Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Параллели с факторами Айзенка




Следует обратить особое внимание на тождественность дихотомического фактора «логика—этика» в типологии Юнга и дихотомического фактора «упорство—уступчивость» (жесткость-мягкость) в последней редакции типологии Айзенка (Айзенк, Вильсон, 2000), а также юнговской дихотомии «иррациональ-

|ность—рациональность» и айзенковского фактора «нейротизм— эмоциональная стабильность». Эти совпадения наглядно прослеживаются в практически одинаковой структуре характеристичных признаков, используемых для диагностики полюсов в соответствующих факторах и дихотомиях. Анализ структуры айзенковских диагностических шкал показывает, что школа Айзенка в конце 1990-х годов фактически пришла к тем же по содержанию осям психологического пространства, которыми пользуется школа Юнга, хотя и под другими названиями (экстраверсия = экстраверсия, нейротизм = иррациональность, жесткость = логика). Различие, помимо названий, лишь в том, что факторы Айзенка повернуты относительно осей Юнга на незначительные углы. Без пары осталась только юнговская ось интуиция—сенсорика, что можно объяснить, с одной стороны, упорным нежеланием представителей школы Айзенка отказываться от трехфакторной модели личности в пользу четырехфакторной (слишком много взаимных полемических стрел было на эту тему выпущено за 50 лет), и, с другой стороны, отсутствием в базовых признаках, используемых для факторизации в исследованиях школы Айзеика, главных и наиболее характерных признаков интуитивно-сенсорной дихотомии: воображения и фантазии, способности—неспособности раздваивать внимание, стремления сенсориков к комфорту и приятным ощущениям от еды и сна и т. д. В силу этого в соответствующих факторных исследованиях (Айзенк, Вильсон, 2000) фактор, соответствующий дихотомии «интуиция—сенсорика», остается в скрытом, латентном состоянии, набирая малую весовую нагрузку, что позволяет его игнорировать. Соответствующие ему признаки, которые

ГЛАВА 2

все-таки частично наличествуют в базе признаков, используемых школой Айзенка для факторизации, оказываются «размазанными» по структуре трех других факторов,— в зависимости от своих слабых и второстепенных корреляций с ними.

КОРОТКО О ХАРАКТЕРЕ ПРОЯВЛЕНИЙ КАЖДОЙ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Из логики, этики, интуиции и сенсорики складывается, как из кирпичиков, работа человеческого сознания. Психологическая активность этих функций физиологически обусловлена преобладающей активностью и «тренированностью» определенных функциональных образований подкорки и мозговой коры. Иерархия функций (от самой сильной до самой слабой) связана с индивидуально-устойчивым для данного конкретного человека распределением энергоинформационных потоков между этими функциями. На их иерархии (степени выраженности каждой из них у разных людей) и основана юнговская классификация психологических типов.

Дихотомию сенсорики и интуиции Юнг трактовал как предпочитаемый способ восприятия информации (Sensing—iNtuition). Сенсорика, или здравомыслие (S), — это восприятие информации конкретными целостными и не очень большими блоками, без параллельного восприятия информации сразу по нескольким каналам и без домысливания, опираясь на собственный опыт и здравый смысл, вовлеченность в окружающую ситуацию (здесь и сейчас). Сенсорики часто ориентируются на общепринятое мнение, внимательны к своему самочувствию, хорошо оценивают сиюминутную практическую выгоду.

Интуиция (N) — схватывание информации в целом, полагаясь на развитые ассоциативные процессы и связанное с ними воображение, легко восполняющее информационные пустоты. В рамках интуиции возможно одновременное усвоение информации, поступающей но многим параллельным каналам. Интуиты хорошо улавливают возможную перспективу, скрытые комбинации и возможности, хотя при этом могут излишне абстрагироваться от реальности. Из-за конкуренции со стороны образов воображения непосредственное сенсорное восприятие у интуитов как бы разорвано на временные кадры, перемежающиеся образами воображения, и слегка «затуманено» — воспринимаемый ими мир ли-

ПСИХОДИАГНОСТИКА

шен той плавности разворачивания событий, той конкретной живости и сочности красок, которые доступны сенсорикам.

Дихотомию логики и этики Юнг трактовал как предпочитаемый способ принятия решений (Thinking—Feeling).

Логика, или размышление (Т), — ориентация в принятии решений на холодный логический расчет, эмоциональная отстраненность.

Этика, или переживание (F), — эмоциональная вовлечен-

Кть, ориентация в принятии решений в большей мере на че-еческие взаимоотношения, этические моменты. Для этиков актернь} более живые и насыщенные эмоции.

О ПРОЯВЛЕНИЯХ ЭКСТРАВЕРТНЫХ И ИНТРОВЕРТНЫХ КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

1. Деловая логика (экстравертная, наступательная логика, обращенная «вовне»). Ее типичными чертами являются конструирование, логический синтез, деловая выгода, эффективность, цель, план, технология.

Люди с развитой деловой логикой умеют говорить долго, громко и логично, при этом как бы мысля и рассуждая вслух и получая от этого удовольствие. Они энергичны и работоспособны, упорны, являются жесткими руководителями, уверены в своей правоте и своем логическом и интеллектуальном превосходстве. В разрешении конфликтов склоняются к жестким и силовым способам; мало думают о морали и этичности поступков, нуждаясь в этих вопросах в советчике со стороны; умеют манипулировать людьми и ситуациями; придают большое значение материальным интересам и деньгам; умеют обходить действующие нормы и правила; практичны; изобретательны; деловиты; организованны; объективны; эрудированны; больше верят логике силы и логике документов, фактов, чем людям и чувствам. Из них получаются хорошие администраторы и бизнесмены.

2. Структурная логика (интровертная, защитная логика) систематизирует и логически упрощает окружающее, помогает выстраивать логическую линию обороны против внешнего вмешательства, придирчиво выискивает чужие логические ошибки. Для нее характерны анализ, умозрительная структура, система, теория, стратегия.

ГЛАВА 2

Люди с развитой структурной логикой любят во всем постоянство, систему и предсказуемость, часто заняты последовательным логическим обдумыванием своих предыдущих действий и поступков, склонны к дотошному планированию, нередко любят серьезную классическую музыку, неукоснительные правила и порядок в жизни (педантизм); дисциплинированы, предусмотрительны (порой перестраховываются), требуют от других соблюдения порядка и дисциплины. Они часто подозрительны к людям; легко подмечают неточности и ошибки; люб,ят схемы, структуры и графики, эмоционально холодны (иногда даже жестоки), не любят и не умеют входить в чужое положение; часто демонстрируют упрямую парадоксальную логику, склонны к подробному логическому перебору вариантов; интересуются политикой и точными науками; любят оружие; часто что-нибудь коллекционируют. Хорошие кабинетные ученые и инспектора. 3. Этика эмоций (экстравертная, наступательная эмоциональность). Типичны открытое эмоциональное воздействие, непосредственная эмоциональная реакция, экстаз.

Люди с развитой этикой эмоций не скрывают своих чувств, умеют и любят их показывать; любят находиться в фокусе человеческих эмоций и страстей; решения принимают сердцем, а не логикой или рассудком; очень общительны, эмоционально контактны, энергичны и творчески активны (Леонид Якубович). Они любят танцы и музыку, эстраду, сцену, им легко дается фраза: «Какой сегодня прекрасный день!»; они подчиняют окружающих своему эмоционально-волевому напору; легко завязывают отношения с новыми людьми; любят одеваться модно и ярко, пользоваться духами; любят принимать гостей и умеют торговать, вкладывая в общение с покупателями общительность и обаяние. Умеют испытывать эмоции и страсти. Порой не понимают самих себя (не умеют и не хотят в себе логически разобраться) и внутренне комплексуют.

4. Этика отношений (интровертная, защитно-оборонительная эмоциональность). Большое значение имеют отношения и взаимодействия между людьми, вопросы долга и морали, тонкое эмоциональное восприятие.

Люди с развитой этикой отношений ранимы к критике, боятся выглядеть смешными, придают большое значение приличиям и форме поведения; боятся воров и мошенников. В их характерном выражении глаз чувствуется как бы осуждение по отношению к людскому несовершенству и жестокости. Они из-

ПСИХОДИАГНОСТИКА

бегают борьбы и столкновений интересов; им плохо удается деловая логика, но они мастера в сочувствии и в наблюдении тонких психологических нюансов поведения. Им хорошо удается воспитательная работа "в коллективе, из них получаются очень хорошие врачи. Все великие писатели-моралисты (Драйзер, Достоевский) имели сильную этику отношений.

