КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как продукт исторического развития
Существует довольно много определений книги в целом. В главном — она носитель, хранитель и передатчик информации, инструмент общественной коммуникации. Специалисты в области семиотики характеризуют ее как пространственную развертку текстовой и изобразительной информации, издатели — как завершенный целенаправленный труд, результат их работы с авторами и полиграфистами, художники — как специфическое произведение искусства. Читатель ищет в книге умного и интимного собеседника... Исторически сложившиеся потребности людей закреплять и распространять тексты вызвали к жизни уникальные формы прототипов книги и собственно книги. Это не были заимствованные у природы конструкции и материальные аналоги. Благодаря использованию несложно переработанных природных материалов, например глины, папируса, бересты, кожи, в предкнижной стадии еще сохранялась близость этого предмета к растительному и животному миру. Но бумага и книжные блоки, гравирование и печать — почти целиком порождение человеческого разума, плоды позднейшей интеллектуальной деятельности. Не всегда книга имела тот вид, к которому мы привыкли теперь. Первоначально тексты писались на длинных, порой до нескольких метров, полосах папируса и скручивались в свитки. В Британском музее хранится папирус Гарриса длиной свыше 40 метров. В древней Ассирии тексты писались на глиняных табличках, которые потом обжигались. В Древнем Риме существовал другой вид книги - полиптих. Это были скрепленные между собой ремешком деревянные дощечки - таблицы, покрытые воском, на которых процарапывали буквы. Такую книгу уже можно было листать, правда, страниц в ней было немного. Со II века до н.э. начал применяться новый материал для письма -пергамент - особо выделанная кожа. Новые материалы для письма позволили создать в начале I века н. э. и новый тип книги - кодекс. Первые пергаментные кодексы делались из сложенных листов, которые вкладывались один в другой и прошивались у корешка. Обычно брали 4 листа, из которых при сгибании получалась 16-страничная книжечка. По-гречески ее называли «тетрада», то есть «четверка». От этого произошло слово «тетрадь». Отсюда и 16- или 32-страничные тетради в современной книге. Эти то тетради, сшитые между собой, и образуют книжный блок. Размером бумажного листа и его долей при сгибании определяется формат издания. От количества сгибов происходят названия форматов. Лист, согнутый пополам - 1/2, in folio (от латинского folium - лист). Отсюда формат - книга большого размера. Если лист согнуть еще раз, получится формат в 1/4 - in quarto (от латинского quartos - четверть). Этот формат образует 8 страниц. Формат в 1/8 - in octavo (от латинского octavum - восьмая часть) - имеет 16 страниц. При последующих сгибаниях получаются форматы в 1/16, 1/32, 1/64. С появлением кодекса возникает и переплет, который вначале делали из дощечек, обтянутых кожей. Переплеты особо роскошных книг украшались золотом и серебром, чеканкой, сканью, эмалью, жемчугом, драгоценными камнями. Такие переплеты назывались окладами. Обязательной принадлежностью переплетов русских рукописных книг были литые фигурные застежки. В наших музеях хранятся великолепные образцы работ русских мастеров-ювелиров. В Оружейной палате Московского Кремля можно увидеть золотой оклад Евангелия, выполненный одним из лучших мастеров того времени Гаврилой Овдокимовым в 1631 году. Долгое время на переплете не было имени автора и названия. Переплет украшался орнаментом или изящной рамкой. Зато корешок нес информационную нагрузку и богато украшался, ведь книга, стоящая на полке, заявляла о себе корешком. С появлением и развитием книгопечатания меняется характер переплета. Он перестает быть уникальным произведением ювелирного искусства и все более и более служит практическим целям - предохраняет книгу. В XVIII и XIX веках книга печаталась без переплета; и только владелец книги заказывал его по своему желанию. На переплетах того времени наряду с именем автора и названием книги часто ставились инициалы владельца. Переплет больше говорил о вкусе и состоянии последнего, чем о самой книге. Появление типографских переплетов и участие в их создании художника внесло дополнительную черту в художественный образ книги. На цельнотканевые переплеты текст и изображение наносятся краской или тиснением, часто употребляется бронзовая фольга. Бывает и рельефное тиснение без краски, которое называется блинтом. Переплеты такого типа лаконичны, так как делаются в два-три тиснения. Чаще всего изображение на них сведено к знаку, символу. На переплеты, которые состоят из корешка и покрытых бумагой сторонок, можно репродуцировать многокрасочное изображение. Переплет служит практическим целям, он предохраняет книгу и является как бы ее визитной карточкой, лаконично и образно представляет ее жанр и стилевые особенности. На кожаных и тканевых переплетах возможны лишь минимальные изображения, шрифт и декоративные элементы. Тогда как на переплетах, оклеенных бумагой, как и на обложке, может печататься многокрасочный рисунок. Требования к такому рисунку - особые, он должен как можно полнее и увлекательнее рассказать о книге, привлечь внимание читателя. Книги выпускаются не только в переплетах. Брошюры, журналы, книги в одну тетрадку часто выходят в обложках. Обложки делаются из более плотной, прочной бумаги, на которой возможна многокрасочная печать. Обложка выполняет те же художественные функции, что и переплет. Оформительскими средствами, характером шрифта, изображением создается как бы визитная карточка книги, лаконично представляя ее характер, жанр, указывая на ее стилевые особенности. У рисунка на обложке или переплете есть важная особенность, он должен включать в себя текст: имя автора и название книги. И то, как художник решает эту проблему, говорит о его профессионализме. Переплет - это доска, плоскость и изображение не должно ее разрушать глубинной перспективой. Шрифт по своей структуре тоже плоскость, двухмерен и размещаться, естественно, должен на плоскости. Нелепо смотрится шрифт, помещенный поверх пространственного рисунка. Художнику в своем решении обложки необходимо найти место для шрифта, не разрушая рисунка. На переплеты иногда надевают суперобложку, которая также является элементом художественного оформления. Возникла она из магазинной обертки и вначале носила только предохранительный и рекламный характер. В наше время суперобложка взяла на себя часть образной задачи переплета, а на ее клапанах может размещаться дополнительная информация об авторе, художнике. Обычно под яркой, сложной суперобложкой - переплет простой и лаконичный. Обратная сторона переплетной крышки заклеивается сложенным пополам листом бумаги - это форзац. Он соединяет книжный блок с крышкой переплета. Форзац может быть белой или цветной бумагой, декоративно- орнаментальным или содержать сюжетное изображение. Он служит как бы предисловием книги, вступлением, где художник создает нужное настроение. Форзац - это занавес перед спектаклем, он не должен брать на себя функции иллюстрации, это - фон, на котором будут разыгрываться события. Бывают книги и с двумя разными форзацами - в начале и в конце. Начинается книга титульным листом, который может быть разворотным, занимая вторую и третью страницы. На первой странице может быть авантитул. На титуле помещаются основные сведения: автор, название, наименование издательства, место и год издания. Отдельным разделам книги иногда предшествует шмуцтитул, на котором помещается название части. Титульные листы бывают наборными или рисуются художником, который сочиняет не только композицию листа, но и характер начертания букв. Большого совершенства достигли русские типографы в XVIII - XIX веках, создавая наборные титулы и используя для украшения их лишь маленькую гравюрку - политипаж. На титуле встречаются и сложные многофигурные композиции или изящные гравюры-аллегории. Титульному листу иногда предшествует фронтиспис. Фронтиспис -фр.Frontispice - страница с полосным изображением, помещенная на левой половине первого разворота книги, правую сторону которого занимает титульный лист. Фронтиспис может являться иллюстрацией ко всему литературному произведению или вклейкой в издание, напечатанной на лучшей бумаге, чем основной текст. На нем обычно помещается портрет автора или персонажа книги. Фронтисписом может быть рисунок, отображающий идею произведения, или иллюстрация к главному эпизоду. В старых книгах фронтиспис был часто единственной иллюстрацией. Мастера рукописной книги стремились к гармоническому расположению текста, иллюстраций, украшений. И уже тогда сложились основные нормы оформления книжной полосы - страницы. Первая страница текста начинается со спуска, отступа. Этим по традиции оставляется место для художника, где он рисует заставку, украшение или иллюстрацию, начинающую книгу. Заставка - небольшая орнаментальная или изобразительная композиция, выделяющая и украшающая начало раздела в рукописной либо печатной книге. Обычно заставка находится вверху страницы и отделяется от текста белым полем. Считается, что заставка выполняет роль увертюры, подготавливающей читателя к активному восприятию литературного произведения или главы книги. Особое внимание уделялось и первой букве - буквице или инициалу, которые рисовались особенно нарядными, узорчатыми, яркими. Чаще всего буквица была красной, отсюда и название первой строки - красная строка. Инициал - От лат.Initialis – начальный. Инициал - укрупненная заглавная буква раздела в тексте рукописной или печатной книги. В рукописных книгах инициал богато