Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корыстной преступностью




Особенности борьбы с общеуголовной

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРЫСТ.ПРЕСТУПНОСТИ

Надо также учитывать тесную взаимосвязь общеуголовной корыстной преступности с пьянством и алкоголизмом, ведением паразитического образа жизни. Поэтому динамика данного вида преступности чувствительна к политике государства в сфере производства и оборота спиртных напитков.

 

В главах 11–13 настоящего учебника изложены основополагающие принципы борьбы с преступностью, включая наиболее важную и гуманистическую сторону борьбы – предупреждение преступлений. Однако каждый вид преступности обладает значительной спецификой, требующей ее учета.

На предупреждение общеуголовной корыстной преступности оказывают неизбежное влияние обстоятельства, рассмотренные в предыдущих разделах. Можно говорить о необходимости создания новой для России теории предупреждения общеуголовной корыстной преступности против собственности.

Дело заключается в том, что введение и укрепление социально-экономической формации, которой присущи коренные причины преступности, и поддержка, защита, отстаивание этой формации властью, всей мощью государственных и направляемых государством общественных сфер, не позволяют не только с необходимой полнотой, планомерно и эффективно осуществлять меры, направленные на устранение коренных причин преступности, но даже ставить вопросы о таких мерах. Это связано с тем, что указанные меры обязательно должны посягать на явления, составляющие основу рыночных отношений, на явления, без которых рыночные отношения объективно не в состоянии существовать.

Кроме того, история России, история других стран, где развитие рыночных отношений не прерывается уже несколько столетий, современное положение в странах с самыми цивилизованными рыночными отношениями подтверждают, что коренные причины преступности, носителями которых являются эти отношения, неустранимы. Соответственно общеуголовная корыстная преступность против собственности – наиболее распространенное криминальное явление.

Попытка представителей современных российских властей, их правовых идеологов утверждать, что по мере развития экономической реформы и окончательного перехода распределительных функций к владельцам собственности исчезнут объективные условия противоправных деяний против собственности или уменьшится их масштаб, что рыночные отношения могут явиться стихийным регулятором в деле борьбы с корыстной преступностью против собственности, противоречит исторической практике.

Но тогда возникает вопрос: где же выход из создавшегося положения, каким образом следует осуществлять борьбу с преступностью против собственности, в чем должно состоять предупреждение указанного вида преступности в условиях существования рыночных отношений, какова позиция государства по этому вопросу?

Ответы можно найти в упомянутом нормативном акте – Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения), в котором определены направления деятельности федеральных органов государственной власти в этой сфере. В связи с тем, что явления относимые в документе к угрозам экономической безопасности, в полной мере относятся к явлениям, составляющим в совокупности причинный комплекс общеуголовной преступности против собственности, можно обоснованно принять их в качестве государственных мер по предупреждению этого вида преступности.

Часть сформулированных в акте предупредительных мер можно отнести к мерам общего характера – экономическим и социальным, часть – к мерам организационным, некоторые– к мерам специальным.

Прежде всего о стратегии предупреждения. Она заключается в локализации явлений, образующих причинный комплекс общеуголовной корыстной преступности, а также в предотвращении или смягчении последствий действия этих явлений.

Таким образом, если рассмотреть принятое государством положение с точки зрения криминологии, то надо сделать вывод: задача в обозримый период практически заключается в осуществлении таких мер, которые ослабили бы, не дали бы развернуться негативным последствиям явлений, составляющих изложенный причинный базовый комплекс.

В этих целях предусматривается осуществление (с использованием мониторинга и прогнозирования указанных факторов, а также установлением определенных критериев и параметров состояния экономики) мер„ которые могли бы обеспечить способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства (и следовательно, более низкого уровня безработицы), устойчивость финансовой системы, иные меры по укреплению и развитию рынка, экономических отношений. В число этих мер включены вопросы о приемлемом уровне жизни населения и возможности его сохранения, о недопущении выхода показателей уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиций социально-политической стабильности общества, о доступности для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, бытовых, коммунальных и иных услуг.

К числу мер, имеющих специальную направленность, в указанном нормативном акте отнесены: создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти; экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиций экономической безопасности, а также обязательное прохождение с той же целью экспертизы законодательных или иных нормативных правовых актов при их подготовке.

Положениям Государственной стратегии экономической безопасности соответствует Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996–-1997 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 600 от 17 мая 1996 года). В программе предусмотрен ряд мер, относящихся к специальным и направленным на борьбу с общеуголовными корыстными преступлениями против собственности, в т. ч. с отдельными ее видами:

проведение комплексных оперативно-розыскных мероприятий по предотвращению всех видов хищений художественных, исторических и иных культурных ценностей; по проверке соблюдения правил учета, хранения, использования, вывоза за границу, возвращения из-за границы культурных ценностей;

по усилению их сохранности и исполнению законодательства об ответственности за несоблюдение правил обращения с ними;

внедрение современных технологий нанесения маркировочных знаков на транспортные средства на заводах-изготовителях;

противодействие организованной преступности путем проведения операций по выявлению и пресечению воровских сходок, деятельности воров в законе, лидеров и активных участников преступных группировок;

создание информационного банка данных о физических и юридических лицах, проходящих по оперативным материалам и уголовным делам о хищениях денежных средств с использованием подложных платежных документов; разработка мер по пресечению хищений и иной противозаконной деятельности в области кредитования банками негосударственных предпринимательских структур;

разработка мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных преступных групп и коррумпированных должностных лиц на предприятиях по добыче и переработке нефти, газа, цветных и редкоземельных металлов;

разработка системы мер по организации борьбы с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности;

разработка мер по выявлению фальшивых денег, финансовых документов и ценных бумаг, устранению их изготовления и обращения;

создание организационной системы по защите российских банков и других кредитных учреждений от проникновения преступных капиталов и иного влияния организованной преступности.

В программе имеется специальный раздел о предупредительных социальных мерах. В нем нашли отражение следующие мероприятия, имеющие отношение к проблеме борьбы с общеуголовной корыстной преступностью:

правовая пропаганда о деятельности правоохранительных органов, средствах и методах самозащиты населения;

разработка мер по повышению уровня материальной базы сиротских, социально-реабилитационных и коррекционных учреждений; жилищных и бытовых условий многодетных и малообеспеченных семей; создание специальных служб для детей, оставшихся без средств существования;

разработка и реализация мер по обеспечению социальной занятости подростков и молодежи, безработных и бездомных, беженцев и вынужденных переселенцев, ранее судимых и иных лиц, лишенных постоянных доходов и источников существования. Внесение предложений о создании государственных гарантий занятости трудоспособной части указанной категории граждан независимо от состояния рынка труда;

создание центров реабилитации лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;

осуществление мероприятий по развитию сети учреждений для социальной помощи лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.

Вместе с тем легко заметить, что все меры не ставят и не могут поставить цель устранения коренных причин преступности. Но не занимаясь устранением этих причин, невозможно ставить вопрос об эффективной борьбе с посягательством на чужое имущество, о защите прав и интересов владельцев и иных лиц, кому на законных основаниях принадлежит имущество. В этом заключается парадокс, не противоречие, а именно парадокс, с которым общество, граждане, правоохранительные органы будут сталкиваться постоянно.

Оздоровление условий жизнедеятельности членов общества должно сочетаться с целенаправленным воспитательным воздействием на человека в направлении формирования у него системы ценностей, установок, убеждений, соответствующе закрепленным в нормативной системе. С этой точки зрения прямо криминогенна пропаганда вседозволенности, допустимости использования любых средств для достижения цели. Существенна роль антиалкогольной и антинаркоманийной пропаганды, а также мер по социальной реабилитации пьяниц, алкоголиков, наркоманов.

Необходимо также усиление внешнего социального контроля: систем охраны квартир, учреждений, автомобилей. В этих целях разрабатываются специальные системы с использованием новейших технологий. Но не менее значима и позиция очевидцев преступлений, потерпевших, их готовность сообщить о преступлениях, дать правдивые показания.

В целях снижения влияния фактора виктимности следует распространять информацию о способах действия преступников с тем, чтобы граждане вели себя предусмотрительно в конкретных условиях. В конце концов, пока существует корыстная преступность, человеку надо учитывать ее для минимизации возможности стать потерпевшим.

Кроме того, борьба с общеуголовной корыстной преступностью в значительной мере зависит от результативности борьбы с профессиональной, рецидивной преступностью, бродяжничеством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.