Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. По программам подготовки бакалавров направлений «Экономика», «Менеджмент», «Бизнес-информатика» в 2012/13 учебном году

РИЦ БашГУ

Уфа

По программам подготовки бакалавров направлений «Экономика», «Менеджмент», «Бизнес-информатика» в 2012/13 учебном году

СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОКОНТРОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Используемая литература.

Выводы и предложения

То есть благодаря параметрическому анализу (анализу на чувствительность) мы получили динамическую модель и выявили чувствительность данной модели к изменениям отдельных ограничивающих целевую функцию условий. При этом мы установили, насколько можно увеличить запас дефицитного ресурса (финансы) для повышения прибыли фирмы и установили предельно – допустимое значение увеличения запаса этого дефицитного ресурса, составляющее 150$. Для финансов=250 было установлено предельно допустимое снижение запасов недефицитных ресурсов: 62 единиц сырья и 42$ финансовых ресурсов. В этой ситуации можно предложить следующее:

Для увеличения получаемой прибыли фирме необходимо принять на работу дополнительный штат работников, так как исходного явно недостаточно для увеличения прибыли фирмы. При этом шаге необходимые затраты фирмы окупятся дополнительной прибылью фирмы в размере 130$ от каждого дополнительного сотрудника.

1. Моделирование социально – экономических процессов: Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ средствами Excel 97/ Сост.А.С.Орлов; НовГУ им. Ярослава Мудрого.- Новгород, 1999.- 58с.

 

 

 

 

для студентов второго курса дневной формы обучения

Печатается по решению кафедры региональной экономики и управления экономического факультета

(протокол № 1 от 31.08. 2012 г.)

Составитель: д-р филос. наук, профессор В.Г. Хайруллина

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………  
Семинарское занятие 1…………………………………………  
Семинарское занятие 2…………………………………………  
Семинарское занятие 3…………………………………………  
Семинарское занятие 4…………………………………………  
Заключение ……………………………………………………….  
Список использованных источников……………………………  

Дисциплина «Самоконтроль компетентности» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлениям – «Экономика», «Менеджмент», «Бизнес-информатика».

Во второй половине ХХ столетия в нашей стране была создана методологическая школа под руководством Г.П.Щедровицкого и его соратников, которая разработала теорию деятельности, базируясь на научные взгляды психологов Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я.Гальперина, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского и др. При этом следует упомянуть про труды их предшественников И.М.Сеченева, Н.Н Ланге., (Мюллера,1840), Гиппенрейтера Ю.Б., и других исследователей психологии и физиологии человека. Ими были выявлены закономерности восприятия человеческим организмом (ощущений его чувственными органами) энерго-информационных ресурсов извне, характере связей между внутренней и внешней средой человека, процесса формирования и развития сознательной функции мозга, саморазвития человека в этом мире. Их исследования дали возможность понять, что:

1) процесс адаптации человеческого организма к изменениям внешней среды является физиологическим, а процесс адаптирования внешней среды – психофизиологическим;

2) информация имеет двойственную природу. Она может быть получена, с одной стороны, как результат, целенаправленно извлекаемый органами чувств (волевой деятельности человека), т.е. как психическое явление, а с другой – как сигналы, поступающие извне без усердия человека, т. е. представлять собой сенсорное, физиологическое явление;

3)трудоспособность есть чувствомыследейственная способность человека, социально значимо целеполагать и реализовать ее в жизнь по нормам био-, ноо-, техно—и социосфер;

4)труд – процесс волевого проявления чувствомыследейственных способностей человека по одухотворению веществ природы и совершенствованию субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений, сопровождающийся затратами его психо- и биоэнергии, завершающийся производством социально значимого продукта;

5) труд – это система физиологически, психически, социально обоснованных видов деятельности человека, обязательно начинающегося с чувственно-мыслительного действия и чередующаяся по мере необходимости с активными физическими действиями с помощью орудий труда, завершающаяся созданием задуманного социально значимого продукта.

6) трудоспособность выступает ключевым фактором формирования и развития общекультурных и профессиональных компетентностей человека.

На основе этих научных положений была построена современная дидактическая система деятельностного метода образования[1], основанного на методе рефлексивной самоорганизации, на вырабатывании умения самостоятельного поиска, осмысления необходимой информации и формирования ЗУН – предпосылок компетентности.

Такая система обучения (так называемый компетентностный подход) предполагает, что каждый студент сам проектирует самостоятельную познавательную деятельность в соответствии с законами мира деятельности (системной организации), т.е. сам ставит перед собой учебную цель, определяет средство и способ ее достижения, строит и реализует план своих действий.

Метод рефлексивной самоорганизации предполагает самоконтроль, самооценку, тренинги, рефлексивное осмысление проделанного и коррекцию своих индивидуальных затруднений. Последнее означает, что благодаря такой самоорганизации студент сам находит свои ошибки и вовремя их исправляет, без влияния на итоговую контрольную оценку по дисциплине.

Семинарские и практические занятия предназначены для формирования и развития способности студентов целенаправленного самоконтроля своего участия в образовательном процессе по усвоению программного материала учебного плана в течение семестра, учебного года и за все годы обучения в вузе.

Стратегической целью занятий данного курса является формирование и развитие у будущих специалистов профессиональной ответственности за компетентное исполнение своих полномочий. Согласно этой цели, в задачу семинарских занятий входит формирование у студентов ответственного отношения к процессу изучения и усвоения теоретических знаний с целью превращения их в умения решать социально значимые прикладные задачи.

При подготовке плана семинарских занятий автор руководствовался ФГОС-3, Положением о модульно-рейтинговой системе обучения и оценке успеваемости студентов БашГУ, принятым на заседании Ученого Совета БашГУ 30.06.2011г. (протокол №10) и утвержденным ректором БашГУ 04.07.2011г., а также учебно-методическими материалами научно-педагогической литературы последних десятилетий, посвященных к проблемам развития в системе образования знаний, умений, навыков (ЗУН) и компетентности.

Задания на 3 семестр для самостоятельной работы (самоорганизации).

1. Найти информационные источники с комментариями федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения для формирования своей оценки по уровню реализации компетентностного подхода в довузовской системе образования. Написать реферат на тему: «О преемственности формирования и развития общекультурных компетентностей в онтогенезе как предпосылка для развития ПК».

Срок выполнения: сдать письменную работу в день третьего семинарского занятия.

2.Продолжать работу со словарями определений понятий, необходимых для дисциплины самоконтроля компетентности по различным авторам и источникам. Выносить на обсуждение дополнительно подготовленных понятий.


Семинар 1 (2 часа). Целью данного семинарского занятия является организация коллективного мышления, позволяющего студентам сделать самостоятельный вывод о значении культуры мышления о труде и трудоспособности человека в профессиональной деятельности, руководствуясь парадигмой «трудоспособность как предпосылка ПК»; обогащение представления студентов о человеке как о сложноорганизованном единстве психофизиологических подсистем.

Поскольку дисциплина «Самоконтроль компетентности», опирается на знания, умения и компетенции, уже сформированные в предыдущие годы, целесообразно организовать определение уровня выработанных компетенций по социально-гуманитарным дисциплинам (в том числе по экономике). Для этого выбираем метод диалогового общения, т.е. два студента задают друг другу вопросы для раскрытия значения ОК в профессиональной деятельности будущего специалиста, научно обоснуя характер взаимосвязи между ОК и ПК на конкретных примерах из хозяйственной жизни.

Метод построения диалога выбирают студенты сами. Рекомендация: диалог целесообразно построить, активно используя ситуативный метод, привлекая информацию, полученную во время прохождения учебно-ознакомительной практики.

В результате таких диалогов студент должен уметь на конкретных примерах доказать о значении соблюдения конкретно обозначенной ОК в организации, как основы реализации конкретной ПК. Желательно диалог завершить выводом о значении того или иного научного положения, освоенного по той или иной дисциплине учебного плана прошлого года на конечные результаты конкретной организации и качество жизни каждого человека- гражданина.

Для подготовки организации предстоящего диалогового взаимоотношения одногруппников отведем три минуты (за это время студенты могут договариваться между собой форму реализации данного мероприятия).

Сразу вспомним введенный в первом семестре в нашу речевую систему общения термин «хронометраж». Выберем из группы трех человек для ведения хронометража каждой пары выступающих для определения потраченных человеко-минут времени. (Если будут желающие вести хронометраж, то соглашаемся). Выберем трех человек для определения критериев качества вопросов и ответов. (Если будут желающие, то соглашаемся).

Начинаем формировать свою точку зрения к оценочным критериям с аргументированным обоснованием и определять баллы (это задание распространяется на всех. При этом можно организовать мнение коллектива из двух-трех человек как независимых экспертов).

Важным является организация ведения учета характера деятельности каждого студента на семинарских занятиях. Для этого предложить студентам разработать форму учета в виде таблицы, где столбиками указать порядковый номер, ФИО студента; далее столбиками перечислить качественную (при необходимости и количественную) характеристику работы студента на занятии (активность, инициативность, четкость формулировки высказываний и т.д.) Можно предложить индивидуально разработанную форму, или коллективную из двух-трех человек. На следующем занятии примем лучшую форму как рабочую для постоянного учета качества участия каждого студента на занятиях, фиксируя автора (или авторов) разработки формы.

На каждом занятии по три человека выступают ответственными за учет характера работы каждого студента. (Два студента фиксируют во время занятий, и свою информацию в письменном виде передают третьему для согласования баллов. Третий выставляет средний балл и все трое расписываются, отмечая дату. Результаты баллов оглашаются на следующем занятии перед началом.) При необходимости может быть создана апелляционная комиссия из студентов в количестве трех человек, которая будет считаться правомочной внести коррективы в оценочные баллы по заявлению несогласного студента, согласуя с преподавателем.

Примечание: Вся информация учетной деятельности на электронных и бумажных носителях хранится на кафедре (ответственность за сохранность несет преподаватель). Накопленная информация по учетной деятельности (рабочая документация) со временем может стать источником для анализа состояния и динамики общекультурной и профессиональной компетентности студентов.

Вопросы для организации коллективного мышления и для самостоятельной работы.

1. Продолжить работу со словарями, вырабатывая свои подходы к раскрытию многозначных и многоуровневых понятий в социально-экономической жизни. Подкреплять примерами из жизни.

1.1. Общенаучные (универсальные), специальные (теоретические и прикладные), обыденные разговорные понятия, идиомы. Какой научной дисциплине можно отнести понятия: «свобода», «вседозволенность», «дисциплина», «культура», «информация», «принятие решений», «риск»? Дополнить данный перечень теми понятиями, которые Вы считаете важными для самоконтроля компетентности.

1.2. Рабочие понятия, как элементы взаимопонимания, согласования деятельности людей одной профессии (организационной культуры). Вербальная демонстрация ситуации работы специалиста-мастера, обучающего начинающего работника (например: как Вы считаете, по данному виду внеоборотных активов какой метод амортизации целесообразнее использовать и почему?). Примеры из жизни подобных ситуаций... На примере анализа данной ситуации раскрыть двойственную природу информации. Углубленный анализ данного положения можно продемонстрировать на раскрытии сути модели потребностей человека А. Маслоу.

1.3. Сущность понятий компетенции и компетентности – ключевых понятий ФГОС ВПО; раскрыть предпосылки и закономерности их формирования и развития в жизненном цикле индивидуального человека (в онтогенезе).

1.3.1. О взаимосвязи компетенции и компетентности человека, занятого в той или иной профессиональной деятельности. Привести примеры из организации, где проходили практику (или из ситуации жизни).

1.3.2. Анализ структуры определений компетенции и компетентности (на примере должностных функций экономиста–аналитика по производительности труда; это - задание для наиболее инициативных и активных студентов).

Задание для самостоятельной работы.

1. Работа со словарями по экономике, социологии, психологии, правоведению по осмыслению взаимосвязи содержания (определения) терминов: труд, трудоспособность, физиология человека, психология человека, компетенция, должность; компетентность, должностные функции; государство, струкура власти.; гражданин, передача полномочий, обратная связь, ответственность перед будущим поколением, стандарт, инструктаж, консультация, законы жизни.

Из приведенных понятий выбрать те, которые Вы считаете смыслообразующими для формирования и развития самоконтроля компетентности у подрастающего поколения. При несоответствии приведенного перечня понятий для решения поставленной задачи - составить свой перечень (аргументируя).

2. На примере ситуаций из жизни любой организации (или проведенных общественных мероприятий) воспроизвести фрагменты, демонстрирующие значимость компетенции и компетентности организаторов и участников.

3. Поделиться на n-е число команд (по 2 или 3 человека) и подготовить по три вопроса для контроля уровня подготовленности команд по заданиям семинарского занятия. Одну команду назначить в роли жюри. Команда в роли жюри разрабатывает критерии оценки ответов членов команд и командную работу в целом в баллах.


Семинар 2 (2 часа). Целью данного семинарского занятия является организация коллективного мышления, позволяющего студентам делать самостоятельный вывод о двойственной природе информации, о рефлекторной природе интеллектуального развития человека и профессиональной компетентности; о значении коммуникации, норм и культуры в жизнедеятельности человека и роли самоконтроля при этом.

Занятие начинается с оглашения результатов оценки работы (баллов) группы в предыдущем семинаре. Принятие оценок всеми студентами определяется открытым голосованием. Несогласные студенты могут выразить свою точку зрения устно или письменно.

Рабочие документы прошлого занятия в письменной форме передаются преподавателю.

- Обсуждение работы со словарями. Принятие рабочих понятий.

- Организация обсуждения подготовленных ситуаций из жизни воспроизводящих фрагменты, демонстрирующие суть и значимость компетенции и компетентности. О возможных последствиях при отсутствии или низком уровне компетентности на примере деятельности какой-либо организации. Обобщение обсуждения, формулировка выводов.

- Организация контроля уровня подготовленности команд по заданиям прошлого семинарского занятия.

- Выступление представителей жюри об оценочных критериях (в баллах).

- Выражение мнения других студентов по оценочным баллам.

Вопросы для организации коллективного мышления и для самостоятельной работы.

 

1. Понятие информации как сенсорное, физиологическое явление. Понятие информации как психическое явление, как целенаправленно извлекаемое органами чувств (волевой деятельности человека).

2. Понятия «привычка», «характер человека». Роль стереотипных понятий и представлений, формирующихся в жизнедеятельности человека.

3. Человек его поведение в окружающей жизни в зависимости от ОК и ПК.

3.1. Человек и культура. О многоуровневости культуры: фундаментальной (базовой) и повседневной (текущей).

3.2. О становлении научной дисциплины организационной культуры.

 

Задание для самостоятельной работы.

1. Работа со словарями по экономике, социологии, психологии, правоведению по осмыслению содержания (определения) терминов и выражений: воспитание, обучение, внимание, знания, умения, навыки, издержки времени освоения норм фундаментальной и повседневной культуры, общественное мнение, его контрольная функция..

2. На примере ситуаций из жизни воспроизвести фрагменты, демонстрирующие суть и значимость двойственной природы информации в жизнедеятельности человека; подготовить комментарии по ним.

3. Подготовить командную работу для контроля уровня подготовленности студентов по заданиям предыдущего семинарского занятия.

4. Подготовить командную работу для контроля остаточных знаний по темам первого курса.

Одну из команд назначить в роли жюри. Команда в роли жюри разрабатывает критерии оценки ответов членов команд и командную работу в целом.

Дополнительное задание. Начать изучение труда Г. Эмерсона «12 принципов производительности.

В письменной форме оформить вывод, сделанный Вами в ходе осмысления данного труда (объемом до одной машинописной страницы). Выделить текст, где автор выражает свое отношение экспортно-импортной политике своего правительства.

Срок подготовки – три недели.


Раздел (модуль) 2.

Семинар 3 (2 часа). Целью данного семинарского занятия является организация коллективного мышления, позволяющего студентам сделать самостоятельный вывод о сути интеллектуального труда и о закономерностях становления и развития профессионального интеллекта и профессиональной компетентности.

Занятие начинается с оглашения результатов оценки работы (баллов) группы в предыдущем семинаре. Принятие оценок всеми студентами определяется открытым голосованием. Несогласные студенты могут выразить свою точку зрения устно или письменно.

Рабочие документы по учету прошлого занятия в письменной форме передаются преподавателю. Начинается учетная работа данного занятия.

- Обсуждение работы со словарями. Принятие рабочих понятий.

- Демонстрация ситуаций (фрагментов) отражающих суть и значение воспитания и обучения на разных стадиях жизни ребенка, методов управления его вниманием; о затратах времени и энергии на формирование знаний, умений, навыков по самообслуживанию; об издержках общества на социализацию подрастающего поколения по освоению норм фундаментальной и повседневной культуры.

- Привести отрывок из произведений отечественных или зарубежных авторов, раскрывающих роль и значение общественного мнения в формировании и развитии ОК.

- Организация контроля уровня подготовленности команд по заданиям прошлого семинарского занятия.

- Организация контроля уровня освоенности студентами понятий прошлых семинарских занятий для организации коллективного мышления и для самостоятельной работы.

- Выступление представителей жюри об оценочных критериях (в баллах).

- Выражение мнения других студентов по оценочным баллам.

 

Вопросы для организации коллективного мышления на занятии и для самостоятельной работы.

1. Понятие «труд» и его характеристика.

1.1.Понятие «потенциал». Унаследованные и приобретенные качества человека.

1.2.Понятия «потенциальный труд» и его реализация.

1.3. О воспроизводимости труда и его орудиях.

1.4.Об основных видах продукта труда и их характеристика.

1.5.О характере связей творчества, потенциального труда, проектной деятельности.

1.6. Составление модели расчета трудоемкости произведенного продукта труда.

2. Труд как процесс формирования и совершенствования профессиональных знаний и компетентности.

 

Задание для самостоятельной работы.

1. Работа со словарями по экономике, социологии, психологии, правоведению по осмыслению содержания (определения) терминов: труд, работа, трудоспособность, работоспособность, воспроизводство, орудия и средства труда, предметы труда, трудоемкость, работник, сотрудник, персонал, кадры, служащий.

2. На примере из жизни воспроизвести фрагменты (ситуации), демонстрирующие суть потенциального труда и его реализации. Раскрыть условия реализации потенциального труда.

3. Подготовить командную работу для контроля уровня подготовленности студентов по обсужденным вопросам предыдущего семинарского занятия. Одну команду назначить в роли жюри. Команда в роли жюри разрабатывает критерии оценки ответов членов команд и командную работу в целом.

Дополнительное задание.

Разработать модель раскрытия взаимосвязи понятий «информация», «знания», «умения», «навыки»(объяснить общность и различие). Подготовить ответ: для развития какой компетентности способствует разработка данной модели?


Семинар 4 (2 часа). Целью данного семинарского занятия является организация коллективного мышления, позволяющего студентам сформулировать ответ на вопрос «как формируются и развиваются ОК и ПК».

Занятие начинается с оглашения результатов оценки работы (баллов) группы в предыдущем семинаре. Принятие оценок всеми студентами определяется открытым голосованием. Несогласные студенты могут выразить свою точку зрения устно или письменно.

Рабочие документы по учету прошлого занятия в письменной форме передаются преподавателю. Начинается учетная работа данного занятия.

- Обсуждение работы со словарями. Принятие рабочих определений: труд, работа, трудоспособность, работоспособность, воспроизводство, орудия и средства труда, предметы труда, трудоемкость, работник, сотрудник, персонал, кадры, служащий.

 

- Демонстрация подготовленных ситуаций (фрагментов) из жизни, раскрывающих суть потенциального труда и его реализации. Раскрытие условий реализации потенциального труда.

Раскрытие прикладного значения рассматриваемых научных положений о труде.

- Организация контроля между командами уровня их подготовленности по заданиям прошлого семинарского занятия.

- Организация контроля уровня освоенности студентами понятий прошлых семинарских занятий для организации коллективного мышления и для самостоятельной работы.

- Выступление представителей жюри об оценочных критериях (в баллах).

- Выражение мнения других студентов по оценочным баллам.

 

Вопросы для организации коллективного мышления на занятии и для самостоятельной работы.

 

1. О вкладе изучаемых дисциплин для приращения ключевых компетентностей своего профиля. Методы самоконтроля.

2. О ключевых понятиях теории эффективности и моделях их расчета..

3. Раскрытие смыслового содержания «рациональное использование производственных ресурсов».

4. Актуализация проблемы обеспечения бережливого производства.

Задание для самостоятельной работы.

1. Работа со словарями по экономике, социологии, психологии, правоведению по осмыслению содержания (определения) терминов: раскрывающих смысловое значение «рациональное использование производственных ресурсов» и бережливого производства.

2. Раскрыть общность и различие между понятиями «рациональность», «бережливость»(проиллюстрировать на модели).

 

Задание на 5-й семестр.

Найти труды, освещающие становление концепции устойчивого развития социально-экономической жизни в планетарном масштабе. Составить иллюстративную модель раскрытия социально-экономического значения данной концепции.


Заключение

Семинарские и практические занятия помогают систематизировать, структурировать, расширять и углублять общекультурные и профессиональные компетенции и компетентности.

Согласно современных концепций развивающего образования процесс развития общекультурных и профессиональных компетенций и компетентностей непрерывен.

Исходя из этого положения в целях обеспечения непрерывного процесса мониторинга саморазвития на период подготовки и прохождения ознакомительной, экономической (производственной) практик дается задание. Подготовить иллюстративную модель раскрытия содержания компетенции и компетентности на примере должности и должностного лица подразделения, где будет организована учебно-ознакомительная или производственная практика. Подготовить ответ: для развития каких компетентностей, обозначенных в ФГОС ВПО (указывая конкретно), способствует выполнение данного задания?


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ полученных отчетов, итогового сценария и гистограмм | Ионизирующих излучений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.