расцвечивался сложными орнаментами, украшался изображениями человеческих фигур и животных, жанровыми сценками. Рисованная буквица как элемент оформления дошла и до наших дней. Она то появляется в орнаментальном окружении, то соседствует с изображением или вписывается в него, то сама становится фантастическим предметом. Последняя полоса в книге, главе или разделе может завершаться концовкой. Концовка - орнаментальная или изобразительная графическая композиция, завершающая и украшающая книгу или отдельный ее раздел. Различают сюжетно-тематические, орнаментально-декоративные и символические концовки. Считается, что концовки должны быть выполнены в том же стиле, что и заголовки. В старых книгах можно видеть примеры концевых полос текста, заканчивающихся строчками неравной длины, которые образуют треугольник, обращенный вершиной вниз. Текст как бы тает и завершается точкой. Гравированные концовки в старопечатных книгах имеют такую же форму. Эту роль - роль точки - выполняет концовка и в современных книгах. Отсюда ее круглая или близкая к ней форма. И величина концовки диктуется этим же принципом, она не может быть большой. Каждый элемент книжного оформления несет только ему свойственную нагрузку. Все рассмотренные элементы книги относятся к ее оформлению. Но есть еще иллюстрации, они появились и сопровождают книгу с самых давних времен.
КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ КНИГИ
Иллюстрация - от лат. Illustratio - наглядное изображение. Книжная иллюстрация является одним из основных элементов художественного оформления книги. Она позволяет наилучшим образом художественно раскрыть и дополнить содержание любого произведения - литературного, научного, производственного и всякого другого. Книжные иллюстрации различаются: · по содержанию - документальные, художественно-образные, декоративно-орнаментальные; · по способу исполнения - оригинальные (творческий рисунок, технический рисунок, чертеж, схема диаграмма, фотография), заимствованные; · по цвету - одноцветные (черно-белые штриховые и тоновые) и многоцветные (красочные); · по способу воспроизведения - высокая, плоская и глубокая печать. В зависимости от размера и расположения в книге иллюстрации подразделяются: - на фронтиспис, заставку и концовку; - на полуполосные, полосные и разворотные иллюстрации - на оборонные иллюстрации; и - на рисунки на полях. Иллюстрации, окруженные с двух и более сторон текстом, называются оборонными. Рисунок, помещенный на двух страницах, называется разворотной иллюстрацией. Рукописные книги иллюстрировались миниатюрами, которые размещались как на отдельных страницах, так и на полях, органически входили в текст, сопровождая написанное изображением и украшая рукопись. Иллюстрация - один из элементов, входящих в организм книги. И от того, какое место в книге она занимает, зависит ее характер и требования, которые к ней предъявляются.
СПОСОБЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Искусство оформления печатной книги неотделимо от технологии, поскольку книга как предмет материальной культуры есть продукт полиграфии. Начиная с Ивана Федорова, лучшие мастера книги прошлого были изобретателями и экспериментаторами в области техники печатания, старались добиться максимального эффекта от соединения художественной и технологической сторон издания. Именно с возникновением книгопечатания складывается и современное понимание искусства книги, представляющего собой самостоятельную область искусства, связанную с процессом создания книги как художественной формы и одновременно полиграфического тиражирования издания. Его основная задача заключается в том, чтобы средствами графики и полиграфии наиболее точно выразить и донести до читателя авторскую мысль, способствовать максимальному раскрытию содержания книги, найти единственно верное композиционное и конструктивное выражение особенностей литературного произведения, что возможно лишь с учетом целевого и читательского назначения издания. Выдающимся памятником типографского искусства всех времен и народов является первопечатный "Апостол" Ивана Федорова (1564), художественное убранство которого состоит из фронтисписа, 48 заставок, отпечатанных с 20 досок (некоторые заставки повторяются по несколько раз), 22 буквиц - с 5 досок, 54 рамок одинакового рисунка, 24 строк вязи. Оформление изданий Ивана Федорова служило образцом для русских, белорусских, украинских печатников еще почти двести лет. С развитием книгопечатания развивались стилистика, характер иллюстрирования и способы воспроизведения иллюстраций. И каждая техника придавала книге своеобразный, присущий своему времени стиль и образ. В 1647-1649 годах в Москве была выпущена первая русская печатная книга с иллюстрациями, сделанными в технике резцовой гравюры на металле. В конце XVIII века широкое распространение получает раскрашивание гравюр от руки акварельными или гуашевыми красками. Этот прием обычно использовался при оформлении географических карт, атласов, планов и т.п. Тогда же в России появляется двухцветная глубокая печать. Художественное оформление русских книг XVIII века еще не знает дифференциации по видам изданий: научные издания, учебники и беллетристика часто оформляются с применением одинаковых декоративных элементов и художественных средств. XIX век современники называли "веком иллюстрированной книги". На первое место в оформлении изданий постепенно выдвигается не декоративное убранство, а иллюстрация - реалистическая картинка, тесно связанная с текстом. Стремление к удешевлению иллюстраций и к выпуску более крупных тиражей выдвигает на первый план литографию, расцвет которой наблюдается во второй половине века. Первоначально в этой технике печатались многочисленные издания военной тематики, выполненные по заказу правительства, нотные издания, географические карты, модные картинки. Начиная с 30-х годов вводится иллюстрирование обложек литографиями. Во второй половине XIX века в России получает распространение техника многоцветной литографии - хромолитография. В 40-х годах XIX века широкое распространение в русской книге получает торцовая гравюра, обладающая богатейшими изобразительными возможностями передачи светотени, фактуры и штриха художественного оригинала независимо от техники его исполнения и дающая возможность одновременно печатать текст и иллюстрации. Тогда же в иллюстрировании русской книги применяется гравюра на стали, которая, однако, не получила широкого распространения в России и печаталась преимущественно за границей. Иллюстрация, выполненная в гравюре, имела двух авторов: художника, сочинившего и нарисовавшего ее, и гравера, который ее вырезал. Так они и подписывались - слева автор, справа гравер. В конце 80-х годов XIX века получают распространение фотомеханические способы изготовления иллюстрационных печатных форм, значительно ускорившие и удешевившие процесс воспроизведения иллюстрации. С изобретением фотомеханического способа репродуцирования возможности художников еще более увеличились: от рисунка пером до тонального черно-белого рисунка кистью или карандашом; от рисунка в две краски до цветного живописного решения. Вводятся фототипия, изобретение которой способствовало получению репродукций, отличающихся особо высокой степенью точности воспроизведения оригинала, автотипия, фотоцинкография и гелиогравюра, давшие возможность получать высококачественные тоновые изображения. На рубеже XX века в книжном производстве на смену фотолитографии приходит офсет, позволивший резко увеличить тиражи книг и повысить качество репродуцирования, обеспечить исключительную мягкость и точность в передаче полутонов и оттенков. В начале XX века (около 1907 года) в России получает распространение линогравюра (гравюра на линолеуме). В начале 20-х годов в связи с упадком репродукционной техники широкое развитие в русской книге получает ксилография. Если главным объектом художественного оформления книги 20-х годов оставалась обложка, то уже в 30-е годы объектом внимания советских художников становится вся книга, а не ее отдельные части и элементы. Как правило, один художник работает над переплетом, иллюстрациями, шрифтом, версткой, композицией страницы и пр., появляется и само понятие макета книги. Наиболее последовательно как в теоретическом, так и практическом плане занимался этими вопросами В.А.Фаворский и его ученики. Особенности художественно-полиграфического оформления книги во многом определялись и определяются способом изготовления печатной формы для воспроизведения иллюстративного материала (ручной, фотомеханический) и видом печати (высокая, глубокая, плоская). При ручном способе изображение выполняется самим художником или гравером путем рисования, гравирования или травления кислотой. При фотомеханическом оригинал фотографируется и изображение копируется на печатную форму фотомеханическим путем. К ручным способам относятся: - гравюра на дереве (или ксилография) - обрезная продольная и торцовая, - линогравюра - гравюра на линолеуме (высокая печать); - гравюра на металле - резцовая, офорт и их многочисленные разновидности (глубокая печать); - литография (плоская печать). Работая над иллюстрациями, художники изобретают новые комбинированные техники, применяя неожиданные материалы. Выбор материала, изобразительного языка, принципы построения книги не произвольны, они диктуются характером и стилем литературного произведения. Особое внимание обращается на взаимоотношения содержания и формы книги. Они не должны разделяться или противопоставляться. Их раздельное существование невозможно, их анализ в отрыве друг от друга недопустим.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |