Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гиперкинетическая форма дизартрии




Коррекционная логопедическая работа при спастической дизартрии

I. Предварительный этап иногда длится до года:

Важно выяснить потенциальные возможности ребенка, что помогает ориентировочно спрогнозировать ближайшие перспективы логопедического воздействия.

Установить тесный контакт с медиками: психотерапия, медикаментозный фон, массаж, ЛФК и т. д., что позволяет улучшить проведение нервных импульсов и обеспечить более точную работу мышц мелкой моторики артикуляционного аппарата.

На стыке предварительного и основного этапов важно воспитать у ребят слуховой, зрительный кинестетический контроль, подготовить артикуляционный аппарат (без голосоподачи).

II. Основной этап:

Продолжается работа над речевым дыханием.

Нормализуется речевая моторика (см. приложение: комплексы артикуляционной гимнастики..., «Сказку о веселом язычке»).

Совершенствуется слуховой, зрительный и кинестетический контроль.

Существенное значение уделяется просодической стороне речи.

Коррекция звукопроизношения. Порядок постановки звуков, их автоматизации определяется локолизацией спастичности. Поэтому в первую очередь ставятся те звуки, при образовании которых органы наименее спастичны. Следует отметить, что автоматизация у дизартриков занимает времени в два раза больше, чем у дислаликов, так как нарушена иннервация органов артикуляции.

Осуществляется коррекция лексико-грамматических категорий (навыки словообразования и словоизменения).

Параллельно со звукопроизношением детям предлагаются элементы грамоты: звуки даются с опорой на букву.

В автоматизации широко используется прием чтения слогов, слов, отработка падежей и т. д. Важно учитывать, что напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация.

Повышение мышечного тонуса круговой мышцы рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта, в результате страдают губные звуки. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что резко тормозит процесс образования звонких гласных.

Нарушения в фоноторно-дыхательной мускулатуре, в артикуляционных движениях вызваны не слабостью мышц, а характером, степенью и формой гиперкинеза (табл. 3.1). В зависимости от локализации и поражения в экстрапирамидной системе, при совместном неврологопедическом обследовании выделяют типы гиперкинезов: хореический, атетоидный, хореатетоидный, миоклонический.

Для речеобразования наиболее отрицательное влияние оказывают атетоидные гиперкинезы и миоклония. Степень их проявления иногда такова, что речь вообще невозможна.

По характеру гиперкинеза в покое или в речи можно судить о функциональном и органическом генезе гиперкинеза. Если гиперкинезы появляются при речевых попытках, а в покое их нет, то можно судить о нейродинамических нарушениях в зоне речедвигательной системы. Следовательно, при раннем логопедическом вмешательстве (до 5 лет) и систематической коррекции можно надеяться на значительную компенсацию.

Если гиперкинезы органического типа, то они проявляются даже в покое. При произвольных движениях гиперкинезы резко усиливаются, вызывают синергии не только в органах артикуляции, но и в мимической мускулатуре. Прогноз значительно хуже, поэтому задача логопеда увеличить общую разборчивость речи, ее выразительную окраску настолько, насколько позволяют сохраненные компенсаторные возможности мозга. При этой форме дизартрии коррекционные возможности ограничены определенным порогом, пределом возможностей. Поэтому вполне достаточно, если звуки, «даже аналоги», будут понятны окружающим и отождествлены с необходимыми фонемами.

Итак, прежде всего необходимо выяснить характер гиперкинеза (нейродинамический или органический), его постоянство, частоту, ритмичность, зависимость от силовой нагрузки, степень утомления, эмоционального напряжения. Затем с помощью психотерапии, релаксации, массажа, медикаментозного фона и физиотерапии необходимо снять мышечное беспокойство и напряжение в возможных пределах и привести ребенка в состояние эмоционального покоя. Повороты головы способствуют расслаблению шейно-гортанных мышц, голову ребенка вертят, как «мяч», сначала по часовой, потом против часовой стрелки. Затем переходят к активным поворотам и наклонам синхронно с движениями глаз. Продолжать до тех пор, пока не будут исключены синкинезии при активных движениях головы. Пассивные движения при гиперкинезах производят двух видов: статические и динамические, что вызвано большим количеством гиперкинезов, синкинезии в оральной и скелетно-мышечной мускулатуре. Важно наслаивающие движения исключить, а нужным придать правильную траекторию и амплитуду.

Таблица 3.1

Степень поражения Симптоматика Характеристика отделов речедвигательного аппарата
Легкая степень = 0,05 Элементы гиперкинезов в мягком небе и в кончике языка; затруднено переключение. Речь внятная, но в речевом потоке даже поставленные звуки смазаны Отмечается выраженная асинхронность во всех отделах артикуляционного аппарата: поступление дыхательной струи не совпадает: 1 — со смыканием голосовых связок, в результате наблюдаются оглушение, затухание голоса, его прерывистость; 2 — с сокращением мягкого неба, в результате — назализация
Средняя степень = 0,15 Увеличивается количество гиперкинезов, они распространяются на все отделы артикуляционного аппарата, мимическую мускулатуру. В речевом потоке 1/3 фонем искажается, что затрудняет понимание речи Для звукопроизношения характерно отсутствие стабильности в нарушениях. Речь толчкообразная (нарушена фоноторно-дыхательная мускулатура). Отмечается длительный латентный период между попыткой говорить и произнесением первого звука
Тяжелая степень = 0,8 Интенсивность гиперкинезов резко возрастает. При попытке к речи гиперкинезы возникают не только в речевой, мимической мускулатуре, но также и в мускулатуре конечностей, особенно ярко они проявляются в верхних конечностях Беспорядочные непроизвольные движения в мимической мускулатуре, в органах артикуляции: язык, губы, мягкое небо; реже в конечностях, в основном при тяжелой степени дизартрии. Наряду с гиперкинезами во всех отделах речедвигательного аппарата наблюдаются: — резкие синкинезии; — иррадиирующее возбуждение

 

Основные направления комплексного коррекционного воздействия при гиперкинетической форме дизартрии представлены в табл. 3.2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.