Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И знаний об окружающем




Развитие понимания обращенной к ребенку речи

Педагогическая работа с детьми раннего возраста по развитию понимания речи должна проводиться только наглядно, путем показа игрушек, различных предметов, чтобы установить прочную связь в сознании ребенка между словом (звуковым его образом) и самим предметом. При этом следует использовать знакомые ребенку предметы. Новые слова нужно выделять интонацией, обязательно сопровождая их демонстрацией предметов или действий.

Первичное понимание звучащей речи возникает у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они обозначают. Так формируются первые, временные связи между предметами и их словесными обозначениями на основе сочетания акустического образа и зрительно-кинестетического ощущения. Положительной предпосылкой формирования и совершенствования понимания речи является развитие зрительного, слухового и двигательно-кинестетического анализаторов. Нужно учитывать тот факт, что ребенок лучше запоминает те предметы-игрушки, которые он активно ощупывает, осязает, с которыми осуществляет различные манипуляции. Лучше всего детям предлагать запомнить названия ярких, достаточно крупных игрушек, предметов, отличающихся от других по цвету, форме, величине, материалу, которые вызывают достаточно сильные ориентировочные реакции.

Формирование понимания звучащей речи необходимо проводить поэтапно, в определенной последовательности, по принципу возрастающей сложности, в зависимости от уровня развития импрессивной речи и познавательной деятельности. Процесс этот можно представить следующим образом:

1 Различение интонаций голоса взрослого, узнавание своего имени.

2 Запоминание названий знакомых ребенку игрушек и окружающих предметов, находящихся в определенном месте, их показ по просьбе взрослого.

3 Запоминание слов, обозначающих членов семьи, близких людей (Где мама?, Где папа?, Где баба?, Где деда?, Где сестричка? и т.д.).

4 Запоминание названий игрушек и окружающих предметов вне зависимости от места их расположения.

5 Запоминание простых действий, сопровождаемых вербально (до свидания, ладушки, сорока-ворона, дай, на, возьми, дай ручку), их выполнение по словесной инструкции.

6 Запоминание и показ частей лица и тела (например, у куклы, у себя или взрослого).

7 Соотнесение игрушек и предметов окружающей действительности с их изображением на картинках.

8 Запоминание имен близких людей и членов семьи, узнавание их по фотографиям.

9 Включение ребенка в игру со взрослым (прятки; ку-ку; забодаю; ой, боюсь).

10 Выполнение просьбы взрослого, облеченной в форму инструкции (различных манипуляций и действий с предметами, игрушками).

11 Выполнение различных действий с предметами по инструкции взрослого.

12 Рассматривание сюжетных картинок, отображающих различные действия.

13 Ознакомление детей с различными свойствами и качествами предметов в практической деятельности.

 

Рассмотрим более подробно содержание коррекционно-развивающей работы по формированию у детей импрессивной речи.

Подготовка ребенка к формированию у него понимания адресованной ему речи начинается с развития восприятия различных интонаций голоса взрослого. Необходимо помочь малышу не только воспринять различные интонации голоса (ласковую, нежную, радостную; строгую, сердитую), но и закрепить адекватную реакцию на них.

На начальных этапах обучения запоминанию названий игрушек или других окружающих предметов нужно, чтобы они находились всегда в определенном месте, в поле зрения ребенка. Одновременно с предъявлением игрушки в момент фиксации взора на ней произносится ее название. Для запоминания используются двусложные акустически и артикуляторно простые слова или звукоподражания: мама, баба, ляля, киса (мяу), би-би, ав-ав, му-му и т.д. Взрослый произносит слова медленно, певуче, с разными интонациями. При этом он выполняет руками ребенка различные манипуляции с игрушкой (ощупывающие, поглаживающие движения). При обучении ребенка поиску названной игрушки взрослый постепенно добивается от него нахождения взглядом игрушки или предмета (Где ляля? Вот ляля! На, возьми!). При необходимости нужно ласково поворачивать голову ребенка в сторону названной игрушки. Узнавание предмета определяется по попытке ребенка остановить взгляд на игрушке или повороту головы в направлении предмета. После того как ребенок усвоил название одной игрушки, переходят к заучиванию названия другой игрушки, отдаленной от первой в пространстве.

При формировании запоминания названий членов семьи и близких людей один из взрослых держит ребенка на руках и спрашивает: «Где мама? Посмотри на маму!» Поворачивая ребенка, он говорит малышу: «Вот мама! Иди к маме на ручки!» Так повторяется несколько раз, пока ребенок не повернет голову и не остановит свой взгляд на маме. Аналогично ребенка учат запоминать и выделять других «близких» (папу, бабушку, дедушку и др.).

При формировании понимания простых речевых инструкций (действий, движений) целесообразно активно использовать метод «пассивных движений», когда взрослый выполняет необходимые действия, направляя движения рук малыша: «до свидания» («пока-пока»); «ладушки»; «дай ручку»; «сорока-ворона»; покажи, как птички летают; «дай»; «на, возьми»; «полетели» и т.д.

Взрослый должен помочь ребенку устанавить связь между жестом и словом, научить и адекватно реагировать на них. При развитии импрессивной речи важно связывать повседневные дела с определенными жестами и словами. Когда кто-нибудь уходит из дома, нужно показать ребенку, как можно попрощаться, помахав его рукой и сказав: «Пока-пока!». Вскоре ребенок начнет сам махать рукой на прощание.

Каждый раз, когда ребенок хочет получить предмет или игрушку, можно показать ему хватательное движение и сказать: «Дай-дай!». Затем дать малышу то, что он просит («На, возьми»). Этот жест и слово будут ассоциироваться у него с просьбой. Запрещая что-либо, нужно показать малышу рукой или пальцем запретительный жест и сказать строгим голосом: «Нельзя! Но-но-но!». При этом обязательно сделать серьезное лицо. Ребенок постепенно научится останавливаться и не делать то, что не нравится взрослому. Вскоре он начнет подражать взрослому и показывать жесты «пока-пока», «дай-дай», «на, возьми», «нельзя».

Ребенок должен реагировать на словесные инструкции, подкрепленные жестами или показом предмета. Поиграв с малышом в игрушки, которые ему нравятся (например, с мячом), далее нужно положить перед ним мяч и сказать: «На, возьми мяч». Если он не возьмет мячик, можно подать ему игрушку и повторить просьбу. Всегда используется одна и та же фраза («Возьми мяч») – это поможет малышу быстрее запомнить ее значение. Когда ребенок выполнит просьбу взрослого, надо похвалить его и попросить бросить мяч на пол или отдать его назад.

Позже можно положить перед ребенком две игрушки или два предмета, один из которых значим для него. Взрослый спрашивает у малыша: «Что ты хочешь?» Когда ребенок протянет руку в сторону интересующей его игрушки или хотя бы посмотрит на нее, можно дать ее.

Если малыш никак не показывает свою заинтересованность, его внимание специально привлекают к игрушке. Назвав ее, говорят: «Ты это хочешь?» Нужно дать малышу игрушку, если он посмотрит на нее. Игра повторяется с другим предметом. Когда ребенок научится выбирать один из двух предметов, можно поиграть с тремя предметами (или картинками).

Не нужно предлагать малышу слишком много предметов: ему будет трудно сосредоточится и сделать выбор. Можно начать с двух игрушек, постепенно увеличивая их количество.

Можно провести игру «Поздоровайся с Лялей»: (взрослый показывает ребенку куклу; правая рука куклы вытянута вперед, левая опущена) «Это Ляля, поздоровайся с Лялей, дай Ляле ручку». Помогая ребенку выполнить действие, взрослый повторяет инструкцию несколько раз. Далее взрослый говорит: «Уходит Ляля, попрощайся с Лялей, помаши Ляле ручкой «до свидания». При этом взрослый машет своей рукой, рукой Ляли и побуждает ребенка к повторению движения.

Аналогично проводятся другие игры, которые помогают закрепить полученные навыки. Например, «Делай как я»: (взрослый показывает малышу погремушку, потряхивая ею) Это погремушка. Она гремит: динь-динь. Протягивает ее ребенку и произносит: На погремушку, возьми. Если ребенок сам не тянет руку к игрушке, то взрослый направляет руку ребенка, повторяя: На, возьми погремушку. Если ребенок взял игрушку, то взрослый берет себе такую же погремушку и, потряхивая ею, приговаривает: Динь-динь, побуждая к повторению действия и звукоподражания.

Аналогично проводят игры: «Это дудочка. Я сыграю на дудочке: ду-ду. Ты сыграй на дудочке. Мы играем на дудочке»; «Это молоток. Он стучит: тук-тук. Постучи»; «Это барабан: бам-бам. Вот палочка. Я постучу палочкой по барабану. Вот барабан, на палочку, постучи».

Постепенно у ребенка формируется понимание более сложных речевых инструкций без жестового подкрепления. Взрослый добивается не только понимания, но и выполнения различных манипуляций и действий с предметами, игрушками: «Покатай мяч», «Оттолкни мяч»; «Сними колечко со стержня», «Надень колечко»; «Покачай Лялю», «Покорми Лялю», «Надень Ляле шапку»; «Возьми кубик»; «Открой матрешку»; «Закрой коробочку крышкой»; «Построй башню из кубиков»; «Посади мишку в машинку».

В процессе логопедической работы активно используются различные стишки, песенки, потешки, которые сопровождают действия ребенка и взрослого в бытовых ситуациях и во время проведения игр-занятий, что способствует созданию положительного эмоционального настроя, развитию чувств ритма и закреплению связи между предметом, действием и словом, их обозначающим.

Например: Котик лапкой умывается:

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Для параллельной стимуляции речевой и двигательной активности используются игры со стихами, сопровождающиеся выполнением движений (сначала пассивных, затем пассивно-активных и, наконец, активных). Все игры подбирают с учетом уровня двигательного развития ребенка.

1 Ручки вверх мы поднимаем, (взрослый поднимает руки ребенка вверх)

Ручки вниз мы опускаем, (опускает руки вниз)

Кулачки мы крепко сжали, (пассивно сжимает кулачки малыша)

Кулачками постучали, (стучит кулачками)

Ножками потопали: топ-топ-топ-топ; (вместе топают ногами)

Ручками похлопали: хлоп-хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)

 

2 Ладушки, ладушки, (Взрослый ритмично хлопает ладошками ребенка,

Где были? У бабушки! привлекая его внимание к движению рук).

Шу, полетели! (Взрослый машет руками малыша)

На голову сели! (Поднимает ручки к его голове).

 

3 Зайка серенький сидит (Взрослый поднимает руки ребенка вверх,

И ушами шевелит, изображая заячьи уши).

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, (Взрослый вместе с ребенком хлопает

Надо лапочки погреть, в ладоши).

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

В дальнейшем нужно добиваться, чтобы ребенок часть действий, а потом и все действия выполнял сам, вначале подражая действиям взрослого, а потом – по просьбе взрослого, услышав слова потешки.


 


[1] Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. – М.: АПН, 1963. – 96с. – С.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.