Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и бессознательное. Речь - специфически человеческий способ обмена информацией, обеспечивающий прогресс человеческой цивилизации вследствие накопления коллективного опыта




Речь.

 

Речь - специфически человеческий способ обмена информацией, обеспечивающий прогресс человеческой цивилизации вследствие накопления коллективного опыта.

Речь - один из существенных факторов, отличающих психику человека от психики животных. Все виды общественных животных (т.е. живущих группами - стаями, стадами и т.д.) имеют сигналы, которыми они обмениваются в той или иной ситуации. Каждый сигнал запускает конкретную поведенческую реакцию - бегство или стремление спрятаться при сигнале опасности, поиск пищи при наличии сигнала о том, что кто-то из членов группы ее нашел. Реакция на сигналы у большинства животных видов является врожденной, у некоторых видов обезьян к врожденным сигналам присоединяются сигналы, выработанные в процессе совместной жизни и включающие условно-рефлекторную реакцию. У человека тоже есть ряд безусловно-рефлекторных звуковых сигналов - крик боли, непроизвольный возглас как реакция на опасную ситуацию. Но вместе с этой так называемой первой сигнальной системой у человека есть вторая сигнальная система - человеческая речь, при помощи которой мы не только передаем информацию о существующей ситуации, но можем рассказать о прошлом или о будущем, или о том, чего не существует.

Способность к речи является врожденной, но актуализироваться эта способность может только в случае, если ребенок развивается среди людей, которые разговаривают с ним и между собой. Случаи так называемых детей-Маугли, т.е. детей, воспитанных обезьянами, волками убеждают в том, что эта способность должна актуализироваться в строго определенные временные рамки. Если ребенок не заговорил по тем или иным причинам в возрасте близком к двум годам, то с каждым годом, отделяющем его от этого возраста, возможность актуализации речевых функций будет уменьшаться. Т.е. чем в более старшем возрасте мы будем пытаться научить ребенка разговаривать(если это не произошло естественным путем), тем меньших успехов мы добьемся.

Способность к речи включает в себя несколько неразрывно связанных процессов: способность к проговариванию (речевой моторике и фонетике), способность к пониманию устной речи (т.е. пониманию значения слов - семантике), способность к пониманию письменной речи (т.е. к чтению), способность к правильному построению речи (синтаксис), способность к письму.

 

Физиологи обнаружили ряд речевых центров, которые в подавляющем большинстве случаев расположены в левом полушарии коры головного мозга

и отвечают за различные вербальные процессы.

При нарушениях в деятельности мозга возникают нарушения соответствующих речевых функций:

* нарушения артикуляции (афазия Брока) - существенные нарушения в способности к устной речи, т.е. больные не могут произнести хорошо известное им слово;

* нарушения письма (аграфия) - невозможность писать вследствие того, что мозг не может "вспомнить" движения руки при письме и воспроизвести их;

* расстройства понимания устной речи (афазия Вернике) - больные не понимают значения слов, воспринимают чужую речь как шум, не имеющий никакого смысла;

* нарушения чтения (алексия) - невозможность понимания смысла слов, переданного в знаковой форме, буквами.

 

Виды речи.

 

Выделяют следующие виды речи:

 

* внешняя речь - речь, которой мы пользуемся для общения с другими людьми; в онтогенезе появляется вначале как неосмысленное подражание чужой речи на уровне первой сигнальной системы, позже появляется понимание значения произносимых слов;

* внутренняя речь - речь, обеспечивающая мыслительную деятельность, а также общение с собой;

* промежуточная речь - частично интериоризированная (перешедшая вовнутрь) внешняя речь, при которой часть речевой деятельности осуществляется вовне, а часть внутри сознания. Внешне это выглядит как бессмысленная отрывочная речь. В онтогенезе является нормальным этапом перехода внешней речи во внутреннюю. У взрослых людей возвращение к промежуточной речи свидетельствует об астенизации (истощении) психики, усталости, неврозе.

 

В свою очередь, внешнюю речь можно подразделить на устную и письменную, а устную - на монологическую и диалогическую. Каждый вид речи обладает своими особенностями. Так, например, письменная речь требует большей конкретизации мысли, а при устной диалогической речи присоединение невербальных каналов передачи информации (интонации, мимики, жестов, поз тела) позволяет адекватно выразить свои мысли более скудными речевыми средствами.

 

По степени активности процесса выделяют:

 

* активную речь, при которой каждая фраза самостоятельно конструируется человеком;

* пассивную речь, при которой человек пользуется готовыми речевыми штампами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.