КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие положения. Для студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ И. А. СПИВАК
«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»
для студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения направления подготовки 6.020302 «история» образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» профессионального направления подготовки 0303 История
Симферополь – 2011 Рекомендовано к печати научно-методическим советом ТНУ от г. Протокол №
История древнего Востока — важнейшая часть всеобщей истории, без познания которой невозможно осмыслить весь последующий ход исторического развития мирового сообщества. Она является составной частью истории древнего мира, включающей в себя, помимо цивилизаций Востока, и историю античного мира – Греции и Рима. В этих районах земного шара раньше, чем в других местах началось формирование более высокого по уровню развития строя. Древние цивилизации занимали ограниченные территории и находились в окружении первобытных племен, но именно они в течение длительного времени – нескольких тысячелетий – определяли ход мировой истории. Предметом изучения курса «История древнего Востока» (180 ч., из которых 36 часов лекций и 18 часов семинаров), составляющего первую часть общего курса «История древнего мира», являются история и культура древневосточных цивилизаций, существовавших в географических рамках: с запада на восток — от современного Туниса, где располагался древний Карфаген, до территории современных Китая, Японии, Индонезии; а с юга на север – от современной Эфиопии до Кавказских гор и Южных берегов Аральского моря. Следует учитывать, что географические рамки истории древнего Востока не оставались неизменными, расширяясь по мере накопления научных знаний, с рубежа XVIII-XIXвв. по вторую половину ХХв. Географические границы древневосточной истории и по сей день носят дискуссионный характер. Так, например, только благодаря сложившейся традиции, историю Крито-микенской цивилизации, типологически близкой к цивилизациям древнего Востока, изучают не в рамках курса «История древнего Востока», а предваряют ее изучением курс «Истории древней Греции». Еще больше проблем возникает с определением хронологических рамок истории древнего Востока, традиционно– сер./втор. пол. IV тыс. до Р. Х. – перв. пол. I тыс. по Р. Х. Рамки эти, учитывая неравномерность развития различных регионов древнего Востока, во многом условны. Так, история древнего Египта и цивилизаций Ближнего и Среднего Востока начинает изучаться с момента появления государственных образований в долинах Нила и Евфрата (втор. пол. IV тыс. до Р. Х.) и завершается временем походов Александра Македонского (30-е — 20-е гг. IV в. до Р. Х.), когда на этой территории возникают эллинистические государства. Индия, в рамках курса древневосточной истории, изучается со времени возникновения цивилизации в долине Инда (середина III тыс. до Р. Х.) до периода формирования здесь средневекового общества (Vв. по Р. Х.). Древняя история Китая длится с конца III тыс. до Р. Х. по III в. по Р.Х. Однако, учитывая тот факт, что основой для возникновения первых цивилизаций стал переход от присвающего к производящему хозяйству, целесообразно начинать изучение зарождения каждой древневосточной цивилизации с рассмотрения, накопленных современной наукой знаний, связанных с«неолитической революцией». Это отодвигает нижнюю хронологическую границу курса, как минимум, к VII тыс. до Р.Х. Современная история древнего Востока, как по своей структуре, так и по методам исследований, является сложной, комплексной дисциплиной. В составе науки о древнем Востоке можно перечислить такие, вполне самостоятельные, отрасли исторических знаний как: египтология, библейская история и археология, ассириология, со своими составляющими (аккадистика, шумерология, хеттология, эблаистика, угаритоведение, урартоведение, эламитология), иранистика, индология, китаеведение и др.. Вместе с тем, университетский курс истории древнего Востока не сводится к простому изучению «введений» во все вышеперечисленные дисциплины. Изучая историю древневосточных цивилизаций, студенты должны уделить основное внимание их характерным особенностям, но и не упускать из виду те общие черты, которые были им присущи; особого изучения требуют дискуссионные вопросы о зарождении цивилизации, специфике социально-экономического строя, характере эксплуатации, государственного устройства и проблемах духовной жизни. Эти проблемы являются общими для всех древневосточных цивилизаций. Работая над курсом, студенты должны не только освоить фактический материал, но и разобраться в сложных теоретических проблемах. Серьезного внимания требует работа с картами и хронологическими таблицами. Успешному освоению студентами материала курса способствует то, что изучение истории древнего Востока базируется на многочисленных междисциплинарных связях со следующими учебными курсами: «История первобытного общества», «История древней Греции и древнего Рима», «Введение в специальность и историческая хронология», «Этнология», «Основы археологии», «История мировой культуры», «История стран Азии и Африки (эпоха средневековья)», «Религиоведение» и др. Целью изучения истории древнего Востока является формирование у будущих специалистов современного научного представления о зарождении и истории первых цивилизаций на части территории земного шара, об общем и особенном в развитии древних цивилизаций Европы, Азии и Африки. Основными задачами, которые должны быть решены в процессе изучения дисциплины, являются: усвоение студентами теоретического и фактического материала, формирование у студентов определенных умений и навыков работы с разнообразными историческими источниками, общей и специальной научной литературой, картами, хронологическими таблицами. В результате изучения курса студенты должны знать: ─ фактический материал, рассматриваемый в рамках курса; ─ основные моменты истории становления и развития науки о древнем Востоке; ─ современные теоретические концепции, касающиеся дискуссионных проблем древневосточной истории; ─ общую периодизацию истории древнего Востока; ─ проблемы хронологии и периодизации цивилизаций древнего Востока; ─ основные виды источников по истории древнего Востока и источниковедческие проблемы изучения древневосточных цивилизаций. Уметь: ─ анализировать письменные источники по истории древнего Востока; ─ самостоятельно работать с основной и дополнительной литературой по курсу; ─ ориентироваться в историко-географических реалиях изучаемого курса; ─ свободно владеть терминологическим аппаратом дисциплины. Основной формой изучения курса является чтение интерактивных лекций, проведение семинарских занятий, индивидуальных и курсовых консультаций, написание курсовых работ. Некоторые вопросы могут быть вынесены на самостоятельное изучение, с целью формирования и закрепления у студентов навыков анализа письменных источников и самостоятельной работы с рекомендованной литературой.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |