Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 1. 6 страница




Говоря об отрицательных целях, необходимо подчеркнуть, что они менее распространены в обществе, чем по­ложительные, которые выдвигает в своей деятельности пода­вляющее большинство людей.

В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие по­следней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность — именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Преобразовывая окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.

Общение как вид деятельности. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата необходимо взаимодействовать с другими субъектами, общаться с ними.

Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

• общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

• общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

• общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);

• общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны, т.к. любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение — противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

От общения необходимо отличать коммуникацию.

Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации.

В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает), а обратная связь между субъектами отсутствует.

2.5. Мышление и деятельность

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непо­средственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления.

Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т. д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед ним ставит жизнь, человек размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но и формируется на их основе. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который заключается прежде всего в выделении и обособлении предмета или его признака, в отвлечении от конкретного, единичного и в установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, в часности новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, активна и требует сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку людские мысли не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника ­широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Облекаясь в словесную форму, мысль формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, ее уточнение, связь мыслей друг с другом и т. п. происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) – едины.

Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно с рече-слуховыми и рече-двигательными, а также с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учет условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-то задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мышление — функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем, при этом ведущая роль отводится второй сигнальной системе. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли; это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно ­целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идет от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и достичь самой высокой ступени познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация – это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства, с тем чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т. п.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение – это отдельная мысль о чем-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определенному выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индуктивное умозаключение — это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или об их группах человек делает общий вывод.

Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод — дедуктивным.

Дедукция — это вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя и не изучали их специально.

Умозаключение по аналогии — это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, ­догадок.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет — значит раскрыть его сущность. Понятие — это отражение существенных признаков предмета. Чтобы раскрыть эти признаки, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нем.

Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Каждое новое поколение людей усваивает научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом в процессе исторического развития.

Усвоить понятие — это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объем), и место среди других понятий, чтобы не путать его со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.

Понимание — процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, ­произведение литературы и искусства, научная теория и т. д.

Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и выражаться в узнавании, осознании его, хотя оно может осуществляться и вне восприятия.

Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.

Действуя, человек решает разнообразные задачи.

Задача представляет собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего потребность путем изменения этой ситуации.

Сущность задачи состоит в достижении цели. Сложные задачи человек решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он анализирует ­условия задачи, составляет план действий и действует.

Одни задачи человек решает непосредственно, путем выполнения привычных практических и умственных дей­ствий, другие — опосредованно, путем приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи. Задачи последнего типа называются мыслительными.

Решение мыслительных задач проходит в несколько этапов. Первый этап — осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще мыслительной деятельности.

Второй этап решения мыслительной задачи — это анализ ее условия. Без этого нельзя решить ни одной задачи — ни практической, ни умственной.

Третий этап решения мыслительной задачи — само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций. Умственные действия, последовательно сменяя друг друга, образуют определенную систему.

Последним этапом решения мыслительных задач является проверка правильности решения. Она дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый ее шаг, найти пропущенные ошибки и исправить их.

Умение решать мыслительные задачи характеризует ум человека, особенно если человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными способами.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие и как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач — практических и теоретических.

Конкретно-действенное (практическое) мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской или иной практической деятельности людей. Практическое мышление — это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности — это процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека и неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли, обобщения человек воплощает в конкретных образах.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на поиск общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует в основном понятиями, широкими категориями, а образы, представления играют в нем вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Если рассматривать развитие мышления у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает конкретно-действенное мышление, потом конкретно-образное, и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности каждого из этих видов мышления у детей несколько иные и связь их проще.

Виды мышления являются к тому же типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое отношение сигнальных систем. Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над второй; если же человеку более свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой. Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума.

Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления — основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие качества мышления.

Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия ум­ственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум — это ленивый ум. Гибкость ума — обязательное качество людей творчества.

Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т. е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

Другие качества ума — глубина, широта и последовательность — также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен «доходить до корня», вникать в сущность предметов и явлений. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.

2.6. Цель и смысл жизни человека

Первая и главная потребность человека — это потребность жить. Перед ней все остальные потребности отступают на второй план. Но возникает вопрос: зачем, во имя чего и как жить? Это вопрос о смысле жизни. Французский философ А. Камю дал оригинальный ответ на этот вопрос. «Основной вопрос философии, — писал он, — заключается в том, стоит ли вообще жизнь того, чтобы быть прожитой». Если этот вопрос разрешен, все остальное — чепуха. Откровенно пессимистически судил о ценности жизни немецкий философ-нигилист Ф. Ницше: «О жизни мудрейшие люди всех времен судили одинаково: она не стоит ничего».

Так же, как гамлетовский вопрос быть или не быть, вечный вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы жить? — возникает перед человеком всегда, когда он находится в пограничной ситуации между жизнью и смертью, когда он поражен неизлечимым недугом, оказался перед фактом предательства своих близких, не может спасти детей от голодной смерти. Вопрос о смысле жизни возникает в кризисных ситуациях в жизни общества и его членов, но он всегда индивидуально окрашен — оптимистически или пессимистически. «Жизнь человеку дается только один раз, — говорил устами своего героя П. Корчагина Н. А. Островский, — и надо ее прожить так, чтобы не было больно, мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Это оптимистический вариант понимания смысла жизни, обусловленный об­щим энтузиазмом советских людей в эпоху строительства социализма.

Испанский философ Ортега-и-Гассет видел смысл жизни в том, чтобы жить. Тело человека, его разум, его душа, с которыми исходное «я» человека встречается и которыми оно располагает, рассматриваются лишь в качестве средства для осуществления основной задачи — жить. Тело человека, его разум, душа — это не он сам. Кто же тогда он сам? А он тот, кто со всем этим должен жить.

Но ведь живет не только человек. Живут все животные и растения. Ортега не отвечает на вопрос, в чем же за­ключается смысл человеческой жизни в отличие от жизни вообще.

Подлинный смысл жизни состоит в том, чтобы реализовать свои способности, трудовые и творческие задатки в выбраной сфере жизнедеятельности и оставить в обществе след, по которому бы шли следующие поколения. Построить дом, воспитать сына, посадить дерево.

Определить смысл жизни — это значит выбрать свой жизненный путь, в основе которого должны быть значимые социальные ценности: семья, профессия, общественный и политический идеал, который надо реализовать в инди­видуальной жизни, мировоззрение и духовные ориентиры своей жизни.

Люди издавна задумывались от чего или то кого зависит их жизнь, сами они определяют свои действия или же существуют некие высшие силы, которые руководят человеком, управляют им, словно марионеткой. Для обозначения этих сил древние придумали слова «карма», «ананке», «фатум», «судьба», «рок».

Как бы ни стремился человек уйти от того, что предначертано ему судьбой, ничего не получится — все произойдет именно так, как должно произойти. Подобные взгляды получили широкое распространение в Древней Греции и Древнем Риме. Так, например, знаменитый римский оратор Цицерон говорил: «Жизнью управляет не мудрость, а судьба». В древнегреческой мифологии существовали три богини судьбы — мойры: Клото, Лахезис и Атропос. Они были слепы и сматывали в клубок нити человеческих жизней. Время от времени нить обрывалась, и тогда они протягивали новую.

Вера в предопроделеную, неотвратимую судьбу, рок получила название фатализм. Фаталисты убеждены, что человек не властен изменить свою жизнь. Эта позиция в определенной степени удобна: если человек ничего не может сделать вопреки судьбе, значит он ни за что не отвечает, его нельзя судить за его поступки, потому что так было предначертано. Персидский поэт О. Хайям писал: «Для чего я родился на свет, если в мире все равно ничего изменить не могу?». Однако многие фаталисты не отрицали и самостоятельной деятельности людей. Наличие судьбы не означает, что человек должен опустить руки и бездельничать, обреченно дожидаясь своего конца. В рамках предопределенности человек обладает свободой воли и может действовать самостоятельно.

В древности же появилась еще одна точка зрения на жизнь людей, весьма мрачная и безысходная. Ее сторонники — пессимисты — убеждены в том, что ничего хорошего человеку ожидать не приходится. Все идет к худшему, кроме печалей, скорби и страданий, человеческий жребий ничего не включает в себя. Будущее мрачно и беспросветно. Сегодня хуже, чем вчера, а завтра будет хуже, чем сегодня. От жизни, от людей, которые нас окружают, следует ждать только плохого. Примером такого мироощущения может служить другое высказывание О. Хайяма: «Мы пришли в этот мир лишь на краткий миг и обрели в нем лишь горе и скорбь. Уйдя в иной мир, мы унесем все это с собой».

Интересные взгляды на отношения человека и мира сложились у скептиков. Скептицизм тоже возник в Древнем мире, а главный его вывод можно сформулировать так: разум человека не может постичь истину, определить смысл своего пребывания на Земле; все наши познания относительны, во всем нужно сомневаться. Крайний скептицизм может привести к тому, что человек вообще разуверится во всем и будет подвергать сомнению даже устоявшиеся моральные нормы и принципы, словно Фома Неверующий (этот библейский персонаж прозван так, потому что не верил в воскресение Христа, пока тот не явился к нему лично и не сказал: «Веруй, Фома!»). Но, видимо, умеренный, здоровый скептицизм людям необходим. Не нужно сразу же принимать чужую точку зрения, каким бы авторитетным ни был человек, которому она принадлежит. Все нужно подтверждать опытом — как говорится, «доверяй, но проверяй».

Еще одно направление цинизм, или кинизм, возникло в Древнем мире. Изначально это философия людей, которые сознательно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения. Циники призывали индивида опираться только на себя, считая это единственным путем для обретения духовной свободы, независимости от мира и других людей. Позднее это понятие приобрело несколько другую окраску. Циниками стали называть людей, которые полостью отрицают любые моральные устои и нормы. Циники даже гордятся своим пренебрежением к общепринятым правилам. «Нам закон не писан, — говорят они, — ничего святого вообще нет. Делай так, чтобы тебе самому было хорошо».

Но существует очень много людей, которые, напротив, верят в лучшее, в то, что прекрасен и сам человек, и его жизнь. Таких людей называют оптимистами. Они убеждены, что наш мир — лучший из всех миров. Трудно быть оптимистом в наше время, когда вокруг столько страданий и горя. Но верить в лучшее, в добро, в его победу над разрушительными силами зла все равно нужно. Наверное, многие из вас назовут безудержных оптимистов просто-напросто чудаками или глупцами. А вот осмотрительный, деятельный оптимизм с опорой на собственные силы — совсем другое дело: он отличает мужественных и сильных людей, не привыкших пасовать перед неприятностями. «Прорвемся!» — говорят они. Именно благодаря таким людям и происходят изменения к лучшему. Весьма оптимистичны, к примеру, следующие строки Л. Н. Толстого: «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем».

Некоторые люди видят смысл жизни в удовольствиях, наслаждениях. Благом для человека они считают то, что приносит ему наслаждение, в этом и есть, по их мнению, смысл человеческого бытия. Но не надо думать, что наслаждение — это праздная жизнь, пьянство, обжорство. Удовольствие люди могут получать и от любимой работы, от общения друг с другом, от интересной книги.

Мы видим, что существует большое разнообразие во взглядах людей на смысл своего бытия, своей деятельности, на отношение к миру. Невозможно сказать, кто хороший или плохой, только по его взглядам. Среди ваших друзей могут быть пессимисты и оптимисты, скептики и фаталисты.

Важной проблемой в рассуждениях о смысле жизни является проблема смерти. Размышляя о своей жизни, человек знает, что она конечна, но не может себе представить этого. Понимание того, что он смертен, существенно отличает человека от зверя. Вот почему человек спешит жить, осознавая конечность своей жизни, стремится оставить свой след, продолжить себя, свое существование в детях. Он страшится смерти, как всего неизвестного. Поэтому и утешают себя верующие представлениями о другой жизни — загробной, о царствии небесном, о перевоплощениях. «Какой это ужас, что человек (вечный филолог) нашел слово для этого — «смерть». Разве ЭТО возможно как-нибудь назвать? Разве ОНО имеет имя? Имя — уже определение, уже «что-то знаем». Но ведь мы же об этом НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ», — писал русский философ В. В. Розанов. Смерть — это то, с чем человек по сути своей никогда не смирится. Он помнит об ушедших близких, и память делает их живыми.

Люди по-разному относятся к жизни и своему месту в ней. Кто-то полагает, что достаточно быть просто наблюдателем, следить за тем, что происходит, подстраиваться под ход событий или под действия других людей. Такую жизненную позицию можно назвать пассивной. Другие, напротив, отводят себе роль активного участника всех событий, их вдохновителя и конструктора. Они живут не вне ситуации, а внутри нее, влияют на ее развитие, меняют что-то в своих целях и интересах. Такая позиция называется активной. Ее выражением могут служить например, слова И. Гете: «Быть человеком — значит быть борцом».

Ученые используют для определения позиции людей и другие термины. Вы наверняка слышали слово «конформизм». Оно обозначает позицию человека, который всегда приспосабливается к другим людям и обстоятельствам. Конформисты не отстаивают своих принципов, не заявляют о своей точке зрения. Они как флюгера — крутятся в ту сторону, откуда «дует ветер».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.