Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коротко о характере проявлений каждой из четырех психологических функций




Параллели с факторами Айзенка

Следует обратить особое внимание на тождественность дихотомического фактора «логика—этика» в типологии Юнга и дихотомического фактора «упорство—уступчивость» (жесткость-мягкость) в последней редакции типологии Айзенка (Айзенк, Вильсон, 2000), а также юнговской дихотомии «иррациональ-

|ность—рациональность» и айзенковского фактора «нейротизм— эмоциональная стабильность». Эти совпадения наглядно прослеживаются в практически одинаковой структуре характеристичных признаков, используемых для диагностики полюсов в соответствующих факторах и дихотомиях. Анализ структуры айзенковских диагностических шкал показывает, что школа Айзенка в конце 1990-х годов фактически пришла к тем же по содержанию осям психологического пространства, которыми пользуется школа Юнга, хотя и под другими названиями (экстраверсия = экстраверсия, нейротизм = иррациональность, жесткость = логика). Различие, помимо названий, лишь в том, что факторы Айзенка повернуты относительно осей Юнга на незначительные углы. Без пары осталась только юнговская ось интуиция—сенсорика, что можно объяснить, с одной стороны, упорным нежеланием представителей школы Айзенка отказываться от трехфакторной модели личности в пользу четырехфакторной (слишком много взаимных полемических стрел было на эту тему выпущено за 50 лет), и, с другой стороны, отсутствием в базовых признаках, используемых для факторизации в исследованиях школы Айзеика, главных и наиболее характерных признаков интуитивно-сенсорной дихотомии: воображения и фантазии, способности—неспособности раздваивать внимание, стремления сенсориков к комфорту и приятным ощущениям от еды и сна и т. д. В силу этого в соответствующих факторных исследованиях (Айзенк, Вильсон, 2000) фактор, соответствующий дихотомии «интуиция—сенсорика», остается в скрытом, латентном состоянии, набирая малую весовую нагрузку, что позволяет его игнорировать. Соответствующие ему признаки, которые все-таки частично наличествуют в базе признаков, используемых школой Айзенка для факторизации, оказываются «размазанными» по структуре трех других факторов,— в зависимости от своих слабых и второстепенных корреляций с ними.

Из логики, этики, интуиции и сенсорики складывается, как из кирпичиков, работа человеческого сознания. Психологическая активность этих функций физиологически обусловлена преобладающей активностью и «тренированностью» определенных функциональных образований подкорки и мозговой коры. Иерархия функций (от самой сильной до самой слабой) связана с индивидуально-устойчивым для данного конкретного человека распределением энергоинформационных потоков между этими функциями. На их иерархии (степени выраженности каждой из них у разных людей) и основана юнговская классификация психологических типов.

Дихотомию сенсорики и интуиции Юнг трактовал как предпочитаемый способ восприятия информации (Sensing—iNtuition). Сенсорика, или здравомыслие (S),— это восприятие информации конкретными целостными и не очень большими блоками, без параллельного восприятия информации сразу по нескольким каналам и без домысливания, опираясь на собственный опыт и здравый смысл, вовлеченность в окружающую ситуацию (здесь и сейчас). Сенсорики часто ориентируются на общепринятое мнение, внимательны к своему самочувствию, хорошо оценивают сиюминутную практическую выгоду.

Интуиция (N)— схватывание информации в целом, полагаясь на развитые ассоциативные процессы и связанное с ними воображение, легко восполняющее информационные пустоты. В рамках интуиции возможно одновременное усвоение информации, поступающей но многим параллельным каналам. Интуиты хорошо улавливают возможную перспективу, скрытые комбинации и возможности, хотя при этом могут излишне абстрагироваться от реальности. Из-за конкуренции со стороны образов воображения непосредственное сенсорное восприятие у интуитов как бы разорвано на временные кадры, перемежающиеся образами воображения, и слегка «затуманено» — воспринимаемый ими мир лишен той плавности разворачивания событий, той конкретной живости и сочности красок, которые доступны сенсорикам.

Дихотомию логики и этики Юнг трактовал как предпочитаемый способ принятия решений (Thinking—Feeling).

Логика, или размышление (Т), — ориентация в принятии решений на холодный логический расчет, эмоциональная отстраненность.

Этика, или переживание (F), — эмоциональная вовлеченность, ориентация в принятии решений в большей мере на человеческие взаимоотношения, этические моменты. Для этиков характерны более живые и насыщенные эмоции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.