Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имиджелогия - это серьезно

 

Об авторе:
Алексей Александрович БОДАЛЕВ,
Академик РАО, академик АИМ, действительный член шести академий, в том числе трех международных, доктор психологических наук, профессор, автор книг-бестселлеров "Восприятие и понимание человека человеком", "Личность и общение", "Акмеология как учебная и научная дисциплина" и др.
Организатор и идейный вдохновитель научных школ "Психология межличностного познания", "Психология общения", "Акмеология", в рамках которых под его научным руководством было выполнено 130 кандидатских и 30 докторских диссертаций.

 

В настоящее время во всем мире происходят глубокие изменения в системе коммуникаций, связывающих между собой буквально все официальные и неофициальные структуры государств и входящих в эти структуры граждан. Одновременно качественно и в глобальных масштабах возрастает роль информационной составляющей в функционировании этих структур. Потоки информации в ее содержательных и формальных характеристиках, циркулирующие и направляемые по коммуникационным каналам, все более явно влияют не только на частную жизнь граждан, но и на политику, экономику, управление, производство, предпринимательство, торговлю, образование, здравоохранение, вооруженные силы, органы правопорядка, на вектор развития культуры. Эта информация, аппарат ее передачи, а также пути воздействия ею превратились сейчас в основное орудие борьбы между силами, пытающимися утвердить на нашей планете однополярный мир, и силами, им противоборствующими. Все это, взятое в совокупности, заставляет взглянуть на названные процессы, ареал действия которых непрерывно расширяется, а последствия оказываются все более неоднозначными, с позиций разных наук и в том числе в ключе имиджелогии. Эта комплексная наука, несмотря на большой разброс в характеристиках реальностей действительности, которые по тем или иным причинам выступают объектами формирования имиджа, должна создать общую теорию формирования такого рода образований. Решение этой задачи повлечет за собой перевод на уровень научного знания и интеграцию содержащейся в них сути протяженного ряда находок, полученных практическим путем при сотворении всяких и разных имиджей с желаемыми параметрами специалистами-эмпириками, работающими в разных областях.

Осуществляя эту цель, имиджелогии придется объективировать механизмы оптимального сопряжения содержательной и инструментально- технологический компонент производства имиджей микро-, мезо- и макрообъектов в окружающей нас действительности, над которыми по разным причинам, образно говоря, "колдуют" имиджмейкеры, в одних случаях повышая их ценность в глазах определенных групп респондентов, а в других - их этой ценности начисто лишая.

Имидж (image - англ.) в переводе на русский язык, как известно, означает образ. Т.е. отражение какого-то объекта действительности в чувственной форме. Однако использование его в повседневной жизни людей более многозначно. В его содержание включается и понятийное знание, и эмоциональный отклик на объект, который является носителем того или иного имиджа. Кроме того, когда в русской речи звучит слово образ, то обычно имеется в виду человек, изображение его средствами искусства или образ святого в иконографии. Когда же употребляется термин имидж, то в этом случае подразумевается более или менее протяженный континуум объектов, в который включаются и отдельные люди, и самые различные и по величине, и по решаемым ими задачам общности. Причем это слово чаще всего актуализирует совокупность характеристик, которые сформировались стихийно или специально были сотворены относительно содержания и формы объекта имиджа (политика, управленца, партии, учебного заведения, лечебного центра, армии, право-охранительного органа, парода, правительства, государства, союза государств и т.д.). При этом обнаружится очень протяженный континуум целей, ради достижения которых предпринимается сотворение имиджей, выявляются мотивы, побуждающие имеющие разные статусы общности и отдельных людей обращаться к специалистам и заказывать им создание имиджей объектов, в которых предельно впечатляюще были бы выпячены характеристики для них особенно значимые и которые были бы затем внедрены во внутренний мир конкретных групп респондентов.

Имиджелогия, сопоставляя и оценивая все компоненты процессов сотворения и действия разных имиджей, начиная от замыслов по поводу существа и значения их, как они представляются заказникам, и кончая констатацией результатов действия этих имиджей, неизменно будет выходить па проблему соблюдения или нарушения нравственных, а в иных случаях и правовых норм субъектами, участвующими в названном процессе. И обобщая эти факты, она должна делать очевидными последствия, которые из них следуют, и формулировать и настойчиво отстаивать свою принципиальную позицию в отношении этой социально острой и предельно актуальной не только для имиджелогии проблемы.

Общество и цивилизация рыночного и демократического типа заинтересованы в конструктивных, а не в деструктивных возможностях использования такого сложного социально-психологического образования, как имидж для формирования не по названию, а по сути рыночного и демократического мировосприятия и мироотношения политика, экономиста, управленца, педагога, предпринимателя-производственника, работника сферы СМИ и др.

Вместе с тем, как известно, для подавляющего большинства наук характерно, познавая то, что выступает предметом исследования для каждой из них, выходить на уровень обобщений. Не представляет собой исключения, если к ней прикладывать этот эталон, и имиджелогия. Она тоже, в конце концов, нарабатывает обобщенное знание феноменологии, закономерностей и механизмов, целостно освещаемых процессов создания, функционирования и воздействия таких образований, какими являются имиджи. Но одновременно имиджелогия работает и па уровне особенного, раскрывая специфику феноменологии, закономерностей и механизмов имиджеобразования и имиджевоздействия, например, в сфере политики в отличие от сферы искусства, в сфере СМИ в отличие от сферы обслуживания и т.д.

Названное особенное проявляется в специфике объектов, содержательно характерных для каждой сферы, которым по замыслу заказчиков надо создать очень определенные имиджи, могущие доказать опять же конкретно определенное воздействие, адресуемое заранее выбранной аудитории. Эта специфичность сплошь да рядом совершенно четко даст себя знать в технологии формирования имиджа, опять же продуктивной для одной сферы и мало продуктивной для другой. И в особенностях результата, достигаемого с помощью специально сотворенных имиджей объектов в каждой из этих сфер, всегда есть свои различия. В частности, в большой степени в той или иной сфере они зависят от характеристик аудитории, ради изменений в которой создавались имиджи.

В каждом случае, ожидая от действия имиджа па аудиторию конкретных последствий, субъекты создания имиджа - отдельный человек, политическая партия, властная структура, рекламирующий себя вуз, СМИ и др., как правило, осуществляя имиджетворчество и продвижение результатов его, образно говоря, в массы, постоянно обязаны сочетать (другой вопрос, насколько эффективно это им удается) такие трудно сопрягаемые друг с другом процессы, как точный учет характеристик адресата, целеполагание, воображение, практичность, конкретные условия создания имиджа, его, так сказать, трансляцию, прогнозирование эффекта его действия, функционирование обратной связи, выявление действительно полученного результата, степени совпадения его с запланированным и выяснение причин, вызвавших расхождение желаемого и действительно полученного.

Определяя основные проблемы, которые подлежат неотложному освещению имиджелогией, нельзя не видеть, что также существеннейшей проблемой для нее, помимо уже рассмотренных выше, является выявление и оценивание в цепочке "субъекты, творящие и транслирующие имиджи объектов, и субъекты, так или иначе отражающие эти имиджи и поведенчески реагирующие на них", всех главных характеристик последних субъектов, на нужные им изменения в которых рассчитывали, говоря грубо, субъекты изготовители того или иного имиджа.

В этих случаях единичных или коллективных субъектов имеет первоочередное значение выяснение субъективно важных для них, но еще не получивших удовлетворения потребностей, сформированное самостоятельности и критичности интеллекта, способного отличать ничем капитально серьезным не фондированные посулы от действительно реализуемых способов удовлетворения имеющихся у субъектов, подвергшихся воздействию имиджа, потребностей. Столь же важно владеть информацией о главных нравственных ценностях этих субъектов и степени приверженности им в своих поступках и деяниях, а конкретно, что для этих субъектов главное, говоря образно: "не поступиться принципами" или "Париж стоит мессы"?

Только что прочерченная линия проникновения во внутренний мир субъектов, для воздействия на которые создаются имиджи, также должна быть содержательно проработана имиджелогией на уровне "особенного", под которым в данном случае имеются в виду возрастные, тендерные, этнические, профессиональные, социально-классовые характеристики субъектов, входящих в названную выше группу.

Создание, образно говоря, "банка" таких знаний поможет лучше понять, какие имиджи, и каких объектов, и почему оказываются наиболее и наименее действенными для каждой из названных групп субъектов и оставляют более или менее глубокий след в их сознании и самосознании, в их эмоционально-волевой сфере.

Продолжением этого направления освещения проблемы имиджа выступает выявление микро-, мезо- и макрореферентных объединений, инстанций и институтов, которые вызывают наибольшее доверие у каждой из названных групп субъектов, а значит, и принятие ими тех имиджей-, которые эти объединения, институты, инстанции создают по тому или иному поводу определенным объектам и запускают их в социум. Видимо, точно так же должны изучаться объединения, инстанции, институты, не обладающие признаком референтное для перечисленных выше групп субъектов и, стало быть, не имеющих шансов вызвать у последних доверие к создаваемым ими имиджам.

Без сомнения, актуальным направлением работы имиджелогии является и компетентное вмешательство в процесс оценивания с научных позиций и в плане действительной практической эффективности инструментально-технологического звена в имиджетворчестве.

На наших глазах непрерывно возрастает роль радио, телевидения, Интернета, все шире тиражируемых видео- и аудиокассет, печати в качестве средств, с помощью которых создаются и транслируются разные и всякие имиджи. И техники их использования для усиления впечатляющей силы имиджей постоянно совершенствуются. И имиджелогия должна изучать, классифицировать эти техники в действии и специально отслеживать делаемые на этом поле находки, определяя, какие психические процессы, состояния и свойства, и у отдельных людей, и у людских общностей, и в каких взаимосвязях друг с другом они актуализируют и, конечно, какие уровни психики - сознательный или подсознательный - они захватывают и, наконец, какой общий эффект в форме отражения имиджевидных характеристик от действия этих техник в каждом случае возникает.

Но, выделяя технические средства создания имиджа и анализируя их функционирование с позиций имиджелогии, разумеется, никак нельзя забывать, что вся совокупность названных выше средств и технологии их применения - это только среднее звено процесса создания имиджевой коммуникации, а главные звенья в ней - люди и те, кто стоят у начала процесса производства имиджа, так сказать, его имиджезадумщики и далее, люди - его имиджевоплотители и, затем, основное звено в этой цепочке - люди имиджепотребители.

Для них производится на свет поток информации и на них по разным коммуникационным каналам он изливается. И, конечно, творящие эту информацию и транслирующие ее постоянно осуществляют совсем не стихийно, а целенаправленно отбор ее из реальных фактов, событий, происходящих в действительности, из ситуаций, возникающих в ней, из поступков и деяний людей, которые они хотят донести до потребителей этой информации. И создавая, таким образом, микро-, мезо-, макроимиджи действительности и включая, а, часто не включая в эти имиджи главного, наиболее существенного, что есть в ней, они фактически, действуя, прежде всего на эмоциональную сферу человека, создают лишь миражи этой действительности в его восприятии, представлениях памяти, понимания ее. Акцент переносится с сущности на видимость. Фактически имеет место более или менее осознанная нацеленность на манипулирование сознанием и самосознанием радиослушателя, телевизионного зрителя, читателя газеты и т.д.

Имиджелогии в этих условиях в творческом содружестве с другими науками, например, с педагогической и социальной психологией, с политической психологией и акмеологией и, конечно, е педагогикой крайне необходимо, хотя это и нелегко, искать, находить и энергично внедрять эффективные пути противодействия такому, грубо говоря, промыванию, а, может быть, точнее будет сказать, засорению мозгов населению главным образом со стороны СМИ, и вместе с тем через резервы, которыми располагают начальные, средние и высшие учебные заведения, центры научные, например РАО, издательства, заинтересованные в формировании объективного образа мира во всех его ипостасях, воспитывать во всех слоях населения и, особенно у молодежи, антиконформность по отношению к псевдознанию и мотивационно фондированную нацеленность па объективно глубокое, а не поверхностное познание происходящего в нем.

Формируемая с такими поправками картина и пространство мира, у наших сограждан необязательно будут соответствовать их ожиданиям, и сопровождаться положительными переживаниями. Тем более что в этом случае дает себя знать и такой фактор, как рассчитанность, как правило, содержания и формы информации, передаваемой через каналы СМИ, на массы людей, а это, вызывая ее, так сказать, усреднение, уменьшает, а то и вовсе исключает ее индивидуальную адресованность. Но все равно обозначенная выше коррекция в формировании большей самостоятельности и личной независимости в реагировании па поступающую через СМИ информацию позволит нашим согражданам в своих поступках и деяниях быть более адекватными складывающимся обстоятельствам жизни.

Подводя итог всему сказанному выше, представляется уместным подчеркнуть, что имиджелогия ни в коем случае не должна развиваться как наука, имеющая узко прикладной характер, выявляющая, так сказать, лишь орудийную изнанку процесса сотворения и "вживления" во внутренний мир людей, содержательно определенных образов восприятия, представлений, понятий, идей, точек зрения, отношений и пр., по тем или иным причинам очень желательных для творцов этих и других образований, отвечающих параметрам имиджей. Ее задачи шире и масштабнее. Кооперируясь с другими науками, она должна создать фундаментальную теорию, раскрывая все грани и уровни предмета своего исследования.

Там, где отсутствует теория, господствует хаос понятий", - справедливо заметил Клаус фон Бой-мс. Это верно, мне кажется, по отношению к современному состоянию имиджелогии. Но еще важнее теоретических принципов, преодолевающих названный хаос и раскрывающих суть имиджелогии, собственно закономерности, действующие в изучаемой ею области, которые необходимо учитывать и использовать при решении самых разных задач, связанных с созданием и функционированием имиджей.

Общее, особенное и единичное в очень протяженном ряду разноплановых и разномасштабных имиджей без интеграции в каждом случае все новых научных подходов не постичь и управлением процессом сознания и внедрения не па уровне грубого ремесла без таких подходов не овладеть. И у имиджелогии остается, кроме названных, еще одна глобальная задача: своими наработками надежно помогать тем, кто бескомпромиссно ставит барьер на пути формирования у наших сограждан иллюзорного и деформированного знания о происходящем и в нашем Отечестве, и на планете Земля, и максимально конструктивно помогать этими наработками развитию у них убеждений и отношений, которые, отвечая сути основных ценностей жизни и культуры, действенно способствовали бы и их благу и сохранению нашей планеты.

 

Бодалев А.А. Имиджелогия - это серьезно//
Материалы международной конференции "Психология общения: социокультурный анализ"
30 октября - 1 ноября 2003. - Ростов-на-Дону, 2003. - С.31-34

 

Другие статьи

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экспериментальная часть | Индейские пословицы и высказывания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.