Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология обучения чтению на начальном этапе




В ходе разработки различных методик по обучению детей чтению выделилось два основных направления:· whole-word approach, то есть чтение, основанное на восприятии слова целиком, без членения его на буквы и слоги;· phonic approach, звуковой метод, основанный на выделении звуков в слове.На данный момент преимущество ни одного из методов явно не доказано, Учитель Задонской средней школы Азовского района Т. И. Ижогина предлагаетинтересную методику обучения малышей чтению путем игры в ''СтрануБуквляндию''. Каждая буква в этой стране - это не просто буква, а какой либосказочный персонаж, опираясь на присущие детям образную память иассоциативное мышление, учитель вместе с учениками создавал образы-легендывсех букв и буквосочетаний, объединяя все сказочным сюжетом.Приведем несколько примеров сказочных историй: '' В стране Буквляндия живутдва разбойника с и g они проказники и забияки, каждый раз когда онивстречают малышку i, горбатенькую бабушку е или маленькую улиточку у,разбойница с начинает шипеть, как змея: [s], [s], [s], а проказница g,начинает жужжать, как шершень: [d ], [d ],[d ]. За это полицейский о,охотник а и милиционер u хотят наказать проказников, и все согласные буквысогласны. Но разбойница с и проказница g при встрече с а о u и согласнымибуквами прячутся от них, надевая маску старичка-гномика, да еще и жалобнопокашливая: [k], [k], [k],а другая [g], [g], [g].Интересный пример обучения чтению слов с непроизносимыми согласнымиприводится в книге ''Kids` stuff'', в этой книге собраны различные упражненияпо обучению детей чтению, письму и т.д. В книге предлагается написатьнесколько слов с непроизносимыми согласными, а затем, прочитав их детям, датьволю их фантазии и придумать историю, почему эти согласные спят. То естьучитель сначала дает установку, что эти буквы спят, а вот почему они спят,придумывают уже дети.В этой же книге приводится пример проверочной работы, с помощью которой можноопределить как хорошо ребенок научился понимать транскрипционные знаки ичитать. Эта проверочная работа заинтересует детей и старшего возраста. Намизвестно, что дети 5-6 лет любят раскрашивать и рисовать, поэтому все, чтонужно сделать детям, это правильно прочитать слово, выбрать в ключетранскрипционный знак, соответствующий данному звуку и раскраситьопределенным цветом (соответствующим данному транскрипционному знаку)ограниченную область соответствующую этому слову. В итоге ребенок насладитсяполученной картинкой загадкой. В данном примере представлена довольно большаякартинка, но при желании учитель может уменьшить количество областей и слов,(приложение 2.).Обратите внимание на фонетические символы, о которых мы говорили в главе''Обучение транскрипции'', мы предлагаем заменить их на привычные намсимволы.Ключ: [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ][ ] [ ] [ ][ ] [ ] [ ] [ ]В данной части работы мы приведем несколько игр, способствующих усвоениюнавыков чтения.Найти слово. Учитель произносит слово (показывает картинку), а учащиесянаходят его в списке из нескольких слов. Кто быстрее?Подобрать подпись к картинке. Учитель делит ребят на несколько команд. Каждойкоманде выдает десять картинок и десять надписей. На счет три, та команда,которая быстрее подберет правильные надписи к картинкам, получает приз.''Путаница''. Ночью ветер перепутал таблички на клетках зоопарка или вмагазине на продуктах и т.д. Нужно навести порядок.Если при овладении родным языком ребенок, прежде всего, хочет научитьсячитать, то при изучении английского языка этот мотив не является ведущим:слишком мал пока словарный запас детей. Поэтому опираться следует скорее нажелание детей записать знакомые слова, свое имя, написать письмо кукле,которая говорит только по-английски, или английскому сверстнику; прочитатьанглийские надписи на своей одежде, на названиях шоколадок и конфет.Сложность английского правописания вызвала к жизни большое количествометодических теорий обучения грамоте в англоязычных странах.Обучение чтению и письму происходит одновременно, причем письмо являетсяосновной деятельностью, если включить в это понятие и складывание слов изкарточек, на магнитной доске или наборном полотне. Начать обучение письмуследует с тех букв, начертание которых совпадает с начертаниемсоответствующих транскрипционных знаков. Это d, t, l, n, b, p, m, w, f, v, h,k, g, s, z, r, то есть большинство согласных.Следует учесть, что самыми трудными для детей являются те буквы, начертаниекоторых совпадают с русскими при несовпадении обозначаемых ими звуков. Здесьнам могут помочь специальные игры.Прочитай слово по-русски и по-английски. Предлагаются слова, которые состоятиз букв, общих для двух языков. Некоторые будут иметь смысл в обоих языках(ТОМ, СОР, РОТ, МАТ), другие – только в одном.Спортивная эстафета. Соревнуются две группы. Каждая получает ''путевой лист''с командами, написанными по-английски, например: ''Run to the wall!'' и т. п.Число команд соответствует числу участников, чтобы каждый по очереди прочелслово и выполнил действие. Побеждает группа, которая закончит первой.Прочитав все выше сказанное, что касается обучения письма, мы задали себевопрос, а как же научить детей писать? Чтению, в пять лет, обучаются многиедети, и мы знаем, как этому их научить, но обучить детей письму гораздотруднее.В данной работе мы предлагаем методику обучения письму детей в детском саду,которая была описана в книге ''HBJ HANDWRITING'', автор книги Бетти КрэчтДжонсон. Эта методика предполагает обучение детей, как четырех, так и пяти-шести летнего возраста. Методика обучения письму была проверена в следующихгородах: Лос-Анджелес, Филадельфия, Хьюстон, Канзас Сити и т. д.В первую очередь в данном методе уделяется внимание обучение детей такимпонятиям, относящимся к направлению и последовательности действий, как: налево, на право, вверх, вниз, над, по кругу, сначала, затем, в конце; а так жеразличению красного, желтого и зеленого цвета. Ученики учатся определятьодинаковые и разные формы предметов, позицию и размер предметов. Данный методназывается ''Stroke and Letter Formation'', в нем используются простыеразноцветные точки и система стрелок, для того, чтобы научить детей писатьпечатными буквами. Зеленые, желтые и красные точки помогают детям определитьначальную позицию (зеленый), место, где линия прерывается илиприостанавливается (желтый) и место, где написание буквы заканчивается(красный). Стрелки, указывающие направление работают вместе с зеленым цветом,они помогают детям определить направление движения линии.Итак, для того чтобы начать обучение письму нужно выполнить некоторыеупражнения, для того чтобы закрепить у детей следующие ассоциации: зеленый –начало пути; желтый – остановка, но за которой следует продолжение; красныйцвет – дороги нет. Для достижения желаемого результата мы предлагаемвоспользоваться некоторыми упражнениями, описанными Бетти Крэчт Джонсон.Например поиграть в правила дорожного движения, используя большой рисуноксветофора, объяснив детям, что красный цвет означает, что путь закрыт, желтыйпредупреждает, что нужно подождать, а зеленый показывает, что путь свободен иможно двигаться вперед. Таким образом, у детей сложится определеннаяустановка, по отношению к данным цветам. После этого можно использоватьследующие задания, которые помогут детям рисовать линии, начиная с зеленойточки и заканчивая красной (приложение 3.), причем следующие упражненияпомогут закрепить понятие детей о таких указаниях, как: сверху вниз(приложение 4.), с лева на право (приложение 5.); а так же уметь определятьформу предмета (приложение 6.), одинаковые и разные предметы (приложение 7.),высокие и низкие предметы (приложение 8.), определять позицию: вверху, внизу,в середине (приложение 9.), по кругу (приложение 10.); определять формукруга, а так же названия строк (приложение 11.) и вид букв (высокая, низкая,''хвостатая'') (приложение 12.). После того, как ученики поймут, что все этозначит, можно приступать сначала к написанию линий, а затем уже букв(приложение 13.,14., 15.,16., 17.,18.)Особый интерес вызывает упражнение, связанное с обучением детей распознаваниюверхней нижней и промежуточной строчки (приложение 11.) Предлагается выдатьдетям листы бумаги, с изображенными на них строчками, как показано на рис.8(внизу). Дети должны называть строчки, ориентируясь на форму предмета(звездочка, круг, квадрат). Затем, ребятам предлагается нарисовать в строчкахвысоких, низких и ''хвостатых'' животных. Но мы неуверенны в том, что дети ихнарисуют, поэтому, предлагаем использовать заранее заготовленные фигуркиживотных из цветной бумаги, которые дети могли бы наклеить. Предварительнодетям напоминается, что высокие животные должны помещаться от нижней строчкидо верхней или, что головой оно должны упираться в потолок (верхняя строчка),а лапами стоять на нижней строчке. Низкие животные должны лапами ''стоять''на нижней строчке, а головой упираться в промежуточную строчку, ведь онинизкие. В свою очередь, хвостатые животные должны сидеть на нижней строчке(''ветка дерева'' или на ''холме''), а хвост должен свисать ниже. Этоупражнение подготовит детей к написанию букв.В следующем упражнении (приложение 12.) ребятам предлагается поговорить оживотных и сравнить их с буквами, определяя какая буква похожа на какоеживотное. Затем, ребята называют какие буквы являются высокими, низкими и''хвостатыми''.В следующем упражнении ребята учатся писать прямые линии в строчке, начиная сзеленой точки и заканчивая красной (приложение 13.), таким образом детипереходят к написанию первой буквы - l (приложение 14.). В следующихупражнениях ученики рисуют круги и прямые линии в строчке (приложение 15.,16.),а затем переходят к написанию букв b и c (приложение 17., 18.) и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.