КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 1990 г. Т.Ткаченко
Проф. Умения воспит. Профисионально значимые личные качества воспитателя. Соц значимость профессии воспитателя дошкольного учреждения. Формы взаимодействия детского сада и школы. Понятие, содержание, условия и пути осуществления преемственности в воспит-оброз работе детского сада и школы. Модели, типы и формы обучения дошкольников. Особ-ти орг-ции жизни детей в разных группах дошкольного учер-ия в первой и второй половине дня. 1 пол дня отлич от 2-й пол дня, т.к утром в соответствии с распорядком проводятся игры-занятия (в соответствии с возрастом детей, тематики недели). Количство занятий с каждым возрастом увеличив. (до 3-4 в стр группе). 1 и 2 пол отделяет дневной сон –важный элемент режима дня (продолж отлич от возр: чем старше, тем меньше) Во 2-ю пол дня у старш детей прох кружки, дополн образов услуги, развлечения, чтение худ лит, возможно проведение физ занятий 23понятие «пед процесс», его х-ка Пед п-с (шир смысл) – совокупность условий, средств, методов. Направленных на решение одной глоб проблемы (напр – всесторонн разв реб) Пед п-с (у.см) – сосредоточение содержания обучения, его с-в, методов, форм по более конкретной задаче (нравственное в-ие.) Пед процесс обладает целостностью общностью и единством. Этапы пед пр-са: подготов – опред цели, з-чи, прогнозир результат и схема процесса; основн этап - взаимод воспитан и педагога; заключ – анализ результ. П-п постр пед пр-са: учёт возр особ; решен воспит и образов з-ч; учит вед д-ть;
Одна из з-ч д\с – подготовка к школе (физ, соц-психолог, нравственно-волев. + спец подг (осозн причин-следств связей)) Необходимая преемственность. Имеют единый совместный план: содержание совместной работы + ознакомление со школой. Необходим доброжел дловой контакт между воспит и учит. Формы: взаимные посещения с целью ознокомл с формами и методами работы, участие в пед советах, консультирован ие, конференции,Посещение школы с детьми, брать книги из школы и читат в саду Д-ть направлена на развитие и формиров человека; Дух воспроизводство чел – назначение педагога в об-ве. П-г влият на развитие производств сил аб-ва, преобщ подр покаление к мир к-ре, создают условия для дальнейшего прогресса Ф-ции совр п-га – приобщ воспит к меняю социокульт ситуации об-ва; у-ть жить по законам и нармам. В современ мире высокие требован к п-гу любого учебн заведения. В д\с – присмотр за детьми и полноценная подготовка к школе Личн к-ва: любовь, чуткость, наблюдательность, требовательная добрата, спраедливость+ эмпатия (сопереживание) + пед такт(чувство меры) + пед зоркость (предвид динамику) + пед оптимизм (верить в успех) Пед умения: Гностические – изучает реб (возрастн, индивид, личн к-ва); Конструкт – для проектир пед пр-са (планир работы) Коммуник -установл контакта с реб, род и администр; Организац – умении увлечь в д-ть; Спец умения – шить, вязть, петь Использование схем в составлении описательных рассказов Одна из основных задач массовых в специальных дошкольных учреждений — обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательна! излагать свои мысли. Существует ряд методик развития речи (О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, Г. М Ляминой, Ф. А. Сохи на и др). Однако при обучении детей с общим недоразвитием речи использовать эти методики в полной мере невозможно. Для детей с указанной патологией характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления. Мы попытались разработать систему [занятий для детей с общим недоразвитием речи. Обратили внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению |С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др.— наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделили создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Мы решили обучать детей самостоятельному рассказыванию в такой последовательности: составление рассказа по демонстрируемому действию; по серии сюжетных картин; по одной сюжетной картине; на основе сравнения предметов; составление описательного рассказа о предметах. Подчеркнем, что перечисленными видами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Мы останавливаемся на названных этапах как начальных, спусковых», наиболее значимых. У детей с общим недоразвитием речи [наибольшие затруднения возникли в последнем виде рассказывания. Вот основные из них: — самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; — установить последовательность [изложения выявленных признаков, К — удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания. Мы задумались, как помочь детям в решении этих непростых задач. В книге Л. Н. Ефимеиковой «Формирование речи у дошкольников» (М.: Просвещение,)9$&) представлена схема составления рассказа об овощах Взяв ее за основу, мы несколько изменили символику, увеличили количество пунктов плана рассказа до 6—8, а затем разработали аналогичные схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, домашних животных и временах года Остановимся подробнее на принципах составления я использования рекомендуемых нами схем. Лист карт она размером 45X30 см разделен из 6 квадратов (по количеству характерных при знаков предметов или объектов либо времен года, о которых надо рассказать).
