КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории психического развития
Собственно научный подход к изучению психического развития человека стал возможным на основе эволюционного учения Ч. Дарвина. К нашему времени в науке накопилось множество теорий, концепций и моделей, описывающих ход психического развития человека. Дискуссия о том, что такое развитие, как оно осуществляется и что является его результатом, продолжается по сей день. Можно выделить две основные точки зрения: 1. Эволюция — это развертывание уже существующих задат 2. Эволюция есть процесс создания совершенно нового. Та Если в первом случае прежде всего подчеркивается роль внутренних факторов, а само развитие трактуется как процесс реализации определенных программ, то во втором развитие понимают как движение от старого к новому, как процесс отмирания старого и рождение нового, как процесс перехода от возможности к действительности. Часть I. Обзор основных теорий развития Биогенетический подход Социогенетический подход Персоногенетический подход Теории рекапитуляции Когнитивное направление Теория психосексуального развития Период дикости Период охоты и захвата добычи Период пастушества Земледельческий период Промышленно-торговый период Либидо Оральная стадия Анальная стадия Фаллическая стадия Латентный период Генитальная стадия Интериоризация Ассимиляция Аккомодация Сенсомоторный интеллект ■ Символический интеллект 1 Предметные действия • Операции • Эгоцентризм мышления • -Представление о сохранении • Обратимость мышления • Дооперациональная стадия
• Наглядное мышление • Стадия конкретных операций • Период формальных операций • Стремление к самоактуализации • Модель экологических систем • Микросистема
• Мезосистема • Макросистема Механизм психического развития ребенка Социальная ситуация развития ребенка Первым основным понятием механизма психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми (Выготский Л. С, 1984). Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка. Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности. Ведущая деятельность Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в ■ рамках социальной ситуации развития, выполнение кото- Часть I. Обзор основных теорий развития механизм психического развития ребенка
рой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности: 1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с 2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, харак 3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, прису 4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10- i 1 лет. 5. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в раз Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффек- | ты в виде новых психических структур, качеств и свойств. В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Растущие пси- 1 хические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка 1 со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка ста- пой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития. Кризис развития I Кризис развития - это следующий основной элемент ме-J ханизма развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...» (Выготский Л. С, 1984, с. 384). Кризис - это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. На это указывала и Л. И. Божович, согласно мнению которой причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка (Божович Л. И., 1979). Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов. Первым в научной литературе был описан кризис полового созревания. Позднее был открыт кризис трех лет. Еще позднее был изучен кризис семи лет. Наряду с ними выделяют кризис н°ворожденности и кризис одного года. Таким образом, ребенок °т момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов. Часть I. Обзор основных теорий развития ' Механизм психического развития ребенка
Любой кризис имеет две стороны, которые необходимо учитывать, раскрывая его психологическое содержание и значение для последующего развития ребенка. Первая из них — разрушительная сторона кризиса. Детское развитие включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы преимущественно в кризисных возрастах. Но негативная сторона кризиса — это обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. «Здесь всегда осуществляются и конструктивные процессы, происходят позитивные изменения, которые составляют главный смысл каждого переломного периода»,— подчеркивает В. В. Давыдов (Давыдов В. В., 1986, с. 76). Речь идет об уже известных нам психологических новообразованиях. В заключение несколько слов об особенностях протекания кризиса развития. Во-первых, для него характерна неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса от смежных возрастов. Поэтому родителям, педагогам, воспитателям или врачам-педиатрам важно знать психологическую картину кризиса, а также индивидуальные особенности ребенка, накладывающие свой отпечаток на протекание кризиса. Во-вторых, мы сталкиваемся с трудновоспитуемостью детей в этот момент вследствие того, «что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности» (Выготский Л. С, 1984, с. 252-253). Конфликты со взрослыми в это время возникают чаще, а вместе с ними приходят мучительные и болезненные переживания. Трехлетний ребенок на какое-то время становится упрямым, капризным, строптивым и своевольным. Семилетний ребенок в это время становится неуравновешенным, несдержанным и капризным. У тринадцатилетних подростков падает работоспособность, затухают и нередко отмирают прежние интересы, а поведение приобретает негативный характер (Давыдов В. В., 1986). В целом следует иметь в виду, что этап кризиса всегда сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в ходе обучения. В то же время нужно иметь в виду, что характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций. Если родители, воспитатели, учителя и другие значимые для ребенка люди своевременно учитывают происходящие в нем изменения и в соответствии с ними вы- страивают свое отношение, то протекание кризиса в значительной мере смягчается. Как отмечал A. JrL Леонтьев, «в действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — процессом воспитания» (Леонтьев А. Н., 1981, с. 518). Наличие кризисных периодов в развитии ребенка предполагает существование стабильных периодов. Если для них характерно прогрессивное развитие ребенка, то развитие самого кризиса носит негативный, разрушительный характер. Психологическое новообразование Именно в процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа. Психологическое новообразование — это: — во-первых, психические и социальные изменения, возни — во-вторых, новообразование — обобщенный результат этих Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. По мнению Л. С. Выготского, оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты» (Выготский Л. С, 1984, с. 254). Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в Раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте). Часть I. Обзор основных теорий развития Механизм психического развития ребенка
Появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педагогов или врачей. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется 1 проявлением упрямства или капризов. А для врачей новые свой- 1 ства или качества, проявляющиеся в поведении ребенка, могут 1 стать причиной постановки неверного диагноза и ошибочного ле- 1 чения, особенно если это «новое» поведение разворачивается на 1 фоне патологического процесса. Вероятность диагностических 1 ошибок в такие периоды возрастного развития увеличивается, 1 так как врач может не знать ни о вновь возникающих психологи-1 ческих качествах, ни об особенностях периода развития, кото-1 рый предшествует их появлению (кризис развития). Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался I охватить и связать между собой два основных вектора разви-1 тия ребенка (Эльконин Д. Б., 1989). Один из них характеризует взаимоотношения ребенка с ми-1 ром вещей, что предполагает познание и овладение предметным i миром. Другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с ми- ] ром людей. Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри] этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый ] по своей природе процесс раздваивается. В каждом возрастном! периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следу-] ющего возрастного периода они как бы меняются местами.! Строго говоря, именно смена доминирующего вектора на суб-j доминантный и определяет начало нового возрастного этапа в| психическом развитии ребенка. По своему психологическому.] содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, прису-1 щая ребенку в данный момент, другими словами — ведущая^ деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельное-^ ти не отменяет другие субдоминантные виды деятельности. Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее про- дуктов, т. е. психических новообразований на фоне социальной
мо гйвационмо-потребностнвя сфера Интеллемуаяьно-поэнаавтвпьные силь! Рис. 1.2. Этапы психического развития ребенка (по Д. Б. Эльконину) ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать следующую периодизацию психического развития (см. рис. 1.2). При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, общение младших подростков, развивается преимущественно лшттшвационно-геотреб- ностная сфера ребенка. При осуществлении предметно-манипулятив ной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков-идет преимущественное освоение способов действий и эталонов. Таким образом, согласно этой концепции, в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное раз- ттиемотивациопно-потребностной сферы и как результат этого освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами (см. табл. 1). Итак, мы видим, что развитие ребенка представляет собой Цепь переходов от одной стадии к качественно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы, преодоление противоречий и появление психических новообразований. Следует отметить, что в каждой стадии содержатся элементы предыдущей и последующей. Часть I. Обзор основных теорий развития Таблица 1
Неравномерность и гетерохронность; сенси-тивность; кумулятивность; дивергентность-конвергентность развития; неустойчивость развития. Ключевые термины и понятия • Ведущая деятельность • Кризис развития • Кризис полового созревания • Кризис трех лет • Кризис семи лет
• Кризис новорожденное™ • Кризис одного года • Психологическое новообразование • Мотивационно-потребностная сфера Диагностика возрастного развития I Диагностикой развития называют систему исследователь- \ ских приемов, задача которых — определение реального уровня развития, достигнутого ребенком. При определении реального уровня развития мы фиксируем плоды развития, то есть то, что уже созрело и завершило свой рост. Нам известны такие закономерности развития, как неравномерность и гетерохронность (разновременность) созревания отдельных сторон личности и ее свойств. Поэтому важно оценить не только то, что уже созрело, но и то, что еще только созревает. В первую очередь это, конечно, относится к детям, ведь очень немногие психические функции завершают процесс своего созревания в детском и подростковом периоде. Определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов и функций и составляет вторую, самую главную и трудную задачу диагностики развития. Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития. Итак, мы сталкиваемся с двумя задачами диагностики психического развития: — определение реального уровня психического развития ре — определение зоны ближайшего развития. Проиллюстрируем сказанное. С целью диагностики интел-лектуального развития ребенку предлагают ряд задач нарастающей трудности, стандартизированных по годам (месяцам) ^йзни. Определяется предел трудности задач, доступных для Него, и соответствующий стандартный возраст. Тем самым уста-н^вливается реальный умственный возраст.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |