КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 1. 16 страница
Стимулирование сбыта относится как к покупателям, так и к участникам каналов распределения (оптовикам, розничной торговле и другим посредникам, а также к собственному торговому персоналу фирмы). Наиболее часто используются следующие методы и средства стимулирования сбыта: • торговля в кредит; • бесплатные образцы товара; • купоны для покупки товара со скидкой; • скидка при покупке определенного количества товара; • премии при покупке на определенную сумму; • использование упаковки для других целей; • гарантия возврата денег при возврате покупки; • зачет устаревшего товара при помощи нового; • лотереи купонов, прилагаемых к приобретаемому товару; • участие в выставках и ярмарках. В последние годы появилось много новых методов стимулирования. Однако пользоваться ими следует осторожно: если фирма непрерывно стимулирует сбыт своих товаров, то у потребителей возникнут сомнения по поводу качества этих товаров. Кроме того, постоянные скидки будут восприниматься как обычное снижение цен, а прежние цены будут считаться высокими. Методы стимулирования сбыта должны применяться ограниченное время, так как они могут негативно отразиться на имидже фирмы. И, наконец, следует помнить, что стимулирование сбыта подкрепляет рекламу, но не заменяет ее. 5.10. Государственный бюджет Все свои основные задачи государство решает за счет средств бюджета. Он разрабатывается правительством и передается на обсуждение в парламент, где, после внесения необходимых поправок, принимается к исполнению и обретает силу закона. Если же бюджет не утверждается, это может послужить основанием для отставки правительства. Государственный бюджет — это свод доходов и расходов государства, который принимается высшим законодательным органом власти и имеет силу закона. Он составляется на один год и состоит из федерального бюджета и региональных бюджетов (в России — республиканских, краевых и областных). Государственный бюджет включает сумму налоговых поступлений от физических и юридических лиц и потенциальных расходов. Однако существуют расхождения между планированием государственного бюджета правительством и его фактической структурой. В ряде стран в социальной сфере существуют так называемые внебюджетные фонды. В России, например, это Пенсионный фонд, Фонд занятости населения, социального и медицинского страхования. В федеративных государствах, имеющих в своей структуре штаты или республики, помимо федерального бюджета, выделяют еще бюджеты административных единиц (штатов или республик) и муниципальные (городские). Каждый из них представляет собой самостоятельный счет налоговых отчислений, трансфертных платежей и является составной частью единого государственного бюджета. Следовательно, налогово-бюджетный федерализм— это разноуровневое деление полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами. Общий бюджет — федеральный плюс бюджеты субъектов федерации — называют консолидированным. Формирование доходных статей бюджета и его расходов составляет бюджетную политику государства. Основными источниками доходов государства являются налоги (включая взносы на социальное страхование), прибыль государственных предприятий, доход от эмиссии денег и доходы от приватизации. Ведущее место среди государственных расходов занимают социальные (выплата пенсий, пособий на детей, финансирование образования и здравоохранения). Значительны расходы бюджета, связанные с хозяйственной деятельностью (энергетика, транспорт, сельское хозяйство, поддержка экономики «слабых» регионов). Часть средств идет на военные расходы, заработную плату государственным служащим, другим работникам бюджетной сферы, борьбу со стихийными бедствиями. С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на следующие виды: государственные закупки товаров и услуг, трансферты и выплаты процентов по государственному долгу (обслуживание государственного долга). Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. Если сумма доходов бюджета в точности совпадает с суммой расходов, то бюджет сбалансирован. Иногда сумма доходов превышает сумму расходов. Это положительное сальдо — профицит бюджета. Однако в большинстве стран во все времена расходы государства превышали его доходы. То есть сальдо бюджета было отрицательным. Это дефицит бюджета. Бюджетный дефицит— это состояние государственного бюджета, при котором расходы превышают доходы. Как правило, такая ситуация возникает в условиях структурного экономического кризиса или вследствие нерациональной деятельности правительственных органов. При экономическом спаде доходы бюджета сокращаются, так как сокращается деловая активность и, следовательно, уменьшается налогооблагаемая база. Поэтому дефицит бюджета увеличивается. Бум, наоборот, сопровождается уменьшением дефицита бюджета, поскольку увеличиваются налоговые поступления. Классификация дефицита госбюджета может быть представлена следующим образом: • первичный дефицит— общий дефицит за вычетом процентных выплат по государственному долгу; • фактический дефицит— разница между действительными государственными доходами и расходами, являющаяся величиной отрицательной; • структурный дефицит— фактический дефицит, рассчитанный для определенного уровня национального дохода в условиях полной занятости. Иными словами, это потенциальный показатель, т. е. тот, который мог бы быть получен, если бы при существующей системе налогообложения и деятельности законодательного органа в стране наблюдалась полная занятость всех ресурсов и производственных мощностей; • циклический дефицит— это количественное различие между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Такой дефицит возникает в результате динамичности экономической активности в течение одного цикла. В этом случае величина налоговых отчислений и государственных расходов автоматически изменяется. Все современные государства мира так или иначе сталкивались с дефицитом бюджета. Он, можно сказать, стал повсеместным явлением. Но последствия его могут быть различными. Когда дефицит бюджета становится слишком большим, государство не в состоянии выполнять свои обязательства перед обществом. Именно дефицитом бюджета был вызван финансовый кризис в России в 1998 году. Способы финансирования дефицита государственного бюджета: • Эмиссия денег. Опасна инфляцией, но есть и достоинства умеренной эмиссии: она быстро стимулирует прирост инвестиций и небольшой рост ВВП. • Займы у населения и фирм своей страны (увеличение внутреннего долга). Государство выпускает ценные бумаги, продает их населению и фирмам, а полученные средства использует для финансирования дефицита госбюджета. Достоинства этого способа финансирования в том, что он не ведет к инфляции и достаточно оперативен. А недостатки его заключаются в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа, может построить финансовую пирамиду, провоцируя в будущем еще больший дефицит, а также создает угрозу инфляции и вытесняет частные инвестиции. Увеличение количества государственных облигаций на фондовом рынке приводит к тому, что часть сбережений расходуется на покупку государственных ценных бумаг, что уменьшает средства, идущие на инвестиции. • Займы у других стран, у их граждан или у международных финансовых организаций (увеличение внешнего долга). Достоинства подобного метода заключаются в его неинфляционности и в возможности получения крупных сумм. Недостатки связаны с выплатой внешнего долга, что ведет к сокращению внутреннего спроса и объема производства и к истощению золотовалютных резервов страны. После 1998 года финансовая ситуация в России значительно улучшилась. Возросли мировые цены на нефть, а поскольку Россия является крупным экспортером этого энергоносителя, в стране начался экономический подъем. Начиная с 1999 года государственный бюджет нашей страны исполняется с профицитом, т. е. доходы государственной казны превышают расходы. Государство получило возможность существенно нарастить золото-валютные резервы, сделав их одними из крупнейших в мире, сформировать Стабилизационный фонд, позволяющий не допустить проникновения в экономику «лишних» денег и разогнать инфляцию, создать внушительный Фонд «будущих поколений», который должен поддерживать стабильность финансовой системы нашей страны в том случае, если цены на энергоносители резко упадут. Многие серьезные аналитики и финансисты полагают, что в ближайшем будущем нам не стоит опасаться нового дефолта. Используя благоприятную экономическую конъюнктуру для традиционных товаров российского экспорта (энергоносителей, металлов), государство укрепило национальную валюту и с 2006 года приступило к разработке бюджета — главного финансового закона страны — уже не на один год, а на три. Существенным успехом финансовых властей России стало досрочное погашение основной массы внешнего долга Парижскому клубу кредиторов. Это позволило, помимо всего прочего, сэкономить миллиарды долларов на выплате процентов по обслуживанию долга. Финансовая стабильность страны — главное условие принятия в России в 2006 году программы финансирования четырех Национальных проектов, важнейшие из которых — это проекты в области здравоохранения и образования. Цель существенных инвестиций государства в образование народа, его здоровье, науку, культуру — обеспечение прорыва страны к самому высокому уровню развития, стимулирование нового, прогрессивного во всех сферах жизни общества. 5.11. Государственный долг Государственный долг— это сумма внутреннего и внешнего долга, или сумма накопленных бюджетных дефицитов, скорректированная на величину бюджетных профицитов. В 1990 году в США выплата процентов по государственному долгу достигла максимума и составила около 14 % от общего объема расходов бюджета. Начиная с 1993 года правительство России строило пирамиду, покрывая долги за счет расширения выпуска государственных краткосрочных ценных бумаг (ГКО, КО, ОФЗ и др.). Тем самым оно стимулировало рост внутреннего долга. Пирамида рухнула в 1998 году. Значительный государственный долг снижает эффективность экономики и налагает бремя выплат на будущие поколения. Советский Союз оставил России почти 70 млрд долларов внешнего долга при полностью растраченных валютных резервах и израсходованном золотом запасе. Только за время перестройки правительство М. С. Горбачева получило в долг у Запада около 50 млрд долларов: 20 займов у правительств, 20 у зарубежных коммерческих банков и 10 в виде товарных кредитов. Рационально использовать эти кредиты не удалось. В отношении государственного долга в России сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, Россия должна, а с другой — еще больше должны ей. Но все дело в структуре этих долгов. Во-первых, они в основном не признаны мировым сообществом, так как это долги по оплате военной техники, поставлявшейся, по мнению западных стран, одним авторитарным режимом другому. Во-вторых, в большинстве стран-должников России сменилось правительство и теперь они трактуют эту проблему не как коммерческую, а как политическую. В-третьих, эти долги не всегда были правильно оформлены. В 1997 году Россия стала членом Парижского клуба, который включает страны-кредиторы. Это помогло вернуть хотя бы часть долгов. С 1992 по 1997 год Россия сумела реструктуризовать свой внешний долг, а с 2001 года начала его активно погашать. Внешний долг существенно уменьшился и перестал быть национальной проблемой.
5.12. Денежно-кредитная политика Монетарная (денежно-кредитная) политикапредставляет собой один из видов стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики. Для стабилизации экономики государство проводит стимулирующую монетарную политику в период спада и сдерживающую политику в период бума. Инструментом регулирования выступает денежная масса. Научная школа, которая отдает предпочтение денежно-кредитным регуляторам экономического развития, получила название монетаризм. Рост денежной массы увеличивает совокупный спрос и оживляет экономическую конъюнктуру. Если в условиях спада эта мера может использоваться в качестве стабилизатора экономики, то в долгосрочном периоде она приводит лишь к росту уровня цен. Уменьшение денежной массы в период подъема экономики предотвращает слишком резкий спад в будущем. Инструменты монетарной политики. Центральный банк может увеличить или уменьшить денежную массу в обращении. Для этого он использует различные инструменты. В странах с развитой рыночной экономикой преобладают три основных инструмента: • изменение норм обязательного резервирования; • изменение ставки рефинансирования ЦБ (ставкой по кредитам коммерческим банкам); • операции на открытом рынке (главным образом путем продажи или покупки государственных ценных бумаг). Они отличаются друг от друга по силе воздействия на денежную массу, причем значение этих инструментов варьируется в зависимости от ситуации и страны. Как правило, наиболее сильным и оперативным средством являются операции на открытом рынке. Тактическим инструментом считается изменение ставки рефинансирования. Сравнительно медленное, но сильное стратегическое влияние на денежную массу оказывает изменение норм резервирования. 5.13. Налоговая (фискальная) политика Налоги— обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий. Они устанавливаются законом, а все мероприятия, связанные с порядком их взимания, размерами ставок, определением их количества, называются налоговой политикой. История налогов насчитывает более 5 тыс. лет (от жертвоприношений и принудительных повинностей до современных сборов). Налоги являются средством расходов государства при выполнении им своих задач и функций. История налогообложения на Руси началась с полюдья князя Олега — неупорядоченного сбора дани князем с дружиной. В 945 году княгиня Ольга провела важную реформу — установила фиксированное налогообложение в землях восточнославянских племен, ввела уроки (размер дани), погосты (места сбора дани), дым (единицу налогообложения). Собирать налоги стали специальные люди — емцы, мытники, мечники. Государево тягло — так именовали в Русском государстве весь комплекс денежных и натуральных платежей государству. Налоговая системавключает в себя совокупность налогов, налоговое законодательство, способы исчисления и формы сбора налогов, методы налогового регулирования и контроля. Функции налогов: • фискальная (наполнение государственного бюджета, чтобы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом); • распределительная, или социальная (перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения), стимулирующая (стимулирование экономической деятельности). Налоги имеют важное значение для определения политики государства в регионах. От того, какие в стране налоги, зависит очень многое. Например, если они слишком высоки, то производить продукцию, оказывать услуги становится просто невыгодно. Фискальная функция налогов (от лат. fiscus — «государственная казна») исторически была первой, и остается главной до сих пор. Налоги должны обеспечить потребности государственного и местных бюджетов. В России в последние годы налоги более 85 % дохода бюджета. Распределительная функция налогов. Одни платят налоги, другие получают их плоды. Без этого нельзя осуществлять никакие социальные программы. Стимулирующая функция налогов. Это использование налоговой системы в качестве инструмента воздействия на экономическое поведение производителей и потребителей. Для стимулирования используются налоговые льготы, например для увеличения инвестиционной активности, и воспроизводственные налоги (плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, лесной сбор и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) для обеспечения рационального потребления ресурсов. Прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества граждан и предприятий в явном виде (например, индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль предприятий). Прямыми являются и такие налоги, которые имеют отношение к прошлым доходам: налог на имущество, налог на наследство. Другие налоги мы платим незаметно — покупая товары и услуги. Это косвенные налоги. Они включены в цены товаров и услуг, например налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на продажи, все таможенные пошлины. Косвенные налоги уплачиваются в бюджет производителями. Акцизы, т. е. налоги на отдельные товары и услуги, применяются широко, но больше всего известны акцизы на алкоголь, табак и предметы роскоши. В развитых странах примерно 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой — косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. Но эти налоги менее справедливы. В России в 1990-х годах доля косвенных налогов составляла более 70 %. Прогрессивные и регрессивные налоги. Прогрессивность и регрессивность налога понимают по-разному. С одной стороны, это связано с налоговой арифметикой. Если по мере роста облагаемой базы ставка налога растет, то мы имеем дело с прогрессивной шкалой. В противном случае шкала будет регрессивной. Если ставка налога постоянна при любой базе, то такой налог имеет пропорциональную шкалу. С другой стороны, эти понятия связаны с экономической сутью налогов. Для экономиста прогрессивность и регрессивность налога определяется характером шкалы не по отношению к размеру налогооблагаемой базы, а по отношению к доходам граждан. Прогрессивный налог — это налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода налогоплательщика. У регрессивного налога средняя ставка снижается по мере роста дохода налогоплательщика, а пропорциональный налог характеризуется постоянной средней ставкой. Например, косвенные налоги экономисты квалифицируют как регрессивные, так как, купив одну и ту же вещь, богатый и бедный заплатили в сумме один и тот же налог, но доля этого налога будет разной — большей для бедного. Поэтому чем больше косвенных налогов, тем выше степень регрессивности налоговой системы. Тенденции развития налоговых систем. По мере формирования и укрепления среднего класса налоговое бремя все больше перекладывается на плечи его представителей. Общая тенденция заключается в расширении налоговой базы и в сокращении льгот. Цель состоит в том, чтобы ослабить налоговое бремя при сохранении общего объема сбора налогов.Льготы же переносят из налоговой сферы в сферу трансфертов, т. е. прямых выплат нуждающимся. Российская налоговая система соответствует большинству мировых стандартов. Вместе с тем у нее есть свои особенности. Во-первых, фактически пропорциональный индивидуальный подоходный налог с очень низкой ставкой — 13 %. Во-вторых, российская налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер, хотя по отдельным видам предпринимательской деятельности предусмотрено стимулирование производственного, инновационного, малого предпринимательства. В-третьих, бюджетные поступления в значительной мере складываются из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий. Налоговый кодекс установил исчерпывающий перечень налогов, и другие не могут быть введены региональными и местными властями. Наибольшее значение имеют следующие налоги: • налог на добавленную стоимость; • налог на прибыль; • акцизы; • платежи за пользование природными ресурсами; • подоходный налог с физических лиц; • таможенные пошлины; • налог на имущество организаций. Они обеспечивают большую часть доходов бюджета. Индивидуальный подоходный налог. Основным налогом для граждан является подоходный налог; его ставка в разных странах колеблется от 10 до 50 %. Уплата подоходного налога — одна из обязанностей граждан; она осуществляется как по месту работы, так и на основании личных налоговых деклараций — документов, которые должны представляться в специальное ведомство — налоговую инспекцию. В этом документе указываются все суммы, полученные в течение года, например гонорары за книги, выполненные работы, дополнительные заработки не по основному месту работы. Если же гражданин работает только на одном месте и уплачивает подоходный налог с заработной платы, ему не нужно подавать налоговую декларацию. В России ставка подоходного налога с граждан (физических лиц) составляет 13 %: бухгалтерии предприятий ежемесячно начисляют этот налог, вычитают из зарплаты сотрудников и переводят в бюджет. Если у человека были иные доходы, то в начале года он должен заполнить налоговую декларацию. Таким образом, большая часть налога собирается у источника, а остальная — по декларации. Индивидуальным подоходным налогом облагаются и частные предприниматели. Базой для расчета налога является совокупный годовой доход. В него включаются выплаты со всех мест работы и другие доходы: пособия, премии, дивиденды по акциям и т. п. Доход для целей налогообложения составляют материальные блага, получаемые физическими лицами от других лиц (за исключением государства и муниципалитетов), в результате трудовой и предпринимательской деятельности, а также по другим основаниям и улучшающие их материальное положение. Чтобы от дохода перейти к облагаемому доходу, нужно вычесть из него изъятия, расходы, подтвержденные документально, и сумму льгот, если они положены. Изъятиями являются, например, расходы на содержание детей и иждивенцев в сумме минимальной оплаты труда, расходы на благотворительные цели или расходы на новое строительство в пределах до 5000 минимальных месячных оплат труда. Налог на добавленную стоимость утвержден в качестве основного для стран — членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕС. В настоящее время им пользуются примерно 50 стран. Добавленную стоимость определяют как выручку за вычетом покупаемых предприятием товаров и услуг. НДС на каждой стадии производства равен разнице между налогом, взимаемым при продаже продукции, и налогом, уже уплаченным при покупке сырья, материалов и услуг. Плательщиками налога являются предприятия. Первоначально в 1992 году ставка НДС в России равнялась 28 % практически для всех товаров и услуг. По сравнению с другими странами она была очень высокой (Австрия — 20 %, Англия — 15 %, ФРГ — 14 %, Франция — 18,6 %, Дания — 22 %, Швеция — 23,5 %). Однако так продолжалось недолго. В 1993 году ставки НДС в России были снижены. По продовольственным товарам (кроме подакцизных) и некоторым товарам для детей (швейные изделия, школьно-письменные принадлежности, обувь и другие) до 10 %. По остальным товарам и услугам — до 20 %. Такие ставки действовали 10 лет — до 2004 года, затем снизили до 18 %. Налогом на корпорации (фирмы) облагается не только прибыль предприятий, но и часть их издержек (например, особый налог предприятия выплачивают с начисления зарплаты своим сотрудникам). В России он в целом соответствуют мировой практике. В 1990-х годах в Германии этот налог составил 36–50 %, в Канаде — 38–43,5 %, Японии — 28–40 %. До 1994 года ставка налога на прибыль всех предприятий была равна 32 %. После она была снижена до 30 %, а в 2001 году — до 24 %. Акцизы — это специальные косвенные налоги, включаемые в цену некоторых товаров. Их часто называют «налогами на грехи», имея в виду высокие ставки акцизов на табак и спиртное. С одной стороны, они способствуют сокращению потребления этих товаров, а с другой — пополняется казна. Кроме того, акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельную продукцию, например на экспорт нефти или на ювелирные изделия. Акцизы могут составлять до 90 % отпускной цены товара (как, например, цены крепких напитков в 1994 году). Платят этот налог предприятия, которые производят товар, а по импортным товарам — их поставщики. Единый социальный налог (ЕСН) пришел на смену целой группе налогообразных платежей. Базой для его исчисления является фонд заработной платы, а платит предприятие. Важнейшей частью этой реформы стало введение регрессивной шкалы этого налога. Чем больше предприятие платит своим работникам, тем меньше средняя налоговая ставка. Это должно «вывести из тени» оплату труда на многих предприятиях. В налогообложении постоянно увеличивается часть косвенных налогов. От того, насколько исправно уплачиваются налоги, зависит благосостояние всего общества — уровень медицинского обслуживания, образования, пенсионного обеспечения и т. д. Не случайно во всех странах предусмотрены строгие наказания для тех, кто сознательно занижает свои доходы и уклоняется от уплаты налогов. При разработке налоговой политики государственные органы определяют, каким налогам отдать предпочтение — прямым или косвенным, какими должны быть ставки налогообложения. Предусматривает государство и определенные налоговые льготы. Например, в ряде стран те фирмы, которые тратят средства на благотворительность, образование и социальное обеспечение, выпускают важную для государства продукцию (к примеру, детские товары), получают значительные налоговые льготы. В нашей стране налоговые льготы распространяются на предприятия, использующие труд инвалидов. 5.14. Мировая экономика: В современном мире целые регионы и отдельные страны тесно связаны между собой во всех сферах жизни — в политике, науке, культуре и, в немалой степени, в хозяйственной сфере. Мировая экономика — мировое хозяйство, субъектом которого выступают национальные экономики отдельных стран и регионов, международные экономические организации, транснациональные корпорации. Мировая экономика — это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений. Это прежде всего международное разделение труда, которое составляет основу международной торговли товарами и услугами; это международное движение капитала и рабочей силы; это валютные отношения. Многие страны вообще объединились в блоки и сняли почти все преграды на пути движения товара, капитала и рабочей силы. Это явление получило название интеграция. Но началом всех этих процессов в мировой экономике является международное разделение труда. Международное разделение труда — это специализация стран на производстве той или иной продукции. Предпосылками специализацииявляются: • природные условия страны — климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов. Так, страны, располагающие теми или иными полезными ископаемыми, продают их странам, где своих ископаемых нет, а взамен покупают продукцию, которую сами не производят; • уровень экономического и научно-технического развития. Экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны — на производстве сырья; • сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров. Например, Италия славится винами, Франция — парфюмерией и сырами, Греция — оливковым маслом, а Эквадор — бананами. Международное разделение труда предопределило развитие системы международных торговых связей. Любая, даже очень большая страна не может производить все товары, которые ей необходимы. Но большие и богатые страны могут лучше обеспечить себя необходимыми благами. Если у таких стран и к тому же большой внутренний рынок, то остается меньше излишков, которые надо вывозить в другие страны. Основные термины международной торговли — это экспорт, импорт и сальдо торгового баланса. Экспорт — это товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке. Импорт — это товары и услуги, которые ввозятся в страну с целью их продажи на внутреннем рынке. Сальдо торгового баланса — разность между стоимостью экспорта и импорта за определенный период времени. США — самая развитая и богатая страна в мире — постоянно имеет отрицательное сальдо торгового баланса, т. е. импорт в США значительно превышает экспорт. Россия, напротив, вывозит больше товаров, чем ввозит, и ее торговое сальдо положительное. Международная торговля возникла очень давно. Это первая форма экономических отношений между странами. Из истории нам известно, что в XVII–XVIII веках самой крупной торговой державой была Голландия, а затем Великобритания. Еще в XVII веке ученые-экономисты задавались вопросом: почему страны торгуют друг с другом? В то время они считали, что внешняя торговля создает богатство, которое воплощается в золоте, поэтому призывали правительства больше вывозить товаров, чтобы получать больше золота для страны, и соответственно, меньше ввозить, чтобы не было его оттока. Но уже в XVIII веке, когда произошла промышленная революция и стали развиваться мануфактуры и фабрики, отношение к торговле изменилось. Английский ученый А. Смит подверг критике идею о том, что богатство заключается в большом количестве золота, и обосновал истинные причины возникновения богатств народов. А. Смит высоко ценил разделение труда и считал, что для граждан любой страны выгодно покупать заграничные товары, особенно если они продаются дешевле, чем отечественные. А. Смит разработал теорию абсолютного преимущества во внешней торговле, суть которой состоит в том, что одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие и поэтому имеют абсолютные преимущества в свободной торговле с другими странами. Россия, например, имеет абсолютные преимущества по нефти и газу, которого она производит больше всех в мире, поэтому она экспортирует эти энергоносители в развитые страны Европы в обмен на оборудование, производство которого в России менее эффективно.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |