Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие ротовых функций




Главными физиологическими функциями ротовой полости явля­ются дыхание, глотание, жевание и говорение. Хотя может казать­ся странным причислять дыхание к функциям ротовой полости, поскольку основным дыхательным инструментом является нос, дыхательная потребность является первоочередным определяю­щим фактором постановки нижней челюсти и языка.

 

Рис. 3-19. Рентгенограмма ребенка сразу после рождения в момент пер­вого вдоха. Для дыхания ребенок должен переместить нижнюю челюсть книзу, а язык продвинуть вперед для того, чтобы открылся воздушный ка­нал, и поддерживать такое положение в дальнейшем. Стрелка указывает на тень языка, а за ним четко виден открытый воздушный канал. (Цит. по: Bosma JF: Am J Orthod 49:94-104, 1963.)

 

В момент рождения для того, чтобы новорожденный выжил, в течение нескольких минут необходимо обеспечить и поддержи­вать воздушный канал. Для открытия этого канала нижняя челюсть должна быть отведена вниз, а язык перемещен вниз и вперед от зад­ней фарингеальной стенки (рис. 3-19). Это позволяет воздуху про­ходить через нос и глотку в легкие. Новорожденные дети дышат только носом и могут не выжить, если при рождении носовой про­ход будет блокирован. Позже дыхание через рот становится физио­логически возможным. В любое время в течение жизни потреб­ность в дыхании может изменять позиционную основу, с которой начинается деятельность ротовой полости.

Дыхательные движения «практикуются» еще в утробе, хотя лег­кие, конечно, еще не вдыхают воздух. Глотание также наблюдается в последние месяцы жизни плода, и проглатывание околоплодных вод может быть важным стимулом для активации иммунной систе­мы новорожденного.

После установления воздушного потока следующим физиоло­гическим приоритетом новорожденного является получение моло­ка и попадание его в желудочно-кишечную систему. Это осуществ­ляется с помощью двух действий: сосания груди и глотания.

Млечные токи груди окружены мягкими мышцами, которые сокращаются для выделения молока. Для получения молока ребен­ку не требуется высасывать его из груди матери, и возможно, он не способен на это. Вместо этого ребенку требуется лишь стимулиро­вать мягкие мышцы, чтобы, сокращаясь, они выделили молоко ему в рот. В ходе вскармливания младенец осуществляет небольшие по­кусывающие движения губами, которые являются инстинктивны­ми действиями младенца. После попадания молока к нему в рот младенцу требуется лишь опустить язык, чтобы молоко протекло дальше в глотку и пищевод. Однако язык должен быть продвинут вперед до соприкосновения с нижней губой, так что молоко в дей­ствительности попадает на язык.

 

Рис. 3-20. Характерное положение языка у нижней губы новорожденно­го в возрасте нескольких месяцев. На данной стадии развития контакт язы­ка с губой поддерживается почти все время.

 

Данная последовательность событий определяет младенческое глотание, которое характеризуется активными сокращениями мус­кулатуры губ, продвижением кончика языка вперед до контакта с нижней губой и небольшой активностью задней части языка или фарингальной мускулатуры. Положение языка в соприкосновении с нижней губой является настолько обычным для новорожденных, что считается положением покоя, и часто возможно, слегка потя­нув за губу новорожденного, заметить, что кончик языка двигается вместе с губой, как будто он к ней приклеен (рис. 3-20). Сосатель­ный рефлекс и инфантильное глотание обычно исчезают в первый год жизни.

С ростом новорожденного увеличивается активность мышц, поднимающих нижнюю челюсть в процессе глотания. По мере до­бавления в диету ребенка полужидких и почти твердых продуктов он вынужден использовать язык для более сложных действий по формированию пищевого комка, расположения его посередине языка и переноса его к глотке. Жевательные движения маленького ребенка обычно представляют собой движение нижней челюсти вбок при открытии, затем возвращение ее в область средней линии и закрытие для осуществления контакта зубов с пищей. Ко времени появления молочных моляров этот способ младенческого жевания уже хорошо развит. В это же время при помощи более сложных дви­жений языка в задней части инфантильное глотание превращается в более сложный процесс.

Созревание ротовых функций происходит последовательно от передних областей к задним. К моменту рождения губы развиты от­носительно хорошо и способны к активной сосательной деятельно­сти, а структуры, расположенные в глубине ротовой полости, почти не развиты. С течением времени развивается потребность в усиле­нии активности задних частей языка и более сложных движениях фарингеальных структур.

Принцип созревания спереди назад хорошо иллюстрируется процессом развития речи. Первые произносимые звуки — это губно-губные /m/, /p/, /b/, поэтому первые слова новорожденного обычно «мама» или «папа». Некоторое время спустя появляются согласные, произносимые кончиком языка /t/, /d/. Свистящие зву­ки /s/ и /ζ/, требующие постановки кончика языка близко к небу, появляются еще позже, а последний звук, /г/, требующий точной постановки задней части языка, часто не появляется до 4—5 лет.

Почти все современные новорожденные развивают некоторое подобие привычки непищевого сосания — сосание большого паль­ца, указательного пальца или похожих по форме объектов. У неко­торых наблюдалось сосание больших пальцев уже в утробе, а подав­ляющее большинство новорожденных сохраняют эту привычку с 6 мес. до 2 лет или позднее. Эта склонность имеет культурную ос­нову, поскольку дети в примитивных сообществах, имеющие боль­ший доступ к материнской груди, редко сосут какие-либо другие объекты13.

После прорезывания молочных зубов на 2-м году жизни питье из чашки заменяет питье из бутылки и кормление грудью, и число детей с привычкой непищевого сосания уменьшается. Когда пре­кращается сосательная деятельность, продолжающееся развитие модели глотания приводит к образованию взрослой модели. Этот тип глотания характеризуется отсутствием губной активности (т.е. губы расслаблены, кончик языка упирается в альвеолярный отрос­ток за верхними резцами, а зубы задней группы приводятся в состо­яние окклюзии во время глотания). Однако пока существует соса­тельная привычка, полного перехода к взрослой модели глотания не будет.

Обследования американских детей показывают, что в возрасте 8 лет около 60% уже имеют взрослую модель глотания, а оставшие­ся 40% все еще находятся на переходном этапе14. После затухания сосательной привычки полный переход к взрослой модели глота­ния может потребовать нескольких месяцев. Однако это осложня­ется тем, что передний открытый прикус, который может наблю­даться при длительном сохранении сосательной привычки, может еще больше задержать переход к взрослой модели из-за физиологи­ческой необходимости закрытия переднего промежутка. Соотно­шение положения языка и аномалий прикуса описано ниже, в гла­ве 5.

 

Рис. 3-21. Жевательные движения взрослого в сравнении с ребенком. Де ти смещают нижнюю челюсть латерально при открывании, в то время ка. взрослые — прямо вниз, а только затем латерально. (Цит. по: Lundeen HC Gibbs CH: Advances in occlusion, Boston, 1982, John Wright's PSG, Inc.)

 

Модель жевания взрослого сильно отличается от модели, ти­пичной для ребенка: взрослый обычно опускает нижнюю челюсть прямо вниз, а потом перемещает челюсть вбок и приводит зубы в соприкосновение, в то время как ребенок перемещает челюсть вбок уже при открытии (рис. 3-21). Изменение жевательной моде­ли происходит в результате прорезывания постоянных клыков, в возрасте около 12 лет. Интересно отметить, что взрослые, у кото­рых не была развита нормальная функция клыков из-за сильно от­крытого переднего прикуса, сохраняют детскую жевательную мо­дель15.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.