КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткий биографический справочник
АБДУЛЬХАНОВА-СЛАВСКАЯ Ксения Александровна (1932) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Она разработала концепцию личности как субъекта жизненного пути, предложила оригинальное определение высших жизненных качеств личности, таких как активность, способность к организации времени, сознание и социальное мышление. АДЛЕР Альфред (1870-1937) – австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления. Он создал собственную научную школу, получившую название «индивидуальная психология». В своем учении он отстаивал принцип внутреннего единства сознательного и бессознательного. Своей деятельностью он оказал существенное влияние на гуманистическую психологию. АЙЗЕНК Ганс Юрген (1916-1997) – выдающийся немецко-английский психолог. Он выдвинул оригинальную «биологическую» теорию интеллекта, является автором теории креативности, создал оригинальную двухфакторную типологию личности, получившей широкое распространение. Он автор 45 книг и 600 научных статей. АНАНЬЕВ Борис Герасимович (1907-1972) – выдающийся российский психолог. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук. АНОХИН Петр Кузьмич (1898-1974) – известный отечественный физиолог. Он по-своему (в отличие от Павловского) понимал подкрепление не как эффект действия безусловного раздражителя, а как афферентный сигнал о самой реакции, свидетельствующий о соответствии ожидаемому результату (акцептору действия). Предложенная Анохиным теория функциональных систем способствовала пониманию адаптивных механизмов живого организма. АНУФРИЕВ Александр Федорович (1943) – современный российский психолог, доктор психологических наук, профессор. Специалист в области психодиагностики. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ-идеалист, который написал первое психологическое произведение трактат «О душе». Он выделял три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющее божественное происхождение. Он дал объяснение многим психологическим явлениям (механизмам поведения, памяти, мышлению, разделил органы чувств на пять разрядов и др.). БАНДУР Альберт (1925-1988) – американский психолог, автор теории социального научения, социобихевиорист. Он предложил свою модель научения. Центральное место в этой модели он отводил наблюдению за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения. На основе теории научения Бандура попытался дать интерпретацию агрессии. Вклад Бандуры в теорию личности заключается прежде всего в том, что он в экспериментах установил взаимосвязь обобщенных черт характера с ситуационно специфическими формами поведения. БАРАБАНЩИКОВ Владимир Александрович (1949) – заведующий лабораторией системных исследований психики Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор. В течение 30 лет занимается исследованиями фундаментальных механизмов восприятия. Его перу принадлежит более 160 научных работ. БАРД П. – американский физиолог, исследователь физиологических механизмов эмоций, один из авторов теории Кеннона-Барда (1934 г.). БЕРНС Р. В. – английский психолог, исследователь проблем «Я-кон-цепции», автор книги «Развитие Я-концепции и воспитание» (1976). БЕРНШТЕЙН Николай Александрович (1896-1966) – отечественный психофизиолог. Разработал концепцию физиологии активности и формирования движений человека в норме и патологии, сформулировал идею «рефлекторного кольца». На основе его разработок проводилось восстановление движений у раненых во время Великой Отечественной войны и конструировались шагающие автоматы, а также устройства, управляемые ЭВМ. БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927) – русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог. Разработал естественнонаучную теорию поведения (рефлексологию). Он был создателем первой в России экспериментально-психологической лаборатории, которая была открыта в 1885 г. при клинике Казанского университета. В 1908 г. Бехтерев основа в Санкт-Петербурге Психоневрологический институт, который и сейчас носит его имя. БИНЕ Альфред (1857-1911) – один из основателей французской экспериментальной психологии, создатель тестологии. Основал в Сорбонне (1889) первую во Франции экспериментальную психологическую лабЪраторию. Совместно с Т. Симоном создал тесты уровня умственного развития детей, ввел понятие умственного возраста как уровня интеллектуального развития. Занимался проблемами патологии сознания и личности, умственного утомления, понятийного мышления, индивидуальных различий памяти. БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884-1942) – российский педагог, психолог, философ. Он автор одной из признанных классификаций памяти (моторная, аффективная, образная, вербальная), его исследования касаются развития мышления, сексуального развития детей. Он выступал приверженцем новых форм обучения в единой политехнической трудовой школе. БОДАЛЕВ Алексей Александрович (1923) – известный отечественный психолог, академик РАО, действительный член АПСН, профессор, доктор психологических наук. Занимается проблемами межличностного восприятия и коммуникации. БОЖОВИЧ Лидия Ильинична (1908-1981) – известный отечественный психолог, ученица Л.С. Выготского. Божович создала свою оригинальную теорию личности, основанную на культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Она автор известных работ по проблемам развития личности ребенка, формированию его мотивации, экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок, уровню притязаний, направленности личности и др. БРУНЕР Джером Сеймон (1915) – американский психолог и педагог, чьи исследования восприятия, научения, памяти и других аспектов познания у детей наряду с работами Ж. Пиаже оказали влияние на американскую систему образования. Он доказал, что любого ребенка можно научить любому предмету на любой стадии развития, дело только в методике обучения. БРУШЛИНСКИЙ Андрей Владимирович (1933-2004) – известный отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, был академиком РАО, директором Института психологии РАН. Занимался исследованиями в области онтологических и гносеологических оснований психологии, а также проблемами психологии личности, мышления, психологии творчества и педагогической психологии. Автор более 180 научных книг и статей. БЮЛЕР Карл (1879-1963) – немецко-австрийский психолог. Разрабатывал методики экспериментального исследования мышления, вопросы методологии научного познания, проблемы языка и речи, развития детской психики и пр. ВЕБЕР Эрнст (1795-1878) – немецкий физиолог, основоположник психофизики и экспериментальной психологии. Его опыты служили подтверждением пороговой теории, согласно которой существует момент перехода физиологической реакции в психологическую. Он впервые применил математические методы измерения в психологии, экспериментально установив наименьшее различие между двумя физическими раздражителями, которое может определить человек. В дальнейшем его исследования были дополнены Г.Т. Фехнером. ВЕККЕР Леонид Маркович (1916-2001) – советско-американский психолог (окончил ЛГУ). Исследования Веккера посвящены проблемам когнитивной психологии (психическим процессам, психофизическим аспектам и др.). ВЕКСЛЕР Дэвид (1896-1981) – американский психолог, создатель широко известных тестов оценки интеллекта для взрослых и детей. ВЕЛИЧКОВСКИЙ Борис Митрофанович – современный российский и немецкий психолог. Развил уровневую теорию когнитивных процессов. ВЕНГЕР Леонид Абрамович (1925-1992) – доктор психологических наук, в Институте дошкольного воспитания АПН СССР возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста, автор книг по проблемам умственного развития дошкольника. ВЕРБИЦКИЙ Андрей Александрович (1941) – российский психолог, специалист в области психолого-педагогических проблем высшего и непрерывного образования, автор теории контекстного обучения, доктор психологических наук, профессор. ВЕРТГЕЙМЕР Макс (1880-1943) – выдающийся чешско-амери-канский психолог, основатель гештальтпсихологии (совместно с другими психологами). Он создал «детектор лжи», исследовал проблемы целостности восприятия, музыкального восприятия, мышления и др. ВУДВОРТС Роберт (1869-1952) – известный американский психолог, развивающий направление «динамической психологии». Он считал, что поведение и сознание являются основным предметом психологии, объяснял поведение, используя комбинацию мотивации, восприятия, научения и мышления, провел серию экспериментов по изучению внимания. ВУНДТ Вильгельм (1832-1920) – немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. В 1879 г. основал при Лейпцигском университете первую в мире экспериментальную лабораторию психологии, где изучались ощущения, ассоциации, внимание, время реакции на разные раздражители. Он внес существенный вклад в становление мировой психологии. ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934) – выдающийся отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Занимался проблемами восприятия произведений искусства, общими методологическими проблемами психологии, создал новое направление в детской психологии, включающее в себя положение о «зоне ближайшего развития» ребенка, занимался проблемами аномального ребенка, проблемами мышления и речи и др. Его влияние на отечественную и мировую психологию весьма существенно, и не случайно его называют «Моцартом психологии». ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич (1902-1988) – известный отечественный психолог. На основе общепсихологической теории деятельности им был предложен и экспериментально обоснован метод поэтапного формирования умственных действий и понятий. Им разработана собственная теория внимания. Внимание для Гальперина - это внутренний контроль за поведением, идеальное, свернутое и автоматизированное действие. Эти взгляды приобретают все большую популярность. ГАЛЬТОН Френсис (1822-1911) – английский антрополог и психолог, один из основателей евгеники, впервые в мире использовал психологические тесты, анкеты и вопросники. Внес существенный вклад в развитие корреляционного анализа. ГАМЕЗО Михаил Викторович (1915) – отечественный психолог, профессор, доктор психологических наук, автор 100 научных трудов в области общей, социальной и педагогической психологиии, один из основателей психосемиотического подхода в современной отечественной психологии. Автор известных книг – «Атлас по психологии», «Курс психологии» (в 3 частях), научно-методических пособий для дистанционного обучения. ГАНУШКИН Петр Борисович (1875-1933) – русский советский психиатр. Он является создателем оригинальной отечественной концепции малой психиатрии, учения о психопатиях. Создатель крупной школы в советской психиатрии. Уделял большое внимание профилактике психических заболеваний. ГЕРАКЛИТ из Эфеса (ок. 540-474 вв. до н.э.) – известный древнегреческий философ-материалист. Он полагал, что началом всего является огонь, душа - частица природы, атом огня, Вселенная не сотворена и вечна, но она не нечто безжизненное, куда движение нужно привнести извне, а несет в себе свое движение, свой «логос». У Гераклита логос означает «меру», объективный диалектический закон, управляющий мирозданием. ГИБСОН Джеймс Джером (1904-1979) – американский психолог, развивший экологический подход к восприятию. ГИЛФОРД Джон Пауль (1897-1987) – американский психолог, применил факторный анализ для всесторонней оценки личности. Его всесторонняя, систематизированная теория интеллектуальных способностей, известная как структура интеллекта (кубическая модель), явилась основой для информационно-операционального направления в психологии. ГИППОКРАТ (ок. 460-377 гг. до н.э.) – знаменитый древнегреческий врач. Его имя связывают с дошедшими до наших дней названиями темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Гиппократ считал, что люди различаются по соотношению в организме четырех жидкостей: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих жидкостей («соков») по-гречески обозначалось словом «красис», которое потом заменили латинским словом «temperamentum»-«соразмерность». Преобладание крови (греч. сангве) характеризовало сангвинический темперамент, флегмы (прозрачная жидкость) - флегматический, желтой желчи (холле) - холерический, а преобладание черной желчи (меланхоле) - меланхолический. И хотя объяснительный принцип классификации в настоящее время имеет лишь историческую ценность, Гиппократ положил начало научной типологии. ГОРДОН У. – автор метода «синектики» – метода групповой дискуссии. ГРОФ Станислав (1931) – выдающийся чешско-американский психолог, один из основателей трансперсональной психологии, автор более 100 статей и 14 книг, переведенных на 12 языков. ДАВЫДОВ Василий Васильевич (1930-1998) – видный российский психолог, философ и педагог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии обучения, детской и педагогической психологии, а также теоретико-методологических проблем общей и возрастной психологии. ДЕКАРТ Рене (1596-1650) – выдающийся французский философ, математик, физик, физиолог и психолог. В основе философии Декарта – дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Взгляды Декарта оказали значительное влияние на психологическую науку. ДЕМОКРИТ (460-370 гг. до н.э.) – греческий философ и психолог, один из создателей атомистической теории мира. Он считал, что душа и тело материальны и состоят из атомов (частиц природы, атомов огня). ДЖЕЙМС Ульям (1842-1910) – выдающийся американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. Один из первых предложил теорию личности, выделил в «эмпирическом Я» физическую, социальную и духовную личности. Он является автором и теории эмоций, известной как теория Джеймса-Ланге. Датский паталогоанатом К.Г. Ланге независимо от Джеймса высказывал сходные мысли. Идеи Джеймса оказали существенное влияние на исследования многих психологов начала XX века. ДРУЖИНИН Владимир Николаевич (1955-2000) – доктор психологических наук, профессор, был ректором Института практической психологии ИМАТОН, лауреат премии им. С.