Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Надписи Дария I как источник по истории создания и государственного управления Персидской державы




ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АССИРИИ В КОНЦЕ VIII – НАЧ. VII В. ДО Р. Х.

Цель: Изучение источника – «Анналы Синаххериба» – и спец. лит-ры; освоение методов комментирования и анализа царских летописей; овладение навыками анализа источников (царских летописей) и работы со спец. научн. лит-рой
Обеспечение: опорные конспекты лекций, текст источника, личные записи (конспекты монографий и статей) студентов, карта, метод. пос.  
Продолжительность: 2 часа

ПЛАН СЕМИНАРА:

1. Природные условия и население Северной Месопотамии.

2. Ассирийское общество во II – нач. I тыс. до Р. Х.

3. Создание мировой Ассирийской державы.

4. Анналы Синаххериба (перв. четв. VII в.) как исторический источник.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический.— М., 1971.

Бондарь С.В. Ассирия. Город и человек (Ашшур III-I тыс. до н.э.).— М., 2008.

Древний Восток: учебное пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Буданова.— М., 2008.

Дьяконов И.М. Этнос и социальное деление Ассирии // СВ.—1958.—№6.

Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // ВДИ.—1952.—№3.

Дьяконов И.М. К вопросу о судьбе пленных в Ассирии и Урарту // ВДИ.—1952.—№1.

Дьяконов И.М. Развитие земельных отношений в Ассирии.— Л., 1949.

История Востока: в 6 т.— М., 1997.—Т.1: Восток в древности.—1997.

История древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина.— М., 2003.

Источниковедение истории древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина.— М., 1984.

Мазетти К. Конец Ассирийской державы // ВДИ.—1979.—№4.

Медведская И.Н. К уточнению маршрута похода Саргона в 714 г. до. н. э. // ВДИ.—1989.—№2.

Мильчик М.И., Борейко Б.М. Город крылатых быков.— М., 1967.

Мунчаев Р.М., Мерперт Н.Я. Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии.— М., 1981.

Садаев Д.Ч. История древней Ассирии.— М., 1979.

Соловьева С.С. Элам и завоевательная политика Ассирии при Ашшурбанипале // Древний Восток и античный мир.— М., 1972.

Хрестоматия по истории Древнего Востока: в 2 ч. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина.— М., 1980.—Ч. 1.

Якобсон В.А. Социальная структура Новоассирийского царства // ВДИ.—1965.—№1.

Яновская Н.В. Некоторые вопросы экономики ассирийской державы // ВДИ.—1956.—№1.

 

ТЕМА СЕМИНАРА 5.

Цель: Изучение источника – «Бехистунской надписи» – и спец. лит-ры; освоение методов комментирования и анализа царских летописей; овладение навыками анализа источников (царских летописей) и работы со спец. научн. лит-рой
Обеспечение: опорные конспекты лекций, текст источника, личные записи (конспекты монографий и статей) студентов, карта, метод. пос.  
Продолжительность: 2 часа

ПЛАН СЕМИНАРА:

  1. Природно-географические условия и население древнего Ирана.
  2. Рождение Персидского государства.
  3. Надписи Дария I как исторический источник.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авеста в русских переводах (1861-1996). — СПб, 1998.

Алиев И.Г. История Мидии.— Баку, 1960.

Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи.— М, 1987.

Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии.— М, 1974.

Геродот. История в девяти книгах.— М., 1983.

Гиршман Р.М. Иран и миграция индоариев и иранцев // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тыс. до н. э.).— М., 1981.

Грантовский Э.А. Иран и иранцы до Ахеменидов.— М., 1998.

Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии.— М., 2007.

Гюиз Ф. Древняя Персия.— М., 2007.

Дандамаев М.А, Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана.— М.,1980.

Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах.—М., 1963.

Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы.— М., 1985.

Древний Восток: учебное пособие для вузов / Отв. ред. В.П. Буданова.— М., 2008.

Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н. э.—М.-Л., 1956.

Историография истории древнего Востока: Иран, Средняя Азия, Индия, Китай / под ред. В.И. Кузищина.— СПб., 2002.

История Востока: в 6 т.— М., 1997.—Т.1: Восток в древности.—1997.

История древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина.— М., 2003.

История иранского государства и культуры. К 2500-летию иранского государства.— М., 1971.

Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? — М.,1994.

Куликан У. Персы и мидяне.— М., 2002.

Луконин В.Г. Искусство древнего Ирана.— М., 1977.

Медведская И.Н. Древний Иран накануне империй (IX-VI вв. до н. э.). История Мидийского царства.— СПб., 2010.

Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. — М.,1988.

Пьянков И.В. Борьба Кира II с Астиагом по данным античных авторов // ВДИ.—1971.—№3.

Рак И. В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. – СПб., 1998.

Фрай Р. Наследие Ирана.— М., 2002.

Хрестоматия по истории Древнего Востока: в 2 ч. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина.— М., 1980.—Ч. 1-2.—1980.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1. Введение. Самостоятельное изучение дисциплины и самостоятельная работа студента по настоящей теме включает:

I. Изучение рекомендованной в настоящем пособии основной литературы.

II. Работу с:

Методическими рекомендациями, приводящими к пониманию сути темы;

Контрольными вопросами:

1. Что изучает история древнего мира?

2. Хронологические рамки истории древних цивилизаций.

3. Единая периодизация истории древних цивилизаций.

4. Географические рамки курса истории древних цивилизаций.

5. Значение изучения истории древних цивилизаций.

6. Значение изучения истории древневосточных цивилизаций.

7. Виды источников по истории древних цивилизаций.

8. Почему исторические источники необходимо изучать в комплексе?

9. Что означают понятия «производительность труда» и «прибавочный продукт»?

10. Что обозначают понятия «функция хозяйственного лидерства», «функция военного лидерства», «функция административного лидерства», в какой период развития общества они появляются?

11. При каких условиях появляется рабство и каковы его источники?

12. Расшифруйте схему: первобытная община – протогосударство – раннее государство – развитое государство.

13. Чем раннее государство отличается от протогосударства?

14. Чем развитое государство отличается от раннего государства?

15. Каковы критерии цивилизации?

16. Расшифруйте схему: квазигород – протогород – город.

17. Город как многофункциональное поселение.

18. Типы древних государств: номовые государства, территориальные царства, империи.

19. Основные особенности исторического развития стран древнего Востока.

20. Какие сословия существовали в странах древнего Востока?

21. Чем рабство патриархальное отличается от рабства классического?

22. Расшифруйте понятия: «родовая община», «сельская (территориальная) община».

23. Восточная деспотия как разновидность монархии.

 

Тема 2. Древний Египет. Самостоятельное изучение дисциплины и самостоятельная работа студента по настоящей теме включает:

I. Изучение дополнительной литературы, рекомендованной в настоящем пособии.

II. Работу с:

Методическими рекомендациями, приводящими к пониманию сути темы;

Контрольными вопросами:

1. Сравните природно-географические условия Египта и Южной Месопотамии.

2. Нил – Евфрат – Тигр: сравнительная характеристика.

3. Влияние природно-географических условий на раннее развитие цивилизации в долине Нила, хозяйственную и общественную жизнь ее древних обитателей.

4. Сложение древнеегипетской народности. Физический тип, языковая принадлежность и психический склад древних египтян.

5. Виды источников по истории древнеегипетской цивилизации.

6. Что раскапывают археологи в долине Нила?

7. Дешифровка древнеегипетской письменности: от Гораполлона до Шампольона.

8. Изучение истории древнего Египта в России: от Василия Позднякова до Б.А. Тураева.

9. Кто есть кто: В. Поздняков, В. Яковлев, А. Суханов, В.Григорович-Барский, О. Сенковский, В. Голенищев.

10. «Отец русской египтологии» Б.А. Тураев.

11. Периодизация истории древнеегипетской цивилизации.

12. Додинастический период в истории древнего Египта. Номовые государства.

13. Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства: проблема взаимоотношений.

14. Объединение Египта: Нармер и Менес (Мина).

15. Египет эпохи Раннего царства: производство, общественные отношения, взаимоотношения Севера и Юга.

16. Египет эпохи Древнего царства: сельское хозяйство, распределение земли, ремесло, торговля.

17. Социальная структура Египта эпохи Древнего царства.

18. Надпись египетского вельможи Мечены как исторический источник.

19. «Автобиографии» египетских вельмож эпохи Древнего царства как исторический источник.

20. Организация государственного управления в Египте эпохи Древнего царства. Строительство пирамид.

21. Упадок Египта в конце эпохи Древнего царства. Ι Переходный период.

22. Новые явления в жизни Египта эпохи Среднего царства.

23. «Речение Ипусера» и «Пророчество Неферти» как исторический источник.

24. ΙΙ Переходный период. Гиксоссы. Камос. Яхмос Ι.

25. Египет эпохи Нового царства: сельское хозяйство, распределение земли (государственный, или царско-храмовый комплекс).

26. Расшифруйте понятия: царские слуги (хемуу), неджесы, ихутиу, немху.

27. Египет эпохи Нового царства: ремесло, торговля.

28. Развитие рабовладельческих отношений в Египте эпохи Нового царства.

29. Внутренняя и внешняя политика Египта при Яхмосе Ι, Аменхотепе Ι, Тутмосе Ι и Хатшепсут.

30. Создание Египетской державы при Тутмосе ΙΙΙ.

31. Египетская держава при Аменхотепе ΙΙ, Тутмосе ΙV и Аменхотепе III.

32. Причины и сущность солнцепоклоннического переворота Аменхотепа ΙV (Эхнатона).

33. Семья Аменхотепа ΙV (Эхнатона) в жизни и в искусстве. Переосмысление канона в амарнском искусстве.

34. Солнцепоклонническая столица Эхнатона. Памятники архитектуры и искусства Ахетатона.

35. Египет при последователях Эхнатона (Семнех-ке-ре, Тутанхамон, Анхесенамон).

36. Рождение новой династии: внутренняя и внешняя политика Хоремхеба, борьба с пережитками солнцепоклонничества.

37. Рамзес ΙΙ: противоборство с хеттами, строительная деятельность.

38. Битва при Кадеше.

39. Египет при ΧΧ династии. Рамессиды.

40. Египет в эпоху Позднего царства: ливийцы, эфиопы, ассирийцы.

41. Египет в эпоху Позднего царства: саисская династия, персидское завоевание.

42. Фетишизм и тотемизм в древнеегипетской религии.

43. Божественный пантеон древних египтян.

44. Амон-Ра: культ, жречество, храмовый комплекс в Фивах.

45. Канон в древнеегипетском искусстве.

46. Амарнский период в древнеегипетском искусстве.

III. Выполнение контурной карты.

IV. Подготовку к семинарским занятиям.

Тема 3. Южная Месопотамия. Самостоятельное изучение дисциплины и самостоятельная работа студента по настоящей теме включает:

II. Изучение рекомендованной в настоящем пособии дополнительной литературы по теме.

II. Работу с:

Методическими рекомендациями, приводящими к пониманию сути темы;

Контрольными вопросами:

1. Влияние природно-географических условий на раннее развитие цивилизации, хозяйственную и общественную жизнь населения Южной Месопотамии.

2. Какие народы населяли Южную Месопотамию в древности?

3. Что Вы знаете о происхождении шумеров?

4. Виды источников по истории древней Южной Месопотамии.

5. Археологические исследования в Южной Месопотамии.

6. Дешифровка клинописи.

7. Кто есть кто: Пьетро Делла Валле, Г.Ф. Гротефенд, Г. Роулинсон.

8. Кто есть кто: К. Нибур, К.Д. Рич, Р. Колдевей.

9. Кто есть кто: Б.А. Тураев, М.В. Никольский.

10. Периодизация истории древней Южной Месопотамии.

11. Периодизация истории Вавилонии.

12. Южная Месопотамия: культура Эль-Убейд и культура Урук.

13. Южная Месопотамия: культура Урук и культура Джемдет-Наср.

14. Распределение земли в шумерских городах-государствах раннединастической эпохи.

15. Социальные отношения в шумерских городах-государствах раннединастической эпохи.

16. Энси и лугали, совет старейшин (знати) и народное собрание в шумерских городах-государствах раннединастической эпохи.

17. Шумер раннединастической эпохи: возвышение Киша, Урука, Ура, Лагаша.

18. Лагаш в период правления династии Ур-Нанше.

19. Ставленник лагашской «партии жрецов» Лугальанда.

20. Реформы Уруинимгины в Лагаше.

21. Шумерское царство Лугальзагесси. Аккадское завоевание Шумера.

22. Аккадское царство при Саргоне Древнем.

23. Шумеро-Аккадское государство в эпоху III династии Ура.

24. Какую роль в истории Южной Месопотамии сыграли кутии (гутии), эламиты, касситы?

25. Южная Месопотамия в ΧΧ – ΧΙΧ вв. до Р. Х.: Ларса, Исин, Эшнунна, основание Вавилона и воцарение его Ι династии.

26. Образование Старовавилонского царства при Хаммурапи.

27. Законы Хаммурапи: общая характеристика памятника, социальная направленность законодательной деятельности Хаммурапи.

28. Сельское хозяйство и распределение земли в Вавилонии по Законам Хаммурапи.

29. Ремесло, торговля и ростовщичество в Вавилонии по Законам Хаммурапи.

30. Социальные отношения в Вавилонии по Законам Хаммурапи.

31. Вавилония при касситах.

32. Вавилония после изгнания касситов: взаимоотношения с эламитами, вторжение арамеев и халдеев.

33. Вавилония и Ассирия: противоборство при Тиглатпаласаре III, Саргоне II и Синаххерибе.

34. Рождение Нового Вавилона при Ассархаддоне.

35. Вавилон и Ашшурбанипал.

36. Набопаласар и союзники Вавилонии в борьбе против Ассирии.

37. Навуходоносор и борьба за раздел «ассирийского наследства».

38. Восточные походы скифов, борьба за раздел «скифского наследства». Навуходоносор и установление системы международного равновесия в Передней Азии.

39. Сельское хозяйство и земельные отношения в Нововавилонском государстве.

40. Ремесло, торговля и ростовщичество в Нововавилонском государстве.

41. Социальная структура нововавилонского общества. Характер рабовладельческих отношений.

42. Упадок Нового Вавилона: Набонид и Валтасар, персидское завоевание.

43. Божественный пантеон шумеров, вавилонян и ассирийцев.

44. Градостроительство и архитектура в древней Месопотамии.

III. Выполнение контурной карты.

IV. Подготовку к семинарским занятиям.

 

Тема 4. Северная Месопотамия. Самостоятельное изучение дисциплины и самостоятельная работа студента по настоящей теме включает:

I. Изучение рекомендованной в настоящем пособии дополнительной литературы по теме.

II. Работу с:

Методическими рекомендациями, приводящими к пониманию сути темы;

Контрольными вопросами:

1. Сравните природно-географические условия Южной и Северной Месопотамии.

2. Влияние природно-географических условий Северной Месопотамии на хозяйственную жизнь ее населения.

3. Какие народы обитали в Северной Месопотамии?

4. Виды источников по истории Северной Месопотамии.

5. Кто есть кто: К.Д. Рич, П.Э. Ботта, Г. Лэйярд.

6. Периодизация истории древней Ассирии.

7. Староассирийский период.

8. Среднеассирийский период (первое возвышение Ассирии).

9. Новоассирийский период (второе возвышение Ассирии): Ашшурназирапал II, Салманасар III, Шамшиадад V, Шаммурамат.

10. Причины упадка Ассирии в первой половине VIII в. до Р. Х. Реформы Тиглатпаласара III.

11. Приход к власти династии Саргонидов. Военная и мирная деятельность Саргона II и Синаххериба.

12. Ассирийская империя при Ассархаддоне и Ашшурбанипале.

13. Экономика и социальные отношения в Ассирии X – VII вв. до Р. Х.

14. Падение Ассирийской империи.

III. Подготовку к семинарскому занятию.

 

Тема 5. Восточное Средиземноморье. Самостоятельное изучение дисциплины и самостоятельная работа студента по настоящей теме включает:

I. Изучение рекомендованной в настоящем пособии дополнительной литературы по теме.

II. Работу с:

Методическими рекомендациями, приводящими к пониманию сути темы;

Контрольными вопросами:

1. Особенности природных условий восточносредиземноморского региона (Сирия, Финикия, Палестина).

2. Какие народы населяли Восточное Средиземноморье?

3. Виды источников по истории Финикии, Палестины, Сирии.

4. Общая характеристика Библии как исторического источника. Сложение книг Ветхого и Нового завета.

5. Города-государства Восточного Средиземноморья во второй половине III – начале II тыс. до Р. Х.

6. Города-государства Восточного Средиземноморья во второй половине II тыс. до Р. Х. Расцвет и гибель Угарита.

7. Финикийские города-государства в конце II – начале I тыс. до Р. Х.: сельское хозяйство и распределение земли, ремесла и торговля, политический строй.

8. Финикийская колонизация.

9. Основание Карфагена и создание Карфагенской державы.

10. Особенности экономических отношений, социальной структуры и политического устройства Карфагенского государства.

11. Вторжение в Палестину древнееврейских племен. Образование племенного союза. Рождение Израильского государства.

12. Израильское царство при Сауле, Давиде, Соломоне. Распад Израильского государства.

13. Хозяйство и общественные отношения в Палестине (Израильском и Иудейском царствах) в первой половине I тыс. до Р. Х.

14. Иудея под властью Ассирии, Вавилонии и Персии.

15. Пророческое движение в Палестине.

 

III. Подготовку рефератов по темам:

1. Проблемы этногенеза еврейского народа.

2. Исторические книги ТАНАХА и библейская археология.

3. Этико-философские и религиозные идеи пророков.

4. Мифология и культура Финикии и Угарита.

 

Тема 6. Малая Азия в древности. Самостоятельное изучение дисциплины и самостоятельная работа студента по настоящей теме включает:

I. Изучение рекомендованной в настоящем пособии дополнительной литературы по теме.

II. Работу с:

Методическими рекомендациями, приводящими к пониманию сути темы;

Контрольными вопросами:

1. Каковы особенности природно-географических условий полуострова Малая Азия?

2. Какие народы населяли полуостров Малая Азия в древности?

3. К какой языковой семье принадлежали хетты, когда и откуда они пришли в Малую Азию?

4. Какие государства существовали в Малой Азии в древности?

5. Где находилось Троянское царство и как долго оно существовало?

6. В результате каких событий и когда погибла Троя?

7. В каком государстве и когда впервые возникла монета?

8. Какой письменностью пользовались хетты? Кто и когда дешифровал хеттскую письменность?

9. Хеттские племенам в конце III – начале II тыс. до Р. Х. Древнехеттское царство.

10. Древнехеттское и Среднехеттское царства.

11. Сельское хозяйство и отношения собственности в Новохеттском царстве.

12. Ремесло и торговля в Новохеттском царстве.

13. Социальные отношения и особенности рабства в Новохеттском царстве.

14. Возрождение Хеттского царства при Суппилулиуме.

15. Внешняя политика и падение Хеттского царства.

16. Битва при Кадеше. Мирный договор между Египтом и Хеттским царством.

17. При каких обстоятельствах погибла Хеттская держава?

18. Где находились Лидийское и Фригийское царства и как долго они существовали?

Тема 7. Закавказье в древности. Самостоятельное изучение дисциплины и самостоятельная работа студента по настоящей теме включает:

I. Изучение рекомендованной в настоящем пособии дополнительной литературы по теме.

II. Работу с:

Методическими рекомендациями, приводящими к пониманию сути темы;

Контрольными вопросами:

1. Закавказье в древности: природно-географические условия.

2. Какие племена населяли территорию Закавказья в древности?

3. Письменные источники по истории Закавказья (Урарту).

4. Археологические источники по истории Закавказья (Урарту).

5. Археологические раскопки Б.Б. Пиотровского на холме Кармир-Блур (Тейшебаини).

6. Где и как долго существовало Ванское (Урартское) царство?

7. Каковы обстоятельства возникновения государства Урарту? Араму, Минуа.

8. Почему Урартское царство смогло противостоять Ассирийской державе и как долго это противостояние длилось?

9. Город-крепость на холме Кармир-Блур (Тейшебаини).

10. Урартское царство при Аргишти I, Русе I, Русе II.

11. Урарту и киммерийцы. Походы Саргона II против Урартского царства.

12. Какова роль киммерийцев, скифов, ассирийцев, мидийцев в истории Урарту?

13. При каких обстоятельствах и когда погибло Урартское государство?

14. Какие государства и когда возникли в Закавказье после гибели Урарту?

Тема 8. Древний Иран. Самостоятельное изучение дисциплины и самостоятельная работа студента по настоящей теме включает:

I. Изучение рекомендованной в настоящем пособии дополнительной литературы по теме.

II. Работу с:

Методическими рекомендациями, приводящими к пониманию сути темы;

Контрольными вопросами:

1. Особенности природных условий древнего Ирана.

2. Какие народы обитали на территории древнего Ирана?

3. К какой языковой семье принадлежали иранские племена, когда и какими путями они проникли на территорию Иранского нагорья?

4. Когда восточные иранцы пришли на Иранское нагорье и расселились на его территории?

5. Какие три цивилизации существовали на территории древнего Ирана?

6. Какова источниковая база по истории древнего Ирана?

7. Виды письменных источников по истории древнего Ирана.

8. Что Вы знаете об «Авесте»?

9. Памятники археологии древнего Ирана.

10. Что Вы знаете об эламском обществе и государстве?

11. Рождение Мидийского царства. Каштарити. Киаксар.

12. Что Вы знаете о мидийском обществе и государстве?

13. Как и когда возникло Персидское государство?

14. Что Вы знаете о Кире II, Камбизе II и Гаумате?

15. Бехистунская надпись Дария I.

16. Какие территории входили в состав Персидской империи?

17. Как управлялось Персидское государство при Кире II - Камбизе II и при Дарии I?

18. Объясните слова: хилиарх, сатрапия, сатрап, курташ.

19. Как при Дарии I изменилась система податей и подарков в Персидской империи?

20. Что Вы знаете о международной торговле и денежных отношениях в Персидской

империи?

21. Как распределялась земля в Персидской империи (формы земельной собственности и

землепользования)?

22. Особенности рабства и другие формы зависимости в Персидской империи.

23. Что представляла собой персидская армия?

24. Персидская империя в годы Греко-персидских войн, при Артаксерксе II, Артаксерксе III и

Дарии III.

25. Когда и при каких обстоятельствах погибла Персидская империя?

26. Что Вы знаете о зороастризме?

III. Подготовку к семинарскому занятию.

IV. Подготовку рефератов по темам:

1. Проблема индоевропейской прародины в современной науке.

2. Авеста как исторический источник.

3. История археологического изучения ахеменидского Ирана.

4. Александр Македонский и зороастризм.

 

V.Выполнение контурной карты.

Тема 9. Средняя Азия в древности. Самостоятельное изучение дисциплины и самостоятельная работа студента по настоящей теме включает:

I. Изучение рекомендованной в настоящем пособии дополнительной литературы по теме.

II. Работу с:

Методическими рекомендациями, приводящими к пониманию сути темы;

Контрольными вопросами:

1. Какие области входили в состав древней Средней Азии?

2. Особенности природно-географических условий древней Средней Азии?

3. Какие народы обитали на территории древней Средней Азии?

4. Виды источников по истории древней Средней Азии.

5. Средняя Азия в составе держав Ахеменидов, Александра Македонского и Селевкидов.

6. Культура Греко-Бактрийского царства.

7. История изучения памятников кушанского времени.

8. Основные этапы римско-парфянских взаимоотношений.

Тема 10. Древняя Индия. Самостоятельное изучение дисциплины и самостоятельная работа студента по настоящей теме включает:

I. Изучение рекомендованной в настоящем пособии дополнительной литературы по теме.

II. Работу с:

Методическими рекомендациями, приводящими к пониманию сути темы;

Контрольными вопросами:

1. Природно-географические условия древней Индии.

2. Какие народы обитали на территории древней Индии?

3. Кто такие индоарии?

4. В чем специфика письменных источников по истории древней Индии?

5. Что Вы знаете о «ведах»?

6. Объясните слова: веды, шастры, пураны.

7. Перечислите виды источников по истории древней Индии.

8. Что Вы знаете о поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна»?

9. Периодизация истории древней Индии.

10. Что вы знаете об индской цивилизации (цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро)?

11. Индская цивилизация: время возникновения и гибели (обстоятельства гибели), ареал.

12. Какой народ был создателем индской цивилизации (цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро)?

13. Где находились города Хараппа и Мохенджо-Даро, что Вы о них знаете?

14. Ведийский период в истории древней Индии.

15. Хозяйство и социальные отношения ведийских племен.

16. Как управлялись ведийские племена? Объясните слова: ганы, граны, раджа.

17. Каковы причины возникновения сословно-кастового строя в Индии?

18. Что такое «каста» и «варна»?

19. Что представляли собой индийские варны?

20. Объясните слова: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.

21. Специфика рабства в древней Индии.

22. Магадха и династия Нандов.

23. Северо-Западная Индия при Александре Македонском и Селевкидах.

24. Образование империи Маурьев в Индии. Чандрагупта.

25. Империя Маурьев при Биндурасе и Ашоке.

26. Государственное устройство империи Маурьев.

27. Сельское хозяйство и формы земельной собственности в Индии эпохи Маурьев.

28. Понятие «община» в древней Индии. Виды общин.

29. Религиозная политика Ашоки. Распад империи Маурьев.

30. Индия в кушано-гуптский период (общая характеристика).

 

III. Подготовку рефератов по темам:

1. Общая характеристика системы ведийской мифологии.

2. Общая характеристика и этапы формирования религиозной системы брахманизма.

3. Проблемы истории раннего буддизма.

4. Индия в античных источниках.

 

IV. Выполнение контурной карты.

 

 

Тема 11. Древний Китай. Самостоятельное изучение дисциплины и самостоятельная работа студента по настоящей теме включает:

I. Изучение рекомендованной в настоящем пособии дополнительной литературы по теме.

II. Работу с:

Методическими рекомендациями, приводящими к пониманию сути темы;

Контрольными вопросами:

1. Природно-географические условия древнего Китая.

2. Население древнего Китая.

3. Проблемы периодизации истории древнекитайской цивилизации.

4. Виды источников по истории древнего Китая.

5. Письменные источники по истории древнекитайской цивилизации.

6. Кто есть кто: Конфуций, Сыма Цянь, Бань Гу.

7. Древний Китай: период Шан-Инь.

8. Древний Китай: период Западное Чжоу.

9. Древний Китай: период Восточное Чжоу.

10. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае.

11. Древний Китай: империя Хань. Старшая династия Хань.

12. Китай в I – III вв. от Р. Х. Младшая династия Хань.

13. Религии древнего Китая.

 

IV. Выполнение контурной карты.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»

 

 

1. Предмет и значение изучения истории древнего мира. Проблемы периодизации истории древних цивилизаций. Понятие «Древний Восток» — хронологические и географические рамки.

2. Природные условия и население стран Древнего Востока.

3. Понятие «цивилизация». Типы древних государств, их характеристика. Особенности общественного строя стран Древнего Востока.

4. Виды источников по истории Древнего Востока.

5. Периодизация истории древних цивилизаций Востока. Трудности в построении абсолютной и относительной хронологии истории древнего Востока. Методы датировки событий древневосточной истории.

6. Первый этап изучения истории древнего Востока (нач. XIX - 80-е гг.XIX в.)

7. Второй этап изучения истории древнего Востока (80-е гг.XIX в. - первая половина XX в.)

8. Изучение истории древнего Востока во второй половине XX – начале XXIвв.

9. Природно-географические условия и население древнего Египта.

10. Общая характеристика источников по истории древнего Египта, дешифровка иероглифов.

11. Основные этапы становления египтологии. Периодизация истории древнего Египта.

12. Древнейший период истории Египта. Объединение Египта. Раннее царство.

13. Египет в период Древнего (Старого) царства: социально-экономические отношения, государственное устройство, внешняя политика.

14. Первый Переходный период и Среднее царство в истории Египта.

15. Второй Переходный период: гиксосское завоевание Египта, борьба египтян с гиксосами, Яхмос I и новое возвышение Египта.

16. Египет в эпоху Нового царства: экономика, социальные отношения, государственное устройство.

17. Организация государственного управления в Египте и военная политика при фараонах XVIII династии (до Эхнатона).

18. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона).

19. Внутренняя и внешняя политика фараонов XIX династии (Хоремхеб, Рамзес I, Рамзес II).

20. Египет при фараонах XX династии (Сетнахт, Рамзес III, Рамессиды). Причины упадка страны, ливийское и эфиопское правление в Египте.

21. Позднее царство (ливийско-саисский период).

22. Культурные достижения древнеегипетской цивилизации.

23. Общая характеристика религиозных представлений древних египтян.

24. Природа и население Южной Месопотамии.

25. Периодизация истории Южной Месопотамии. Источники и историография. Дешифровка клинописи.

26. Города-государства Шумера раннединастической эпохи: социально-экономические отношения и государственное устройство.

27. Политическая история шумерских городов-государств: возвышение Киша, Урука, Ура, Лагаша. Объединение Шумера при Лугальзагесси.

28. Первое крупное государство на территории Южной Месопотамии — Аккадское царство. Кутии.

29. Государство III династии Ура. Аморейское завоевание Месопотамии.

30. Культура и искусство шумерской цивилизации.

31. Образование Старовавилонского государства. Правление Хаммурапи, общая характеристика его свода законов.

32. Общественный строй Вавилонии по данным законов Хаммурапи (социальная структура, община, жречество, армия, рабство, семейно-брачные отношения, вопросы судопроизводства и права).

33. Сельское хозяйство и земельные отношения, ремесло, торговля, ростовщичество в Старовавилонском царстве.

34. Средневавилонский период. Изгнание касситов. Рождение Нововавилонского царства.

35. Нововавилонское царство: социально-экономические отношения, внутренняя и внешняя политика, персидское завоевание страны.

36. Природа и население Северной Месопотамии. Источники и историография древней Ассирии. Древнейший период. Ассирийское государство во II тыс. до Р.Х.

37. Новоассирийское царство: земельные отношения и социальная организация; завоевательная политика ассирийских царей в конце X – IX в. до Р.Х. Реформы Тиглатпаласара III.

38. Внутренняя и внешняя политика династии Саргонидов (Саргон II, Синаххериб, Ассархаддон, Ашшурбанипал). Падение Ассирии.

39. Культура и религиозные представления населения древней Месопотамии.

40. Государства Финикии в конце II – I пол. I тыс. до Р.Х. Финикийская колонизация: причины, характер, направления, результаты.

41. Древний Карфаген: образование державы, экономика и социальные отношения, политическое устройство. Падение Карфагена.

42. Палестина во второй половине II - в I тыс. до Р.Х. Израильское и Иудейское царства.

43. ТАНАХ как исторический источник, деятельность пророков и проблема возникновения монотеизма.

44. Хеттское царство: источники и историография, периодизация истории, культура.

45. Великая Хеттская держава: социальная структура, организация государственного управления, внешняя политика. Падение Хеттского царства.

46. Природные условия и население Закавказья. Возникновение, расцвет и упадок Урарту.

47. Природа и население древнего Ирана. Источники и историография. Периодизация истории.

48. Мидийское царство: источники, основные этапы истории, оценка в современной историографии.

49. Деятельность Кира II и Камбиза II — возникновение Персидской империи.

50. Переворот Гауматы.

51. Реформы Дария I.

52. Персия в V-IV вв. до Р.Х. Походы Александра Македонского и гибель державы Ахеменидов.

53. Культура Мидии и Персии. Авеста как исторический источник, проблемы ранней истории зороастризма.

54. Парфия.

55. Греко-Бактрийское царство.

56. Кушанское царство.

57. Природа и население древней Индии. Источники и историография, периодизация истории.

58. Индская (хараппская)цивилизация.

59. Индия в ведический период.

60. Индия в магадхо-маурийский период. Образование империи Маурьев, организация управления, правление Чандрагупты и Ашоки.

61. Хозяйство и общественный строй Индии во 2-й пол. I тыс. до Р.Х. (магадхо-маурийский период).

62. Индия в кушано-гуптский (классический) период.

63. Культура и религии древней Индии.

64. Древний Китай: страна и население, источники и историография, периодизация истории. Общество и государство в эпоху Шан-Инь.

65. Образование государства Чжоу. Социально-экономические отношения в Китае в X – VIII вв. до Р.Х. Период Восточного Чжоу.

66. Империя Цинь в Китае.

67. Империя Хань в III в. до Р.Х. – I в. от Р.Х.

68. Китай в I – III вв. от Р.Х. (Младшая Хань).

69. Культурные достижения древнекитайской цивилизации.

70. Религии древнего Китая.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕКУЩИХ И ИТОГОВЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В БАЛЛАХ КРЕДИТНО-ТРАНСФЕРНОЙ СИСТЕМЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»

 

Итоговая оценка знаний студента по дисциплине равна сумме оценок, полученных им по следующим, предусмотренным учебным планом, видам работы:

1.Текущий контроль. За выполнение заданий первого пункта студент может получить до 30 баллов при выполнении всех видов работ в срок установленный преподаваем, из них:

- посещение занятий – 5 баллов (0,09 балла за каждое занятие, из расчета учебного времени: 36 ч. лекций и 18 ч. семинарских занятий);

- активная работа на семинарских занятиях – 10 баллов (0,5 балла за работу на одном занятии);

- оформление и сдача контурных карт – 5 баллов (1 балл за каждую, надлежащим образом оформленную и зачтенную контурную карту);

- правильно оформленные и зачтенные преподавателем конспекты статей – 5 баллов (5 статей, или 2 монографии из рекомендованного списка литературы);

- выполненные на должном уровне и представленные для обсуждения рефераты – 5 баллов.

2. Модульный контроль: до 30 баллов. Поскольку по дисциплине «История древнего Востока» учебным планом предусмотрено проведение двух модульных срезов знаний студентов, то максимальное число баллов при оценивании каждого из них — 15.

3. Семестровый модульный контроль (экзамен): до 40 баллов:

- от 30 до 40 баллов — задание выполнено в полном объеме, ответы даны на все вопросы логически правильно, последовательно, без ошибок. При этом выявляется способность студента дифференцировать, интегрировать знания соответствующих наук. Он проявляет высокий уровень мышления, эрудицию, приобретенные знания.

- от 20 до 30 баллов — дан ответ на вопрос, но не полностью раскрыто его содержание. Студентом изложен материал логично, последовательно, в работе есть незначительные ошибки, неточности в ответах. При этом студент не знает некоторых вопросов из тем предмета, однако может дифференцировать и интегрировать знания в области предмета, проявляя интерес в выборе правильных ответов.

- от 10 до 20 баллов — дан ответ только на часть вопроса. В целом вопрос раскрыт не полностью. Материал изложен логично, последовательно, но в ответе есть ошибки, указывающие на неполные знания студента. При этом студент может использовать основные знания по каждому вопросу.

- от 0 до 10 баллов — не имеет ответов на все вопросы. Студент не выявляет способности дифференцировать и интегрировать знания. Не применяет в полном объеме необходимую информацию, не владеет умениями выбирать информацию, отвечает непоследовательно, с большими ошибками или вообще не отвечает.

Принцип начисления баллов: за выполнение работ по пунктам 1 и 2 студент может получить до 60 баллов (оценка «удовлетворительно» по национальной шкале), за экзамен (пункт 3) — до 40 баллов.

В случае если студент по уважительной причине не смог выполнить все, один, или несколько вышеперечисленных видов работ, то, в виде исключения, его ответ на экзамене может оцениваться, соответственно: по 70-ти, 55-ти и 100 балльной шкале.

 

 

Методические рекомендации и указания по дисциплине

«История древнего Востока»

 

для студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения специальности 7.030301 «история» образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» профессионального направления подготовки 0303 История

 

 

Составитель: Спивак Игорь Александрович

 

Редактор: Н.А. Василенко

 

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Подписано к печати Формат 60х84/16. Бумага тип. ОП

Объем 2 п.л. Тираж – 50 экз. Заказ – Бесплатно

 

 

95007, Симферополь, пр. Академика Вернадского, 4.

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.341 сек.