Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественнонаучная концепция антропогенеза




Тема 15. Человек как предмет естествознания

Проблема человека, его природы и сущности, его развития и предназначения – одна из главных проблем и философии, и науки, и религии.

Проблемой происхождения человека и его эволюцией занимается антропология. Она получила бурное развитие после создания теории эволюции Дарвина и пыталась найти ответ на вопрос, каким образом биологический организм, который принадлежит к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превратился в человека, биологическое и социальное существо, в носителя культуры.

Возникновение человека было и остается тайной. Вот почему версия о его божественном происхождении не теряет своей актуальности и поныне.

В настоящее время имеется несколько концепций происхождения человека на Земле:

1) креационизм (теологическая концепция);

2) от внеземных существ, посещавших Землю (паранаучная концепция);

3) естественнонаучная (натуралистическая) концепция: происхождение человека от высокоразвитых предков современных обезьян – гоминид;

4) космологическая концепция (В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден): возникновение человека как необходимый этап космогенеза и превращение его в решающий фактор космической эволюции.

Естественнонаучная концепция в XX веке получила генетическое подтверждение. Оказалось, что из всех животных по генетическому аппарату ближе всех к человеку стоят шимпанзе.

Еще К. Линней в середине XVII в. включил человека в систему животного царства и объединил его с обезьянами в одном отряде приматов. Именно с этого времени проблема генезиса человека приобрела особую важность для естествознания. Для Ламарка факт сходства, единства и родства, а также общности происхождения высших животных и человека не вызывает никаких сомнений. Человек рождается как существо биологическое, не имея ни представлений, ни знаний, но, обладая органами, способными обеспечивать их появление и функционирование, благодаря воспитанию, опыту и окружающим его обстоятельствам, человек становится существом социальным.

В XIX в. начинается интенсивное осмысление проблемы антропогенеза. В 1859 году Ч.Дарвин в своей книге «Происхождение видов путем естественного от­бора» вскрывает основные причины эволюции животного мира. Полученные резуль­таты позволили ему сформулировать гипотезу о происхождении человека от высокоразвитых предков современных обезьян в книге «Происхождение чело­века и половой отбор» (1871 г.). Он писал: «Как бы ни было велико умствен­ное различие между человеком и высшими животными – оно только количествен­ное, а не качественное». Таким образом, именно он заложил традицию выведения всех особенностей человеческой жизнедеятельности из инстинктивных форм поведе­ния животных.

Ф. Энгельс – представитель трудовой теории антропогенеза – считал, что труд изменяет характер действия естественного отбора, не отменяя действия биологи­ческих законов. Труд создал из обезьяны человека: формирование прямохож­дения, руки, речи, развитие мозга, абстрактного мышления, возникнове­ния социума – все это социальные формы наследственности.

Однако теория антропогенеза не считается завершенной. Не решенными счита­ются следующие проблемы: 1) Какова движущая сила процесса происхожде­ния человека? 2) Каковы управляющие этим процессом закономерности?

Согласно гипотезе Э. Геккеля предками человека были не современные обезь­яны, а дреопитеки - древесные обезьяны, которые жили 70 млн. лет назад. От них одна линия пошла к шимпанзе и гориллам, другая – к человеку. Основные этапы эволюции предков человека выглядят примерно так:

20 млн. лет назад наступившее похолодание заставило их спуститься с де­ревьев. Останки этих существ были найдены в Индии - рамапитеки – 14 млн. лет на­зад (от Индии до Африки); сивапитек – предок орангутанга – 10 млн. лет назад жил в Азии. Зинджантроп - «человек умелый» (Homo habilis) изготовлял примитив­ные орудия труда – 2-5 млн. лет назад жил в Восточной Африке. Объем мозга 600-700 куб. см.

Австралопитек - южная обезьяна - жил 4-2 млн. лет назад.

Питекантроп – 1,9-0,65 млн. лет назад.

Синантроп жил 400 тыс. лет назад, найден на о. Ява, в Китае, объем мозга 900 куб. см. Рост –150-160 см. Рядом с останками найдены орудия труда, синантропы жили в пещерах.

Неандерталец жил 30-40 тыс. лет назад. Найден в Германии, объем мозга - 1500 куб. см. Впервые обнаружено захоронение трупов.

Кроманьонец – 40-18 тыс. лет назад. Во Франции, в пещере Кро-Маньон были найдены останки существа, близкого по облику, росту и объему черепа совре­менному человеку.

Палеонтологическая летопись прерывается, поэтому очень трудно показать эво­люцию человека. Генетически человек не изменялся после кроманьонца, продолжа­лась только его социальная эволюция.

В основе космологической концепции антропогенеза В.И. Вернадского ле­жит его знаменитое учение о биосфере. Более подробно это учение будет рассмот­рено далее. Здесь важно отметить то, что биосфера – это динамическое це­лое, функции которого состоят в улавливании, ассимиляции и переносе энергии. Как целое, она включена в более широкое окружение – свою сферу обитания (геокос­мическую); как закономерный этап эволюции материи она выполняет космиче­скую функцию снижения энтропии и упорядочения хаоса; как системное образование она состоит из нескольких подсистем, между которыми также посто­янно происходит обмен веществом и энергией. Поэтому картина эволюции мира не может быть получена простым суммированием отдельных ее форм, биосфера не состоит из каких-либо частей, она целостное природное тело. Именно в этом контексте Вернадский рассматривает антропогенез как космический процесс. Для Вер­надского человек – не просто мера организованности, космическая сила, но и формирующийся направляющий и организующий фактор самого процесса разви­тия биосферы. Поэтому человек не только не является побочным продуктом эволю­ции природы или даже ее ошибкой, а выступает целью земного этапа эволю­ции материи.

Теория эволюции биосферы не может не быть также эволюцией человека как ес­тественного тела природы. А значит, для природного существования человека необходимо три рода условий:

1. Космологические условия – некоторая совокупность и их определенная связь физических констант, определяющих облик нашей Вселенной, специфику протекания процессов, характер законов в познаваемой человеком части универ­сума, особенности физических и химических взаимодействий, и др.

2. Экологические условия - включенность человека в эволюционно сложив­шиеся связи и отношения организмов между собой и с факторами неорганиче­ского происхождения. Занимаемая человеком экологическая ниша влияет на про­цессы развития человеческой популяции, возникновение рас и т.п.

3. Биологические условия – особенности организма человека, уникальность чело­вечества в целом и каждого индивида в частности, определяемые, прежде всего, генетическими факторами.

Таким образом, возникновение человека до сих пор остается загадкой. Сущест­вует множество концепций антропогенеза, самыми распространенными в естествознании считаются теория Дарвина – Энгельса и теория Вернадского.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.