КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Архитектура и скульптура V-IV вв. до н.э. Ансамбль афинского акрополя
5-4 вв.д.н.э. – расцвет греч. арх-ры/скульптуры. Разв-е архит-ры связано с сост-ем теории/практики градостроит-ва, основ-ем/благоустр-вом new & old городов. Высш. достиж-е – разраб-ка концепции регулярн. города (строит-во городов по предварит. плану, на принципах рацион. благоустр-ва). Осн. полож-я регулярн. города разраб-ны Гипподамом из Милета => гипподамов город: дел-е гор. террит-и пересек-мися под прямым углом улицами => сетка правильн. жилых кварталов. Выдел-ся городск. центр, со зданиями обществ. назнач-я (храмы etc), агора – торг. площадь (иногда совпадала с гор. центром); если город – на берегу, то прибреж. часть оформ-сь в портовый район (верфи/доки/склады); обязат. элементы регул. города – театр/стадион/гимнасии + водопровод + колодцы для воды + канализ-я. Парадн. и религ. центр – Акрополь (там – храм главн. бож-ва-покровителя города, здесь – наиб. торжеств-е жертвоприн-я). Принципы Гипподама можно было реализ-ть лишь в новых городах (Пирей, Фурия), старые (Коринф, Афины, Фивы) – по-другому: вместо сетки прямых улиц – кривые, беспоряд-о скучен-е частн. жилища, разбросан-е храмы. Но и здесь элементы регул-сти: архитект-но украш-ся акрополь/центр. площадь; ремесл. мастерские – на окраину, театры/стадионы - в опред. местах + почти везде – креп. стены. Арх-ра – на основе ордерн. системы (зарод-сь в архаику): именно в 5-4 вв. она достигла наивысш. полноты и законч-сти. 7-6 в. – формир-е дорич. и ионич. ордеров, 5-4 – формир-е > изыскан. и пышн. коринфского. + прием смеш-я ордеров в 1 здании; прид-е большей легкости дорич. стилю, большей пышности – ионич-му. Смеш-е архит. стилей => расшир-е возм-ей греч. строителей => созд-е архит-х шедевров) Основа разв-я зодч-ва – храм (самое соверш-е здание, обитель божеств. сущ-ва). Типы (в завис-сти от к-ва колонн): храм в антах (2 колонны перед главн. входом), простиль (4 колонны перед гл. входом), амфипростиль (колонны подд-ют портик перед гл. входом + the same портик – с противоп. стороны), периптер (колонны – с 4-х сторон => круговой портик), двойной периптер (двойной ряд колонн с 4-х сторон). Интерьер: гл. зал (со статуей гл. бож-ва города), второе помещ-е (там – свящ. утварь + храмовые/городские сокровища). Антаблемент (над колоннами), внутр. и внеш. стены, фронтоны украш-сь скульпт. группами/рельефами => торжеств. облик храма. Прославл-е храмы: Афины-Девы Парфенон в Афинах (448-432, Иктин и Калликрат), храм Зевса в Олимпии (465-456, Либон), Эрехтейон, храм Аполлона в Дельфах etc. Ансамбль Афинск. Акрополя => показатель зрелости греч. зодч-ва. Включал нес-ко зданий: Пропилеи – спец-но постр-й проход на Акрополь; к ним примыкали пинакотека (помещ-е для картин. галереи) и small храм в честь Ники. Центр ансамбля – Парфенон, с примык-ми святилищами некот-х аттич. богов. + храм в честь Эрехтея и Посейдона – Эрехтейон; вертик. ось ансамбля – статуя стоящей с копьем Афины Воительницы; на крутом склоне Акрополя – театр Диониса (17 тыс. мест) и Одеон (спец. помещ-е для музык. состяз-й). Скульптура: в осн. - для укр-я храмов: в глав. помещ-и – статуя бож-ва-покровителя города; рельефы – на внутр. и внеш. стенах + скульпт. группы на фронтонах, крышах, гор. площадях, могилах. Назнач-е скульптур: религ. (образы наиб. чтимых богов-героев), эстетич. (как украш-е), идеологич. (просл-е мужественного и сильного гр-на и воина). 4 в.: очеловеч-е самого популярн. общ-ва – бож-ва: смягч-е идеальн. черт, подчеркив-е челов. черт, т.е. скульптуры богов/богинь 4 в. больше похожи на смертных, чем на небож-ей. Материал для скульптур: известняк/мрамор/дерево/глина/слон. кость/бронза. + Трактовка худож. образа => преодол-е неподвиж-сти архаич. скульптур (передача в тверд. материале жизни, оттенков челов. сост-й). «Дискобол» (Мирон), скульптура Зевса для храма в Олимпии (Фидий), статуя Афины-Девы для афинск. Парфенона (Фидий), Афины Воит-цы для Аф. Акрополя, изобр-е летящей Ники Пеония, амазонка Поликлета, статуи Афродиты Книдской и Гермеса (Пракситель), Аполлон Бельведерский (Леохар), портреты А.Макед., статуя Апоксиомена (Дисипп). Эллинск. скульптуры создавали и прославляли полисн. идеал гр-на, кот-й реалистически отражал полит. и соц. преоблад-е средн. слоев гражд-ва в б-ве греч. полисов. Билет 24. Греческая трагедия V в. до н.э. (Эсхил, Софокл, Еврипид). Греческий театр и его значение в общественной и культурной жизни.
Рост попул-сти театр. предст-й => отдел-е их от религ. церемоний, превр-е в самост. вид иск-ва. Архаика: предст-я давались в разл. местах; 5 в.: появл-ся спец. места для сценич. Действий: у подн-я полог. холма, на чьих склонах – камен. ступеньки для зрителей (театрон; полукругом, ярусами). Сценич. действо – на утрамбов-й кругл. площадке – орхестре, в центре кот-й – жертвенник Дионису. Там выступали актеры и хор. Позади орхестры – палатка для переодев-я актеров и выхода на сцену (скена; позже вместо нее – пост. высок. сооруж-е, на 1 стене кот-го рис-сь декорации). С 5 в. – не только 1 актер и хор, но + еще 2 актера => усл-е действа, уменьш-е роли хора; актеры – в масках (изобл-ли лиц разн. типа/возраста/обществ. полож-я/душ. сост-я). Лицо неподв-е, но – подвижн. телодвиж-я. Герои мифов – крупнее обычн. людей (актеры надев. спец. обувь с high подошвами-котурнами/high головн. убор/прокладки под одежду; также это все – чтобы зрителям издалека было лучше видно актеров). Актеры играли в длин. одеждах (по пред-ю, в них облач-сь цари/жрецы) + механич. приспособл-я: чтобы показать действие внутри дома. Выкатывали спец. дерев. платформу, на кот-й изобр-сь действия в помещ-я; дейсвтвие заверш-ся => платформу увозят. Если надо показать бога – прим-е особого подъемн. приспособл-я (deux ex machina), для изобр-я грома – особое шумов. устр-во.
Греч. театры расч-ны почти на все насел-е города, насч-ли неск-ко дес-ов тыс. мест (театр Диониса в Афинах: 17 тыс., театр в Эпидавре – 20 тыс., в Мегалополе – 40 тыс., в Эфесе – 60 тыс.). Предст-я – органич. часть повседн-сти; в Афинах – спец. госуд. фонд a.k.a. театр. деньги – для раздачи бедн. на покупку билетов в театр; этот фонд не трогали даже при самых тяж. финанс. ситуациях, в т.ч. – в случае войны. Ставящиеся пьесы отражали животреп.? совр-сти; на предст-ях прис-ла больш. часть гражд. насел-я => бурное одобр-е/пориц-е автора => греч. драмат-ги – в центре влиян. полиса => стимл творч-ва. 525 – 456 – Эсхил из Элевсина, отец греч. трагедии. В зрелые годы воевал с персами, уч-л в битвах при Марафоне/Саламине/Платеях, уч-л в обществ. life Афин, выезжал в Сицилию, где и провел посл. годы. Создал 90 траг-й, сохр-сь 7 («Персы» 472 г., «Приков-й Прометей» 470 г., «Орестейя» 458 г. («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»)). Сюжеты: историч. («Персы» - победа греков при Саламине), мифолог. Переосмысл-е мифов; отраж-е торж-ва полисн. порядка, просл-е муж-ва греков и противоп-е его высоком-ю Ксеркса («Персы»); воспев-е торж-ва цивилиз. жизни, изобр-е мрасчн. красками деспот-ма Зевса («Прометей»), рассужд-я о смысле бытия/отнош-ях людей и богов («Орестейя»). Тв-во Эсхила просл. полит., идейн. и нравств. устои греч. полиса.
Дальнейш. углубл-е? бытия: Софокл из Афин (496 – 406). Свыше 120 ком-й, сохр-сь 7 (! «Царь Эдип» 429-25, «Антиона» 442). В них – проблема места ч-ка в общ-ве и мире: ч-к – марионетка в руках богов или творец своей судьбы? Эдип, например, вроде бы – игрушка (сбыв-ся пророч-во), но в итоге не сдается, а бросает пророч-ву вызов (ослепляет себя и пуск-ся в странств-я, достигнув духовн. очищ-я в Колоне и став его покровит-ем). Силой страд-я Эдип преодолел тяж. удары судьбы => утв-е идеи всемогущ-ва ч-ка («Много в природе дивных сил, // Но сильней ч-а – нет»). Эврипид с Саламина (480 – 406) – обогатил греч. драму new достиж-ми: 431 – «Медея». Месть Медеи; обдумыв-е убийства своих детей от Ясона (тонкое изобр-е смятения ч-в: любящая мать VS жестокая мстит-ца => побежд. мстит-ца). Причем Медея – не застывший образ (нежная мать => детоубийца); ч-к – не цельное сущ-во, кот-му противостоит некая внешн. сила, а противоречивая душа, раздираемая страстями; какая страсть победит и что будет – хз, но этот рез-т борьбы душ. страстей и есть судьба (т.е. идея об исслед-и внутр. страстей ч-ка – новат.!). Из 92 пьес Эврип. сохр-сь 18. В целом тв-во античн. трагиков стало замечат. худж. откр-ем др. мира, определ-шим многие направл-я дальнейш. разв-я миров. лит-ры.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |