Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ресурсы внешней политики современной России




Обычно принято считать, что Российская Федерация по своим внешнеполитическим ресурсам многократно уступает СССР. Признавая их ограниченность, следует заметить, что не все изменения последнего десятилетия имели однозначно негативную направленность; по ряду параметров Россия своих позиций не теряла или даже сумела их укрепить.

Географические ресурсы

Именно географическое положение, хотим мы того или нет, обрекает Россию на то, чтобы быть внешнеполитическим актором если не на глобальном уровне, то как минимум в масштабе северного полушария. «Мы с вами присутствуем и в Европе, и в Азии, и на Севере, и на Юге. Естественно, что там есть наши интересы. (В.В. Путин)

Демографические ресурсы

Россия очень сильно отличается от СССР по этноконфессиональному составу населения. Если и в Российской империи, и в Советском Союзе русские составляли меньшинство, то в Российской Федерации их больше 80% жителей. Подобное изменение дало основание некоторым специалистам говорить о трансформации России впервые в своей истории в нацию-государство. В принципе это изменение может означать как вероятность обретения новой идентичности на национальной основе, так и опасность развития националистических настроений. В то же время более гомогенный состав населения оставляет меньше возможностей для внешнеполитического лоббирования со стороны этноконфессиональных меньшинств.

Экономические ресурсы

В условиях глобализации явно на обочине развития остаются те страны, которые не могут вписаться в складывающуюся систему универсальной экономики. В последние годы Россия существенно продвинулась по пути интеграции в систему мирохозяйственных связей, от которой Советский Союз был фактически изолирован на протяжении семи десятилетий. Страна вступила в Парижский клуб государств-кредиторов, реструктуризировала долг Лондонскому клубу кредиторов, вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), активно продвигает свои национальные интересы в рамках региональных и межрегиональных МПО – БРИКС, ОПЕК, Евразийский экономический союз. Вместе с тем включение России в мирохозяйственную систему имеет во многом однобокий характер. На деле только энергетические, сырьевые и некоторые оборонные предприятия выпускают продукцию, способную выдерживать конкуренцию на мировых рынках.

При этом РФ остается экономическим гигантом постсоветского пространства, реально удерживает ведущую роль в хозяйственных связях стран СНГ, в их интеграционных объединениях.

Военные ресурсы

Россия - ядерная сверхдержава, одна из двух стран, способных уничтожить все живое на планете, а по количеству ядерных боезарядов (с учетом тактических) продолжает занимать первое место в мире. Но она не в состоянии заметно модернизировать или поддерживать в прежнем состоянии потенциал сдерживания как из-за экономических трудностей, так и из-за того, что основные мощности по производству тяжелых баллистических ракет остались в Украине. Кроме того, ядерное оружие в силу своей крайне ограниченной применимости не может быть само по себе использовано в качестве значимого, прямого внешнеполитического аргумента.

Политические ресурсы

Главный политический ресурс - эффективно функционирующее и реализующее адекватно сформулированные цели государство. Основной особенностью российского политического режима, который возник в 1991 г., отечественные и зарубежные эксперты называли отсутствие консолидированной власти. Это не только мешало продвижению к развитым формам демократической организации, но и приводило к неупорядоченности в государственных делах, уменьшению способности проводить активную внешнюю политику.

В определенной степени эти недостатки компенсировались ресурсом исторического наследия. Он состоит в наличии политического класса, привыкшего мыслить глобальными категориями; граждан, считающих Россию великой державой; сохраняющемся в мире восприятии страны как важнейшего фактора мировой политики.

Социальные ресурсы

Страна с консолидированным обществом, качественным человеческим капиталом, объединенная единством воли и веры, уверенная в себе и в своих ценностях, всегда выступала более сильным внешнеполитическим игроком, чем государство атомизированное, неорганизованное и лишенное ясных целей. Роль социальной организации как внешнеполитического ресурса резко увеличивается в современную эпоху, когда структуры гражданского общества - религиозные, правозащитные, экологические, благотворительные и иные, оказывают растущее влияние на формирование политики, выработку законов, состояние умов и даже принимают прямое участие в работе ведущих международных институтов.

Репутационные ресурсы

Имидж Российской Федерации в последнее десятилетие страдал как от остаточных фобий времен холодной войны («агрессивное диктаторское государство, традиционно угрожающее соседям»), так и от новых образов: страна в состоянии распада, деградации и нищеты, управляемая некомпетентными и коррумпированными чиновниками, обуреваемая планами «возрождения империи». Часть этих образов была почерпнута из российских СМИ и в какой-то мере отражала реальность. Вместе с тем в имидже России сохранился ряд обветшалых стереотипов, поддерживаемых некоторыми представителями западной элиты, профессионально специализирующимися на враждебности к России. Репутации нашей страны серьезный урон нанесли чеченская война, «дело ЮКОСа».

Идеологические и культурные ресурсы

Идеология - мощный инструмент как внутренней, так и внешней политики. Идеология, несущая в себе элементы универсальности, привлекательности для народов различных стран, может выступать механизмом укрепления международного имиджа, обретения искренних сторонников в мире. Так, западные страны добиваются внешнеполитических успехов не в последнюю очередь с помощью идеологий либеральной демократии, общества потребления и т. д. Советский Союз располагал множеством идейных союзников благодаря идеологиям коммунизма и пролетарского интернационализма.

В современной России отсутствует мировоззренческое единство. Ни одна из идеологий (либерально-демократическая, коммунистическая, национальные) не является доминирующей в подчеркнуто деидеологизированном общественном сознании. В роли объединяющей идеи нередко предлагаются лозунги «Великой России». В принципе они способны консолидировать общество, но приемлемы Исключительно для внутреннего потребления, поскольку не могут иметь много сторонников за пределами страны.

Научные, научно-технические и образовательные ресурсы

В СССР существовала уникальная модель организации науки, которая была построена на мобилизации и концентрации ресурсов для выполнения приоритетных государственных про грамм, связанных в основном с обороной, но не подчинялась требованиям экономической целесообразности, учета соответствия затрат реальным результатам. Эта система в одночасье рухнула. «Истоки переживаемого нашей наукой кризиса относятся к концу 1991 года, когда доля ассигнований в гражданскую научно-техническую сферу была обвальным образом сокращена в четыре (!) раза, с характерного для индустриальных стран уровня -2 процента от ВВП до -0,5 процента от ВВП - типичного уровня слаборазвитых стран третьего мира, - писал бывший министр науки и технологий РФ В. Е. Фортов. -... Ни одна отрасль в России не подверглась такому сильному разрушению». Произошла большая «утечка мозгов» - более половины из покинувших Россию 3 млн граждан составили лица с высшим и незаконченным высшим образованием.

Академическая и прикладная наука о международных отношениях, система подготовки кадров профессиональных международников во многом повторили судьбу отечественной науки в целом. Научное сообщество, за исключением отдельных своих представителей, оказалось отстраненным от механизма выработки решений, институты РАН оставались без заказов. Однако подавляющее большинство специалистов страну не покинули, а качество образования даже улучшилось за счет введения в процесс обучения всего богатства мировой общественной мысли и исчезновения пропагандистского компонента.

* * *

Таким образом, после распада СССР Российская Федерация осталась державой первого порядка по размеру территории, природным ресурсам, военно-стратегическим возможностям, политическому престижу, позициям в международных организациях, влиянию в СНГ. В то же время она оказалась государством второго порядка по степени развития экономики, Включенности в мирохозяйственную систему, качеству жизни, состоянию армии, участию в информационной и научно-технической революциях. Россия - не сверхдержава, но она - далеко не «Верхняя Вольта с ракетами».

Российская Федерация способна выполнять роль одной из великих держав как в мировом, так и региональном (евразийском) масштабах, в создании и функционировании механизмов глобального управления.

Ресурс «Soft Power» -неотъемлемой составляющей современной международной политики становится «мягкая сила» - комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии. Вместе с тем усиление глобальной конкуренции и накопление кризисного потенциала ведут к рискам подчас деструктивного и противоправного использования «мягкой силы» и правозащитных концепций в целях оказания политического давления на суверенные государства, вмешательства в их внутренние дела, дестабилизации обстановки, манипулирования общественным мнением и сознанием, в том числе в рамках финансирования гуманитарных проектов и проектов, связанных с защитой прав человека.

Растущая привлекательность России связана и с расширением потенциала ее «мягкой силы» как страны, сочетающей богатейшее культурное, духовное наследие с уникальными возможностями динамичного развития, развивающей продуктивное взаимодействие с многомиллионным Русским миром. С.В. Лавров

4. Американоцентризм - «доктрина Козырева»

Министр иностранных дел РФ А.В. Козырев, которому Президент Б.Н. Ельцин предоставил большую свободу деятельности, так определял свою первоначальную доктрину: «Ориентация на высокоразвитые демократические страны и вхождение в их клуб - именно и только в этот клуб - на равных, достойно, со своим собственным лицом. На этом вся концепция». Госсекретарь США ДЖ. Бейкер вспоминал, как в 1991 г. российский Президент с воодушевлением обсуждал с ним возможность слияния в будущем военных структур СНГ и НАТО. Ельцин доказывал также, что России «надо интегрироваться в европейские институты: Совет Европы, EC~. Российскую политику начала 1990-х гг. отличал очевидный американоцентризм. Даже мысль о существовании «единственной сверхдержавы отвергалась. «Гегемония Соединенных Штатов, которой нас пугают, и разговоры о единственной сверхдержаве - все это стереотипы и зашоренность. Никакой единственной сверхдержавы нет», - подчеркивал Козырев, выдвигая план стратегического союза с США, позднее трансформированный в идею стратегического партнерства.

В системе внешнеполитических приоритетов России до конца 1993 г. на первом месте, по замыслу Козырева, неизбежно оказывался «выход» на зрелые партнерские, а в перспективе и на союзнические отношения со странами, которые мы условно называем Западом». Именно с ними связывалась возможность мобилизации международной поддержки российских экономических реформ. На втором месте фигурировала задача «создания пояса добрососедства по периметру российских границ». В этом контексте рассматривалось СНГ, где Козырев не исключал «взвешенного применения экономической и военной силы». В отношении бывших союзников ставилась задача – «предотвратить превращение Восточной Европы в своего рода буферный пояс, изолирующий нас от Запада». Наконец, важными объявлялись также отношения со странами третьего мира, развиваемые на основе взаимной выгоды и без идеологических догм. Эти приоритеты были закреплены в принятых 28 апреля 1993 г. Основах концепции внешней политики России» - весьма многословном (в длинном списке приоритетов значилась даже Океания) и неконкретном документе, о котором позднее даже МИД почти не упоминал.

5. Многополярная альтернативность – «доктрина Примакова»

На выборах в Государственную Думу в декабре 1995 г. большинство завоевали коммунисты и их союзники, сделавшие тему «отступления России. (наряду с провалами в экономике) одной из центральных в своей кампании. В преддверии президентских выборов 1996 г. Президент Б. Н. Ельцин передал МИД в руки многоопытного ученого и политика, до этого возглавлявшего СВР, - Е. М. Примакова, что позволило надежно прикрыть предвыборный внешнеполитический фронт.

Примаков, имевший сложившуюся систему взглядов на мир, весьма критически отзывался о политике своего предшественника: «После распада СССР на этапе утверждения Российской Федерации в качестве самостоятельного государства какое-то время имела место модель "ведомой страны" - такой курс в то время проповедовался руководителем МИДа, который заявлял, что мир делится на цивилизованную часть и "шпану", а России после проигрыша в холодной войне следует войти в "клуб цивилизованных государств" и подчиниться правилам этого клуба, которым верховодят Соединенные Штаты... Модель ведомой страны неприемлема для России •. В противовес Примаков фактически провозгласил собственную доктрину, хотя и не оформленную в виде отдельного документа. Она основывалась на четырех основных постулатах.

Первый - приоритет российских интересов и отказ от роли «младшего партнера» в отношениях с США и Западом в целом, не допуская при этом обострения отношений. Выступая против появления новых разделительных линий в Европе, Примаков попытался занять жестко «негативную позицию в отношении расширения НАТО на пространство бывшего и уже распавшегося Варшавского Договора и попыток превратить Североатлантический альянс - далеко не универсальный по своему составу в ось новой мировой системы.

Второй постулат - установление многополярного мира, многовекторность внешней политики и проведение в ряде острых международных вопросов линии, альтернативной позиции США: «Сегодня действительно можно считать, что в мире есть одна супердержава, но мы не должны закрывать глаза на процессы, идущие в других частях мира •. Отсюда перенос акцентов на развитие отношений со странами Западной Европы, стремящихся к собственной внешнеполитической идентичности, попытки создания «оси Москва - Пекин - Дели., независимая линия в отношении Ирана, Ирака, Югославии.

