Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мандолина и скрипка




ХОРДОФОНЫ

Кубыз.

ИДИОФОНЫ

В Башкортостане наиболее распространен самозвучащий (идиофонический) вариант инструмента. Это - "Агас-кубыз" – деревянный кубыз (башк. агас – дерево) и "Тимер-кубыз" – железный кубыз (башк. тимер – железо). По Хорнбостелю-Заксу агас-кубыз – идиоглоттический маультроммель с индексом 121.21., а тимер-кубыз – гетероглоттический маультроммель с индексом 121.22. Данные музыкальные орудия под различными названиями распространены во всем мире.На Тимер-кубызе в Республике играют повсеместно. И хотя считается, что это детский и женский инструмент, лучше всего на нем играют мужчины. Это подтверждается легендами и преданиями, сохраняющими имена талантливых мастеров-исполнителей на кубызах. Сегодня в Башкирии пользуются популярностью инструменты мастеров и исполнителей Р.Загретдинова из Уфы, М.Давлетбаева из Салавата, З.Халилова из Кумертау и др.

Агас-кубыз долгое время считался исчезнувшим инструментом. Но в 1985 году автору данной статьи удалось найти исполнительницу на агас-кубызе в Мечетлинском районе Республики.

Башкирский вариант инструмента – бурдонирующий тип, звукоизвлечение которого построено на колебании упругой пластины (деревянной или металлической) одного тона и мелодикообразования посредством изменения объема резонирующей полости рта исполнителя. В последнее время благодаря пропаганде башкирского кубыза известным исполнителем Р. Загретдиновым популярностью стало пользоваться различное виртуозное звукоподражание, не встречающееся в фольклорном музицировании башкир, но получившее развитие в концертной филармонической практике. Звукоизвлечения на кубызе и образование мелодической линии связано с обертоновым звукорядом и акустически связанно с бурдонирующим звуком колеблющегося язычка. Башкирская игра на инструменте имеет ряд национальных особенностей постановки и специальный репертуар.

Легенды сохранили названия некоторых башкирских идиофонов: «Кэбе», «Сыбырткы», «Тэйме», «Шакылдак» и другие. Известен также «Янкыл-кубыз» (индекс 311.12) или "Жэя-кубыз" – музыкальный лук, на котором играют щипком, приложив ко рту.

 

Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеют мандолина и скрипка. Они используются башкирскими музыкантами в их классической форме, квинтовом строе и названии. По Хорнбостелю-Заксу мандолина относится к чашечным шейковым лютням (индекс - 321.321), а скрипка – к коробчато-шейковым лютням (индекс – 321.322).

Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского этномузицирования. На них играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах. Профессионального обучения на мандолине нет, данный инструмент – яркий представитель устного инструментального творчества. Мандолина и скрипка в Башкирии – инструменты сольной традиции, но на них не редкость игра в ансамбле с кураем, кубызом, баяном, ударными.

С 1985 года ведется реконструкция башкирской «думбыры»(предшественника мандолины) и смычкового «кыл-кубыза» (разновидности вертикальной скрипки). Удалось восстановить и их репертуар – преимущественно аккомпанемент к пению песен исторического или мистического содержания (Кубаиры, Харнау, Хар-харнау и др.). Наиболее удачные варианты инструментов связаны с именами мастеров В.Шугаюпова, А.Овчинникова и А.Владимирова.

По преданиям были и другие хордофоны: «Гэзле» (иногда - «Гюслэ») (разновидность лютни - индекс 321.22) и «Ятаган» (разновидность цитры - индекс 314.122), на которых играли щипком или ударом специальных палочек.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.