Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положение социолога-прикладника




Разница между прикладным и академическим исследованием.

Прикладная социология и менеджмент

 

При­кладная социология на службе у бизнеса — не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, кто управляет поведением многомиллионной массы людей.

Одним словом, миссия прикладной социологии – обслуживать интересы и потребности менеджмента. Если говорить по правде, то в этом ничего нового нет. Сотни и тысячи заводских социологов в стране – с разной степенью успешности – многие десятилетия занимались сервисными разра­ботками. По всей видимости, такая тенденция, даже если она на время замедляется, в будущем должна усилиться, стать наконец-то профессиональным занятием людей, специально для этого подготовленных. Время диктует свое, «Гуманитарные прикладные исследования должны стать сервисным элементом управленческой практики», — так считают лидеры игротехнического движения в своем программном первом номере журнала «Вопросы методологии».

Итак, прикладная социология и менеджмент связаны между собой родственными узами. Они органические части одного целого. Их союз естествен, как естественно их тяготение друг к другу. Прикладная социология на Западе возникла, оформилась и развивается сейчас в тесной связи с потребностями менеджмента и предпринимательства. Наука впиты­вает культурные ценности своего заказчика, приспосабливается к его интересам, целям, задачам, обогащая его научными идеями и открытиями, практическими рекомендациями и методами. Обучение социологов-прикладников основам менеджмента сегодня так же необходимо, как обучение руководителей-практиков основам социологического знания.

 

Основное отличие прикладной социологии от академической заключается не в используемых каких-то специальных методах (методы те же), не в особых процедурах (процедуры в принципе ничем не отличаются), не в теоретических моделях (они разнообразны в обоих случаях). Основное различие заключается в том, что прикладная социология имеет исключительную практическую ориентацию. А это значит, что результаты кем-то используются в социальной практике.

У академической и прикладной науки различные методы и предмет исследования, различные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной (а в нее необходимо включать теоретическое и эмпирическое знание) практической направ­ленностью. Фундаментальная наука занимается исключительно приращением нового знания, прикладная – исключительно приложением апробированного знания. Добывание нового знания — это авангард или периферия науки, апробация нового знания – это его обоснование и проверка, превращение текущих исследований в «твердое ядро» науки, приложение – это деятельность по применению знаний «твердого ядра» к практическим проблемам. Как правило, «твердое ядро» науки отображается в учебниках, учебных пособиях, методических разработках и всевозможных руководствах.

Прикладные эмпирические исследования можно отличить от неприкладных эмпирических (академических) исследований, прежде всего по названию. Первые всегда очень конкретны и связаны с решением ло­кальных проблем в условиях ограниченных пространственно-временных параметров. Вторые (академические эмпирические исследования) не имеют таких жестких ограничений. Сравним для примера две темы исследований: «Социальные проблемы реальной и потенциальной текучести кадров в ОАО "Уралмаш"» и «Социальные проблемы текучести кадров в современной промышленности». Нетрудно обнаружить, что первая является темой прикладного исследования, вторая — академического. Или еще один пример двух взятых для сравнения тем: «Развитие дополнительного образования как направление социальной политики» и «Формы развития дополнительного образования в г. Красноуфимске Свердловской области». Понятно, что первая тема относится к проблематике академической социологии, вторая – к прикладной.

Большинство потребителей, оказавшись в организации в качестве ее сотрудников, являются исполнителями. Исполнитель – категория менеджмента. Она описывает всех тех, кто не издает, а выполняет приказы. Социолог-прикладник всегда выступает в роли исполнителя, а менеджеры или администраторы – в роли заказчика, а позже и потребителя научной продукции. Социолог производит то, что потребляет менеджер. Получив заказ, социолог становится заинтересованным партнером администрации – тех высших лиц в компании, которые определяют ее цели и политику. Рабочие, которых изучает социолог, называются на научном языке респондентами. Но они, как правило, не являются партнерами социолога. Он действует по заказу администрации и заинтересован в сотрудничестве с ней, а не с рабочими. Последние часто воспринимают социолога как «агента» администрации. Ситуация несколько меняется, когда социолог проводит иссле­дование по заказу профсоюзов.

Такова сложная мозаика ролей и отношений, в которые вступает социолог-прикладник. Она еще более усложняется, когда мы принимаем во внимание положение прикладника в системе научного знания и научного сообщества. Академический социолог и прикладной социолог – две совершенно различные по статусу, вознаграждению, месту в обществе, приемам работы и оценке достижений фигуры. Первый – творец фундаментальной науки, свободный в выборе темы исследователь и преподаватель. Второй – создатель прикладных разработок, имеющих сиюминутную ценность, зависящий в тематике от вкусов и интересов заказчика наемный работник. Первый волен распоряжаться результатами своего исследования как хочет, второй не имеет права так поступать, ибо результаты его работы – собственность компании. У первого выше авторитет и престиж, но ниже зарплата, у второго ниже престиж, но выше зарплата. У первого гарантированная работа, у второго никаких гарантий занятости нет.

Прикладники гораздо более «всеядны», нежели академические социологи. Они не брезгуют применять методы, казалось бы, далекие от социологии: системный и стоимостной анализ, психологические тесты или социометрию. В сфере промышленности, например, прикладник изучает, каковы цели организации, при помощи каких критериев можно измерить или оценить то, насколько они выполняются, каким образом подобные критерии соотносятся с данными, собранными в выборочном обследовании, какие практические мероприятия необходимы для совершенствования и улучшения дел в организации.

Из отношений «заказчик - наемный работник» вытекают некоторые особенности прикладного социологического исследования. Они связаны не только с оплатой труда, жесткими договорными принципами, но и с интеллектуальной собственностью заказчика на результаты труда социолога. Последний, проводя прикладные исследования, часто лишается права публиковать в той или иной форме, полностью либо частично их результаты, не получив на то специального разрешения заказчика.

Из сказанного становится понятно, что положение прикладника-социолога весьма непростое. Он во многом зависит от работодателя, своего непосредственного заказчика – не только в финансовом, но и в содержательно-творческом отношении. По существу речь идет о поте­ре значительной степени свободы в проявлениях своей социологической независимости и самостоятельности. Зато может быть достигнут – в случае хорошего заказа и его качественного выполнения – большой материально-финансовый эффект. Заработки прикладников-социологов, как правило, значительно превышают заработную плату академических социологов. Таким образом, проигрыш в свободе творчества, возможности публиковать результаты эмпирических исследований оборачивается финансовыми приобретениями.

Рассматривая профессиональную деятельность социолога, нельзя не коснуться свода этических норм, ее регулирующих. Они получили в ли­тературе название этического (профессионального) кодекса социолога. Объективная необходимость его создания профессиональным сообще­ством социологов обусловлена ответственностью специалиста за результаты своих исследований, их возможное воздействие на социальные процессы, на формирование общественного мнения и т.п. В кодексе содержатся в первую очередь следующие правила: быть научно честным и профессионально компетентным специалистом, обеспечивать максимальную достоверность и надежность социологической информации. Еще одно важное правило — строго придерживаться в отношениях с респондентами гарантий конфиденциальности и неразглашения выявляемых данных (принцип анонимности), не применять методы и процедуры, ущемляющие личное достоинство и интересы людей.

Кодекс обязывает социолога быть объективным и достигать уровня научности, несовместимой с тенденциозностью, идеологической ангажи­рованностью и стремлением влиять на научную истину. Вместе с тем четко обозначена гражданская и нравственная позиция. К непреложным нормам деятельности относятся уважение к другим идеям и людям, их высказывающим, к труду своих коллег и предшественников, обязательное упоминание их имен в материалах. Главное для социолога, в конечном счете — неукоснительно следовать принципу: «истина превыше всего».

В условиях более широких, чем раньше, возможностей использова­ния результатов исследований повышается цена ошибки социолога. Поэтому одной из его профессиональных заповедей становится та, что характерна для медицины — «не навреди». В кодексе провозглашается ответственность социолога за выводы и рекомендации, которые должны базироваться исключительно на достоверных данных, не вызывающих сомнения у пользователей социологической информации. Только в этом случае гарантируется доверие к социологии и социологам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.