5. Интуиция возможностей (экстравертное, наступательное воображение). Характерны способность мгновенно оценить внутреннее содержание, потенциальные возможности объекта, поиск новых возможностей, творческая фантазия, генерация новых идей. Люди с развитой интуицией возможностей быстрее других придумывают что-нибудь новое и оригинальное, открывают новые возможности, подходы и решения; сверхчувствительны, любят опасность и приключения, часто кажутся непредсказуемыми. Они быстро начинают скучать от любой рутины; легко бросают начатые, даже перспективные дела, обращаясь к новому и предоставляя возможность другим доделывать начатое. Если у них развита логика, то из них получаются хорошие ученые, если преобладает этика — получаются отличные журналисты и специалисты по рекламе. Из-за слабой сенсорики они порой забывают вовремя поесть, мало обращают внимания на неудобства (сенсорики, внимательные к своим ощущениям, находятся на одном конце психологического «коромысла», а инту-иты — на другом).

6. Интуиция времени (интровертное, защитно-оборонительное воображение). Типичные черты — тревога, скептицизм, мнительность, способность предчувствовать, прогнозировать, улавливать динамику развития, одним взглядом распознавать будущие опасности. Люди с развитой интуицией времени обычно пессимистичны и тревожны, задумчивы, иногда всю жизнь пытаются разобраться в себе; любят думать о смысле жизни и строении вселенной, о проблеме непрерывности человеческого Я. Если они этики — они тонкие и грустные лирики с хорошим поэтическим чутьем, если логики — великолепные прогнозисты и аналитики (и в политике, и в финансах). Кстати, и у В. В. Путина эта функция сильно развита. Душа человека для них всегда важнее, чем внешность. Часто скучают, любят мечтать в одиночестве, избегают конфликтов и силового давления (не умеют и не любят). Нуждаются в партнерах, которые «подпитывали» бы их своей мощной, оптимистической и эгоцентрической волевой сенсорикой. Отлично

ГЛАВА 2

и мгновенно ощущают вероятность возможных событий, видят в будущем дальше других, легко делают правильные выводы о целостной ситуации, опираясь лишь на малые подсказки и фрагменты информации. Сомнения, мечты и фантазии, альтруизм, равно как и прозорливость в отношении будущих событий — это про них.

7. Волевая сенсорика (экстравертная, наступательная и оптимистическая). Основные качества характера — решительность, уверенность, оптимизм, отсутствие сомнений, анархичность, независимость, эгоцентризм, позыв к активному действию, экспансия, владение пространством, активное стремление ко всему самому лучшему, красивому и приятному. Люди с развитой волевой сенсорикой оптимистичны, самоуверенны, не умеют ждать, всегда реагируют быстро и решительно (не понимают сомнений и не любят долгих раздумий). Они свободны и раскованы, эмоционально поверхностны, обожают и умеют руководить другими людьми, любят поесть и поспать, но по большому счету всегда в тонусе и готовы к действию (типичные примеры — Наполеон, Цезарь, Александр Македонский, маршал Жуков). Они подчас не очень дисциплинированы и бесцеремонны в отношении чужих интересов, щедры к себе, нередко эгоцентричны («Подвиньтесь, пожалуйста, — мне будет удобней в середине»). Они беззаботны, любят жизнь и умеют жить, мало думая о чужих интересах. Они любят владеть красивыми и редкими вещами, держать в своем окружении красивых и редких людей (при этом часто инспектируют свое «хозяйство»). Все профессии, где требуются решительность, воля, самоуверенность, стремление и талант к руководству (чем выше, тем лучше), — это для них. Там, где нужно в первую очередь думать об общественном благе, подчиняться и уметь «подстилать соломку», — это не для них.

8. Сенсорика ощущений (защитная). Характерны понимание гармонии пространственных форм, ощущение красоты и удобства, ощущение вкуса, хорошее самочувствие, радость покоя и удобства положения, гедонизм, лень, нежелание напрягаться, сосредоточенность на своих удобствах и ощущениях (терпеть не могут сквозняков и авральной работы, смысла которой для себя не понимают). Люди с. развитой сенсорикой ощущений плохо чувствуют новые идеи и всевозможные новаторские проекты, им очень трудно раздваивать свое внимание на двух-трех делах сразу, но у них есть чутье на уют, комфорт, удобство и красоту. Отзывчивы на чужую потребность в удобствах, комфорте, еде, сне

|т. п. Не любят резких и громких звуков, не терпят конфликтов, ни хорошие миротворцы-посредники, кулинары и художники, «торопливые и тщательные мастера. Лучше других способны тонкой ручной работе. Они хорошо умеют совершенствовать ке известное (придумывать новое им намного сложнее). Весьма бережливы по отношению к себе, к своим трудозатратам — стараются свести к минимуму усилия, терпеть не могут любых избыточных, неоплаченных или неожиданных нагрузок. Поэтому из них, если у них развита логика, получаются хорошие неспешные рационализаторы — психотип «мастер», и именно благодаря их примеру говорят, что лень — двигатель прогресса.

Все наступательные (экстравертные) функции в своих проявлениях как бы стремятся к расширению контактов человека с миром, бесцеремонны по отношению к существующей системе отношений.

Все оборонительные (интровертные) функции, наоборот, стремятся минимизировать и упростить эти контакты, выстраивают стабильную систему отношений.

ИЗМЕРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ПОСТРОЕНИЕ ИХ ПРОФИЛЯ

Зная у конкретного испытуемого величину каждой из четырех рассмотренных дихотомий, играющих роль четырех степеней свободы и определяющих психологическую координату человека (с учетом ограничений, указанных в подписи к рис. 2.1), можно рассчитать величину выраженности у испытуемого всех описанных психологических функций по отдельности: логики, этики, интуиции, сенсорики, а также их восьми экстравертных и интровертных компонент, описанных в предыдущем разделе:

ЛОГИКА = логика деловая + логика структурная

ЭТИКА = этика эмоций + этика отношений

ИНТУИЦИЯ = интуиция возможностей + интуиция времени

СЕНСОРИКА = сенсорика волевая + сенсорика ощущений

БАЛАНС (E/I) = логика деловая — логика структурная БАЛАНС (E/I) = этика эмоций — этика отношений БАЛАНС (E/I) = интуиция возможностей — интуиция времени БАЛАНС (E/I) = сенсорика волевая — сенсорика ощущений

ГЛАВА 2

БАЛАНС (J/P) = (ЛОГИКА + ЭТИКА) - (ИНТУИЦИЯ +

+ СЕНСОРИКА)

БАЛАНС (T/F) = ЛОГИКА - ЭТИКА

БАЛАНС (N/S) = ИНТУИЦИЯ - СЕНСОРИКА

ЛОГИКА + ЭТИКА + ИНТУИЦИЯ + СЕНСОРИКА = 100 %

Это четвертое вспомогательное уравнение, необходимое для нахождения всех 12 неизвестных, исходит из предположения о постоянной сумме энергетических ресурсов, распределенных по всем психологическим функциям.

Если в эксперименте измерены и известны значения всех четырех дихотомий (балансы E/I, J/P, T/F, N/S), то можно найти значения всех 12 неизвестных величин — каждой из восьми базовых психологических функций (вертных проекций), имеющих выраженную вертную окраску, и четырех сумм экстравертных и интровертных компонент, уже не связанных с вертностью. Правда, решение получается приблизительным, поскольку оно исходит из огрубляющего предположения об одинаковом балансе вертности для логики, этики, сенсорики и интуиции, что не совсем правильно, а также из не вполне точного предположения о постоянной сумме энергетических ресурсов, приходящихся на сумму всех психологических функций.

Совсем иное дело, если нами заранее независимо измерены восемь зкстравертных и интровертных компонент базовых функций (то есть логика деловая, логика структурная, этика эмоций и этика отношений, интуиция возможностей и интуиция времени, сенсорика волевая и сенсорика ощущений). В этом случае на основании тех же уравнений и без всяких лишних допущений легко рассчитать как все четыре интегральные функции, так и все четыре дихотомии. Дихотомию между экстраверсией и ин-троверсией в этом случае вычисляют как среднее разностей экстравертных и интровертных компонент четырех функций:

БАЛАНС (E/I) = [(логика деловая — логика структурная) + (этика эмоций — этика отношений) + (интуиция возможностей — интуиция времени) + (сенсорика волевая — сенсорика ощущений)]: 4

Как в. эксперименте измеряются дихотомии? На практике это достигается предъявлением испытуемому анкеты с вопросами в формате выбора между двумя фиксированными альтернативными ответами, например:

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Для вас ближе и дороже: а) чувство; б) мысль. Данный вопрос нацелен на измерение дихотомии баланса между логикой и этикой. Выбор испытуемым варианта ответа «а» прибавляет один балл к преимуществу этики, а выбор варианта «б» — соответственно один балл к преимуществу логики. При предъявлении достаточного количества подобных вопросов можно измерить у данного испытуемого баланс между логикой и этикой, то есть соответствующую дихотомию в условных единицах. Условные единицы нестрашны — далее они легко переводятся в универсальные стэны. Для этого достаточно определить в условных единицах среднее значение и стандартное отклонение измеряемого баланса для достаточно большой выборки испытуемых, моделирующей генеральную совокупность.

Аналогично (на характерных альтернативных признаках) конструируются вопросы, предназначенные для измерения баланса интуиции—сенсорики и рациональности—иррациональности. Для измерения баланса рациональности—иррациональности используют общие поведенческие признаки, характерные для людей рационального и иррационального полюсов. Рациональность (J) — предпочтение определенности, стремление к планированию, следование заданному плану, организованность, методичность. Иррациональность (Р) — это импульсивность, предпочтение постоянной свободы выбора, спонтанность, гибкость, непредсказуемость, нерегулярность.

По подобному образцу выстроены, например, популярная а России (и не очень надежно работающая) переводная анкета Кейрси (Практикум по психологии, 1996) на 70 вопросов, анкеты Типологического показателя Майерс-Бриггс — формы на 166 и 126 вопросов (Briggs-Myers, McCaulley, 1985), тест ГУТ — Грей-Уилрайт Тест (Gray, Wheelwright, 1946), предназначенные для измерения дихотомий и диагностики у испытуемого одного из 16 возможных юнговских психологических типов.

Как уже нами отмечалось, в действительности способ построения психологического профиля испытуемого и определения его юнговского психотипа на основе измерения лишь четырех дихотомий не вполне корректен. Ведь он игнорирует те самые 37 % «свободной» дисперсии для каждой функции, о которых говорилось выше и которые дают возможность каждой психологической функции (будь то логика, этика, интуиция или сенсорика) слегка флуктуировать как по своей величине, так и по своей вертности, независимо ни от каких измеренных дихотомий. Ма-

ГЛАВА 2

тематически эта некорректность вышеприведенной системы уравнений спрятана в четвертом уравнении, где почему-то постулируется, что суммарная активность всех четырех функций обязательно должна равняться 100 %. В действительности, если функции не полностью зависимы друг от друга, эта сумма может быть и 110, и 92 %, что и имеет место на практике.. Как уже говорилось, мы получим не приблизительный, а точный результат только в том случае, если будем измерять не четыре показателя для нахождения восьми функций, а сразу все восемь функций непосредственно. Для этого нам понадобится анкета с вопросами в ином формате. Например: Вы склонны сочувствовать людям? Вы любите танцы и музыку?

