Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эллинистическая культура, ее отличительные черты и основные особенности




 

 

New особ-сти культуры: в расшир-ся ойкумене. Раньше ч-к ощущал себя жителем small полиса в Греции/дерев. общины на Пер. Востоке; в эл-зм – усил-е перемещ-я/смеш-я насел-я, рамки раздв-сь: ч-к feels, что он – житель не только того города/общины, где родился, но и > крупн. террит. объяд-я и – в опред. степени – всего эллинистич. мира (особ-но это относ-ськ грекам и макед-ам). Расшир-е окр. мира, знак-во с new усл-ми жизни => расшир-е кругозора/благопр. условия для культ. тв-ва. Эл-зм => разв-е х-ва, рост обществ./личн. богатства соц. слоев/людей; больш. матер. возм-сти эллинистич. общ-в => часть ср-в – на финанс-е культуры; соц. структура (класс. рабство + древневост. обществ. отн-я, нестабильн. класс. структура) => особая обществ. атмосфера, комплекс разл. взаимоотн-й обществ. групп, выраж-ся разл. идеологич. системах; измен-е роли г-ва в культуре: огр. ресурсы, разветвл. аппарат => опред. политика в сфере культ., попытка направить процесс культ. разв-я в нужн. русло (финансир-е) + превр-е эл. столиц в мощн. культ. центры: при них сосред-сь крупн. ученые (в Антиохии/Пергаме/Сиракузах), наиб. крупн. – в Александрии, при царск. дворе Птолемеев. Основ-ль династии, Птолемей Сотер, основал здесь музей, посвящ-й 9 музам (совок-сть помещ-й для жизни ученых/лекций/библиотека). К концу 3 в. в библиотеке – более 500 тыс. папирусн. Свитков. На содерж-е музея – деньги из казны. В 3 в. в Алекс. музее работали Эрасотфен/Аристарх/Архимед/Эвклид. Глава музея – хран-ль библиотеки, он же – воспит-ль наследника егип. престола.

 

Важн. фактор разв-я эл. культуры – взаим-е эл. и древневост. культур. Но облик культуры больше греч. (офиц. – греч. язык, осн. культ. ценности создав-сь именно греками, да и сама эл. культура – прод-е и разв-е тех напр-й, кот-е слож-сь в Греции в 5-4 вв.). Религия: ее роль растет; греки/макед. приносят свои культы, кот-е, под действием местн. культов, трансформ-ся; распр-ся вост. культы Великой Матери Богов (егип. Исида: функции Геры/Афродиты/Деметры – универс. культ един. женск. бож-ва) + синкретич. new бож-ва: культ Сараписа в Ег. (разраб-н по приказу Птолемея Лага, чтобы удовл-ть религ. потр-сть как эллинов, так и местных; на основе культа Осириса-Аписа (почит-ся в Мемфисе), с элементами Плутона/Зевса/Диониса). Сарапис был объявлен верх. бож-вом среди эллинов и местных => тяга к монотеизму. Неспокойн. обстан-ка => люди начин. обожествлять Фортуну (удачу), Добродетель/Здоровье/Счастье etc. + нередко маленьк. подданный огр. державы рассм-л как бога влыдыку (многие эл. правители внедряли свой культ, чтобы идеологически обосновать свое госп-во и укрепить г-во). Также распр-ся идея мессианства – прихода спасителя от всех бед (как правило, среди малых народов, которых порабощали и эксплуат-ли). Особо широко – в Иудее (насильственно включена в состав державы Селевкидов), в Пергаме – обожествл-е Солнца как справедл. государя (в 132-129, когда боролись с римлянами). В религ. поисках рождались некот. религ. идеи, кот-е впоследствии станут сост. частью христ-ва.

 