I. Цвет. В первом квадрате нарисованы красное, желтое, синее и зеленое цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четко, рлаваемоА детьми формы. тогда внимание лучше коинемтря руется на цвете и не происходит смешения понятий цвет — форма. 2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их ме раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их фо рме. Ерзд форма описываемой игрушки сложна* (кукла, луноход, медведь), этот пункт в рассказах детей ояускается, а соотвествуютая часть схемы закрывается листом белой бумаги. 3 Величина, о квадрате инрисшшш игрушки контрастной величины, например большой и маленький мячи. Детям напоминают, что, характеризуя величину предмета, кроме понятия «большой — маленький», надо использовать понятия «высокий — низкий», «длинный — короткий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий». 4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу и дерево. 5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик), этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрываете? листком белой бумаги. Причем закрывать нужно только на одном-двух занятиях, чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек. 6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей. Логопеду или воспитателю не составит большого труда подобрать игрушки, при описании которых будут использованы все пункты схемы. Это пирамидка, матрешка, коробочка с мозаикой, коляска для кукол и т. п. Позже, когда дети хорошо освоят схему, можно давать игрушки, при описании которых используются не все пункты, например: мяч, скакалка, кубик, мишка, кукла и т. п.. Рассказы по схемам составляли воспитанники логопедических и массо-* вых групп. Естественно, что рассказы детей с речевой патологией на первых порах были проще, короче, без ярких эпитетов и сравнений. Здесь и далее мы будем приводить примеры рассказов 5-летних детей массовых групп. Вот один из них. Этот мячик разноцветный, он круглой формы, большой, даже руками не об хватишь... Сделан он из пластмассы> ц он не такой, как резиновый, резиновый помягче. Мячик можно бросать вверх и в футбол играть, а еще катать по $ем* ле... а в группе нельзя играть с мячом м стекло разбить можно. 7. Цвет. В квадрате 3—4 цветовым пятна: красное, желтое, синее и зеленом 8. Материал. На картон наклеивают»! ся 3 кусочка ткани (шерсть, ситец, шели или капрон) одинаковой формы и раз! мера. Естественно, до составления опи| сательных рассказов об одежде необхо! димо провести с детьми занятия по озна! комлению с названными и другими ма! териалами, чтобы ребята рассмотрели! их, потрогали и запомнили названия] тканей. 9. Части сдежды. Изображен сарая фан или костюм, все части которого (воротник, манжеты, рукава, оборка! пояс ит. п.) находятся на небольшом] расстоянии друг от д|эуга. Детей зара! нее знакомят с названиями всех деталей! костюма. 10. Сезонность одежды. В квадрата нарисованы солнце, подснежник, жел| тый кленовый лист, и несколько снежи! нок, которые символизируют соответ! ственно лето, весну, осень и зиму. 11. Для кого предназначена одеждам Символические изображения мужчины,] женщины, мальчика и девочки. 12. Действия с одеждой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами! Вот пример описания платья по даИЧ ной схеме. Это платьице красное с белыми гол рошками. Оно очень красивое. Оно\ по-моему шерстяное. У платья длинные J рукава, красивый кружевной воротник, красивые красные завязочки... и на ман- фсетах кружева, и кармашки с круживчиками. Поясок кожаный с пластмассовой пряжкой... Носить это платье можно и зимой, и весной, и осенью... Ну и ле- Ерш можно, когда не жарко. Лучше все - ftp в гости его надевать... Это платье для Цепочки. А что делать с ним можно? На мешалку вешать, гладить, если помнет - р. а если испачкаешь — постирать. К Нельзя не отметить, что даже при Вамом высоком уровне речевого развития без схем дети не в состоянии составлять такие подробные рассказы- описания. 13. Цвет. В квадрате 3—4 цветовых Пятна. 14. Форма. Начерчены квадрат, круг и прямоугольник. Если дети уже знакомы сгобъемными формами — на листе изображения цилиндра, шара и т. п., дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов. 1 3. Величина. Нарисованы большая и маленькая миски. Ц 4. Материал. На картон приклеены Прямоугольные кусочки одинакового размера из фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают разнообразные материалы, из которых [делается посуда. Кроме того, с детьми ^уточняется, что основная масса посуды производится из глины и фарфора — [материалов, которые трудно отобразить на схеме. Рассматривается также деревянная, металлическая, стеклянная, пластмассовая посуда, сравнивается на ощупь, по весу, по извлекаемому звуку и т. п. б. Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды: донышко, стенки, ручка, крышка, носик и т. д. 15. Действия с посудой. Изображена кисть руки. Приведем пример описания ребенком большого заварного чайника по данной схеме. Это чайник. Он большой, весь белый, а на стенках и на крышке нарисованы красные ветки рябины... и еще золотая * полоска на крышке и на носике. Чайник круглый, пузатый такой. Он большой, в него много воды налить можно, наверно, на 10 человек хватит. Сделан этот чайник из глины, а потом разрисован краской. У чайника есть донышко, носик, стенки, крышечка, еще ручка сбоку и ручечка на крышке. В чайник сыплют чай, потом льют кипяток, а потом разливают в чашки гостям. С этим чайником надо аккуратно... ну... носить его, а то разобьешь и еще ноги обожжешь. 1. Цвет. ‘В квадрате нарисованы цветовые пятна, 2. Форма. Геометрические фигуры: круг, треугольник и овал. 3. Величина. Изображены 2 контрастных по величине плода, например боль* шое и маленькое яблоки. 4. Вкус. Нарисованы конфета к лимон, контрастные по вкусу продукты. 5. Место произрастания. Изображены дерево и грядка. 6. Как употребляется в пищи. В квадрате изображены тарелки, вилки, ложки и ножи. В предварительной работе с 7. w 8. детьми уточнился, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят* жарят, консервируют, квасят, маринуют и т. п. 9. Приведем пример рассказа, состав- ленного ребенком по схеме. 10. Капуста зеленого цвета, круглая. Она бывает очень большая и тяжелая, а бывает и поменьше, По вкусу она немнож - ко горькая. Растет каписта на грядке, прямо на самой земле. У нее много оде: жек и все без застежек. А едят капусту сырую, я всегда ем, когда мама суп варит, то есть щи. Еще из капусты варят борщ, и солят ее... а вот еще солянку из капусты делают. 11. Составлению рассказов по этой схеме Предшествует подготовительная работа, которая проводится воспитателями на прогулках и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава и т. п.,— необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка, 12.. I. Солнце. В первом квадрате схемы нарисован солнечный диск с лучами. Дети рассказывают о солнце в определенное время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греет и т, п, 13. 2 Небо. На /гой частя листа изображено голубое небо с облаками, Дети должны рассказать, какое небо чаше сего видят они в то или иное время! года: ясное, безоблачное или cepot, 1 пасмурное, покрытое тучами и т. п, 1 16. Земля. Нарисован клочок земли ё] травой на нем. Дети рассказывают™ том, как выглядит земля в разное врёШя года: покрыта снегом или сырая от дояш дя, трава на ней сухая и желтая или Л ней появляется первая травка и т, g|l 17. Деревья. Изображены 2 дерсД (можно без листьев). Хвойные деревья] лучше не рисовать, так как их внешний! вид одинаков во все сезоны. Дети раем сказывают о лиственных деревьях в paaij нос время года: листья на деревьях додЯ теют и опадают; появляются почки; дЯ ревья покрыты яркой зеленой листвой 1 и т. п. 18. Люди. На этой части схемы симвД лически изображены мужчина и женщиН на. В верхней части квадрата нарисоваЯ на вешалка. Это означает, что надо paefj сказывать об изменениях в одежде люЯ дей и причинах такого явления. НалриЯ мер: зимой холодно и люди надевающ зимние пальто и шубы, теплые шапки и I сапоги, варежки и шарфы и т. п. 19. Звери. Нарисованы контурно 2 ЗнаЯ комых детям зверя, например заяц и| белка. Ребенок рассказывает об измеиеЯ ниях в жизни животных в зависимости от времени года. Например: зверям А лесу не хватает корма, они впадают в I спячку; звери запасают корм на зимуЯ меняют *шубки» и т. п. 20. Птицы. Изображены контурнИ 2 знакомые детям птицы, например жЯ рона и ласточка. Дети отражают в раЛ сказе сезонные изменения в жизни птиш Например: готовятся к отлету или вькм гнезда, выводят птенцов и т, п,, Я, Занятия детей. В квадрате сиспЯ вик, сачок и кораблик. Дети расска вают, чем они занимаются на улице] ю то или иное время года: собирают сухцШ листья, катаются на лыжах, лепят снгоЛ ную бабу, купаются в реке и т. п. Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что исЯ пользование схем при составлен#*! описательных расска зов заметно обд«"1 чает дошкольникам массовых и логгН педических групп овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие ври! тельного плана делает такие рассказы! «четкими, связными, полными, последовательными. I В заключение отметим, что эти и аналогичные им схемы можно использовать Ье только для составления описатель- ных раоскаэов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |