Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизнь как ценность. Биоэтика




Биоэтика представляет собой новый раздел современной профессиональной этики и означает применение понятий и норм общечеловеческой морали к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине. Ее появление обусловлено возникновением таких проблем, которые раньше были просто немыслимы: целесообразно ли поддерживать жизнь смертельно больного человека или необходимо право на эвтаназию? Можно ли проводить эксперименты над животными и людьми? Допустимо ли и оправданно клонирование животных и людей? Если биоэтику трактовать не узко (медицински и биоло­гически), а как широкую и философски глубокую дисцип­лину, то ее центральное ядро – отношение к жизни и смерти. Жизнь понимается как самоценность, как высшая ценность. Поэтому возникают проблемы, которые выходят за рамки отношений врача и пациента, а именно отношение к жизни, животным, к биосфере и т. д.

Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х годов XX века в США и Западной Европе. Большую роль в становлении биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных негативных последствий генной инженерии. Парадоксально, но факт: именно новый уровень практических возможностей медицины и экспериментальной науки поставил пе­ред учеными новые этические проблемы. Биоэтика возник­ла как ответ на технологические вызовы в медицине. Новые технологии трансплантации органов, зарождения и поддержания жизни вступили в противоречие с традиционными культурными ценностями. Например, для христианства сердце – это не только важнейший биологический, но и духовный орган человека.

Можно сказать, что биоэтика – это форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни.

Если мы будем рассматривать биоэтику не просто как анализ норм взаимоотношений врача и пациента, а в более широком контексте, который определяет отношение к жизни и смерти, к детству и старости, то в этом случае биоэтика окажется системой ценностей. Она не только вклю­чает в себя этические нормы отношения к животным, но и экологическую этику, этику отношений человека с биогео­ценозами и со всей биосферой. Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этических размышлений и моральной регуляции.

Мы находимся в самом начале пути по развитию био­этики, хотя в США уже издана пятитомная энциклопедия по данным проблемам.

Выдвигаются и отстаиваются следующие постулаты:

· Единство науки и гуманистических ценностей.

· Необходимость ставить гуманистические цели выше исследовательских.

· Регулирование научных исследований, включая и запреты на некото­рые виды экспериментов, связанных с участием человека.

· Разработка правил биомедицинских работ с учетом прав личности, включая юридические нормы.

Очень важны вопросы неразрывной связи биоэтики с медицинской этикой и правом. Общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является кон­кретным проявлением гуманизма в медицине. Этот критерий является основным в научных исследованиях по биоло­гии и медицине. И какие бы цели ни ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте – такой подход служит мерилом любой человеческой деятельности, в том числе и по ускорению научно-технического прогресса. В этой связи необходимо развивать экологическую этику и разрабатывать специальный экологический кодекс.

Что нового в биоэтике сравнительно с традиционной врачебной этикой? Современный врач сталкивается с конфликтом «духа и буквы» клятвы Гиппократа, которая была незыблемой этической основой врачевания в течение двад­цати четырех веков.

Возьмем наиболее известную этическую заповедь Гип­пократа – прежде всего не навредить пациенту («в какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости»). Когда современные хирурги-трансплантологи пересаживают почку или долю легкого живого донора (даже имея на это добровольное согласие донора) обреченному больному, приведенное этическое предписание по отноше­нию к донору с очевидностью нарушается. Современный прогресс клинической медицины потребовал уточнения са­мого принципа гуманизма. Соответствует ли гуманности искусственное оплодотворение или прекращение жизнеподдерживающего лечения умирающего пациента? Подлин­ным началом духовных исканий в биоэтике является тре­вога и забота о будущем человеческого рода. Когда американский биолог В. Р. Поттер предложил термин «биоэтика», назвав ее «мостом в будущее», он был, несом­ненно, прав, так как биоэтика все более явно становится поиском реальных путей к созданию глобальной этики че­ловечества будущего.

В современном обществе уже стали привычными такие понятия, как «право на аборт», «право на смерть» и т. д. Но, может быть, это есть квазиправо – оно не может быть записано во Всеобщей декларации прав человека. В самом деле, сто­ронники права на аборт делают акцент на следующих аргу­ментах: криминальные аборты есть еще большее зло, общество должно уважать право женщины на свободное и ответственное материнство; в особенности на ранних сроках беременности понятие «эмбрион» не тождественно понятию «человек» и так далее. В то же время они не придают дол­жного значения другим аргументам: отмена запрета на аборт просто игнорирует моральный статус эмбриона, ценность жизни плода; аборт как моральный выбор самой женщины, врача-оператора, юристов, легализовавших такую соци­альную практику, не свободен от противоречий.

Сторонники разрешения проблем умирающего больно­го с помощью активной эвтаназии говорят, что в этом за­ключается его «право на смерть». Есть потребность в допу­стимости «убийства из милосердия» неизлечимо больного близкого человека. Следует признать, что такая ситуация является особенно психологически убедительной, ведь здесь требование милосердного отношения к страданию, «смертной муке» другого человека может обрести силу категорического императива. Но это еще не значит, что такой выбор можно безоговорочно оправдать этически. Врач, осу­ществивший «убийство из милосердия», совершает отча­янный и рискованный шаг «по ту сторону добра и зла». При этом он обрекает себя на вечную (до конца своей сознательной жизни) работу самооправдания: достаточно ли весомыми были в тот момент его аргументы, когда он в привычных опреде­лениях добра и зла единственно по своей воле поменял ме­стами знаки «плюс» и «минус».

Проблемы биоэтики обладают одним ярко выражен­ным качеством: в поисках их решения люди, вместо того чтобы приходить к какому-то общему решению, скорее рас­ходятся во мнениях. Это происходит потому, что стороны делают акцент на разных аспектах одной проблемы и приходят в результате к разным выводам. Например, в вопро­се об абортах одна сторона делает акцент на правах мате­ри, а другая - на правах внутриутробного ребенка. И каждая сторона по-своему права.

Биоэтика должна основываться на признании жизни высшей ценностью, и лишь в таком виде она может быть приемлема.

Основные понятия темы:

Эмоции это своеобразные психологические состояния, выражающие особое отношение человека к действительности в форме непосредственных переживаний.

Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напря­жения, возникающее у человека при сильной эмоциональной перегрузке нервной систем, и нарушающее нормальный ход поведения человека.

Фрус­трация – чувство крушения, возникающее всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или препятствует достижению цели.

Творчество деятельность по созданию чего-то нового.

Воображение – процесс создания новых образов путем переработки представлений, полученных из предшествующего опыта.

Эвристика – наука о творческой деятельности и методах обучения ей.

Интуиция – это непосредственное неосознанно полученное знание.

Биоэтика – это раздел современной профессиональной этики, применяющий понятия и нормы общечеловеческой морали к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.