Философия. Поиски new идей => отраж-е нестабильности соц. и полит. life. 5-4 вв.: основа мировоззр-я полисов – ч-во патриотизма, высш. ценность – гражд. коллектив; теперь: пост. перемещ-я => ч-к ощущает себя не гр-ном полиса, а гр-ном державы (космополит-м) => понятие гражд. коллектива отходит на 2 план. Теперь основа благопол-я ч-ка – милость богов/благодеяния монарха => ч-во индивидуализма, вера в свои силы прежде всего. Измен-я в мировоззр-и => измен-я в филос-и (центр эл. философии - Афины). Продолжали сущест-ть филос. школы 4 в.: Платона (Академия) и Аристотеля. Ученики Платона (Ксенократ/Полемон/Кратет – 40-30-е 4 в.) => Древ. Академия, послед. Платона 3-2 в. (Аркесилай/Карнеад) => Средняя/Новая Академия. Разрабат-ли отдельн. полож-я философии Платона (особенно – с оттенком мистицизма). Послед-ли Арист-ля – перипатетики – больше заним-сь научн.? (Феофраст: основ-ль научн. ботаники, Стратон - физика). New филос. системы: СТОИКИ (осн-ль – Зенон из Кития (Кипр), 336-264, послед-ли – Клеант, Хрисипп). 3 части: физика (учение об устр-ве и разв-и мира), логика (уч-е прав-но выражать свои мысли), этика (уч-е о ч-ке). Физика – на материалистич. основе: весь окр. мир – телесн. субстанция, кот-я, благодаря пронизывающей ее творч. силе (логос), приобретает активное бытие. Творч. начало проникает во все поры материи, формирует все разнообр-е мира. По прошествии опр. срока миров. пожар уничт-ет мир, возрождающийся силой бож. Разума (возрожденный мир – повтор-е прежнего). Гл. роль – учение о ч-ке, этика. Ч-к – активное начало в мире, неразр. часть космоса. Его цель и счастье – сознат. и активн. деят-сть, протек-я по законам разума. Ч-к – органич. часть космоса => должен забот-ся обо всем мире, а не об 1 полисе (космополитизм!). Добродетель – из 4 частей: справедл-сть, проницат-сть, мужество, рассуд-сть => совокупность их -> деят-сть ч-ка стан-ся разумной. Рабство отриц-сь как природн. явл-е, оно противоречило природе (противор-я с Арист.) ЭПИКУРЕЙЦЫ (Эпикур – 341-270). Также 3 части: физика/логика/этика, но сам. разраб. – физика. Эпикур – материалист: мир – самодвижущаяся материя, сост-я из неделимых частиц – атомов. Из атомов состоят и души. Атомы движ-ся, сталк-ся => образ-ся тела с разл. кач-вами. Материя вечна и неуничтожима, самодеятельна, ей не нужны творч. толчки. Ч-к – одно из проявл-й бескон. материи, он сам – творец своего счастья. Счастье – в вед-и скромн. образа жизни, уедин-и от треволнений внешн. мира. Уединение => атараксия (полн. душ. покой = высш. счастье). Этика Эпикура отражала настр-я тех соц. слоев, кот-е были оттеснены от активн. участия в обществ. и полит. life. Но и стоицизм, и эпикур-во имели последователей среди госп. класса, культ. элиты. Подлинно народной стала философия КИНИЗМА (основ-ль – Антисфен, 440-436). Изв. киник – Диоген Синопский (404 - 323). Киники равнод-ны к анализу устр-ва мира, сделали попытку по претвор-ю в жизнь разработ-х ими правил повед-я. блаблабла, все знаю сам.

Лит-ра и театр. Отраж-е измен-й в атмосфере эпохи + продолж-е традиций классики. Круг писателей растет (свыше 1100 имен) => растет грамотность и значимость лит-ры среди широк. массы читат-ей, рост потребн-ей масс. читателя. Лит-ра развив-сь на базе классич.: огр. влияние на лит-ру имел театр. Театр. сооруж-е – сложн. арх. комплекс, разраб-й лучш. архит-рами; объед-е разл. помещ-й => архит. единство. Исключ-ся хор, действо вед-ся чисто актерами, число кот-х растет. Маски теперь близки к изобр-ю реальн. челов. черт, костюмы близки повседн. одежде => реалистич. хар-р действа. Продолжали став-ся трагедии – на мифол. и соврем. сюжеты (Ликофрон – о страд-ях г.Кассандрии во время осады). Но популярнее – комедия (нравов), изобр-я столкнов-я хар-ров. Менандр (342-292): психологизм, умелая обрисовка хар-ов, остроумный язык, мастерство в вед-и интриги; отраж-е афинск. повседн-сти, с ее мелкими интересами и заботами, далекими от полит. страстей классич. комедии. В комедиях Менандра многие узнавали своих соврем-ов => их попул-сть. Александрия – центр эллинистич. поэзии. Созд-е особого поэтич. стиля: александризма (обширн. эрудиция авторов, особ-но – при опис-и мифологич. сюжетов, тщат. разраб-ка языка, отказ от просторечий). Эта поэзия лишена волнуюших проблем => интересна лишь элите => упадок подлинн. патриотич. ч-ва. Основ-ль стиля – Каллимах (310-240, глава музея). Блестящий филолог – блестящ. поэт. Поэмы «Гекала» и «Причины» (поэтич. обраб-ка мифол. сказ-й, раскр-е происх-й религ. обрядов) + small эпиграммы, басни, гимны. Арат из Сол: поэма «Явления» (подраж-е «Причинам») – поэтич. опис-е звезд и связан-х с ним преданий. Асклепиад/Посидипп/Леонид (3 в.д.н.э.) – эпиграммы (зарисовки разл. явл-й повседн. жизни, хар-ров). Искусственный эпос: Аполлоний Родосский (3 в). – «Аргонавтика»: сопост-е мифов => подробн. опис-е плав-я аргонавтов к берегам Колхиды. Тяжести и треволн-я реальн. мира => распр-е жанра идиллий (мечты о счастл. безмят. жизни): Феокрит Сиракузский (315-260) – опис-е пастуш. сценок, взаимоотн-й пастухов и их возлюбл-х, на фоне красивого условн. пейзажа. Отвлечен. действие на фоне абстрактн. пейзажа => искусств. безмят. мир, резкий контраст реальному миру эллинизма. Романы-утопии: Эвгемер, Ямбул – опис-е неких фантастич. стран в далеко Аравии/Индии, где люди налажд-ся счастл. жизнью на лоне природы. У них – гармония, достаток, всего хватает => жизнь напом-ет жизнь богов. Проза – историч. произвед-я: истории Тимея/Дуриса/Арата/Филарха, наиб. знаменат. – «История» Иеронима из Кардии: цельн. опис-е эллинистич. истории от смерти Алекс. до смерти Пирра (272). Позднее свед-ми Иеронима польз-сь Диодор Сицилийский, Плутарх, арриан. Вергина эллинистич. историогр-и – «Всеобщая история» Полибия (40 книг об ист-и Средиземном-я, с 220 по 146 г.). Продолжен стоиком Посидонием (52 книги, опис-е ист. событий с 146 по 86 г.). нач. 3 в. – егип. жрец Манефон и вавил. жрец Берос сост-ют на греч. (но на основе местн. традиций) историю своих стран (синтез греч. и местн. историогр-и). Итак, эллинистич. лит-ра: интерес к форме/неглубокое идейн. содерж-е/исслед-е внутр. мира отдельн. ч-ка. игнорир-е обществен. потр-ей, подмена филос. мыслей мелкими будничн. заботами + разраб-ка реалистичн. сюжетов, интерес к психологии ч-ка и к его внутр. миру.

 

Естественнонаучные взгляды. Крупнейшим научным центром эллинистического мира была Александрия с Александрийским мусейоном (См. Александрийский мусейон) и Александрийской библиотекой (См. Александрийская библиотека), где работали выдающиеся учёные Средиземноморья. Значительного развития достигло в Александрии изготовление книг, чему способствовала монополия Египта на папирус. Другими важными центрами эллинистической науки были Пергам, Антиохия на Оронте, о. Родос. Большинство учёных, деятельность которых протекала в этих центрах, были греками. Греческий язык стал международным научным языком той эпохи.

Высшие достижения математики и астрономии, особенно расцветших в Александрии в 3—2 вв. до н. э., связаны с именами Евклида, Архимеда, Аполлония Пергского (См. Аполлоний Пергский), Аристарха Самосского (См. Аристарх Самосский), Гиппарха из Никеи. В трудах этих учёных эллинистическая наука подошла к ряду проблем: дифференциальное и интегральное исчисление, теория конических сечений, гелиоцентрическая система мира и т. д., нашедших дальнейшее развитие лишь в новое время. Из математиков, работавших в Александрии, известны также Никомед, Диокл, Зенодор (труд «Об изопериметрических фигурах») и Гипсикл, автор XIV книги евклидовых «Начал» и трактата «О многоугольных числах». Селевк из Селевкии (2 в. до н. э.) выступал как последователь гелиоцентрической системы Аристарха, установил зависимость морских приливов и отливов от положения Луны. Успехи теоретической механики были связаны прежде всего с работами Архимеда; известность приобрёл также псевдоаристотелевский трактат «Механические проблемы». Развитию прикладной механики содействовали многочисленные изобретения Ктесибия. Достижения прикладной механики были подытожены в трудах Герона Александрийского.

Походы Александра Македонского стимулировали расширение географических знаний. Ученик Аристотеля Дикеарх около 300 до н. э. составил карту всей известной тогда ойкумены (См. Ойкумена) н попытался определить размеры земного шара; его результаты были уточнены Эратосфеном из Кирены, плодотворно работавшим в самых различных областях знаний. Посидоний с о. Родос написал помимо философских сочинений ряд работ по географии, астрономии, метеорологии и др. Труд Страбона «География» (в 17 кн.) обобщил географические знания эпохи.

Накопленные знания в области ботаники были систематизированы Теофрастом. Большой интерес был достигнут в области анатомии человека и в медицине. Деятельность Герофила из Халкедона и Эрасистрата была этапом на пути к созданию научной анатомии. Под влиянием этих учёных на рубеже 3 и 2 вв. до н. э. возникла школа врачей-эмпириков (Филин Косский, Серапион Александрийский и др.), признававшая опыт в качестве единственного источника медицинских знаний.

 

Архитектура и изобразительное искусство. Противоречия политического и социально-экономического развития общества обусловили противоречивость эллинистического искусства, в котором соединяются рационализм и экспрессивность, скептицизм и эмоциональность, элегичность и глубокий драматизм, архаизация и новаторство. Усилились локальные различия художественных школ: александрийской, пергамской, родосской, афинской, сирийской и др. На территориях к В. от Евфрата первоначально взаимодействие греч. и местных элементов было незначительным; период бурного синтеза, в результате которого возникли искусство Парфянского царства (См. Парфянское царство), Гандхары (См. Гандхара), Кушанского царства (См. Кушанское царство), начался после падения власти греко-македонян.

Эллинистическое зодчество отличают стремление к освоению огромных открытых пространств, к эффекту грандиозности, желание поразить человека величием и смелостью инженерно-строительной мысли, логикой конструкций, импозантностью форм, точностью и мастерством исполнения. В художественном облике городов (Александрия в Египте, Дура-Европос, Пергам, Приена, Селевкия на Тигре), построенных обычно по регулярному плану, важная роль отводилась большим колоннадам (вдоль главных улиц) и 1—2-ярусным колонным портикам, отдельно стоящим (по периметру агоры) или являющимся частью здания; в формировании городских центров — царским дворцам, домам для собраний (булевтериям, экклесиастериям), театрам, святилищам. Особенность эллинистических городов — величественные архитектурные ансамбли, для которых характерны согласованность зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом, регулярность планировки, подчёркивание горизонталей и вертикалей фасадных плоскостей, симметричность и фронтальность композиций построек как элементов ансамбля, рассчитанных на восприятие с фасада. Архитектурные типы общественных, жилых и культовых зданий большей частью восходили к эпохам греческой архаики и классики, но интерпретировались в духе времени; появились новые виды зданий — библиотеки, мусейоны (Александрийский мусейон), инженерные сооружения (Фаросский маяк в Александрии). Синкретизм эллинистической религии повлиял на развитие типов храмов, святилищ, алтарей, мемориальных зданий, в которых сильнее, чем в гражданских постройках, сказалось взаимодействие с искусством Востока (святилище Асклепия на о. Кос, катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии, городище Ай-Ханум в Северном Афганистане). Эксцентричность эллинистического зодчества нашла выражение в эффектных пластических композициях алтарей Малой Азии (алтарь Зевса в Пергаме). Эллинистический ордер отличается свободным отношением к традиционной схеме и тенденцией к усилению декоративно-оформительной функции за счёт конструктивной. В восточно-эллинистическом искусстве греческие ордера подверглись местной интерпретации («псевдокоринфские» капители колонн в Ай-Хануме). В изобразительном искусстве, наряду с творческим использованием классического наследия, созданием гармонических образов (Афродита Мелосская, 2 в. до н. э.), существовала тенденция механического подражания классике (неоаттическая школа), порождавшая внутренне холодные, лжепатетические произведения (статуя Аполлона Мусагета, начало 3 в. до н. э., Ватиканские музеи). Скульптура перестала служить гражданственным идеалам полиса; в ней нарастали отвлечённость, декоративность, повествовательность, подчас иллюстративность («Лаокоон»).

Характерные для эллинистической пластики драматизм, экспрессия и патетическая страстность, призванные активно воздействовать на зрителя, внутренняя напряжённость образов и внешняя эффектность форм, построенных на взаимодействии с окружающим пространством, неожиданные ракурсы и динамичные жесты, сложный рисунок композиции и смелые контрасты света и тени наиболее ярко выражены в горельефном фризе алтаря Зевса в Пергаме, статуе Нике Самофракийской. Многоплановость и противоречивость эллинистической скульптуры проявились в сосуществовании идеализированных портретов монархов, предельно монументализированных статуй божеств («Колосс Родосский»), гротескных мифологических (силены, сатиры) или горделиво величественных (терракоты Танагры) образов, острохарактерных изображений стариков, драматических «портретов философов». Широкое развитие получила садово-парковая скульптура, проникнутая настроениями покоя. В мозаиках различаются свободная, живописная манера исполнения и более строгая, классицизирующая. Общие для Э. к. тенденции прослеживаются в вазописи, глиптике, торевтике, художественных сосудах из стекла.

 

Греция по сурикову – введение

Основные подходы

Том 2 – греческая демократия

Том 1 – хар-ка эпохи к каждой главе

Том 1. предисловие.

 

Задача – политическая сфера истории Древней Греции. Основополагающие для политической жизни категории ведут свое начало именно из античной Эллады (категории гражданина, гражданства, гражданского общества; политической свободы и автономии; демократии как политической системы; разделения властей, федерализма и др.). В полит-ой сфере греч. Античность задала некие исходные парадигмы для дальнейшего цивилизационного развития Европы. Невозможно понять всю греческую цив-ию без аспекта бытия древних греков. В эллинском мире политика была своеобразным цив-ым стержнем (исследовал О.Меррей).

Два взгляда на греческий полис:

· М.Веббер – Греция = первое в мире политически самосознательное общество, вставшее на путь формальной рациональности, и отделившее политику от других сфер жизни.

· Э.Дюркгейм – холистский взгляд на полис, как на некую целостность, тотальность, где главным является религия (до него этого мнения придерживался Фюстель де Куланж).

Мерей же с одной стороны в этой дискуссии придерживается холистского взгляда, однако, он делает оговорку – полис, действительно был тоталитарностью, но основой была не религия, а все-таки политика, которая занимала в жизни греков весьма существенное место. Жизнь полиса вся пронизана различными формами коллективной деятельности, где политика, естественно, занимала наиболее ванное место.

В античную эпоху вся политика и политическая жизнь имели личностный хар-р (это принципиальный тезис).

Каждая биография – это повод для выхода на общие проблемы древнегреческой истории (подход сочетания эмпирики с общей проблематикой; образец книга Н.Н.Трухиной о римских политиках).

Здесь изучается период 6-4 вв до нэ, те эпоха поздней архаики и классики, временной промежуток примерно 300 лет. До 6 в очень мало данных, а эллинистическая цив-ия – это уже во многом другой мир по сравнению с полисной Грецией.

6-4 вв – период наивысшего расцвета полисной цив-ии, ее наибольшие достижения в полит сфере.

 

В данной работе речь идет имен полит история Афин и Спарты. Потому что только ля них в достаточной мере подробно и связно, на довольно значительных отрезках времени возможна целостная и ответственная реконструкция событий. Данные о других полисах в доэллинистический период весьма скудны. Если взять «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, то там мы увидим, что вплоть до 6 века среди этих биографий нет вообще ни одной, посвященной кому-либо, кроме афинян и спартанцев. В 4 в уже можно встретить биографии фиванца Пелопида, сиракузянина Диона, коринфянина Тимолеонта, но это скорее исключения. Такая обстановка идет от того, что политики воистину панэллинского масштаба появились почти исключительно как раз в Афинах и Спарте.

 

«История» Геродота, труд Фукинида, «Греческая история» Ксенофонта – наиболее важные аутентичные источники, созданные в Греции в классическую эпоху. Общее в них только то, что они троя доносят до ценнейшую информацию по полит истории Греции времени архаики и классики. Анр биографии зародился в 4 в до нэ. Самый ранний дошедший до нас сборник жизнеописаний принадлежит римскому автору - компилятору Корнелию, Непоту, современнику Цицерона

 

Плутарх слишком известная фигура. С одной стороны он один из наиболее эрудинванных людей всей эпохе. Его яркое повествование дает плоть и кровь сухим историческим фактам. Плюс он сохранил более точную информацию чем Фукидид.

 

Глава 1 (вводная). Греческий полис и политическая жизнь в нем.

Для эллина архаического и классического времени полис был родиной. Греция, Эллада – географическое, культурное понятие и не в коем случае не политическое. Она не могла быть предметом патриотизма. Даже во время греко-персидских войн большинство политических субъектов Греции занимали пассивно-нейтральную позицию. И это не было изменой «общему делу», тк изменять было нечему, тк не было вовсе такого «общего дела» (res publica).

В 480г до нэ сражение в Фермопильском проходе было проиграно греческим союзным контингентом потому, что «некий Эпиальт, сын Эвридема, малиец, надеясь на великую царскую награду, … указал персам тропу, ведущую через гору в Фермопиды, и тем погубил бывших там эллинов» (Herod. 7. 213). В трудах общего хар-ра Эпиальта называют предателем. Однако своего гос-ва Эпиальт не предавал (напротив, действовал вполне в рамках общей проперсидской политики Малиды), а об «общегреческом деле» вряд ли вообще имел хоть какое-то понятие. Это действие было бы изменой если персов провел афинянин или спартанец. Этот пример важен для понимания абстрактности Эллады в эпоху даже классики.

Однако каждый грек был готов биться за свой полис до последней капли крови, полис был всем для него. Поэтому политическая раздробленность есть один из ключевых факторов, хар-ых для античной греческой цив-ии. Никогда в своей истории ДГ не была единым гос-ом.

Но каковы причины раздробленности?

1. Географический фактор (гео предпосылки) – горный ландшафт страны, изолировавший друг от друга отдельные «экологические ячейки» или «соц организмы» и способствовавший их обособленности и замкнутости (эконом и полит уровни). Для о-вов Эгеиды такую изолирующую роль играло море.

· Однако на протяжении всей истории рельеф Греции оставался одним и тем же, и при этом эта территория знала самые различные типы гос-в – от ахейских дворцовых царств до нынешней Греческой Республики. Плюс Греция входила и в состав крупных гос объединений (Римская империя, Византия, Османская Турция). И во всех этих перипетиях рельеф не играл никакой роли.

· Кроме того, деление на полисы сложилось не только в горных, но и в равнинных местностях. (наиб яркий пример Беотия).

2. На островах (Родос до синойкизма в конце 5 в до нэ, Лесбос и Кеос) существовало по несколько полисов, что не было обусловлено особенностями рельефа.

3. Полисный мир со всеми его особенностями греки переносили и в колонии, не смотря на то, что ландшафт этому не способствовал. Побережье Сицилии и Южная (Великая Греция) Италия к концу архаики были усыпаны независимыми полисами, и границы между ними практически не маркировались.

4. Также стоит вспомнить, что греческая цив-ия не была единственной, кто породил феномен античного полиса (полисом был Рим в первые века своей истории). Он обладал всеми признаками полиса:

· Наличие гражданского коллектива

· Определенный набор властных инструментов (народное собрание, совет, система магистратур)

· Античная форма земельной собственности

· Типично полисный менталитет

5. Полис был доминирующей формой соц-полит устройства в Элладе, но отнюдь не единственной. на ряду с ним до эллинизма зафиксирована категория «племени», а в северных районах она даже преобладала. Древнегреческий этнос – это также была община, причем община тоже политически конституированная и выступавшая субъектом межгос-ых отношений – феномен, имеющие общие черты с полисом. – это не первобытная родоплеменная община, он имел понятие гражданство. Но в итоге этносы окажутся на периферии

Таким образом, где полисы должны были получить особенное распространение, там их практически нет. Те «географический детерминизм» неуместен, тк в складывании полисного партикуляризма определяющую роль сыграла специфика исторического развития, а не ландшафт.

 

Создание греками на земле Эллады полисной государственности представляло собой вторую попытку (а первая – ахейская или микенская цив-ия, сложившаяся в том же самом регионе во 2 тыс до нэ).

 

Для того чтобы добраться до корней полиса, необходимо понять, какое наследие в области государственности греки 1 тыс до нэ получили от своих предшественников - ахейцев и в каком состоянии это наследие тогда находилось.

В рамках ахейской цив-ии еще не было феномена полиса, полит формы были более традиционными. Главной формой было дворцовое царство. Такое гос-во достигло высшего расцвета в позднеэлладский период под влиянием ряда факторов:

· Завоевание пришедшими с С ахейцами территорий, принадлежавших догреческому населению, и попадание этих земель под власть отдельных военных вождей пришельцев, основавших царские династии;

· Влияние более развитой цив-ии Крита, для к-ой были хар-ны как раз дворцовые структуры;

· Политическое устройство, сущ-ее на юге Балканского п-ова до вторжения греков, хотя о нем практически ничего не известно.

Дворцовое царство при сравнении с позднейшим полисом, выглядит более крупным гос объединением в структурном плане: полис – одна отдельная община, а дворцовое царство было объединением ряда сельских общин под верховной властью владыки дворца.

Владыка = титул wa-na-ka - анакт (в ахейском обществе). В 1 тыс до нэ этот царский титул уже практически не применялся по отношению к людям, а лишь к богам.

В ахейских дв.царствах было должностное лицо с функциями полководца ra-wa-ke-ta – лавагет. Те военное дело и организация войска выделались в отдельную сферу деятельности, что было прерогативой специального высоко сановника, в то время как анакт концентрировался на культовой деятельности. В полисной Греции военная организация и административная не отделялись от гражданской, поэтому в ней не было отдельной военной функции.

В полисно-административной системе ахейских дворцов интересна должность qa-si-re-u – басилей. Во 2 тыс басилей был главой отдельной сельской общины, подчиняющийся верховной власти анакта, те занимавшего фактически место чиновника в бюрократическом аппарате гос-ва, одного из звеньев административной цепочки. Басилей был чем то вроде сельского старосты; под контролем анакта могли нах-ся неск-ко десятков басилеев. А впоследствии, в классическом греческом языке басилей стал тождественен царю. Слово анакт перестала существовать.

Эта смена понятий – от анакта к басилею – ключ к разгадке тех перемен в полит сфере, к-ые произошли в Греции на рубеже 2-1 тыс д нэ. Катастрофические этномиграционные процессы того времени (= дорийское вторжение) стали катализатором падения ахейских дворцовых царств. Вся дворцово-бюррократическая надстройка над обществом рухнула:

· Дворцы сожжены

· Исчезла слоговая письменность, примен-ся исключительно для нужд дв.хоз-ва

Анакты исчезли, а басилеи стали ни от кого не зависящей властью, последней инстанцией.

С социума был снят самый верхний этаж – социум распался – превратился в конгломерат мелких сельских общин. Каждая община была деревней или поселком, окруженной сел\хоз угодьями, это гордо наз-сь полисами, те городами (зачатки буд. классич. полисов).

Каждый из полисов стремился обособится, и межполисное общение сводилось на нет. В таких условиях родился типично греческий идеал автаркии, самодостаточности, пронизывающее все сферы бытия эллинской цив-ии вплоть до эпохи эллинизма. В полит области это проявлялось в категории автономии. Глава полиса – басилей. Однако в его руках не было такой же мощной власти как в руках анакта. Потестарные структуры полисов эпохи темных веков еще не шагнули на уровень государственности. Поэтому власть басилеев была слабой и рыхлой. Кроме того, в одном полисе могло быть сразу неск-ко басилеев. Почему?

1. С одной стороны это могло происходить если в полис сливались неск-ко общин – процесс синойкизма (такая ситуация была в Афинах). Афинских синойкизм происходил в период темных веков и ранней архаики и завершился к началу 7 в до нэ присоединением Элевсина, однако сами жители считали что это был единоразовый акт легендарного Тесея.

В последнее время было предложено процесс слияния Аттики называть симполитией вместо синойкизма, тк граждане ряда общин слившись в единый полис никуда не переселялись (на новое общее место жительства).

Каждый из басилиев получал свою долю власти и сохранял свой царских титул. Вероятно пережитком такого строя стало существование института филобасилеев – царей четырех фил. Те сразу после объединения они должны были подчинятся одному верховному общеполисному басилею, представителю династии Медонтидов.

 

1. С другой стороны, усиливалась аристократия, не имевшая царского

происхождения, чем дальше, тем больше ограничивала власть царей, отнимая у них одну за другой важнейшие функции и заставляя делится титулом.

 

3. В Афинах первых веков 1 тыс до нэ – первоначально единая властьцаря стала делится. Титул басилея (царя) стал менятся на архонта (правителя, начальника). В конце концов на смену единому монарху пришла коллегия из трех, а затем к 7 в из девяти архонтов. Параллельно этому развивалось еще два процесса. Первый – поступательное сокращение срока пребывания архонтов у власти – от пожизненного до десятилетнего (в 753г до нэ), а затем до годичного (в 683г до нэ). Другой процесс – расширение круга лиц, имеющих право на занятие этой должности. В конце 7 в такое право получили не только члены рода Медонтидов, но и все евпатриды.

 

Таким образом, увеличение кол-ва басилиев в рамках одного полиса – результат действия разных причин. Результат – на смену монархии пришла олигархия, правленее более или менее узкого круга аристократов. Однако где-то это было случайностью в ходе синойкизма, а где-то из-за разрастания царского рода (Басилиды в Эфесе, Бакхиады в Коринфе), а где-то другие знатные роды вынудили басилеев к уступкам. Но этот процесс шел по всему греческому миру., приблизительно в одно и тоже время.. к началу архаики уже практически везде аристократический режим.

 

Децентрализация власти, придание ей коллективного хар-ра, в последствии это привело ряд полисов к демократическому устройству: аристократы, к-ые оттеснили басилеев, теперь были оттеснены демосом. Эти процессы были феноменом формирования греческого полиса, постепенно обретая присущие ему черты.

 

· В эпоху архаики полису шагнули на стадию государственности (ключевой момент- введение сводов письменных законов).

· Классическая эпоха 5 в до нэ – наивысший расцвет полисной организации.

· Пелопонесская война 4 в до нэ – общий кризис.

· Эпоха эллинизма - с этого времени полисы стали поглощаться мировыми империями поздней античности. При этом у них оставалась автономия на внутренние дела, поддерживали полисный образ жизни. Но теперь у них не было политической независимости – принципиально определяющего полноценного существования признака. У них не было суверенитета и их граждане одновременно были и подданными более крупного гос образования.

 

= полисы сохранились, но перестали быть государственными.

 

В западной науке: полис = город-гос-во. Это мнение подвергалось сильной критике, тк между понятиями полис и гос-во никак нельзя ставить знак равенства. Сущ-ли полисы, где имелся не один, а два городских центра или боле. Так в Афинах в классическую эпоху вырос Пимерам., к-ый в период своего расцвета по размерам практически не уступал Афинам, а по уровню благоустройства даже превосходил. Однако сущ-ли и полисы, где вообще не было выраженных городских центров – несинойкизированный полис Спарта, не имевший даже городских стен.

 

Важно помнить:

· Ни Афины, ни Спарта никто не назовет типичным полисом;

· В античной Греции Город – это необходимая часть единого целого «город и деревня».

 

Поэтому следует рассматривать аграрные города, где основой были крестьяне. Поэтому противопоставление горожан и крестьян имело только культурный хар-р: горожанин = воспитанный человек с манерами, селянин = неотесанный мужик.

 

Таким образом, определение «полис = город-гос-во» приемлемо, но с оговорками: понятие город и гос-во в связи с полисом следует трактовать в специфически античном смысле. Те полис это городская гражданская община.

 

Однако полис все-таки недьзя приравнивать ник понятию города, ни к понятию гос-ва. Полис был не только городом и не только гос-ом, поэтому полис – это городская гражданская община, конституирующая себя в качестве гос-ва

Для наиболее полного понимания понятия полиса важна категория гражданина. В сущности она была новаторской. В греч полисах именно граждане составляли в своей совокупности народ. Здесь народ был высшем слоем общества, лица более низкого статуса из него исключались.

Помимо граждан и народа, на территории полиса жили рабы, переселенцы-метэки, женщины, к-ые тоже пользовались гражданскими правами. Однако при этом они не входили в состав общины, полиса, а значит не причислялись к понятию народа. Т.о., членами народа были совершеннолетние свободные мужчины удовлетворявшие определенными требованиями (наиболее важное – происхождение, по меньшей мере по мужской линии от предков граждан).

В классическом полисе приобрело очень выраженную форму противопоставление граждан прочим категориям населения. Гражданский коллектив – некая замкнутая каста, держащая в своих руках всю власть в гос-ве. Те полис можно назвать корпорацией граждан, сплотившейся перед лицом всего остального мира – как окружавшего полис, так и проникавшего в него в лице жителей без гражданских прав. Отсюда вытекала военизированность полиса. идеальным воплощением полиса была изобретенная в нем фаланга – сомкнутый и замкнутый строй.

Высшим верховным носителем гос суверенитета было народное собрание - собрание граждан (идеал).

Характернейшей чертой полисного типа гос-ти было то, что он не предусматривал каких-либо особых органов власти, оторванных от народа. Те полис – гос-во без бюрократии, их должностные лица (магистраты) выбирались гражданами путем голосования (или же с помощью жребия, считавшегося проявлением воли богов). Гражданин явл-ся представителем гос-ва лишь в совокупности с другими такими же гражданами.

Полис вне всякого сомнения был эстетическим феноменом.

 

Основные конфликты полиса происходили не по поводу идеологической абстракции, а в результате несогласия по совершенно определенным, близким и понятным для основной массы граждан вопросам. Отношения личной дружбы и вражды между отдельными влиятельными индивидами и семьями занимали весьма значительное место в полит «системе координат».

 

Главную роль играли внешнеполитические разногласия.

 

Система ценностей.

Ей присущ в первую очередь коллективизм, ставший основополагающей общественной ценностью. Благо общины – благо каждого гражданина. Отсюда приоритет общего над частным. Полисная солидарность была и правом и обязанностью граждан, вплоть до того что они на деле ставили интересы полиса выше личных. Отсюда появление в архаику полисного, а не общегреческого патриотизма. При этом архаика была и периодом рождения личности тк наряду с коллективистскими возрастали индивидуалистические тенденции. В основном это проявилось в агональном духе, в состязательности, соревновательности. Те любая сфера деятельности от изготовления глиняных ваз до сложения стихов становилась полем для состязания.

Т.о., коллективизм и индивидуализм нельзя назвать мирно уживающимися тенденциями, они находились в постоянном конфликте. В этой борьбе греки выработали понятие золотой середины. Чувство меры по сформировавшимся в эпоху архаики понятиям должно руководствоваться поведением гармонически развитой личности., которая совершенствует свои физические и душевные силы, но это не должно идти в ущерб коллективизму.

· Полис стремился наложить опр ограничения на те действия аристок-х индивидов, к-ые слишком противостояли общине.

· Вводились письменные своды законов, к-ые имели гл цель – определить некие одинаковые рамки для всех граждан, те положить предел безудержному индивидуализму.

· Законодательная деятельность – святилище Аполлона в Дельфах

= сформировался менталитет гражданина древнегреческого полиса. Классическая полисная цив-ия в период своего расцвета хар-сь динамичным равновесием между общим и частным, между единством общественного целого и свободным многообразием индивидов с их интересами между традицией и новизной, не исключавшими друг друга, а сочетавшими в творческом синтезе.

 

Полисной системе ценностей также были присущи консерватизм, ориентация на обычаи старины, на добрые нравы предков. Большая роль религии в бытии полиса в целом и в его общественно-политической жизни в частности. В полисе было сакрализованно буквально все, любая сфера общественной деятельности. Он явл-ся не только политическим, но и религиозным феноменом. Религиозная функция не была автономной, она неразрывно переплеталась с прочими аспектами жизни. Духовенство как отдельное сословие отсутствовало, что влекло за собой в вышей степени хар-ную черту древнегреческой религии - ее принципиальный адогматизм, те любой авторитетной текст не считался истиной.

 

Для древнегреческого мировоззрения была хар-на вещественно-материальная интуиция., в свящзи с чем сам феномен человека воспринимался прежде всего в тесном, а не в духовном смысле. Термин тело подразумевает под собой термин человек. Те то что происходит после распада тела, смерти не явл-ся интересным.

 

Еще одна яркая черта полисного менталитета – агрессивность общественного сознания. Те полис был своим маленьким мирком. Отсюда понятно почему межполисные воины были частым явлением.

 

 

Послесловие

Политики 6 – начала 5 вв до нэ (Солон, Писистрат, Клеомен 1, Мильтиад) непохожи друг на друга, но у них есть как минимум одна сходная черта – аристократизм (происхождение и менталитет).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.