Я. Рубинштейна Российской академии наук за исследования в области способностей и творчества. Специалист по когнитивной психологии. Ему принадлежит более 150 научных работ. ЖИНКИН Николай Иванович (1893-1979) – известный психолог, специалист в области психологии языка, речи и мышления. Большое внимание уделял развитию речи учащихся, исследованию семантики текста, процессов его восприятия, понимания и порождения. ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович (1905-1981) - советский психолог, выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой была создана система сенсорного воспитания. Занимался исследованиями произвольных действий ребенка, разрабатывал теорию эмоций и др. ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна (1900-1988) – известный отечественный психолог. В лаборатории К. Левина (Германия) осуществила всемирно известные исследования забывания завершенных и незавершенных действий. Занималась проблемами патопсихологии, в частности патологии мышления. ЗЕЛЬЦ Отто (1881-1944) - немецкий психолог, представитель вюрцбурской школы. Развил теорию «специфических реакций» в области психологии мышления. ЗИНЧЕНКО Петр Иванович (1903-1969) – известный советский психолог, доктор психологических наук, профессор, автор работ по психологии. Занимался проблемами непроизвольного запоминания и выявил зависимость его эффективности от места запоминаемых объектов в структуре деятельности (в частности, от цели деятельности). Обосновал общность фундаментальных механизмов непроизвольной и произвольной памяти. ИВАННИКОВ Вячеслав Андреевич (1940) – отечественный психолог, доктор психологических наук, специалист в области психологии мотивации и волевой регуляции. ИЗАРД Кэрролл (1923) – профессор психологии Делаверского университета. Один из известных современных исследователей эмоций в непосредственной связи с познавательной деятельностью человека. ИЛЬИН Евгений Павлович – психолог, доктор психологических наук, профессор Российского государственного университета им. А.И. Герцена. Специалист в области общей и дифференциальной психофизиологии, психологии физического воспитания и спорта, автор 200 научных публикаций, в том числе 15 учебных пособий и монографий. ЙЕРКС Роберт (1876-1956) – выдающийся американский психолог, зоопсихолог и этолог. Он экспериментально доказал, что сильная мотивация препятствует выработке навыков различения сложных стимулов, но она благоприятна для различения простых (закон Йеркса-Додсона). Многие его работы посвящены психологии и физиологии животных. КАЛМЫКОВА Зинаида Ильинична (1914-1993) – российский психолог, доктор психологических наук, профессор, исследователь в области педагогической психологии, дефектологии, психодиагностики. Изучала интеллектуальные возможности детей, их обучаемость как общую способность к усвоению знаний и др. КЁЛЕР Вольфганг (1887-1967) – немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. В блистательных экспериментах над животными им были заложены новые методические принципы экспериментального изучения процесса решения проблемных ситуаций, выделены основные характеристики, возможности и границы решения практических задач шимпанзе. Им было введено понятие «инсайт». КЕЛЛИ Джордж Александер (1905-1967) – известный американский психиатр и психолог. Основатель когнитивной психологии. Автор оригинальной теории личности. КЕННОН Уолтер Бредфорд (1871-1945) – американский физиолог и психолог. Он создал новаторское учение о телесных механизмах эмоций. Он разработал схему этапов возникновения эмоций и сопутствующих ей физиологических сдвигов. Позднее П. Бард усовершенствовал эту схему, которая и легла в основу теории Кеннона-Барда. Изучение эмоционального поведения подготовило открытие Кенноном одного из важнейших принципов, объясняющих саморегуляцию жизни организма – принципа гомеостаза. КЕТТЕЛЛ Джеймс Маккин (1860-1944) – американский психолог. Ему принадлежат классические исследования объема внимания. Он был одним из основателей психологического тестирования, введя в науку само понятие «тест» в его современном смысле. Кеттелл создал целую систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций. Он стал первым в мире профессором психологии (в Пенсильванском университете). КЕТТЕЛ Раймонд Бернард (1905) – англо-американский психолог, создатель оригинальной факторной теории черт личности. Ученик Ч. Спирмена, Кеттел выдвинул теорию развития человека, которая объединяет темперамент, интеллектуальные и динамические аспекты личности с окружением, обстановкой и культурными влияниями. Ему принадлежат 35 книг и 400 статей. КЛИМОВ Евгений Александрович (1930) – российский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии труда, профессионального образования и профориентации. КОН Игорь Семенович (1928) – доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор РАО. Занимается проблемами социологии, теории личности, психологии юношеского возраста, антропологии детства и сексологии. КОРНИЛОВ Константин Николаевич (1879-1957) – известный отечественный психолог, работал над созданием материалистической психологии, изучал проблемы воли и характера. Возглавлял Московский институт психологии. КОФФКА КУРТ (1886-1941) – немецкий психолог, вместе с другими немецкими психологами является основателем гештальтпсихологии. Ему принадлежат исследования в области восприятия, обучения, развития психики и социальных взаимоотношений. КРЕЧМЕР Эрнст (1888-1964) – немецкий психиатр и психолог, широко известен своей классификацией характеров, а также исследованиями в в области медицинской психологии и психиатрии. ЛЕВИН Курт (1890-1947) – выдающийся немецкий психолог, создатель полевой концепции личности и принципов групповой психологии. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения – демократического, авторитарного и попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах. ЛЕВИТОВ Николай Дмитриевич (1890-1972) – доктор педагогических наук (по психологии), профессор. Область исследований: психология характера, психических состояний, психология труда, педагогическая психология. ЛЕЙТЕС Натан Семенович (1918) – известный отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области дифференциальной психологии, психологии умственной одаренности. ЛЕОНГАРД Карл (1904-1988) – немецкий невролог, психиатр и психолог. Им разработана получившая широкую популярность в психиатрии и в медицинской психологии концепция акцентуации личности. ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-1979) – известный отечественный психолог. Разработал совместно с Л.С.Выготским культурно-историческую теорию. Его экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности. ЛИНДСЕЙ Питер – канадский когнитивный психолог, профессор университета Торонто. ЛИЧКО Андрей Евгеньевич (1926) – советский психиатр, заслуженный деятель науки РСФСР, основатель первой в нашей стране подростковой психиатрической клиники. ЛОКК Джон (1632-1704) – выдающийся английский философ и психолог. Он заложил основы нового, эмпирического направления в психологии. Постулат Локка гласит, что «в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях». ЛОМБРОЗО Чезаре (1835-1909) – итальянский психиатр, криминалист, основатель итальянской школы, объясняющей общественные явления биологическими факторами (наследственностью). ЛОМОВ Борис Федорович (1927-1979) – советский психолог, развивший системный подход в применении к анализу психических процессов. Один из основоположников создания инженерной психологии в нашей стране. Основатель и первый директор Института психологии АН СССР (ныне РАН). ЛУРИЯ Алексей Романович (1902-1977) – выдающийся отечественный психолог, один из основателей современной нейропсихологии. Он занимался многими проблемами в разных областях психологии. Основной вклад А.Р. Лурия в развитие психологической науки заключается в разработке теоретических основ нейропсихологии, что выразилось в его теории системной динамической локализации высших психических функций и их нарушений при повреждении мозга. Им были проведены исследования по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольных движений и действий. МАСЛОУ Абрахам Харольд (1908-1970) – известный американский психолог. Один из основателей гуманистической психологии. Автор иерархической классификации потребностей человека. Дал описание личностных особенностей самоактуализирующихся людей – независимости, креативности, философского мировосприятия, демократичности в общении, продуктивности и др. МАТЮШКИН Алексей Михайлович (1927-2004) – известный отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области проблем мышления и творчества, проблемного обучения и детской одаренности. МЕРЛИН Вольф Соломонович (1892-1982) – известный отечественный психолог, занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии, создал оригинальную концепцию темперамента человека. МИД Джордж (1863-1931) – американский философ, один из основателей современной социальной психологии. Главным достижением Мида была его попытка показать, как в процессе социального взаимодействия формируется человеческое самосознание. МЯСИЩЕВ Владимир Николаевич (1893-1973) – известный советский психиатр и психолог. Занимался исследованиями в области нейрофизиологии, изучением индивидуальных психических особенностей человека, типологией личности и характера. Разработал теорию отношений. НАИСЕР Ульрих (1928) – американский психолог, один из создателей когнитивной психологии. Он рассматривал познание и восприятие как специфические формы активности, осуществляемые с помощью особого рода психологических образований - «схем», формирующихся в течение жизни. НЕБЫЛИЦИН Владимир Дмитриевич (1930-1972) – советский психолог, доктор психологических наук, профессор, видный исследователь психофизиологических основ индивидуальных различий. Заложил основы дифференциальной психологии. НОРМАН Дональд – американский когнитивный психолог, профессор Калифорнийского университета. ОЛДЗ Джеймс (1922-1976)- выдающийся американский психолог и нейрофизиолог, открыл совместно с другими исследователями эмоциональную карту мозга. ОЛПОРТ Гордон (1897-1967) – выдающийся американский психолог, один из основателей диспозиционного направления в теории личности, дал свое определение личности. Разработал теорию личности на основе понятий «Я» и «самоактуализация». Инициатор разработки системного подхода к изучению личности. ОРЛОВ Юрий Михайлович – отечественный психолог, доктор психологических наук, кандидат философских наук. Создатель теории и практики саногенного мышления. ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) – выдающийся русский физиолог, автор учения о высшей нервной деятельности, о двух сигнальных системах человека, о типах высшей нервной деятельности и др. ПЕТРЕНКО Виктор Федорович (1948) – современный российский психолог, специалист в области психологии сознания и психосемантики, основатель нового направления в психологии - экспериментальной психосемантики, доктор психологических наук, профессор. ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович (1924) – известный российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки. Специалист в области психологии личности, теоретической и социальной психологии, автор ряда учебников. ПИАЖЕ Жан (1896-1980) – выдающийся швейцарский психолог, выдвинул концепцию стадийного развития психики ребенка, разработал операциональную концепцию интеллекта. В своих исследованиях он старался доказать, что развитие мышления связано с трансформацией внешних действий во внутренние, которые превращаются в операции. Исследования Ж. Пиаже способствовали созданию научного направления, названного им генетической эпистемологией. ПОНОМАРЕВ Яков Александрович (1920-1997) – крупный отечественный исследователь творческого мышления. Пономарев выделил два вида опыта человека: интуитивный и логический. Известны его эксперименты по изучению интуитивного мышления. Автор теории творческого мышления. РИБО Теодюль (1839-1916) – французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии. Разрабатывал проблемы внимания, воображения, понятий, а позднее обратился к проблемам аффекта и эмоций. Открыл закон регрессии памяти (закон Рибо). Специалист в области изучения воображения. РОДЖЕРС Карл Рэнсом (1902-1987) – выдающийся американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Разработал недирективную психотерапию, центрированную на клиенте. В качестве ядра личности рассматривал «Я-концепцию» представленную динамикой соотношения «Я-реальное» и «Я-идеальное». РОРШАХ Герман (1884-1922) – швейцарский психиатр, создатель проективного теста цветовых пятен, который носит его имя. Тест основан на человеческой склонности проецировать истолкования и чувства на неоднозначные стимулы, в этом случае – чернильные пятна. В экспериментах участвовало 300 психически больных и 100 нормальных людей. РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889-1960) – советский психолог и философ. Его исследования посвящены проблемам восприятия, мышления и др., был непревзойденным систематизатором (учебник «Основы общей психологии», удостоенный Государственной премии, до сих пор лучший учебник по психологии). РУБЦОВ Виталий Вениаминович (1948) – отечественный психолог, доктор психологических наук, академик РАО. Занимается проблемами развивающего образования, коммуникативно-ориентированных учебных средств и систем группового обучения. РУСАЛОВ В.М. – современный отечественный психолог, специалист в области дифференциальной психологии, создатель структурно-типологической модели темперамента. САЙМОН Герберт (1916-2001) – американский психолог, профессор компьютерных наук и психологии университета Корнеги-Мелон, лауреат Нобелевской премии в области экономики. Является одним из лидеров информационного подхода к психологии. Разработал ряд информационных моделей мышления человека, в том числе Общий решатель задач, Общий индуктор правил. Развил также модель мышления профессионала. СЕЛЬЕ Ганс (1907-1982) – канадский биолог и врач. Разработал учение о стрессе, основанное на понимании общего адаптационного синдрома. При экспериментальных исследованиях человека в экстремальных условиях на основании учения Селье были выделены различные формы стресса и выделено понятие психологического стресса. СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829-1905) – русский физиолог и психолог. Разработал естественно-научную теорию психической регуляции поведения («Рефлексы головного мозга»). СИМОНОВ Павел Васильевич (1926) – современный российский физиолог, доктор медицинских наук, профессор. Специалист в области изучения эмоций, автор потребностно-информационной теории эмоций. СКИНHEP Беррес Фредерик (1904-1990) – американский психолог, виднейший представитель современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию «оперантного» научения. На основе своих экспериментов он сформулировал принципы программированного обучения. СМИРНОВ Анатолий Александрович (1894-1980) – известный отечественный психолог, автор многочисленных работ по проблемам памяти. Он возглавлял Московский институт психологии около 30 лет и заслужил славу выдающегося организатора и руководителя одного из самых продуктивных научных коллективов. СПИРМЕН Чарльз (1863-1945) – английский психолог, разработал цикл статистических методов для измерения структуры интеллекта. Предложил двухфакторную теорию интеллекта. СТОПИН Владимир Викторович (1945) – современный российский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области самосознания, психологии семьи. ТАЛЫЗИНА Нина Федоровна (1923) – отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Все ее исследования связаны с разработкой деятельностной теории обучения (моделирования, программированного обучения, усвоения знаний и др.). ТАРТ Чарльз (1931) - американский психолог, занимается исследованиями различных состояний сознания. ТЕПЛОВ Борис Михайлович (1896-1965) – известный отечественный психолог. Занимался проблемами восприятия, представления и мышления. Проводил исследования индивидуальных различий, разработал концепцию способностей. В своих исследованиях значительное место уделял психологии искусства. ТЕРСТОУН Луис Леон (1887-1955) – американский психолог, пси-хометрист, один из первых стал применять математические методы в психологии и социологии. Наибольшую известность принесли ему исследования интеллекта путем множественного факторного анализа. ТИХОМИРОВ Олег Константинович (1933-2001) – российский психолог, специалист по мышлению, в течение ряда лет заведывал кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ. ТОРНДАЙК Эдуард Ли (1874-1949) – американский психолог и педагог. Первая работа Торн дайка «Ум животных» явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса научения. ТОРРЕНС Е.П. – современный американский психолог, исследователь креативности, разработчик одного из наиболее известных в настоящее время тестов креативности, носящего его имя. УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич (1886-1950) – грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки. Он разрабатывал также вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. Особое внимание уделял исследованиям языка, образованию понятий и их усвоению. УОТСОН Джон (1878-1958) – американский психолог, основоположник бихевиоризма. В противовес интроспективной психологии предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым разработаны в естественных науках, а в качестве предмета психологии рассматривал поведение человека от рождения до смерти. УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942) – один из самых выдающихся русских физиологов. Он разработал одну из важнейших категорий как физиологической, так и психологической науки - понятие о доминанте. Под доминантой он понимал господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой - одновременно подавляет активность других центров. Механизмом доминанты Ухтомский объяснял широкий класс психических актов, а в настоящее время он широко используется в психологии, медицине и педагогике. ФЕСТИНГЕР Леон (1919-1989) – американский психолог. Известен своими исследованиями по психологии мышления, коммуникации и др. Создатель теории когнитивного диссонанса. ФЕХНЕР Густав Теодор (1801 -1887) – немецкий физик, психолог, философ. Один из авторов закона Вебера-Фехнера. Фехнер первый понял, что ощущение от звука и сам звук не одно и то же. Работая над проблемой порогов чувствительности, предположил, что все стимулы по физической интенсивности можно разделить на те, которые ощущаются, и те, которые не ощущаются. ФРАНКИ Виктор (1905-1997) – выдающийся австрийский психиатр, невропатолог, психотерапевт и философ, создатель метода психотерапии и экзистенционального анализа, известного как логотерапия. ФРЕЙД Зигмунд (1856-1939) – гениальный австрийский врач, психопатолог и психолог, основатель психоанализа. Создатель особого психоаналитического метода, основанного на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. Создал оригинальную концепцию личности, выделив в ней три уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Чрезмерное увлечение Фрейда проблемами сексуальности в жизни человека вызывало очень много нареканий и служило поводом для критики. ФРОММ Эрих (1900-1980) – известный немецко-американский психолог, философ и социолог, один из главных теоретиков неофрейдизма. Изучал проблемы социального характера. ХЕББ Дональд Оулдинг (1904-1985) – выдающийся канадский психолог. Его работы касаются системы нейронов мозга. Он расширил представления о психических процессах и указал перспективный путь, по котором)' уже почти пятьдесят лет идут современные исследователи. ХЕННИНГ ХОМСКИЙ Ноэм (1928) -–современный американский лингвист, автор трансформационной грамматики. Хомский опирался на представление о поверхностной и глубинной структуре предложений. Поверхностная структура - та, которую мы слышим, глубинная же связана со смыслом. Эта модель затем была перенесена на функционирование психики и использована в экспериментальных исследованиях. ХОРНИ Карен (1885-1952) – известный немецко-американский психолог, создатель одного из вариантов неофрейдизма. В отличие от 3. Фрейда Хорни пришла к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека. Она исходит из того, что доминирующими в структуре личности являются не инстинкты агрессии и либидо-, а бессознательное чувство тревоги, которое она называет чувством коренной тревоги. Для избавления от такой тревоги Хорни разработала особую психотерапию. ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич (1938) – современный российский психолог, доктор психологических наук, автор теории системогенеза способностей, академик РАО. ШЕЛДОН Ульям Герберт (1898) – американский врач и психолог. Широко известен главным образом своей теорией основных типов темпераментов человека, в которой попытался наметить связь этих основных типов темперамента с типом его соматического строения. ШЕРРИНГТОН Чарльз Скотт (1857-1852) – английский физиолог и психофизиолог. Лауреат Нобелевской премии. Он был первым, кто предпринял попытку экспериментально проверить теорию Джеймса-Ланге, ему принадлежит деление ощущений на экстероцептивные и интероцептивные. ШМЕЛЕВ Александр Георгиевич – современный российский психолог, специалист по проблемам психосемантики и психодиагностики, профессор МГУ. ЭББИНГАУЗ Герман (1850-1909) – выдающийся немецкий психолог. Изучал экспериментально процессы ощущений и памяти, процессы заучивания и забывания. Вывел «кривую забывания», изобрел тест для изучения умственных способностей детей, который носит его имя. ЭРИКСОН Эрик Хомбургер (1902-1994) – один из основателей эго-психологии. Развивая психоанализ, он внес существенные изменения в понимание движущих сил развития человеческой личности. Эриксон, не отказываясь от основ психоанализа, развил идею ведущей роли социума в развитии представлений человека о своем «Я». В развитии личности он предложил периодизацию, состоящую из 8 стадий. ЮНГ Карл Густав (1875-1961) – выдающийся швейцарский психолог, философ и психиатр, основатель одного из направлений в психоанализе - «аналитической психологии». На основе символов сновидений Юнг предположил, что в психическом развитии человека помимо индивидуального бессознательного, существенная роль принадлежит «коллективному бессознательному». Юнг разработал также типологию характеров, в основе которой критерий направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстраверсия или интроверсия) и доминирование определенной психической функции (эмоции, мышления, ощущения, интуиции). ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич (1915) – известный отечественный психолог и философ, доктор психологических наук, профессор, почетный академик РАО, действительный член АПСН, действительный член Нью-Йоркской академии наук. Признанный специалист в области историко-теоретических проблем психологии. Автор многочисленных трудов по истории психологической науки и соответствующих учебников.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |