КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формулы для установившегося режима
1. Вероятность простоя каналов, когда нет заявок (k=0): P0=1: {Σ ρк/к!+ρn+1/n!(n-ρ)[1-(ρ/n)m]} n – число каналов; m – длина накопителя; ρ – интенсивность нагрузки; К – число заявок, поступивших на обслуживание за промежуток времени t. 2. Вероятность отказа в обслуживании: Pотк= ρn+m/n!n m*P0 3. Вероятность обслуживания: Робс= 1- Pотк 4. Абсолютная пропускная способность: A=λ Робс 5. Среднее число занятых каналов: _ n3=A/μ= λ Робс/μ=ρ Робс, где ρ=λ/ μ 6. Среднее число заявок в очереди: _ Lоч= ρn+1/n*n! * 1-(ρ/n)m(m+1-mρ/n) / (1-ρ/n)2 * P0
7. Среднее время ожидания обслуживания: _ _ tоч= Lоч/λ _ _ _ 8. Среднее число заявок в системе: z= Lоч+ n3 _ 9. Среднее время пребывания в системе: tсмо= z/λ 8.5 Примеры решения задач.
Пример № 1. Дежурный администратор города имеет 5 телефонов. Звонки поступают с интенсивностью 90 звонков/час. Средняя продолжительность разговора составляет 2 мин. Определить характеристики дежурного администратора как системы массового обслуживания.
Решение: 1. Классифицировать СМО: · с отказами (нет накопителя); · многоканальная (5 телефонов = 5 каналов).
2. Обозначения: λ – интенсивность потока заявок (λ=90зв/60мин=3зв/2мин) n – число каналов (n=5); μ – интенсивность потока обслуживания, т.е. среднее число заявок, обслуживаемых в единицу времени (μ=1/ tобс) tобс – среднее время обслуживания (tобс=2мин) ρ – интенсивность нагрузки; k – номер заявки (число заявок), k=n=5; Р0 – вероятность простоя каналов обслуживания, когда нет заявок; Ротк – вероятность отказа в обслуживании, когда поступившая на обслуживание заявка найдет все каналы занятыми; Робс – вероятность обслуживания.
nз = ρ* Робс - среднее число занятых обслуживанием каналов. кз = nз / n - для каналов, занятых обслуживанием. А = λ Робс - абсолютная пропускная способность СМО.
3. Определяем характеристики данной СМО: а) ρ = λ/μ = λ/(1/tобс) = λ tобс = 3/2 * 2 = 3
n б) Ро= 1/ (Σρк/к!) = 1/ (ρ0/0!)+(ρ1/1!)+(ρ2/2!)+(ρ3/3!)+(ρ4/4!)+(ρ5/5!)= к=0 =1/ (1+3/1)+(3*3/1*2)+(3*3*3/1*2*3)+(3*3*3*3/1*2*3*4)+ +(3*3*3*3*3/1*2*3*4*5)=1/ 1+3+(9/2)+(27/6)+(81/24)+(243/120)=0,054 в) Ротк= ρn/ n!* Ро = (35/ 1*2*3*4*5)*0,054=(3*3*3*3*3/1*2*3*4*5)*0,054= = (243/120)*0,054=0,12 г) Робс = 1- Ротк = 1-0,12=0,88 д) nз = ρ*Робс = 3*0,88=2,6 е) кз = nз / n = 2,6/5=0,52 ж) А = λ Робс = (3/2)*0,88 = 1,31.
Пример № 2.
На автомобильной стоянке возле магазина имеется 2 места. Рядом находится площадка на 2 а/м. На стоянку прибывает 1 машина в 3 мин. Среднее время нахождения водителя в магазине 2 мин.
Определить характеристики этой СМО. Решение: 1) Классифицируем СМО: - с ограниченной длиной очереди - с накопителем - многоканальная - с ограничением общего времени пребывания заявки в системе СМО с ожиданием и с ограниченной длиной очереди. 2) Обозначения: m=2 - длина накопителя n=2 - число каналов Остальные обозначения - как в Примере № 1. 3) Определяем характеристики данной СМО: а) λ = 1/3; б) tобс = 2 мин; в) ρ = λ/μ = λ/(1/tобс) = λ tобс = (1/3)*2=2/3. г) Вероятность простоя каналов: n Ро= 1/(Σρк/n!)+ρn+1/n!(n-ρ)*[1-(ρ/n)m]= 1/ ((ρ0/0!)+(ρ1/1!)+(ρ2/2!)+ к=0 +(ρ2+1/1*2(2-ρ))*[1-(ρ/2)2]=1/ ((2/3)/0!)+2/3+((2/3)2/(1*2))+ +((2/3)3/ 2(2-2/3)) [1- ((2/3)/2)]= 1/ 1+2/3+2/9+1/9[1-1/9]=0,52 д) Вероятность отказа в обслуживании: Ротк= ρn+m/ n!nm*Ро = ((2/3)4/1*2*22 )*0,52=(16/81)/8*0,52=0,013 е) Вероятность обслуживания: Робс = 1- Ротк = 0,987 ж) Абсолютная пропускная способность: А = λ Робс = 0,987*1/3=0,33 з) Среднее число занятых каналов: nз = ρ*Робс = 2/3*0,987=0,658 Для каналов, занятых обслуживанием: кз = 0,658/2=0,329. и) Среднее число заявок в очереди: _ Lor= ρn+1/n*n! * (1-(ρ/n)m(m+1-mρ/n))/(1-ρ/n)2 * Ро _ Lor =( (2/3)3/(2*2) ) * 1- ( (2/3)/2)2 ) * ( 2+1-2*((2/3)/2) ) / ( 1-(2/3)/2)2 ) *0.52 =(8/27)/4* * (1-1/9*7/3) /(4/9)= 2/27*((20/27)/(4/9))*0.52=2/27*5/3*0.52=0.14
к) Среднее время ожидания обслуживания: _ tor= Lor/ λ = 0.14/0.33=0.42
л) Среднее число заявок в системе: _ Z= Lor+ nз = 0,14+0,66=0,8
м) Среднее время пребывания в системе: tсмо= Z/ λ = 0,8/0,33=2,42 или tсмо= tor+ toбс = 0,42+2=2,42 мин
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под системами массового обслуживания (СМО) и для чего они предназначены?
2. Какие блоки включает схема СМО?
3. Что понимается под характеристикой эффективности работы СМО?
4. На какие классы делятся СМО в зависимости от: а) характера потоков, б) числа каналов, в) дисциплины обслуживания, г) ограничения потока заявок, д) количества этапов обслуживания?
5. Что понимается под «потоком обслуживания заявок»?
6. Что представляет собой интенсивность входящего потока и какова единица измерения этого показателя?
7. Перечислите основные характеристики эффективности функционирования многоканальной СМО с отказами?
8. Перечислите основные характеристики эффективности функционирования многоканальной СМО с ожиданием и ограничением на длину очереди?
9. Перечислите основные характеристики эффективности функционирования многоканальной СМО с неограниченным ожиданием?
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |