Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные исследования проблемы воспитания ребенка-дошкольника в труде




Классификация игрушек

Игрушки классифицируют по материалам, из которых они изготовлены, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В современной пед. лит-ре классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

1. сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных и т.д.),

2. технические (машины, механизмы, транспортные средства),

3. игровые строительные материалы (конструкторы),

4. дидакт. игрушки (матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, мозаики, настольные и печатные игры и др.),

5. игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.),

6. театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения),

7. звучащие и муз. игрушки (бубны, ксилофоны и др.),

8. игрушки-самоделки (делаются самими детьми или родителями, воспитателем),

9. игрушки-забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков).

В дополнение к игрушкам в д/у создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей и т.д.

В младших группах д. б. игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки. Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидакт. игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы доп. предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он д. б. в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие. Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко д. б. представлены технич. игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленький художник» и др.).

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее - лыжи и коньки. Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие трубы, орудия труда и др.

 

В Концепции дошкольного воспитания отражен новый подход к ребенку. В документе сказано, что при организации труд. деятельности должны учитываться собственные интересы ребенка, так как навязывание и принуждение выхолащивает суть ценностного отношения к труду и людям труда. Ребенок должен приобщаться к творческому труду, как общечеловеческой ценности.

Необходимо преодолеть узко бытовую ориентацию в организации предметно-практ. деятельности детей, в корне изменить методы вовлечение детей в эту деятельность. Расширить спектр практ. дел путем включения ребенка в сферу реальных, а не искусственно придуманных для него забот о других. Развивать естественную потребность детей подражать действиям взрослых, стимулировать самостоятельные формы проявления активности детей. В Концепции указывается, что неспецифические трудовые умения и навыки составляют содержание труд. воспитания.

Главная цель труд. воспитания детей дошкольного возраста - это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда. Труд. деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка.

Нравственно-волевое развитие ребенка, процесс приобщения к труду возможны только при условии правильной организации труд. деятельности в соответствии с возрастными особенностями. При анализе труд. деятельности детей можно выделить следующие группы:

1. Дети нуждаются в помощи воспитателя при постановке цели труда и ее достижении. При выполнении задания часто отвлекаются, отклоняются от цели.

2. Дети ставят цель в трудовой деятельности, но достигают ее не самостоятельно, а с помощью взрослого.

3. Дети самостоятельно ставят цель, выбирают средства для ее осуществления, согласуют свои действия с замыслом и действиями других.

Для каждой из выделенных групп предлагаются следующие задачи воспитания воли в труде. У детей 1-ой группы необходимо вызвать интерес к разнообразным видам труда, обучить навыкам труда, создать для этого условия, применять в труде разнообразные материалы, научить планировать, побуждать дружно, трудиться.

Для детей 2-ой группы необходимо создать условия для активной труд. деятельности путем использования разнообразных материалов, длительности труд. заданий, выполнение которых требует проявление активности, настойчивости, целеустремленности.

По отношению к детям 3-ей группы необходимо способствовать дальнейшему развитию воли через разнообразные длительные коллективные труд. поручения, требующие активности, настойчивости, творческой мыслительной деятельности.

В социологической лит-ре различаются объективные и субъективные показатели отношения к труду, выражается в результатах труд. деятельности (производственные показатели работы, инициативность, дисциплинированность), в субъективном в своеобразной установке личности на труд, которая предполагает осознание необходимости труда, удовлетворенность своей работой и определенную структуру мотивов трудовой деятельности. Этот подход, на наш взгляд, перспективен и при изучении отношения к труду дошкольников.

Этими критериями мы и должны руководствоваться, осуществляя руководство труд. деятельности дошкольников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.