КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии
Основные принципы преподавания
Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. Это: “мозговой штурм”, ролевая и деловая игра, дебаты, метод “Синквейна”, “INSERT” (активное чтение), метод шести шляп, “чтение со стопами ”, методика сотрудничества (“кооперативное обучение”), проектная деятельность и другие. Ролевая игра – в процессе игры каждый ученик «переживает» ту роль, которая ему задаётся. Участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Положительные стороны ролевой игры: В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические, правовые знания учащихся, расширяется круг источников. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений. Ролевая игра дает возможность отличаться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу. Роль учителя заключается в том, что предоставляет участникам возможность принимать новые формы поведения в ситуациях, определяет поведение в той или иной жизненной ситуации. Учитель обучает и инструктирует участников исполнения роли. Какие роли могут играть учащиеся на уроках истории? Реально существовавшее лицо (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.) Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи (крестьянин, феодал, воин, торговец и др.) Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Каждая игра организуется под эгидой определённой темы. Так ученики проигрывают некоторые модели поведения, пытаясь понять, какие из вариантов наиболее приемлемы в реальной жизни. У детей формируется умение вести переговоры, принимать самостоятельные решения. Ученики сами определяют модель своего поведения в игре. Например, игра по теме «Голосование, выборы, референдум» позволит понять, какие формы участия граждан в общественной жизни нашей страны предусмотрены нашим законодательством. Большой потенциал для игровой деятельности содержит материал по правовому разделу. Так деловая игра «Судебный процесс» даёт возможность познакомиться на практике с работой органов судебной власти, «примерить» на себя профессию адвоката, прокурора, судьи. Причем при формировании у ребят правильных речевых коммуникаций широко использую в работе интерактивные мультимедиа курсы: «Представительство интересов клиента в досудебном разбирательстве», «Речевые коммуникации юристов», «Защита прав ребёнка» и другие. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории и обществознания, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности. Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам. 1 строка – Существительное (название темы) 2 строка – Два прилагательных (определение темы) 3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме. 5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи Например: по теме «Конституция РФ»: Конституция РФ Пятая, демократическая, Устанавливает, гарантирует, обязывает. Хорошо бы все соблюдали Основной закон государства. Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции. ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», «-», «?».
Необходимо расширять кругозор школьников, учить их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, оценивать свои действия индивидуальные и в группе – рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок, успехов. Для решения указанных проблем целесообразно применение методов интерактивного обучения в преподавании общественных дисциплин.
Список литературы. 1. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания.- Под общей ред. Л.И.Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002г. 2. Иоффе А.И. Методические материалы по гражданскому образованию. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2004г. 3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта.- М.: Фонд «Сивитас», 2005г. 4. Толерантность. Мир без конфронтации. Под редакцией Хромченко М.С. и Хасан Б.И.- М.: Изд. «Бонфи», 2001г. 5. Заир-Бек С.И., Муштафинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Изд-во «Просвещение», 2004г.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |