Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скрытый гнев 3 страница




Единственным необходимым условием для участия в ворк­шопе является предварительное посещение лекций по са­мотерапии, обеспечивающих необходимым материалом, чтобы научиться техникам самотерапии.

Роль ведущего

В качестве ведущего, я являюсь сильной, поддержива­ющей, авторитетной фигурой, главным образом — учите­лем. От случая к случаю я действую в качестве модели для группы, реагируя на чувственном уровне на поведение сту­дента в случаях, когда такая реакция может иметь терапев­тическое значение. Инструкции:

«Ведите еженедельный журнал и высылайте мне его по почте перед следующей встречей. Пишите о чувствах, ко­торые вам не удалось выразить в группе, о попытках само­терапии, сообщайте любую информацию личного свой­ства, чтобы помочь мне лучше вас узнать. Не подвергайте цензуре свои слова с целыо придать написанному «пра­вильную» форму. Все, что говорится в группе, является сы­рым материалом, который нужен мне, чтобы учить, а вам, чтобы учиться».

Я использую встречи в группе для иллюстрации моих теорий о неудачах в общении, помогая участникам откры­вать другой способ обращения с проблемой, подобно тому, как это делается в семейной терапии. Я стараюсь дожи­даться, пока будут выражены все эмоциональные реакции, часто вплоть до следующей сессии, чтобы не позволить интеллектуализациям эти эмоции перекрывать. Многие студенты прорабатывают свои проблемы с авторитетными фигурами, некоторое время испытывая ко мне негативные эмоции — страх, гнев, подозрительность, ревность. Я ста­раюсь не использовать материал для преподавания, если он вовлекает студента, проходящего через этот период. Студенты поддерживаются в выражении ко мне своих не­гативных чувств, так что они получают опыт выражения негатива без наказания, отвержения или вынужденного чувства вины или стыда. Терапевтический опыт подобного рода бывает необходимым для некоторых участников, прежде чем они становятся способны перейти к взаимо­действию с другими.

Подкрепление опыта воркшопа

Запись. Каждая встреча записывается на магнитофон, и каждый участник может взять и прослушать запись дома. Некоторые из них переживают наедине с собой, пусть за­поздало, ту эмоцию, которую не могли пережить в группе. Им дается другой шанс отреагировать на высказывания других. Некоторые студенты, приходящие на следующую встречу со словами: «Я так на тебя рассердился дома, когда прослушивал запись», постепенно учатся переживать чув­ства спонтанно в подходящее время на воркшопе.

Другой пример опыта научения: «Я пришла в ужас, ког­да услышала себя на пленке. Неудивительно, что я навлек- да на себя такой гнев со стороны группы. Я не имела поня­тия, что могу так поступать с человеком».

Социальный период. Предполагаются социальные встре­чи участников вне группы после каждой еженедельной сес­сии (без ведущего), в ресторане или дома у кого-то из них. Это формирует еще одну грань во взаимодействии между участниками, опыт, вдохновленный Синаноном: люди, об­щающиеся в «реальной» жизни, встречаются потом на спе­циальных сессиях, чтобы высказать свои обиды и внести ясность в отношения. («Когда мы сидели в кафе, мне вдруг стало так одиноко»; «Ты оскорбила мои чувства»; «Я рас­сердилась на твои слова».)

Терапевтическая среда

Коммуникативный воркшоп — это лаборатория, где сту­дент может заняться отреагированием своих провальных паттернов, полностью положившись на учителя, который в случае необходимости не замедлит вмешаться, чтобы спа­сти жертву от чрезмерной боли, агрессора от чрезмерной вины. Это покровительство, предоставляемое сильной ав­торитетной фигурой, которая выдвигает требования к соз­нательной работе и росту со стороны студентов, ускоряет прохождение периода, требующегося для установления «семейного» чувства. И вновь я обращаю внимание на ли­тературу по Синанону, где содержится логическое обосно­вание подобной терапевтической среды. (См. теорию Кас- риела в книге «So Fair a House: The Story of Synanon»).

Для обретения навыков общения на уровне Взрослого (с сохранением чувства собственного достоинства, без уни­жения другого) каждому человеку в жизни необходим опыт безопасного осуществления задач развития. Большинство из нас получали неполноценный опыт на этом пути: в силу особенностей личной истории некоторые проходят опре­деленные периоды слишком быстро, другие перескакива­ют через какие-то важные этапы или так й не доходят до решающих стадий. Воркшоп предоставляет безопасное место для того, чтобы прожить пропущенное, он дает лю­дям еще один шанс.

Чтобы получить эмоциональное вознаграждение от раз­ных стадий развития, людям необходимо на самом деле про­жить соответствующий опыт. Короткого пути нет: недоста­точно просто понять, что мы пропустили в своей жизни. От нас требуется непосредственное вовлечение в отношения с другими, переживание чувств и выражение эмоций, со­ответствующих опыту. Прежде чем достичь Зрелости, каж­дый из нас должен успешно пройти свои психологические Детство и Юношество. Эмоциональные задачи каждого периода:

Детство. Доверять другому и чувствовать себя в доста­точной безопасности, чтобы раскрыть перед ним свой страх и беззащитность. Опираться на него в моменты слабости, не чувствуя себя униженным. Принимать помощь.

Юношество. Открыто выражать гнев, даже в том слу­чае, если у вас имеются подозрения относительно его адек­ватности. Критиковать авторитетную фигуру, если счита­ете ее неправой. Смело решаться на новые способы пове­дения, рискуя оказаться неправым или выглядеть глупо, потерять любовь и одобрение. Пытаться общаться с незна­комыми людьми, которые не понимают вас, и которых не понимаете вы.

Зрелость. Принимать ответственность за собственные ошибки и предпринимать новые попытки. Открыто приз­навать свою вину, стыд, неуверенность вместо того, чтобы избегать их или взваливать вину на другого. Уметь, когда необходимо, высказать другому свои подлинные чувства, не унижая его или себя.

Цель коммуникативного воркшопа — предоставить воз­можность прожить стадии, пропущенные в «реальной» жизни. Меня удовлетворяет сознание того, что есть люди, которые воспользовались этой возможностью и теперь проявляют очевидные признаки роста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.