Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Караганда 2014




Методические рекомендации для (практических, семинарских, лабораторных) занятий

ИП №6 от 14 июня 2007 г.

Ф КГМУ 4/3-05/03

Вопросы

1. Дыхательный цикл.

2. Значение минутного объема дыхания (МОД), как его определить?

3. Значение альвеолярной вентиляции, формула ее расчета.

4. Максимальная вентиляция легких.

5. Воздух мертвого пространства, его значение.

6. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.

7. О чем свидетельствует коэффициент легочной вентиляции (КЛВ), по какой формуле его можно рассчитать?

8. Давление в плевральной полости, его происхождение и роль в механизме внешнего дыхания.

9. Значение альвеолярного и транспульмонарного давления

 

Ситуационные задачи (пример)

1. Как обеспечить эффективное дыхание человека при операции, если вскрыта грудная клетка?

2. ЖЕЛ равен 3000мл, ДО равен 400мл. Вычислить объем альвеолярного воздуха и КЛВ, если соотношение объемов ЖЕЛ нормальное, а объем МП 150 мл.

Тестовые вопросы (пример)

?

Как изменяется объем легких при спокойном выдохе?

- активно увеличивается

- пассивно увеличивается

- остается без изменения

- активно уменьшается

- пассивно уменьшается

 

?

Как доказать пассивное участие легких в дыхании?

- на модели Дондерса

- с помощью метода Дугласа

- с помощью аппарата Холдена

- с помощью метода Баркрофта

- с помощью ртутного насоса Сеченова

 

?

Какое количество дыхательных циклов совершается в минуту в покое?

- 5-10

- 12-18

- 20-25

- 27-35

- 40-50

 

?

Что включает функциональная остаточная емкость (ФОЕ)?

- дыхательный объем, резервный объем вдоха

- резервный объем вдоха, остаточный объем

- резервный объем выдоха, остаточный объем

- остаточный объем, жизненную емкость легких

- резервный объем выдоха, емкость вдоха

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра физиологии

 

 

 

Тема: «Внешнее дыхание»

Специальность: 051301 «Общая медицина»

Дисциплина: Физиология-2

Курс: 3

Составитель: проф. Миндубаева Ф.А.

 

 

 

Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры

Протокол № от 2014г.

 

Зав.кафедрой Физиологии,

д.м.н., профессор Ф.А.Миндубаева

 

 

 

· Тема: «Внешнее дыхание»

· Цель: освоить физиологические методы исследования параметров внешнего дыхания, изучить механизмы вдоха и выдоха, поддерживающие постоянство газового состава крови.

· Задачи обучения:

o использовать теоретические знания на практике при выполнении работ и анализе полученных результатов

o при выполнении работ продолжить формирование научно-исследовательской компетенции.

 

· Основные вопросы темы

1. Понятие о системе дыхания, ее функции.

2. Дыхание. Дыхательный цикл. Основные этапы дыхания.

3. Функции легких и воздухоносных путей (газообменные и негазообменные).

4. Значение сурфактанта.

5. Давление в плевральной полости, его происхождение.

6. Механизм вдоха.

7. Механизм выдоха.

8. Легочные объемы и емкости. Методы исследования внешнего дыхания (пневмография, спирография, спирометрия, пневмотахометрия).

9. Количественные показатели вентиляции легких(МОД, МВЛ).

 

· Методы обучения и преподавания: освоение клинико-физиологических методик исследования внешнего дыхания, работа в малых группах, устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач, дискуссия, обсуждение результатов исследования.

 

Перечень выполняемых работ

Работа 1. Спирография в покое с помощью спирометра Спиро С-100.

Цель: Ознакомиться с принципом работы спирометра Спиро С-100. Освоить методику графической регистрации дыхательных объемов в покое.

Ход работы: см. инструкцию к работе Спирометра С-100

Вывод: Зарисоватьполученную кривую, сделать соответствующие обозначения.

 

Работа 2. Определение легочной вентиляции и МОД.

Цель: Оценить легочную вентиляцию при спокойном дыхании и рассчитать минутный объем дыхания, который отражает производительность легких.

Ход работы: Определить при помощи спирометра дыхательный объем (ДО) при спокойном дыхании. Подсчитать число дыхательных движений за 1 минуту при спокойном дыхании (ЧД). Рассчитать минутный объем дыхания (МОД) по формуле: МОД = ЧД х ДО.

Рассчитать альвеолярную вентиляцию (АВ) по формуле: АВ=ЧД х (ДО-МП)

Вывод: сравнить полученный результат с нормой, сделать вывод об эффективности функции легких.

 

 

Работа 3. Модель Дондерса.

Цель: Изучить роль отрицательного давления в плевральной полости в дыхательном цикле.

Ход работы: Закрыть зажим на отводной трубке, которая сообщается с внешней средой. Оттянуть резиновую мембрану и пронаблюдать увеличение объема легких при имитации вдоха.

Ослабить мембрану или надавить на нее и пронаблюдать уменьшение объема легких при имитации выдоха.

Получить модель открытого пневмоторакса. Для этого оттянуть мембрану вниз и, не отпуская ее, открыть зажим на трубке, которая сообщается с внешней средой. Воздух заполняет бутыль («плевральную полость») и легкие спадаются. Изменение положения мембраны вверх и вниз не приводит к изменению объема легких. Убеждаемся, что дыхание в условиях открытого пневмоторакса не возможно.

 

· Литература

Основная

1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: Учебник для студентов Мед.вузов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. - 520 с.

2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 2007.

3. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с.

4. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - С. 113-139.

6. Физиология человека. Учебник под ред. Н.А.Агаджаняна. – М-Н.: Медицина, 2005. – 520 с.

Дополнительная

1. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т2. – С. 12-18, 47-48.

2. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. – М.: Медицина, 1988. – С. 20-30, 106-117.

3. Физиология человека / Под ред. Н.А. Агаджаняна. – А.-Ата: Казахстан, 1992. – Кн. 1. – С. 79-90.

 

· Контроль




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.