Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипноз. Новейший справочник. Каждый пациент имеет ресурсы, которые могут ему помочь; дело психотерапевта - способствовать их реализации




Каждый пациент имеет ресурсы, которые могут ему помочь; дело психотерапевта - способствовать их реализации.

Индивидуально-субъективное восприятие пациентом реальности - основа психотерапии.

Психотерапевтическая коммуникация равна эффективной манипуляции, при которой выигрывают оба партнера взаимодействия.

Темп психотерапевтического процесса задается пациентом. При регрессе на пройденную ранее ступень психотерапевт должен вернуть пациента на эту ступень, успокоить человека, поздравить его с хорошей самозащитой от неверного шага и составить с ним новый план действий.

Сопротивление следует расценивать как знак неправильного использования энергии пациента.

Предлагаемые приемы должны удовлетворять таким требованиям, как готовность пациента, конкретность и достижимость в недалеком будущем определенных целей, низкий риск и ориентация на успех.

Самый важный пациент - сам психотерапевт: половина успеха зависит не от методик, а от модели жизни самого психотерапевта, ее соответствия его поступкам.

Нужно доверять своей интуиции, своему бессознательном}', предоставлять себе право на эксперимент с новыми приемами и право на ошибку в работе с пациентами.

Базируясь на сказанном выше, рассмотрим микродинамику особых состояний сознания.

Э. Росси и М. Эриксон использовали термин «микродинамика транса» для описания последовательных стадий транса.

Фиксация внимания - психотерапевт стремится зафиксировать сознательное внимание пациента, причем важно использовать особенности лексики пациента, изученные во время сбора анамнеза.

Можно попросить его зафиксировать свой взгляд на каком-либо предмете (классический метод традиционной гипнотерапии) или прислушаться к окружающим звукам, или почувствовать что-то, или вспомнить вкус какой-либо пищи и т.д.

М. Эриксон для фиксации внимания рассказывал истории, но при этом умел использовать и невербальный язык, приковывая к себе внимание пациента. Избавляя пациента от боли.

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат 171

0н фиксировал внимание пациента на этой боли: детально расспрашивал о ее качестве, интенсивности, иррадиации, частоте приступов. Работа, фиксировавшая внимание пациента на основной проблеме, влекла за собой быструю «депотенциализацию» сознательных процессов.

Депотенциализация сознательных процессов - обычный тип психического функционирования - изменяется в сторону функционирования в особом состоянии сознания. Этот следующий за фиксацией внимания феномен может быть достигнут благодаря использованию нескольких способов:

- замешательства, которое захватывает пациента врасплох в результате введения в рассуждения алогичной фразы. Обычно достигается разными путями: неадекватным соединением жеста и фразы (психотерапевт просит человека сесть справа, указывая на стул слева); появлением левитации или постановкой каталепсии; использованием игры слов или парадокса; либо просто в ходе наведения особого состояния сознания психотерапевт говорит: «Вы можете слушать, что я вам говорю, или не слушать, это не важно»;

- пресыщения, которое приносит пациенту столько сенсорной или вербальной информации, что это превосходит возможности его восприятия. Оно вовлекает пациента в умственную деятельность, которую тяжело поддерживать, и приводит к пресыщению его обычной сознательной активности. В качестве пресыщения могут выступать: счет наоборот; беспорядочное перечисление дней недели и месяцев года; детальное и неясное описание неинтересного физиологического процесса; рассказ повторяющейся истории или истории без конца;

- психологического шока, удивления, близкого к замешательству. Удивление переживается пациентом как нечто более приятное, в нем присутствуют юмор и игра слов. Употребление самого слова «удивление» («сюрприз») имеет свой особый смысл: оно считается словом, вызывающим позитивные ассоциации, которые облегчают возникновение воспоминаний, связанных с детством, подарками, со счастливыми моментами жизни. Например: «... Во время этого упражнения... вы меня научите (удивле-

Гипноз. Новейший справочник

ние)... вашему способу достигать отстраненности...» Сразу оговорим, что такой прием нельзя применить ко всем, так как у некоторых людей чувство юмора ограничено, и мы должны относиться к этому с пониманием. Запуск бессознательного поиска - самая важная часть работы психотерапевта. Она требует использования особых средств, которые благоприятствовали бы возникновению новых ассоциаций. Чаще всего для этого применяются следующие способы: открытые внушения, воспоминания и использование диссоциативного языка (в одной и той же фразе происходит обращение к сознательным процессам пациента и к его бессознательному, при этом обе части фразы соединяются сложными союзами). Например: «Ваш сознательный разум слушает мой голос и слышит мои слова, в то время как ваше бессознательное занято другим...»

Бессознательный процесс и ответ - бессознательное всегда представляет собой резервуар ресурсов. В особых состояниях сознания их мобилизация влечет за собой реорганизацию и переструктурирование психики пациента. Это ставит нас перед необходимостью кратко коснуться принципов научения или переучивания.

Любое обучение включает в себя четыре стадии. Первая из них - неосознанное незнание. Человек не только не знает, как что-то сделать, но также не знает и того, что он этого не знает. На второй стадии - осознанного незнания, некомпетентности - человек обнаруживает свое незнание и начинает учиться, полностью отдавая этому свое внимание. Именно в это время он усваивает большую часть необходимого. На третьей стадии - осознанного знания, компетентности - человек полностью осваивает отдельные умения, но еще не овладевает мастерством (т. е. целостным применением навыка без участия сознания). И, наконец, на четвертой стадии - неосознанного знания - все отдельные умения сливаются в единый бессознательный паттерн, давая возможность сознанию поставить задачу и дать подсознанию выполнять ее, освободив внимание для других целей.

При этом обучение обычно происходит путем последовательных приближений: человек делает то, что он может на данном этапе (настоящее состояние), и сравнивает это с тем, чего он желает (желаемое состояние). Если между этими двумя полюсами

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат 173

существует расхождение, он начинает действовать, чтобы его уменьшить. Естественно, что успех зависит от гибкости поведения (или разнообразия инструментов в терминах кибернетики). Таким образом, человек движется по этому циклу до тех пор, пока полученный результат его не удовлетворит. Если представлять это метафорически, то путешествие от настоящего к желаемому состоянию представляет собой петлю, внутри которой могут существовать еще малые петли - более мелкие результаты, которые необходимы, чтобы достичь более крупной цели.

Для понимания продукции, появляющейся во время терапевтических особых состояний сознания, существует множество схем в самых разных подходах (регрессия к определенным стадиям психосексуального развития, условно-рефлекторные паттерны и пр.), но наиболее оправданной клинически нам кажется модель С. Грофа (1991).

Модель включает в себя четыре типичные матрицы переживаний, несущие собственное эмоциональное и психосоматическое содержание и выступающие как принципы организации материала на других уровнях бессознательного. Они имеют отношение к реальным событиям биографического уровня, касающимся процесса рождения, психического насилия и физических травм, они связаны с эрогенными специфическими психоаналитическими зонами, могут объяснять актуальную психопатологию и находят свое отражение на архетипическом уровне. По мнению С. Грофа, эти матрицы первоначально формируются на перинатальном уровне.

Термин «перинатальный» - составное греческое слово, в котором приставка реп означает «вокруг» или «поблизости», а корень natalis указывает на отношение к рождению. Это слово мы будем употреблять для обозначения периода внутриутробного развития, родовой деятельности и процессов, следующих непосредственно за родами. Перинатальные переживания организованы в типичные тематические группы, базовые характеристики которых эмпирически связаны с анатомическими, физиологическими и биохимическими аспектами определенных клинических стадий рождения. Несмотря на свою тесную связь с биологическим рождением, перинатальный процесс выходит за рамки биологии и содержит важные психологические, философские и духовные измерения. События, связанные с различными




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.