Первый положительный ответ (можно и с градациями в зависимости от степени согласия) добавит определенный балл в «копилку» этики отношений, второй — в «копилку» этики эмоций. Аналогично, по характерным признакам, строятся вопросы для диагностики логики, интуиции, сенсорики, а также их экстравертных и интровертных поведенческих компонент. Так построен, например, личностный опросник Зингер—Лу-мис — ЛОЗЛ (Loomis, Singer, 1980), предназначенный для раздельного измерения всех юнговских функций. На этом же принципе основан личностный опросник В. Л. Таланова (ЛОТ) на 340 вопросов, разработанный и стандартизированный в Петербурге в 2000-2002 годах для целей особо точной диагностики индивидуального профиля юнговских функций. В данном опроснике повышение точности достигнуто благодаря использованию восьми независимых шкал примерно по 30 вопросов каждая для раздельной диагностики всех функций в двух их возможных ипостасях — экстравертной и интровертной. Точность повышена и благодаря использованию градаций ответов и весовых коэффициентов для оценки вклада вопросов, а также за счет применения при компьютерной обработке четырех корректирующих шкал (коррекции на искренность, на внушаемость и соглашательство, на интеллект, на внутреннюю устойчивость и согласованность ответов, на приобретенную асоциальность или социальность установок). Приведенные в настоящей главе данные о величине корреляций между отдельными юнговскими функциями, а также между их вертностью, были получены именно с помощью данного опросника; с помощью анкет, диагностирующих только четыре дихотомии, это сделать невозможно.

ПСИХОДИАГНОСТИКА ТИПОЛОГИЯ ЮНГА И СОЦИОНИКА

Развитием типологии Юнга в России, Прибалтике, на Украине и в других странах СНГ занимается соционика — молодая наука, возникшая в 70-х годах прошлого века на стыке психологии, социологии и информатики. Основатель соционики — литовский ученый, педагог, экономист Аушра Аугустинавичю-хе — соединила типологию Юнга с информатикой, разработав систему знаков и моделей, которая составила аналитический аппарат для изучения структуры человеческой психики (Аугу-стинавичюте, 1997, 1998) и описала взаимодействия между типами личностей, названные интертипными отношениями.

Разрабатывая идеи соционики, Аугустинавичюте не была знакома с типоведением Бриггс-Майерс. Она сама пришла к выводу о шестнадцати психологических типах, но, не остановившись на этом, прошла гораздо дальше. Она познакомилась с современным типоведением, когда в развитой ею соционике уже были достигнуты значительно более важные результаты в сравнении с исследованиями американских ученых. Отличие от типоведения Бриггс-Майерс здесь состоит в том, что Аугустинавичюте, следуя описаниям Юнга, сохранила за функциями их особое значение в зависимости от местоположения в иерархии, что позволило впоследствии построить модели информационного-обмена. При этом для функций она изменила названия, приблизив их к современным значениям слов. Это было сделано для того, чтобы не путать понятия «чувство» (feeling) и «ощущение» (sensing), а также чтобы показать, что мыслят, например, не только «мыслительные», а чувствуют не только «чувствующие». Смысл юнговских понятий при этом остался тем же (табл. 2.2).

Таблица 2.2 Соционический базис психологических типов

Соционические признаки (функции)
по К. Г. Юнгу по А. Аугутинавичуте
Мыслительная (Т) Логическая(Л)
Эмоциональная (F) Этическая(Э)
_Ощущающая (S) Сенсорная (С)
Интуитивная(N) Интуитивная (И)

ГЛАВА 2

Соционические типы различаются между собой, в первую очередь, индивидуальной «технологией», индивидуальным способом физиологического обеспечения ряда психических процессов, протекающих на «высших этажах» церебральной организации — переработки информации об окружающей обстановке, прогнозирования ситуации и принятия решения.

В связи с тем, что различия в типе личности — это не что иное, как различия в обмене информационного сигнала с окружением, типы личности были названы типами информационного метаболизма. Этот термин был введен классиком польской психиатрии А. Кемпинским (Кемпински, 1975). По-видимому, он первый заговорил о том, что в основе психологического дискомфорта человека лежит нарушение его.

Мы кратко рассмотрим так называемую модель «Ю», которую разработала Аушра Аугустинавичюте и которую она назвала так в честь Юнга. Для преодоления недоразумений надо помнить, что всего у нас восемь психологических функций (с учетом их экстра-вертных и интровертных компонент), а каналов в этой упрощенной модели — четыре (то есть имеются места лишь для четырех функций). Впрочем, это те функции, которые играют наибольшую роль в интертипных отношениях, поэтому модель «Ю», несмотря на свою очевидную неполноту, очень хорошо работает на практике, объясняя и предсказывая поведение и взаимодействие людей.

Согласно модели «Ю», человеческая психика есть результат совместного действия четырех «каналов связи», или каналов обработки информации. Каждому каналу соответствует своя функция, не повторяющаяся ни в одном из них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.