его развития;

организовывать самостоятельную деятельность детей.

На начальном этане коррекционной работы важно создать у ребенка готовность к усвоению способов передачи общественного опыта. Среди этих способов выделяются следующие: совместные действия взрослого и ребенка; указательные жесты; подражание действиям взрослого; действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, а позже и зрительная ориентировка).

Третье — содержание, методы и приемы работы должны отве­чать развивающему характеру обучения; отвечать требованию един­ства диагностики и коррекции; строиться с учетом возрастных осо­бенностей; знания генетического хода развития; основываться на деятельностном подходе к становлению личности ребенка.

Четвертое — включение родителей в коррекционно-педагогический процесс, что проходит поэтапно. Вначале важно сформи­ровать у родителей установку на активную воспитательную пози­цию. В дальнейшем необходимо учить родителей наблюдать за сво­им ребенком и понимать его потребности и возможности, форми­ровать у них адекватные способы общения и взаимодействия со своим ребенком.

Пятое — формирование у детей адекватных форм взаимодей­ствия со сверстниками, включение ребенка в детский коллектив. При этом вначале уделяется внимание формированию представ­лений о себе, о своих близких людях, а затем о сверстниках. Взрос­лый помогает ребенку воспринять и выделить сверстника, а затем сформировать потребность в общении со сверстниками в опреде­ленной ситуации и определенной деятельности (например, на му­зыкальных занятиях).

В дальнейшем ребенок постепенно включается в совместные действия с другими детьми в различных ситуациях.

В настоящее время исследованиями доказано (Е. Р. Баенская, Э.И.Леонгард, Т. В. Пелымская, Ю.А.Разенкова, Е. А. Стребеле-па, Н. Д. Шматко и др.), что раннее выявление отклонений в раз­витии и коррекционно-педагогическая работа с ребенком и его родителями дают возможность своевременно сформировать у про­блемного ребенка способы усвоения общественного опыта и по­требность в общении с другими детьми, а в дальнейшем реализовать интегративный подход к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

При осуществлении интегративного подхода ребенок должен по­лучать коррекционную поддержку, при этом необходимо вести ди­намическое наблюдение и контроль за его психическим развитием.

Большое внимание уделяется организации и разработке содер­жания коррекционно-педагогической работы в группах кратковре­менного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирую­щего вида. Составляются индивидуальные коррекционные програм­мы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии (рабо­та с родителями, содержание педагогической работы с ребенком).

Разрабатываются новые формы взаимодействия образователь­ных учреждений и семьи, воспитывающей ребенка с нарушения­ми или отклонениями в развитии. Определяется роль специалистов-психологов и педагогов-дефектологов в налаживании сотруд­ничества и взаимодействия родителей со своим ребенком.

Таким образом, дошкольная коррекционная педагогика разра­батывает новые социально-педагогические и коррекционно-развивающие модели в дошкольном образовании. Разработка новых моделей в специальном образовании определяется следующими основными факторами:

гуманистическими идеями о ценности личности, закрепленными в Декларациях ООН: «О нравах инвалидов», 1975, «О правах ум­ственно отсталых лиц», 1991 и «Конвенции о правах ребенка», 1989, что предполагает неизбежный переход к созданию в нашей стране единого образовательного пространства;

стратегией дошкольного воспитания, предполагающей разви­тие вариативных форм образования в России;

социально-педагогическими потребностями семьи, воспитыва­ющей ребенка с психофизическими нарушениями;

результатами научных исследований в области дошкольной кор-рекционной педагогики, в которых показаны необходимость про­ведения контроля за психическим развитием ребенка с первых ме­сяцев жизни, наличие потенциальных возможностей развития про­блемных детей раннего и дошкольного возраста при оказании им адекватной коррекционной поддержки, определены принципы для разработки содержания коррекционно-развивающего обучения, до­казана необходимость включения семьи в коррекционно-педаго­гический процесс.

 

 

Вопросы и практические задания

1. Перечислите принципы организации и проведения коррекционно-

педагогического процесса.

2. Расскажите о характере и содержании взаимодействия взрослых с детьми в различные периоды детства.

3. Каковы требования к предметно развивающей среде и материально-техническим условиям в дошкольном образовательном учреждении кор-рекционного вида?

4. Дайте обоснование необходимости и возможности реализации ин­тегрированного подхода к воспитанию детей с отклонениями в развитии.

5. Каковы перспективные направления развития специальной дошколь­ной педагогики?

 

 

Литература

1. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. — 1994. — № 1.

2. Мшюфеев НМ. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996.

3. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального Образования в России: результаты исследования как основа для построе­ния программы развития //Дефектология. — 1997. — № 4.

4. Разенкова Ю.А. Профилактика, раннее выявление и ранняя комп­лексная помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное ' направление развития (раздел IV, глава 1 в кн.: Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2000.

5. Стребелева Е.А, Создание в России единой системы раннего выявле­нии и ранней коррекции отклонений в развитии //Дошкольное воспита­ние.-1998,-№ 1.

6. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное иЬучение//Дефектология. — 1999. — № 2.

 

 

Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.