КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности федеративного устройства России
Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Российское государство представляет собой федерацию, что закреплено ст. 1 Конституции РФ. Это означает, что оно состоит из нескольких равноправных субъектов, которые, будучи государственными образованиями, не являются при этом независимыми государствами. Конституция закрепила федерацию из 89 равноправных субъектов, в том числе: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 9 автономных округов. Полный перечень субъектов федерации дан в ст. 65 Конституции России. Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:
Правовой статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики, которая (по определению п. 2 ст. 5 Конституции России) является государством в составе Федерации. Республика имеет свою конституцию, республиканское законодательство, систему республиканских органов, определенную территорию, республиканское гражданство, государственный язык, собственные символы. При этом, как следует из ст. 4 Конституции РФ, республика не имеет суверенитета, она не является субъектом международного права и не может выйти из состава федерации. Это, очевидно, противоречит определению республики как государства в упомянутом п. 2 ст. 5, так как государству как таковому суверенитет присущ по определению. Правовой статус иного субъекта федерации (не являющегося республикой) определяется Конституцией РФ и соответствующим уставом субъекта федерации. Эти субъекты (края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) являются не государствами, а лишь некими государственными образованиями в составе России. Особенности федеративного устройства РФ. Такой подход, при котором правовой статус одного субъекта федерации задан его конституцией, а другого – лишь его уставом, с очевидностью является дискриминационным. 1.И этот дискриминационный характер соответствующей нормы Конституции России не снимается декларативной формулой другой ее нормы (п. 4 ст. 5), в которой провозглашается равенство всех субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральным центром. Таким образом, заложенное в Конституции (а также фактическое) неравенство субъектов федерации является первой важной особенностью федеративного устройства России. 2. Вторая особенность – выделение некоторых субъектов федерации по национальному признаку. Последний явно не отвечает требованиям, предъявляемым к современному цивилизованному обществу. Его архаизм особенно очевиден в отношении тех республик, в которых доля титульной национальности составляет менее половины населения данной республики.Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу. 3.Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.
Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).
Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР). Конфедерация Конфедерация— временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией). Признаки конфедерации
Государства-конфедерации
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |