Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация и генезис личности




В широком смысле слова под социализацией понимают процесс усвоения личностью системы социальных связей. Особой формой социализации является воспитание - целенаправленное воздействие на личность со стороны субъекта воспитательного процесса (воспитателя, педагога).

Социализация рассматривается как двусторонний процесс, включающий усвоение личностью системы социальных связей и их активное воспроизведение личностью. Социализация предполагаетрасширение и умножение социальных связей личности с миром в трех основных сферах – деятельности, общении и самосознании.

В рамках деятельностной сферы можно выделить два уровня социализации: ориентировку в системе деятельности (овладение новыми сферами) и центрирование на определенном виде деятельности (построение определенной иерархии этой самой деятельности).

В рамках общения не только происходит расширение его круга (выход за рамки семьи), но также совершенствуется и его качество (глубина общения). Наряду с опытом общения вырабатывается и противоположная способность - умение уединяться, быть наедине с собой.

В сфере самосознания происходит осознание собственной тождественности, уникальности. Наряду с осознанием себя как активного начала, субъекта деятельности появляется чувство ответственности за свои поступки. В этот период (2-3 года) ребенок еще не имеет собственных критериев оценки поведения, поэтому он заимствует такие критерии от авторитетных лиц в референтных группах (прежде всего в семье).

В общем случае можно выделить два различных подхода к изучению движущих сил развития личности: рассмотрение человека как адаптивного существа (пассивность, среда вынуждает) либо признание за ним изначальной ориентации на саморазвитие (активность, сам хочет).

В схеме развития личности можно выделить три момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместную деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. Человек становится личностью только в том случае, если он с помощью социальных групп включается в поток общечеловеческой деятельности и через ее систему усваивает фиксированные культурой значения.

Усвоение значений культуры происходит путем интериоризации – перевода во внутренний, психический план изначально внешних процессов. В отношении развития личности действует закон Жанэ: ребенок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые другие применяли по отношению к нему. Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва в социальном, затем в психологическом. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других (с помощью других мы становимся сами собой).

Согласно представлениям А.Н. Леонтьева, человек развивается как личность в то время, когда жесткая иерархия мотивов начинает перестраиваться – в период личностных кризисов. Для кризиса развития личности характерны смена базовой деятельности (игровая, учебная, трудовая) и изменение социального окружения - увеличение или уменьшение числа значимых других.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.