Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глубинная психология

Четвёртая часть

Третья часть

Вторая часть

Братья Словяне.----------------------------------------------------------------124

Спаситель Арианы.------------------------------------------------------------129

Щит и Меч.---------------------------------------------------------------------131

Святогор.------------------------------------------------------------------------133

Птица Счастья из гнезда Преисподней.-------------------------------------135

Озеро Окиян – колыбель человечества.------------------------------------138

Зависть богов.------------------------------------------------------------------141

Атаки Судьбы или вечный Зов.----------------------------------------------143

Пещерный Мир.----------------------------------------------------------------146

Тартар.--------------------------------------------------------------------------148

Преисподняя Атлантиды.-----------------------------------------------------151

Древо Жизни.-------------------------------------------------------------------153

Железные рыбы Кита.---------------------------------------------------------155

Кадры – решают всё.----------------------------------------------------------158

Проект Пандора.---------------------------------------------------------------160

33 Несчастья или сбитая башня Косер.------------------------------------166

Танцы маленьких лебедей.---------------------------------------------------172

Чудеса во имя любви.---------------------------------------------------------176

Молот чёрной Луны.----------------------------------------------------------178

Сломанный меч Артура.------------------------------------------------------184

Гибель Феникса.---------------------------------------------------------------187

Заснувшее Счастье.-------------------------------------------------------------------189

Хохот Морганы. --------------------------------------------------------------195

Плоть и кровь.-----------------------------------------------------------------197

Израиль – изгнанный из Рая.------------------------------------------------201

Буйные жители Лесбоса.-----------------------------------------------------203

Гибель Содома и Гоморры.--------------------------------------------------208

Великий поход против Луны.-----------------------------------------------213

Ноев ковчег.-------------------------------------------------------------------217

Огонь, вода и медные трубы.-----------------------------------------------220

Гибель Атлантиды.-----------------------------------------------------------221

Слёзы в огне. -----------------------------------------------------------------229

Планета Зимы. ---------------------------------------------------------------233

Свет и Тьма.-------------------------------------------------------------------237

Михаил Палыч Кузнецов.---------------------------------------------------241

Поломанное Древо.----------------------------------------------------------246

Жизнь возвращается, но не для всех.-------------------------------------248

Троянский Рейх.--------------------------------------------------------------251

Любовь – это оружие.-------------------------------------------------------255

А ну-ка, девушки!------------------------------------------------------------262

Живодёрня богов или Москва слезам не верит.-------------------------267

Пасынки Дьявола ------------------------------------------------------------272

Сводки с семейного фронта.-----------------------------------------------275

Кентавры и другие Сукины дети.------------------------------------------279

Махабхарата.-----------------------------------------------------------------283

Бумеранг Любви.-------------------------------------------------------------286

От кого произошла обезьяна?----------------------------------------------290

ЦЕ-ВИЛИЗАЦИЯ!------------------------------------------------------------294

Матриархальная кулинария.------------------------------------------------301

Сказка о рыбаке и железной рыбке. ---------------------------------------308

Папа, Мама и Война.--------------------------------------------------------310

Казнь Египта.-----------------------------------------------------------------313

Восстание Иова.--------------------------------------------------------------316

Солёная, белая кровь.--------------------------------------------------------319

Математика национальности и физиология власти. -------------------335

Деньги, власть и кровь.-----------------------------------------------------340

У кого-нибудь есть ещё еврейский вопрос?-----------------------------345

Имена бога и его половины.-----------------------------------------------345

Дольмены.--------------------------------------------------------------------347

Гибель «Магомета».---------------------------------------------------------353

Юдейские разборки или Сумерки богов. --------------------------------357

Скифы как бич божий.------------------------------------------------------359

Падение западного Рима.---------------------------------------------------364

Иисус Назарянин – Утренняя звезда?-------------------------------------368

Глубинные книги памяти.---------------------------------------------------377

Мир после Ушествия.-------------------------------------------------------381

Хазарский каганат.-----------------------------------------------------------383

Молох Креста.----------------------------------------------------------------385

Религия-опиум для народов.-----------------------------------------------393

Встреча через тысячи лет у моста Биврёст.------------------------------395

Серпом и молотом.----------------------------------------------------------406

Вторая (?) мировая война.--------------------------------------------------408

Новый крестовый поход.---------------------------------------------------416

Какому ангелу ты служишь, брат?----------------------------------------423

Отпрыски и Отщепенцы.---------------------------------------------------436

Любителям мирового господства.----------------------------------------447

Армагеддон.-------------------------------------------------------------------449

Национальные особенности кавказской геологии.-----------------------453

Распните её господа! Именем Шамбалы!--------------------------------463

Бесценные мифы юдаизма.---------------------------------------------------466

Бог на Небе, а Россия на Земле!--------------------------------------------469

Мир грядёт!--------------------------------------------------------------------471

Послесловие.------------------------------------------------------------------472

Дознание правды.-------------------------------------------------------------473

Физиолог.----------------------------------------------------------------------473

О Душе.------------------------------------------------------------------------473

Программа Колыбель.--------------------------------------------------------474

Семь ключей Радуги.---------------------------------------------------------474

Физика Жизни.-----------------------------------------------------------------483

Помни войну брат!------------------------------------------------------------483

Западный Тартар – база Борастыра.----------------------------------------489

Боль и слёзы Египта.----------------------------------------------------------491

Имена и повадки Великой богини.------------------------------------------495

Архив сказок. Младшая Эдда.-----------------------------------------------500

Нартские Хроники.------------------------------------------------------------503

Образы Имира.----------------------------------------------------------------508

Оглавление---------------------------------------------------------------------509

 

Глубинная психология – ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Она включает в себя психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.

К основным тезисам глубинной психологии относятся следующие:

1) ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное;

2) влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры;

3) психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами;

4) баланс между инстинктами и культурными нормами устанавливается посредством защитных механизмов психики;

5) причина невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения – в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями.

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности, принадлежит австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду (1856-1939). После длительных наблюдений за своими больными он пришел к выводам, которые изменили представления о психике, существовавшие в начале ХХ века.

В частности, Фрейд утверждал, что:

- наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил (влечений);

- влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но, прежде всего – подавленными желаниями, которые вытеснены в область подсознательного из-за невозможности их удовлетворения на уровне сознания;

- желания, продолжающие действовать без участия сознания, проявляются в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияние на выбор профессии или на творчество.

Сексуальные побуждения человека подавляются в наибольшей степени ввиду различных социальных ограничений. По Фрейду, именно они побуждают людей действовать. Именно благодаря их энергии (либидо) происходит постепенное развитие личности и достижение зрелости. Многие черты индивидуума и половые аномалии объясняются неудовлетворенностью и конфликтами, вызванными подавлением этих влечений в детстве.

По мнению Фрейда, причиной невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения является нарушение баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями.

В таких случаях задачей психоаналитической терапии является осознание пациентом подлинной причины невротического симптома, что должно повлечь за собой его исчезновение.

Учение З.Фрейда находит свое продолжение в неофрейдистских концепциях. Последователи Фрейда делают главный упор на социальное значение кризисов, происходящих в процессе формирования индивидуума (Э.Эриксон).

В целом, достижения психоаналитического направления привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Индивидуальная психология – одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное Альфредом Адлером (1880-1937). Она исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие.

Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны – становится невротичной и асоциальной.

В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения.

Задача психотерапии – помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем, чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах.

Идеи индивидуальной психологии получили распространение не только в психологии личности, но и в социальной психологии, где они использовались в групповых методах терапии. Индивидуальная психология оказала влияние на сторонников неофрейдизма.