Третий постулат - продолжение интеграции России в глобализирующийся мир. Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 1998 г., Примаков заявил: «Мы не предпринимали и не собираемся предпринимать никаких шагов, которые экономически изолируют Россию в международном плане. Наконец, весьма революционными были перемены, которые Примаков привнес в политику на постсоветском пространстве. Отказавшись от попыток превратить Содружество в полноценное интеграционное объединение, Москва начала реализацию идеи развития СНГ «нa разных скоростях» и формирования «интеграционного ядра» в лице государств, готовых выйти на более высокую планку сотрудничества.

«Доктрина Примакова» лежала в основе внешней политики на Протяжении практически всех четырех лет второго срока президентства Ельцина - и когда Примаков был министром иностранных дел, и после того, как он в сентябре 1998 г. Возглавил правительство и его сменил в МИДе И. С. Иванов.

6. «Интеграционизм» - «доктрина Путина»

Внешнеполитический курс Президента В. В. Путина, сочетая в себе элементы преемственности и новизны, строился и развивался на адекватном понимании ресурсной базы внешней политики России и ее места в мире. В программной статье «Россия на рубеже тысячелетий», вышедшей 30 декабря 1999 г. - за день до отставки Ельцина, - Путин отмечал: «Россия переживает один из самых трудных периодов в своей многовековой истории. Поступательного развития России; формирование пояса добрососедства по периметру российских границ.

Среди новых вызовов и угроз национальным интересам России называлась тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. Для противодействия этому предлагалось добиваться формирования многополярной системы международных отношений. «Борьба за многополярное мироустройство представляет собой не противостояние кому бы то ни было, а стратегию последовательных шагов по формированию новой архитектуры международных отношений», - пояснял И. С. Иванов.

Вторую группу приоритетов в Концепции внешней политики составили основные задачи страны в решении глобальных проблем. В их числе были названы: формирование нового мироустройства, стабильной системы международных отношений, в центре которых останется Организация Объединенных Наций и ее Совет Безопасности; укрепление международной безопасности, снижение роли фактора силы, укрепление режима контроля над вооружениями; развитие международных экономических отношений как средства укрепления национальной экономики; усилия по защите прав и свобод человека во всем мире.

Наконец, в третьей группе оказались региональные приоритеты.

Важнейшим среди них было названо обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ задачам национальной безопасности страны, исходя из концепции «разноскоростной интеграции». Разъясняя суть нового подхода, И. С. Иванов подчеркивал: «Отношения с каждым из этих государств отныне строятся с учетом ответной заинтересованности в сотрудничестве, готовности должным образом учитывать интересы России, в том числе в области безопасности и в обеспечении прав наших соотечественников».

Логика Путина легла в основу Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом в июле 2000 г., где содержалась развернутая и структурированная система приоритетов.

Первым, высшим приоритетом внешнеполитического курса называлась защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия предлагалось направить на обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России как великой державы; воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права.

Новый набор принципов и приоритетов внешней политики, усилия по консолидации государственной власти, динамичное лидерство позволили российской дипломатии достичь очевидных результатов. Установив взаимопонимание с Думой и Советом Федерации, Президент В. В. Путин добился ратификации важнейших соглашений - СНВ-2 (а в 2011 году – СНВ-3), Договора о запрещении ядерных испытаний, - которые без движения несколько лет лежали в парламенте. Улучшившаяся внешнеполитическая координация создала у наших партнеров восприятие России как предсказуемой страны.

Началось быстрое размораживание отношений с западными государствами, подчеркнутое серией встреч на высшем уровне. Была поставлена цель впервые добиться для России права голоса по всем вопросам повестки дня в «большой восьмерке». Был придан импульс сотрудничеству с Европейским союзом, что проявилось и в ходе состоявшихся саммитов Россия - ЕС. Более сложным было взаимодействие с Североатлантическим альянсом. Путин пошел, несмотря на возражения многих военных, на размораживание отношений с блоком, прерванных после начала бомбардировок Югославии. Однако в качестве условия полноценного партнерства Президент ждал признаков превращения НАТО из военно-политической в чисто политическую организацию, отказа от планов дальнейшего расширения и от новой доктрины, предусматривавшей возможность осуществления «гуманитарных интервенций», которую он расценивал как ошибочную и нарушающую нормы международного права.

В последние годы произошло закрепление позиций России в ведущих международных институтах. Россия обрела полноправный статус в рамках «большой восьмерки»; взаимодействие с НАТО стало осуществляться в формате «двадцатки». Президент ускорил реализацию планов вступления России в ВТО, чтобы добиться повышения роли страны на мировом рынке, участия в определении правил игры. Все это означает усиление интеграции России в глобализирующийся мир, заметное сокращение конфликтной зоны в отношениях с основными внешнеполитическими партнерами. Разногласия остаются - Ирак, Иран, Калининград, Курилы и др. Но не будет преувеличением сказать, что сейчас отношения России с США, странами Евросоюза, Китаем, Японией и другими центрами силы лучше, чем когда-либо.

В наши дни идет формирование миропорядка ХХI в. «Россия занимает достойное место в создании нового мироустройства. Сегодня ее вес и потенциал на международной арене таков, что без России невозможно решить основные проблемы, - отмечал министр иностранных дел РФ (2001-2007 гг.) И.С. Иванов. - Одна из причин тому - общность ценностей со многими ведущими государствами мира, наличие огромных возможностей для взаимопонимания. Это похоже на настройку инструментов для "концерта держав».

7. Институционально-правовые основы внешнеполитической деятельности РФ + дипломатическая служба

 

Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой страны и как глава государства представляет Россию в международных отношениях.

Совет Безопасности РФ формирует основные направления государственной внешней и военной политики, оценивает вызовы и угрозы национальным интересам и безопасности России.

Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ ведут работу по законодательному обеспечению внешнеполитического курса страны и выполнению ее международных обязательств, а также способствуют повышению эффективности парламентской дипломатии.

Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики страны.

Министерство иностранных дел РФ разрабатывает общую стратегию внешней политики Российской Федерации, представляет соответствующие предложения Президенту Российской Федерации и ведет работу по реализации внешнеполитического курса России.

Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству участвует в выработке предложений и реализации внешней политики России в сфере содействия международному развитию, международного гуманитарного сотрудничества, поддержки российских соотечественников, проживающих за рубежом, укрепления позиций русского языка в мире, развития сети российских центров науки и культуры за рубежом.

Субъекты РФ развивают свои международные связи и осуществляют международное и внешнеэкономическое сотрудничество при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности России.

 

Дипломатическая служба – это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации в государственных органах, осуществляющих внешнеполитическую деятельность государства в соответствии с Конституцией РФ, законодательством и международными договорами России, Венскими конвенциями о дипломатических и консульских сношения

Высокопрофессиональная и хорошо организованная дипломатическая служба как неотъемлемая составляющая государственной службы Российской Федерации – важнейшее условие успешного выполнения государством своих функций, решения стратегических и тактических задач политики Российского государства на международной арене.

Многолетний исторический опыт свидетельствует, что государство сильно не только своей экономической мощью, научно-техническим и военным потенциалом, но и своей дипломатией, умелой и гибкой дипломатической службой, профессиональным и нравственным потенциалом кадров дипломатического корпуса. Именно дипломатическая служба во многом предопределяет успешность решения внешнеполитических задач, стоящих перед государством.

Значение эффективности, профессионализма, компетентности дипломатических институтов и их сотрудников объективно возрастает:

А) в переломные моменты истории государства, когда изменяется его правовая база и социально-политическая сущность;

Б) в условиях модификации системы международных отношений, глобализации и интернационализации международных проблем, усиленния влияния новых информационных технологий, повышения удельного веса многосторонней дипломатической деятельности соответствующих институтов.

Дипломатическая служба осуществляется исключительно на федеральном уровне и только в рамках полномочий специального органа государственной власти – Министерства иностранных дел РФ. Действующие нормативные акты Российской Федерации, федеральных органов всех ветвей государственной власти, а также законодательство субъектов Российской Федерации в части, касающейся международной деятельности, подлежит приведению в соответствие с законодательством о дипломатической службе.

В России существуют следующие ранги для дипломатических работников:

1. Чрезвычайный и Полномочный Посол;

2. Чрезвычайный и полномочный посланник 1 класса;

3. Чрезвычайный и полномочный посланник 2 класса;

4. советник 1 класса;

5. советник 2 класса;

6. первый секретарь 1 класса;

7. первый секретарь 2 класса;

8. второй секретарь 1 класса;

9. второй секретарь 2 класса;

10. третий секретарь;

11. атташе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 7428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.