Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок 6. Конкуренты делают упор на систему обучения




Отличительное свойство стран, бросающих вызов лидеру, состоит в том, что они уделяют большое внимание развитию системы образования. Германия, например, обратила особое внимание на развитие образования в самые ранние периоды своей истории. В некоторых районах Германии обязательное начальное образование существовало еще в XVI в. Фридрих Великий ввел обязательное начальное образование во всей Пруссии в 1763 г. В 1860 г. доля детей школьного возраста, посещавших школы, была на уровне 97, 5%, а немецкая сис­тема школьного обучения распространилась по всей Европе. Иностранцы отмечали в тот период, что по сравнению с други­ми странами система образования в Германии более совер­шенна, занятия длятся дольше, предметов больше, ученики послушнее. Все немцы признавали важность образования.

Немцы также создали развитую систему технического образования и объединили профессиональное, техническое и научное образование.

Немецкие рабочие имели хорошую общую и техническую подготовку, могли без труда работать на сложном в техничес­ком отношении оборудовании, осуществлять более строгий контроль качества. Кроме того, высокий уровень образова­ния, которое имел обычный немецкий рабочий, позволял ему осознавать свою роль в производственном процессе и адапти­роваться к потребностям производства.

Эта ситуация разительно отличалась от того, что было в Англии. В 1860 г. только половина детей школьного возрас­та посещала школы. Только в 1870 г. была создана первая система начального образования - это произошло более чем на сто лет позднее, чем в Германии.

Образовательная система в Англии была элитарной, ориен­тировалась на частные школы и университеты, в которых обу­чались самые одаренные и богатые. Даже в 1897 г. только 7% учеников английских школ второй ступени были выходцами из рабочего класса. Англия продолжала отставать в развитии системы образования и в начале XX столетия. В канун первой мировой войны, в 1913 г., в Англии было 9 тыс. студентов университетов, а в Германии - 60 тыс. В то время как в Анг­лии и Уэльсе дипломы выдавались всего 350 специалистам по всем областям знаний, в Германии ежегодно подготавлива­лось 3 тыс. дипломированных инженеров.

Различия между английской и немецкой системами обра­зования широко обсуждались в Англии на протяжении второй половины XVIII в. Слышалось множество голосов о необхо­димости исправления сложившегося положения. Однако, несмотря на это, система образования в Англии не изменилась. Англичане сохранили свою элитарную и классическую ориентацию в системе образования и по сей день. Образова­тельная система в Германии была более интенсивной, глубо­кой по содержанию и ориентирована на то, чтобы дать каждо­му гражданину хорошее образование, сформировать основу для понимания научных и технических проблем.

В тот период, когда США были колонией, образовательная система в этой стране была неразвитой - мешало отсутствие традиций, недостаток ресурсов, а также то, что американцы считали образование исключительно личным делом. Впослед­ствии, конечно, отношение изменилось. Образование стало рассматриваться как важная область деятельности государ­ства, как неотъемлемое "право" каждого гражданина и как способ вырваться из нищеты. Постепенно американская сис­тема образования эволюционировала в направлении к свобод­ной, общедоступной, общественной, общеобразовательной модели.

Однако до середины XIX столетия идея обязательного об­разования не получила широкого распространения. Первый подобный закон был принят в штате Массачусетс в 1852 г. Другие штаты внедряли этот закон длительное время, и толь­ко в 1918 г. последний штат - Миссисипи - принял соответствующий закон.

Таким образом, Германия и США перешли к массовой сис­теме образования, в то время как Англия продолжала держа­ться за свою элитарную, классическую модель. Конечно, труд­но утверждать, что это была единственная причина утраты Англией лидирующих позиций. Тем не менее развитая систе­ма образования, как считают многие специалисты, является одним из важнейших факторов, определяющих уровень конкурентоспособности.

Паундс и Брунер в книге "Школа в американском общест­ве" сделали вывод, что "школы имеют тенденцию отражать процессы, происходящие в обществе в целом". К этому хоте­лось бы добавить, что общество и экономика также испыты­вают воздействие системы образования.

Япония в течение длительного периода также имела нераз­витую систему образования. Перед революцией Мэйдзи, в 1868 г., по имеющимся оценкам, только 40% мальчиков и 25 % девочек посещали школу и получали начальное образова­ние. В Англии в тот же самый период школу посещали только 25% мальчиков и ничтожный процент девочек. Первым шагом нового правительства было введение всеобщего обяза­тельного обучения.

Правительство пригласило преподавателей из Европы и США для того, чтобы они обучали японцев новым идеям, ме­тодам и технологиям. Сознательно или случайно Япония не стала внедрять элитарной системы образования, а приняла модель всеобщего образования, принятую в США.

Уже к 1925 г. 99, 4% всех японских детей посещали школу, а к 1927 г. 93% всех японцев умели читать. Сегодня Япония продолжает уделять пристальное внимание образованию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.