Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение проблемы мышления в психолого-педагогической литературе




Изучение творческого мышления имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая инициатива каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, являются существенным ресурсом развития общества.

Мышление возникает как процесс, включенный в жизнедеятельность, развиваясь, он превращается в относительно самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы, цели, способы. С помощью мышления обеспечивается один из уровней психического отражения, включающий как осознанный так и не осознанный компоненты, само мышление как деятельность регулируется этими отражениями [45]. Мышление включено в общение, оно составляет необходимый компонент воздействия на другого человека, актов коммуникации, включено в процессы межличностного познания. Мышление может принимать форму совместной деятельности. Мышление человека личностно обусловлено. Мышление необходимый компонент рефлексии личности и само становится объектом этой рефлексии. Разработка проблем психологии мышления в структуре основных отраслей психологической науки требует специального анализа.

Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

По мнению М.И. Еникеева, мышление — психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях. Мышление формирует структуру индивидуального сознания, его семантическое (понятийное) поле, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки. Система личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо — значит, включить новое в систему имеющихся связей [20; С.135-136].

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа кос­венной информации [25].

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наибо­лее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.

Рассматривая проблему мышления, А. А. Смирнов [45] предупреждает о необходимости различать мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. Дело в том, что в мыслительной деятельности мы широко пользуемся ассоциациями, поскольку они оказывают весьма существенную помощь в решении мыслительных задач. Ассоциации, которые мы задействуем в процессе мышления, контролируются нашей волей, а их воспроизведение осуществляется с определенной целью.

Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Так, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. Можно говорить о том, что процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается словами [25;С.335]. Мысль приобретает окончательный вид только после того, как замысел будет закодирован в речевые символы. Тот факт, что мысль кодируется в речи, чтобы приобрести общедоступную форму, Л. С. Выготский выразил в формуле «мысль совершается в слове». Поэтому речь действительно является не только средством общения, но и орудием мышления [12;С. 335].

В многообразных явлениях мышления различаются [20;С.136-137]:

♦ мыслительная деятельность — система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи, проблемы;

♦ мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;

♦ формы мышления: суждение, умозаключение, понятие;

♦ виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-абстрактное.

По содержанию различается практическая, научная и художественная мыслительная деятельность.

По операционной структуре мыслительная деятельность подразделяется на алгоритмическую, осуществляемую по заранее известным правилам, и эвристическую — творческое решение нестандартных задач.

По степени абстрагированности выделяется эмпирическое и теоретическое мышление.

Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза, которые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналитико-синтетическим механизмом высшей нервной деятельности).

При характеристике индивидуального мышления учитываются такие качества, как систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и др., образующие тип мышления индивида, его интеллектуальные особенности.

Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение — обобщение, абстракция — классификация — конкретизация. Мыслительные операции — это мыслительные действия.

Сравнение — мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одно­го класса. На основе сравнения делаются обобщения.

Обобщение — свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень — соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений [20]. В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Классификация — группировка объектов по существенным признакам. В от­личие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному. Конкретизация (от лат. concretio — сращение) — познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание це­лостного объекта. Конкретизация — высший этап в познании объективного мира.

Познание отталкивается от чувственного многообразия конкретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, воссоздает мысленно конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному — теоретическое освоение действительности. Сумма понятий дает конкретное в его полноте.

Практически-действенное, наглядно-образное и понятийное, теоретически-отвлеченное — таковы взаимосвязанные виды мышления [20].

Исследования отечественных психологов показали, что мыслительная деятельность подразделяется на:

♦ воспроизводящую (репродуктивную) — решение типовых задач известны­ми способами;

♦ поисковую (продуктивную), которая представляет собой развернутый мыс­лительный процесс, направленный на решение нестандартной познаватель­ной задачи.

В зависимости от стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные прави­ла, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения ти­повых задач.

Дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление основано на систе­ме взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление — это продуктивное мышление, состоящее в реше­нии нестандартных задач.

Творческое мышление — мышление, дающее принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Новая идея — всегда новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явле­ний. Нередко новая идея возникает на основе нового «сцепления» ранее известной информации.

Новые идеи возникают на базе определенных предпосылок в общем развитии той или иной отрасли знаний. Но при этом всегда необходим особый, нестандар­тный склад ума исследователя, его интеллектуальная смелость, способность отойти от господствующих идей. Люди обычно склонны отвергать все то, что не соответствует сложившимся взглядам. Названные выше операции мышления являются активными участниками творческого процесса. Анализ и синтез, по мнению А.В. Брушлинского являются неотъемлемыми компонентами таких психических процессов как творческое мышление и воображение.

В свою очередь понятие «творчество» в отечественной литературе определяется как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью [42].

В психологической литературе встречаются разные трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового, С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое и оригинальное, что потом входит в историю не только самого творчества, но и науки и искусства и т.д. А.М. Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существенного порядка, создание новых подходов. А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. О.К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка творчества [42; С. 768-769].

Творчество может рассматриваться двояко – как компонент, какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность [15]. В любой деятельности присутствует элемент творчества, т.е. момент нового оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности – от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий.

Творческая активность личности возникает при решении творческих задач, и любой человек на какое-то время может почувствовать себя творцом. Дифференциально-психологический анализ поведения людей в разнообразных жизненных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует оригинальные способы решения жизненных задач. Это творческая личность [36].

Гештальтпсихологии первыми смогли представить мышление как продуктивный процесс. Проницательность, как не имеющая своего объяснения способность индивидуального сознания относится ими к разряду бытовых терминов, уступая место выделению существенного свойства через установление отношения между условием и требованиями задачи. Таким образом, именно внутреннее условие ситуации определяет ее понимание. Это закладывало представление о мышлении как о процессе [9; С. 24].

Заложенное в рамках классической психологии понимание мышления как процесса, намеченное К. Дункером, блестяще было развито С.Л. Рубинштейном, а позднее его учениками и последователями. Позднее созданную С.Л. Рубинштейном теорию мышления продолжили изучать его коллеги: Л.И. Анциферова, Е.В. Шорохова, К. А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. Большое внимание С.Л. Рубинштейн уделял принципу детерминизма в исследованиях мышления. Объект детерминирует мышление, согласно С.Л. Рубинштейну, не непосредственно, а через процесс анализа и синтеза, т.е. связь исходных внешних условий мышления и его результатов опосредована закономерным внутренним ходом мыслительного процесса [40].

В рамках изучения феноменологии творчества наиболее существенные открытия были сделаны С.Л. Рубинштейном. Своими фундаментальными исследованиями в области психологии мышления он решает ряд глобальных проблем феноменологии творчества. В частности им выявлены детерминанты продуктивного мышления, которые напрямую были связаны с изучением процессов продуктивного мышления как решения задачи (М.Вертхаймер, К. Дункер, О. Зельц) [27;С.19]. Исследуя продуктивное мышление, С.Л. Рубинштейн останавливается на феномене инсайта. Работы С.Л. Рубинштейна в данной области исследований способствовали утверждению представлений о творческом процессе как о результате сознательной деятельности субъекта.

В 1954 г. выходит работа А.Н. Леонтьева «Опыт экспериментального исследования мышления», в которой рассматриваются этапы творческого мышления с акцентом на главном его звене – моменте решения проблемы, связанном с бессознательными механизмами. Позднее, в работах И.С. Сумбаева показано, что психика структурируется из сознания и подсознания, а интуиции отводится законное место в творческом процессе [27; С. 20].

В 60-е годы прошлого столетия появляются первые работы ученых: Я.А. Пономарева, А.В. Брушлинского, О.К. Тихомирова, Б.М. Кедрова, А.М. Матюшкина, в которых всесторонне на научно-экспериментальной основе исследуются творческие процессы.

Я.А.Пономарев [32], [35] рассматривал творчество в широком смысле как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию. Он создал наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса [32], разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Я.А. Пономарев пришел к выводу, что «результаты опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху — логическое (за ним простирается сфера строго логического мышления — современных электронных вычислительных машин). Критерием творческого акта, по Пономареву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности, а средства удовлетворения этой потребности на низших уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции (роль бессознательного) и не может быть получен на основе логического вывода. Я.А. Пономарев рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по схеме: на начальном этапе, этапе постановки проблемы, активное сознание, затем, на этапе решения — бессознательное, а на третьем этапе, когда происходит отбор и проверка правильности решения — вновь активизируется сознание. Естественно, если мышление изначально логично, то есть целесообразно, то творческий продукт может появиться лишь в качестве побочного [33; С.197], [34], [35; С. 20-27].

Творческий поиск связан с широтой и гибкостью мышления. Одним из основных компонентов творческого мышления является высокоразвитое образное мышление, воображение. Не случайно в науке так широко применятся метод мысленного эксперимента. В процессе творческого мышления правильный путь к открытию иногда отыскивается уже после того, как совершено само открытие. Первый же взлет мысли не должен иметь преград. Свободное сознание поначалу должно охватить все, что возможно, без какой-либо необходимости объяснять и классифицировать.

В творчестве осуществляется свободная игра человеческого ума, реализуется созидательная интуиция человека. Каждое новое открытие, творческий акт выступает как новое узнавание человеком окружающего его мира. Творчество — как бы пульсация сверхсознания человека над его сознанием.

Творчество нередко связано с интуитивными, мало осознанными процес­сами. Интуиция (от лат. — всматривание) — способность, не прибегая к раз­вернутым рассуждениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать исти­ну, догадываясь о ней.

Интуиция — скачок разума, не отягощенного оковами строгого рассуждения. Она характеризуется внезапным озарением, догадкой, связана со способностью индивида к экстраполяции, переносу знаний в новые ситуации, с пластичностью его интеллекта. Но этот «скачок разума» возможен только при высоком уровне обобщенности опыта и профессиональных знаний.

Ведущую роль в интуиции играют смысловые значения, относящиеся к задачам данного класса. Это и лежит в основе профессиональной интуиции. Приближение же интуиции к правильному решению проблемы фиксируется положительной интеллектуальной эмоцией. Механизм интуиции состоит в одномоментном объединении разрозненных явлений в единый комплекс. Этот одновременный охват различной информации и отличает интуицию от логически последовательного мышления [45].

А.В. Брушлинский считает, что всякое мышление, хотя бы в минимальной степени, всегда есть искание и открытие существенного, нового. Исходя из этого, А.В. Брушлинский и его последователи (В.Г. Библер) ставят под сомнение деление мыслительной деятельности на репродуктивное и продуктивное, творческое мышление. Такое деление, с их точки зрения неверно в своей основе, так как репродуктивное мышление – акт творчества [27; С.22]. Брушлинский отмечает, что уже в ходе решения простейших задач происходит процесс подлинного мышления, характеризующегося открытием новых для себя свойств и отношений объекта. Процесс «подлинного мышления», продуктивного мышления лежат в зоне интересов О.К. Тихомирова. Исследуя проблему психологической теории мышления, он затрагивает специфику его творческих процессов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.