Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные гарантии прав граждан на землю




ТЕМА 10. Конституционные гарантии прав граждан на землю

Согласно ч. 1 ст. 1 Основного Закона - Россия есть «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Однако, в настоящее время в России отсутствуют надлежащие социально-экономические предпосылки, обеспечивающие реальное функционирование правового государства. Этому также мешает такие явления, как:

· правовой нигилизм в общественном сознании, политической жизни и государственной деятельности, создающий множество проблем долговременного характера;

· бюрократический произвол и безответственность власти;

· отсутствие материальной поддержки отечественным земледельцам;

· отсутствие организации общественной экспертизы всех законопроектов, которые так или иначе касаются прав граждан на землю.

Права и свободы человека - высшая ценность. Это норма Конституции имеет прямое действие. Но пока конституционные гарантии и возможности гражданина ими воспользоваться - не одно и то же.

Под конституционно-правовыми гарантиями на землю в Российской Федерации понимается комплекс правовых мер в сфере земельных правоотношений, направленных на создание условий полноценного применения институтов непосредственной демократии в Российской Федерации, обеспечивающих реализацию политических, экономических и социальных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и публичных интересов.

ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА — материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств.

Традиционно выделяются четыре группы данных гарантий (Конституционное права. Энциклопедический словарь. Под. ред. С.А. Авакьяна. – М. 2000. С.122, 123).

1. Материальные. Для осуществления прав на землю, а также выполнения обязанностей должны быть созданы экономические предпосылки: в государстве должен быть средний минимум, стандарт, экономической обеспеченности прав, свобод и обязанностей для каждого гражданина.

2. Организационные гарантии выражаются в том, что имеется система органов и должностных лиц — государственных и местного самоуправления, — целью которых являются обеспечение и охрана прав и свобод граждан, выполнения ими обязанностей. Эту задачу выполняют все традиционно существующие органы: представительные, исполнительные, судебные.

Наряду с традиционными институтами в Российской Федерации появляются новые. Уже несколько лет в России функционирует Конституционный Суд РФ, одной из сфер деятельности которого является проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 Конституции). В субъектах РФ появляются свои конституционные (уставные) суды. Конституция РФ (п. "д" ч. 1 ст. 103) предусмотрела пост Уполномоченного поправам человека, назначаемого на должность Государственной Думой и действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

Организационные гарантии заключаются в необходимых действиях, мероприятиях соответствующих органов и должностных лиц, благодаря которым реализуются права и, обязанности граждан в сфере земельных правоотношений, и предпринимаются шаги по их защите.

3. Духовные, или идеологические гарантии связаны с правильным пониманием и отношением в обществе к любым праву, свободе, обязанности. Меняются концепции, в существующие слова вкладывается новый смысл. Это следует разъяснять гражданам. В сфере земельных правоотношений эти гарантии носят скорее декларативный характер, т.к. отсутствуют даже основы государственной земельной политики.

4. Юридические гарантии можно разделить на две группы. Во-первых, надо четко формулировать и устанавливать механизмы (процедуры) осуществления прав на землю, исполнения обязанностей. Во-вторых, должна быть определена ответственность граждан и их объединений, а также должностных лиц и государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций за правильное осуществление земельных прав, злоупотребление ими, нарушение их, проявленный произвол по отношению к человеку и гражданину.

Также, к конституционно-правовым гарантиям в сфере земельных правоотношений можно отнести:

· совершенствование законодательства на основе народовластия;

· конституционный контроль, государственный надзор за исполнением действующего законодательства.

Неразрывна связь конституционно-правовых гарантий прав на землю с публичным интересом, экономикой, политикой, культурой, иными сферами социального бытия.

Граница между публичным и частным правом на протяжении истории постоянно менялась с изменениями в обществе, и в настоящее время она еще не приобрела устойчивого состояния.

В РФ, в первую очередь, воплощается в жизнь публичный интерес, но, вместе с тем, имеет место и частный интерес, при условии, что публичный интерес создает определенные ограничения для его осуществления. Публично-правовое регулирование определяет характер частноправового регулирования.

Правовые гарантии на землю являются одними из основных, следовательно, сущность и содержание конституционно-правовых гарантий в государстве прямо пропорционально отражает стабильность проходящих демократических правовых процессов.

В настоящее время в РФ существует фундаментальное социально-политическое противоречие: в процессе политико-правовых реформ не всегда учитывается общественное мнение. Но, надо честно сказать, что в сфере земельных правоотношений общественное мнение неоднородно, и найти золотую середину без сформировавшейся государственной политики в этой сфере весьма проблематично. Нарастание данного противоречия находит свое выражение в особенностях реализации отдельных видов прав на землю. В результате, при отсутствии устойчивых демократических традиций, реализация прав и свобод и их защита в сфере земельных правоотношений в РФ осуществляются зачастую методом «проб и ошибок». При этом, на процесс реализации земельных прав оказывают серьезное влияние социальные, политические, национально-этнические, религиозные факторы, уровень сознания населения, реальные условия его жизни.

К сожалению, не гарантируется исполнение коллективных волеизъявления граждан, в которых они ставят важную проблему перед органами власти и излагают свое видение путей решения проблемы. Особенно часто коллективные волеизъявления граждан имеют место при осуществлении так называемой «уплотнительной застройки» и часто реализуются гражданами путем манифестаций, которые в основном носят неорганизованный, стихийный характер. При этом, в законодательстве РФ не указано, сколько человек должны подписать обращение, чтобы оно считалось петицией. Следует при этом также определить не только обязанность органа власти рассмотреть петицию, но и процедуру ее рассмотрения, принятия по ней решения и публично проинформировать о нем население.

Что касается народной правотворческой инициативы, она пока частично отражена в законодательстве о местном самоуправлении, но этого явно недостаточно.

Как показал исторический опыт мало провозгласить определенные права и свободы - главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. Сегодня с одной стороны, общество осознало необходимость и безусловную ценность прав и свобод человека, а с другой - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.

Данное противоречие становится все более острым и болезненным, выступает одним из социальных раздражителей, источником недовольства и протестов людей. Существование этой проблемы признает и Президент РФ. В своем ежегодном послании федеральному собранию РФ В.В. Путин особенно подчеркивает: "Сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом. К слову, из почти 500 тыс. обращений во время телевизионного интервью почти три четверти — это жалобы граждан на разные формы административного произвола". И далее Президент еще не однократно останавливался на данной проблеме. (Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ// "Российская газета" 19 апреля 2002 г.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.