Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Труд, приносящий самоуважение




Наше уважение к кому-либо означает, что мы высоко ставим личность этого человека. Мы прислушиваемся к его точке зрения. Мы считаем его жизнь драгоценной. Если же мы находим человека недостойным нашего уважения, то ведем себя иначе: его точку зрения всеми силами игнорируем, а жизнь его не ценим.

Очень важны те критерии, которыми мы определяем, стоит или не стоит данного человека уважать: от них зависит наше отношение к окружающим людям.

Война – очень яркий, доведенный до крайности пример того, как целые нации проявляют активное неуважение к правам друг друга: как только принято решение о начале войны, противная сторона объявляется “врагом” и более не воспринимается как полноценная, подобная нам часть человечества. Мы не желаем считаться “с ними”, не признаем их точку зрения и не ценим их жизнь. Неуважение выплескивается, и неизбежным результатом бывает боль и страдание. Для тех, кто видел войну и другие немыслимые трагедии, человеческая способность не уважать себе подобных кажется куда более реальной и ощутимой, чем способность к уважению. Вот как, к примеру, выразил эту мысль один знакомый мне вьетнамский ветеран: “Я видел гибель друзей и хладнокровный подсчет потерь, словно после футбольного матча; мне долго морочили голову призывом “убивать красных во имя Христа”, а по возвращении я узнал, что о войне говорили и писали сплошную ложь; врачи лишь пичкали меня таблетками и советовали “быть как все”. Как мне после этого найти хотя бы что-то достойное уважения?”

Уважение к человеку, идеалу или чему угодно еще возникает, когда оно связано с чем-то для нас важным, ценным и любимым. Чувство уважения очень трудно сохранить в обстановке, где тотальное неуважение стало скорее правилом, чем исключением, и чем дольше находишься в такой обстановке, тем труднее дается уважение.

Неуважение – тончайший психологический инструмент, позволяющий всякого, чьи потребности нам удобнее игнорировать, лишать права считаться человеком. По мере практики и при отсутствии альтернатив, эта психологическая установка легко закрепляется в привычку.

Когда мы уважаем кого-то, от нас исходят сигналы о том, что мы высоко ценим само его существование. Этот человек (или группа, или нация), видя наше доброе отношение, постепенно понимает уважительность наших намерений. Напротив, выказывая кому-то неуважение. мы посылаем сигналы, что человек (группа, нация) не такой, как надо, и мы вправе осуждать или перевоспитывать его. Такие заявления ставят под угрозу свободу людей (группы, нации), оставаться такими, какие они есть. Поэтому нас начинают бояться.

Страх, порожденный неуважением, приводит в свою очередь к ответным неуважительным действиям и к порождению взаимного страха. Эта хорошо всем известная цепная реакция ведет к конфронтации и войнам – как на уровне личных, семейных отношений, так и на уровне отношений между сообществами людей и целыми нациями.

Уважение создает благоприятный климат для мира. Неуважение создает благоприятный климат для войны.

В личной жизни каждого из нас способность испытывать уважение ко всему живому (к отдельным людям и расам, к нашей планете, к самому себе) неразрывно связана со способностью испытывать душевный покой. К примеру, если вы любите природу и ненавидите род человеческий, то можно поспорить на что угодно: вы не пойдете отдыхать в шумную компанию, а отправитесь на природу, потому что высоко ее цените и в ее окружении можете спокойно расслабиться и набраться сил, оставив на время свои защитные реакции.

Чем меньше в нашей жизни того, что мы уважаем и ценим, тем труднее найти такое место, где можно по-настоящему раскрыться, ощутить мир и покой. Наша внутренняя война, а значит и наш внутренний мир, обусловлены умением уважать. Когда трудно найти хотя бы что-то достойное уважения, то в равной мере трудно и найти душевный покой.

У всех живых существ есть общее – жизнь. Она объединяет, связывает всех нас. Чем больше внимания мы уделяем этой общности, тем менее угрожающими представляются нам различия. Духовные традиции почти всех исторических культур почитают уважение ко всему и ко всем наряду с высшими достижениями на пути внутренней гармонии. -Это подчеркивает и девиз США – Е pluribus unuin, – который в переводе с латыни означает “Из многих – единое”.

Если уважение ко всему и ко всем кажется вам пока недостижимым, для начала постарайтесь завоевать хотя бы один маленький плацдарм: научитесь уважать и высоко ценить что-то одно, лично вами избранное. Как только вы позволите себе уважать что-то, к вам постепенно начнет приходить душевное равновесие. Мало-помалу вы будете приобретать все новые ценности и вкладывать в них свое уважение. Дивидендами с этого вклада будут свобода и покой, как внутренние, так и внешние.

Иногда для разграничения миролюбивых и агрессивных действий пользуются термином “не-мир”. Миролюбивые заявления часто не уберегают нас от немирных действий, поскольку многие поступки основаны на скрытых в подсознании установках. Чтобы избежать конфликта, необходимо тщательно анализировать все свои действия и выявлять ведущие к «не-миру». Когда мы осознаем свои немирные действия, нам легче найти альтернативу им.

Мы способствуем не-миру, когда проявляем неуважение. Если, к. примеру, мы терпеть не можем женщин или мужчин, негров или белых, то мы не склонны проявлять уважение к представителям этих несимпатичных нам групп. Наше неуважение позволяет нам не видеть в них человеческую личность и полностью игнорировать их точку зрения. Такое неуважение воспринимается ими как угроза, а на угрозу человек отвечает активацией рефлекса “бей или беги”, т.е. приходит в боевую готовность. Это – шаг к конфликту, к неуравновешенному силовому воздействию. Вот почему можно сказать, что всякое неуважение ведет к «не-миру».

Тому, чьи чувства и реакции обострились на войне, порой требуется соприкоснуться с самыми мирными и самыми священными человеческими ценностями, чтобы в его душе вновь затеплился огонек уважения.

Один ветеран, вернувшийся с заморской войны с глубокой душевной травмой, был не в силах смириться с царящими вокруг него порядками, но сумел наконец обрести покой, когда воспитал в себе глубокое уважение ко всякому живому существу. Война, в которой он участвовал, была Крестовым походом, а он стал известен миру как святой Франциск Ассизский.

В человеческой истории много подобных примеров, сближающих различные культуры, континенты и эпохи. Многие писатели размышляли над “феноменом бывшего солдата”, имея в виду тот глубокий внутренний сдвиг, когда на основе немирного опыта человек обретает чувство уважения.

Когда мы стремимся к миру, нам полезно спросить себя, что в наших собственных поступках способствует «не-миру». Как и в своем стремлении к уважению, мы должны выяснить, какие наши действия продиктованы неуважением (к тем, в ком мы видим врагов, к себе, к своей семье, к нации и ко всей планете).

Последовательно задавая себе такого рода вопросы и искренне отвечая на них, мы сможем высветить самые темные закоулки души и разума, пока благотворные перемены не придут сами собой.

Воспитание глубокого внутреннего равновесия составляет основу работы над собой в духовных традициях всего мира.

Хотя практика и мифологическое содержание различных религий очень несхожи, но тем не менее все духовные учителя согласны в одном: способность воспитывать в себе уважение – огромный потенциал развития для каждого человека.

Такую работу над собой я называю “истинным трудом”. “Истинный труд” может быть связан с вашей основной работой, дающей средства к существованию, а может и не иметь с ней ничего общего. Та или иная обязанность, та или иная должность могут или быть, или не быть “истинным трудом” – все зависит от того, уважаете ли вы порученное дело. “Истинный труд” может приносить материальное или моральное вознаграждение, может быть и совершенно бесплатным.

“Истинный труд” – это любой избранный вами вид деятельности, который помогает лучше ощутить цель и смысл вашей жизни. Он осуществляется в той сфере, которую мы ценим выше всего, т.е. к которой испытываем наибольшее уважение.

Я искренне надеюсь, что к этому этапу самоизучения вы уже нашли ту часть вашего жизненного опыта, которую цените выше всего. Примите ее за отправную точку в поиске своего собственного “истинного труда”. Доверие к себе поможет сделать правильный выбор. “Истинный труд” – это своего рода ноша, которую вы избрали с открытым сердцем, чтобы через свою деятельность соединиться с потоком жизни.

Завершая свои рассуждения о связи между травмой, ощущением покоя и посттравматическими явлениями, я хотел бы отметить еще один момент. Как уже упоминалось в разделе 2, тактика лечения, делающая упор на “адаптацию”, не обеспечивает желаемого решения проблем. При этом на людей, утративших внутреннее равновесие из-за пребывания в невыносимых условиях, смотрят как на жертв клинического заболевания.

Но у переживших травму наблюдается еще одно качество, не находящее отражения в медицинской литературе, которая отмечает лишь симптомы страха, агрессивности, тревожности и т.п. и рассматривает людей, пострадавших от массового неуважения, в свете психических отклонений и неспособности вести себя «нормально».

Опираясь на сказанное выше о мире и «не-мире», можно сформулировать иную точку зрения. Люди, которые пережили массовое неуважение, оказываются сверхчувствительны в ситуации, где совершаются какие-либо неуважительные действия. Они реагируют даже на самые завуалированные формы «не-мира» быстрее и энергичнее, чем большинство людей. Такую особенность можно, если хотите, считать отклонением, но можно посмотреть на нее иначе. Посттравматические стрессовые реакции, как мы видим, приводятся в действие присутствием «не-мира» (неуважительного поведения) в ближайшем окружении человека. Иными словами, травмированные люди болезненно реагируют на малейшее проявление немирных намерений.

Сверхчувствительность к «не-миру» означает, что человек моментально обращает внимание на неуважительные действия и реагирует на них. Трагедия нашего времени в том, что многие страдающие от посттравматического стресса люди не могут найти для себя такого места, где царила бы по-настоящему мирная атмосфера. Но по мере того, как все большее число людей, потрясенных увиденным и пережитым на войне, находят свой путь к исцелению, их голос в защиту мира и взаимного уважения становится все слышней.

Ветераны могут многому научить человечество, указывая на скрытые формы «не-мира», которые порой так трудно распознать в самом себе. Тот, кто найдет свой истинный труд в борьбе против «не-мира» и страха как в своей душе, так и на всей планете, почувствует, что жизнь его наполнилась смыслом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.