Аналитическая психология Карла Густава Юнга. Карл Густав Юнг (1875-1961) вошел в историю психологии как создатель целого направления – аналитической психологии. Под последней К.Г.Юнг подразумевал интегральную концепцию, объединяющую психоанализ, индивидуальную психологию и многие другие направления. Он считал, что создаваемый им метод охватывает символические области, причем в равной степени как сознательные сферы, так и бессознательные.

К основным положениям аналитической психологии можно отнести следующие:

- Каждый индивидуум может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я (интроверт) или, наоборот, к внешнему миру (экстраверт);

- Помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению;

- Основу коллективного бессознательного составляют архетипы (образы героев, мифы, фольклор, обряды, традиции), которые организуют и направляют психические процессы;

- Либидо является универсальным недифференцированным источником энергии, которая проявляет себя не только в сексуальной жизни, но и в языке, культуре, обрядах и т.д.

По мнению К.Г.Юнга сознательное и бессознательное находятся в постоянном взаимодействии, а нарушение баланса между ними «проявляется неврозом». Исходя из этого, аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, на оптимизацию динамического взаимодействия между ними.

Постмодернизм. Поиск новых оснований научного познания социальной сущности человека привел к развитию идей постмодернизма. В научной литературе постмодернизм часто отождествляется с постструктурализмом, хотя эти понятия не идентичны. Постструктурализм в его оригинальном значении – это теория знания и языка (Деррида, французский феминизм), а постмодернизм (Фуко, Бартес, Лиотард, Бодрильяр) – теория общества, культуры и истории.

Идеи постструктурализма и постмодернизма оказали несомненное влияние на развитие социальных наук в целом и психологии в частности. Это влияние, по мнению Б.Егга (B.Agger), выражается в ряде требований к социальным наукам, которые должны:

- быть рефлексивны в отношении утверждений о непогрешимости их методов исследований и безграничности возможностей;

- рассматривать все дискурсивные (в том числе и научные) тексты как риторические, форма изложения в которых направлена на донесение соответствующих систем значений до читателей, обладающих способностью и возможностью собственной их интерпретации;

- проводить мысль, что язык конституирует реальность, предполагает изучение особенностей ее формирования, проявления и развития, определяющих специфику само- и мировосприятия субъекта;

- исключать возможность существования единственно верных, однозначных, универсальных описаний социальной реальности.

Предметом понимающей психологии является процесс взаимопонимания как формирование единого поля значений в межличностном взаимодействии в системах различного уровня сложности (обыденное сознание – обыденное сознание, исследуемый – исследователь и т.п.).

Основной проблемой взаимопонимания является его знаковая опосредованность, которая зачастую приводит к неадекватному восприятию партнерами транслируемых друг другу символических сообщений.

Понимающая психология должна быть диалогической по своей природе. Это требует изменения исследовательской методологии – от интреспективной (методология первого лица) через экстраспективную (методология третьего лица) к диалогической (методология второго лица). Последняя предполагает активный, субъект-субъектный характер взаимодействия исследователя и исследуемого, направленное на взаимопрояснение адекватности сформировавшегося поля значений. К диалогической методологии относятся нарративная методология, многоголосое исследование и совместные исследования.

Основные теории глубинной психологии

 

Ученый Движущие силы развития личности Структура Основные механизмы развития и запиты
3. Фрейд Врожденные бессоз-нательные влечения к жизни и смерти, транс- формирующиеся либидозное, агрессивное н влечение к суициду Ид. Эго и Супер-Эго Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация
К. Юнг Обобщенная психическая энергия либидо принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра-интровертности и одной из психических функций  
А. Адлер Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству Типология - формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности Компенсация неполноценности - неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая
К. Хорни Чувство коренной тревоги (физиологической и психологической) «Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе Стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей
Г. Салли- ван Чувство беспокойства, тревоги «Я-концепция», сосгояшая из хорошего «Я», плохого «Я» и «не-Я» Избирательное внимание
Э.Фромм Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей – быть или иметь Садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм
Э.Эриксон Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т.д.) Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности Стремление к цетостности, идентификация (с собой, своей культурой, этносом и т.д.)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Следующая лекция 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.