КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи
Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы. Психолого-педагогическая классификация (Р.Е.Левина) основана на реализации подхода от частного к общему, лингвистических и психолого-педагогических критериях построения классификаций. Эта классификация позволяет выделить группы речевых нарушений и их виды: нарушения средств общения (фонетическое нарушение, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи), нарушения в применении средств общения (заикание), комплексный дефект (заикание, осложненное общим недоразвитием речи). В соответствии с этим выделяются группы со следующими нарушениями: 1) Фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии). В фонетико-фонематическом развитии детей данной группы выделяется несколько состояний: а) легкая степень ФФН, при которой дети недостаточно различают и затрудняются в анализе только нарушенных в произношении звуков; б) средняя степень, при которой дети недостаточно различают большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи; в) глубокое фонематическое недоразвитие, при котором ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить их последовательность (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). 2) Общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями). При ОНР отмечается позднее начало речи, ограниченный запас слов, аграмматизмы, нарушение произношения и фонеморазличения. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: от полного отсутствия или лепетной речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. По степени тяжести проявления условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три выделены и подробно описаны Р.Е.Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б.Филичевой. Этиология ОНР может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений. Клинический подход к проблеме общего недоразвития речи предусматривает необходимость постановки медицинского диагноза, вскрывающего структуру речевой недостаточности при различных формах речевого недоразвития. По данным Е.М.Мастюковой (1991), дети с общим недоразвитием речи могут быть условно разделены на три основные клинические группы: а) дети с моторной алалией; б) дети с недоразвитием речи церебральноорганического генеза; в) дети с неосложненным вариантом ОНР. 3) Недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, итерацией, полтерн, тахилалией, брадилалией). Современные классификации речевых нарушений (клинико–педагогическая и психолого-педагогическая) дополняют друг друга. Вопросы и задания: 2. Охарактеризуйте комплексный подход к анализу речевых нарушений. 3. Раскройте взаимосвязь речи с другими сторонами психической деятельности ребенка. 4. Охарактеризуйте отдельные виды речевых нарушений, дайте сопоставительный анализ нескольких нарушений. 5. Назовите основные причины речевых нарушений. Литература: 1. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 1987. 2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981. 3. Логопедия /Под ред. Л.С.Волковой. – М., 1989. 4. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973. 5. Соботович Е.Ф. Механизмы речевой деятельности в норме и патологии. // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - № 2. 7.Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. – М., 1990. 8.Филичева Т.Б. 9. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959. Глава IV Психические особенности детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР)
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |