Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как реагировать на ошибки ребенка




НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ, НО ДЕЛАЙТЕ ПОПРАВКИ

 

Методы позитивного воспитания не включают в себя никаких наказаний для побуждения к сотрудничеству, но иногда родителям приходится делать некоторые поправки относительно прав и свобод, которые они дают детям или подросткам. Если ваш восьмилетний сын постоянно прыгает на диване в гостиной, вы можете запретить ему играть в этой комнате, когда вас нет рядом. Прежде чем сделать эту поправку, нужно применить пять методов позитивного воспитания.

Делая поправку, дайте ребенку знать, что он может восстановить свое право играть в гостиной. Скажите: «Если ты послушаешь меня и не будешь скакать на диване, то я пересмотрю свое решение и ты снова сможешь играть в гостиной, когда меня там нет». В этом примере родитель не наказывает ребенка. Он просто вносит поправку в домашние правила.

Если вы позволили своей шестнадцатилетней дочери возвращаться домой по выходным не позже часа ночи, но она постоянно опаздывает, значит, необходима поправка. Нужно ограничить крайний срок более ранним временем — не в качестве наказания, но потому, что вам стало понятно, что дочь недостаточно ответственна, чтобы возвращаться домой так поздно. Если ей не хватает ответственности, чтобы помнить о назначенном вами времени, значит, не стоит позволять ей гулять до часа ночи.

 

Если подросток постоянно приходит домой позже назначенного вами крайнего срока, значит, нужно внести поправку и перенести этот срок на более раннее время.

 

Прежде чем внести поправку, нужно несколько раз простить дочери опоздания, но требовать от нее компенсации за то, что она доставила вам беспокойство. Если же после того, как вы использовали все пять методов позитивного воспитания, девушка продолжает опаздывать, значит, родители должны признать, что допустили ошибку, позволив ей возвращаться так поздно, и сделать поправку, назначив крайний срок на более раннее время.

Можно сказать что‑то вроде: «Я знаю: ты понимаешь, что должна возвращаться не позже часа ночи, и я понимаю, что иногда люди просто забывают о времени. Мы с тобой уже не раз говорили об этом. Я знаю, что ты стараешься приходить вовремя, но, по‑моему, мы дали тебе слишком много независимости. Я назначаю тебе новый крайний срок: полночь. Если ты сможешь вернуться домой вовремя три раза подряд, мы перенесем срок на 12:30, а когда ты покажешь, что можешь соблюдать и этот срок, тебе снова будет позволено гулять до часа. Итак, я хочу чтобы по выходным ты возвращалась домой не позже двенадцати».

 

 

Если ошибку совершает ребенок до девятилетнего возраста, нужно реагировать так, словно совершать ошибки нормально и подобное происходит постоянно. До девяти лет не нужно, чтобы ребенок извинялся или компенсировал свои ошибки. Например, если малыш что‑то разбил, то в конечном счете виноваты в этом родители, поскольку не обеспечили ребенку должного надзора. В этой ситуации ребенок не должен ни извиняться, ни возмещать ущерб. Если один ребенок ударил другого, не нужно ни наказывать обидчика, ни заставлять его просить прощения. Вместо этого родители должны перенаправить детей. Если тут кто‑то и виноват, то это родители, поскольку они так или иначе не дали ребенку то, что ему требовалось. Возможно, малышу не хватало понимания, надзора, структуры или ритма.

Если двое малышей дерутся, то вместо того, чтобы заставлять их извиняться друг перед другом и мириться, нужно просто взять и помирить их. Например, скажите: «Ладно, давайте помиримся и снова станем друзьями. Мне очень жаль, что вы поколотили друг друга. Давайте теперь поиграем вот во что…»

 

Ребенок станет требовать, чтобы обидчик был наказан, только в том случае, если его самого наказывали за ошибки. Он требует чтобы у него просили прощения только тогда, когда его самого заставляют извиняться. Если родители не винят своих детей, но берут ответственность на себя, то и сами дети не винят своих ровесников и не требуют извинений.

Родителям так трудно относиться к чужим ошибкам с приятием прежде всего потому, что они не приемлют собственные оплошности. Взрослые испытывают потребность в том, чтобы наказать малыша, потому, что их самих наказывали в детстве, и они считают, что именно так следует поступать, если кто‑то допускает промах. К счастью, методы позитивного воспитания работают даже в том случае, когда ошибаются сами родители. Если родитель слишком рассердился на малыша за ошибку, он всегда может исправить ситуацию, просто извинившись за то, что разозлился, и заверив ребенка, что совершать ошибки нормально.

Можно сказать: «Мама была не права, рассердившись на тебя за то, что ты разбил вазу. Не следовало на тебя кричать. Прости меня. Это все чепуха. Мы можем купить себе другую вазу. Это была просто ошибка, а ошибки периодически случаются».

С более старшим ребенком можно поговорить так: «Извини, что я рассердился на тебя на днях. Не стоило так злиться. Просто меня в тот день беспокоили еще и другие проблемы. Не такое уж это большое горе. Мы можем запросто купить другую вазу».

Когда ребенок разбивает вазу, расстраиваться по поводу испорченной вещи нормально, но родители должны стараться, чтобы их недовольство не было направлено на ребенка или на себя. Некоторые родители не винят ребенка, но очень винят себя. При этом они не хотят, чтобы малыш почувствовал себя плохим, однако невольно делают именно это. Родители должны служить примером того, как прощать ошибки детей и собственные оплошности.

Методы позитивного воспитания новы. Большинство родителей не имеют ни малейшего представления, как реагировать на ошибку ребенка. Ниже я привожу несколько ситуаций, которые помогут вам правильно реагировать на промахи малышей. Уделите по нескольку минут, чтобы представить себе, как бы вы вели себя в следующих ситуациях.

 

Представьте себе, что у вас был удачный день, вы хорошо отдохнули и испытываете оптимизм по поводу своего будущего, — как бы вы отреагировали на то, что ваш малыш разбил вазу?

Представьте себе, что ваш ребенок внимателен, всегда прислушивается к вам и охотно идет на сотрудничество, — как бы вы отреагировали на то, что он разбил вазу?

Представьте себе, что ваш малыш протирал вазу, помогая вам прибрать в гостиной, но тут внезапно у него над ухом зазвонил телефон, малыш вздрогнул и уронил вазу, как бы вы отреагировали?

Представьте себе, что президент вашей компании случайно опрокинул вазу и она разбилась, как бы вы отреагировали?

Представьте себе, что вы позволили пятерым мальчишкам поиграть в футбол в вашей гостиной и они случайно разбили вазу, — как бы вы отреагировали?

Представьте себе, что это была уродливая дешевая ваза и вы давно собирались купить себе другую, как бы вы отреагировали в этом случае?

Представьте себе, что у вас в гостях был слепой человек, который случайно задел вазу и она разбилась, — как бы вы отреагировали?

 

В каждом из этих случаев вы, вероятно, не стыдили бы виновника и без труда простили бы его. Возможно, вы немного расстроились бы оттого, что ваза разбилась, или оттого, что теперь придется собирать осколки, но вы переживали бы недолго. И, очевидно, вы не сердились бы ни на своего начальника, ни на себя, ни на малыша, ни на гостя. Всем понятно, что подобные конфузы иногда случаются. Естественно, вы бы беспокоились не столько о вазе, сколько о чувствах ребенка, начальника или гостя. Вам ни в коем случае не захотелось бы, чтобы кто‑то чувствовал себя виноватым. Такая позитивная снисходительная реакция уместна и в других обстоятельствах.

Попробуйте выработать у себя такое же отношение, поразмышляв о других досадных ошибках, которые совершал ваш ребенок. Вспомните какую‑нибудь конкретную ошибку, поместите ее в каждую из семи вышеприведенных ситуаций и прислушайтесь к своим реакциям.

Например, если ваш ребенок недавно устроил в доме беспорядок и не прибрал за собой, спросите себя, как бы вы реагировали на подобное происшествие, если бы у вас был удачный день, вы хорошо отдохнули и испытывали оптимизм по поводу своего будущего. Подобным образом проанализируйте все семь условий, приведенных выше, чтобы лучше понять, как нужно реагировать, исходя из побуждений своего любящего «я». Если ваш малыш совершает ошибку, он независимо от обстоятельств заслуживает прощения.

 

Если ваш малыш разбил вазу, он независимо от обстоятельств заслуживает прощения.

 

А теперь давайте изменим обстоятельства и посмотрим, как не нужно реагировать, если ребенок разобьет вазу. Уделите по нескольку минут, чтобы представить себе, как бы вы вели себя в следующих ситуациях, отмечая про себя, что именно так вести себя не следует.

Представьте себе, что у вас был ужасный день, вы устали, у вас мало времени и нужно еще слишком много сделать, ваше будущее кажется беспросветным, — как бы вы отреагировали, если бы малыш разбил вазу?

Представьте себе, что ваш ребенок постоянно что‑то ломает и совершенно вас не слушается, как бы вы отреагировали, если бы он разбил вазу?

Представьте себе, что вы просили ребенка не играть в гостиной или не прикасаться к вазе, а он вас не послушал, — как бы вы отреагировали, если бы он разбил вазу?

Представьте себе, что ваша уборщица уже испортила несколько вещей в доме, а теперь еще и вазу разбила, как бы вы отреагировали?

Представьте себе, что вы настоятельно просили ребенка не играть в гостиной или не прикасаться к вазе, но ваза все‑таки разбита, — как бы вы отреагировали? Представьте себе, что эта ваза стоит кучу денег или дорога вам как память, как бы вы отреагировали, если бы ребенок разбил вазу?

Представьте себе, что вы просили своего мужа (или жену) переставить вазу в надежное место, но он забыл, и вот вазу случайно разбили, — как бы вы отреагировали?

 

Если бы вы специально не сдерживали себя в этих случаях, то, вероятно, принялись бы стыдить виновника. Если у вас был плохой день, вы, возможно, просто выплеснули бы накопившийся стресс на своего малыша. Разбитая ваза могла бы стать той каплей, которая переполнила бы чашу вашего терпения. К несчастью, ребенок воспринял бы вашу преувеличенную реакцию так, словно вся причина в нем и только в нем, и почувствовал бы себя слишком виноватым.

 

Дети принимают на себя слишком много вины, если кто‑то другой не разделит с ними ответственность.

 

Если малыш постоянно не слушается, вы, вероятно, очень сильно рассердились бы и не преминули бы продемонстрировать ребенку, что бывает, когда он не слушает вас. Вы бы сердились не по поводу самой вазы, но по поводу всех случаев, когда малыш пренебрегал вашими требованиями, и по поводу многих случаев в будущем, когда он снова не послушается. Такое отношение только приведет ребенка (или вашего спутника жизни, если упреки обращены к нему) в замешательство и не принесет никакого толку.

 

Когда ребенок совершил ошибку, это самое неподходящее время напоминать ему об ошибках, совершенных в прошлом.

 

Если ребенок не раз пренебрегал вашими просьбами не трогать вазу, у вас может возникнуть желание наказать малыша, чтобы преподать ему хороший урок. Как мы уже говорили в предыдущих главах, наказание и попытки пристыдить в наше время больше не действуют. Есть другие способы побудить детей поступать так, как следует. Если ребенок упорно не повинуется воле родителей, отец и мать должны не наказывать его, а применять пять методов позитивного воспитания. Наказание только усиливает неповиновение.

Наказывая малыша и сердясь на него, вы используете устаревшие методы общения. Наилучшая реакция на ошибки ребенка — безразличный или усталый взгляд. Не нужно обращать много внимания на саму ошибку. Лучше сосредоточьтесь на том, чтобы перенаправить малыша, попросив его что‑то сделать. В данном случае можно попросить ребенка помочь вам собрать осколки.

 

Не нужно обращать много внимания на ошибку ребенка.

 

Если вазу разбила домработница, то она, конечно, должна соответствующим образом возместить ущерб. Если подобное повторится, домработницу следует уволить. Она уже не ребенок, и вы не обязаны ее учить. Имея же дело с ребенком, вы должны научить его ответственности, проявляя прощение.

Если ваза была очень дорогой, большинство родителей рассердятся еще сильнее. Однако отец с матерью должны помнить, что ребенок не планирует свои ошибки заранее. Если ваза действительно очень ценная, то родители должны были просто поставить ее в безопасное место, а не винить ребенка. Если дорогую вазу разбил подросток, то он должен как‑то компенсировать свой проступок, но и тут важно не утрачивать чувство меры. Несправедливо было Вы требовать от подростка, чтобы он полностью возместил стоимость вазы. Ведь подросток еще не зарабатывает столько денег, сколько вы. Более уместно попросить его убрать осколки, а затем помочь вам купить другую вазу, но не заставлять оплатить всё. Если подросток пригласил в гости приятелей и они испортили или украли ваш компьютер, вы должны вместе подумать, как ребенок может возместить ущерб. Если вы остановитесь на финансовой компенсации, следует принять во внимание, сколько зарабатываете вы и сколько ребенок, — так можно определить справедливый размер возмещения. Допустим, украденный или испорченный компьютер стоил 2000 долларов, вы зарабатываете 1000 в неделю, а ваш подросток —100 долларов в неделю. В таком случае он должен возместить вам 200 долларов. Если у него есть собственные сбережения, то несправедливо, чтобы он купил вам компьютер из этих денег, — тут размер компенсации тоже нужно определять, сопоставив его сбережения со своими.

 

Для того чтобы определить справедливую компенсацию, сравните свои финансовые ресурсы с ресурсами ребенка.

 

Еще одна ошибка, кроме наказаний и назначения непомерных компенсаций, может состоять в том, что родители полагают, будто ребенок способен проявлять предусмотрительность. Если вы попросили своего супруга убрать вазу в безопасное место, а он забыл, у вас есть некоторые основания сердиться, поскольку он не выполнил вашу просьбу. Вы его предупредили, что вазу могут разбить, и он мог бы сделать соответствующие выводы. Родители нередко сердятся, когда ребенок забывает что‑то сделать. Они ошибочно полагают, что дети способны быть предусмотрительными. Родителям следует помнить, что забывать — совершенно нормально для ребенка. Некоторым детям нужно повторить что‑либо много раз, прежде чем они запомнят ваше указание, а в стрессовой ситуации они могут снова забыть его.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.