Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чистоговорки 2 страница




ГЛОССОСПАЗМ (глоссо + греч. spasma судорога, непроизвольное сокращение мышц) — судорога языка.

ГЛОТТОГРАФ (лат. glottis голосовой аппарат + греч. graphd писать, изображать) — прибор для исследования вибрации голосовых складок.

ГЛОТТОГРАФИЯ (лат, glottis голосовой аппарат + греч. grapho писать, изображать) — метод исследования голосового аппарата путем регистрации кривой, отображающей колебание голосовых складок в процессе фонации.

ГНОЗИС (греч. gnosis познавание, знание) — познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.

ГОЛОС РЕЧЕВОЙ — сложное явление, которое объединяет звуки, исходящие из ротоглоточной полости человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или появляются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений, таких как стон, смех, крик, звучный кашель.

ГОЛОСА КАЧЕСТВА — см. Голоса высота, Голоса сила, Голоса тембр.

ГОЛОСА РАССТРОЙСТВА — отсутствие или нарушение фонации; с точки зрения качества голоса все Г. р. делятся на четыре группы: нарушение высоты голоса (см. Голос визгливый, Голос крикливый, Голос ложноскладочный), нарушение силы голоса (см. Голос визгливый, Голос крикливый, Голос ложноскладочный, Голос приглушенный, Голос слабый, Голос с придыханиям, Голос форсированный), нарушение тембра голоса (см. Голос гортанно-резкий, Голос «металлический», Голос сиплый, Голос хриплый, Ринофония), отсутствие голоса (см. Афония, Голос ларингоэктомированных); по причинам возникновения различают Г. р. функциональные (см. Афония, Голоса мутация патологическая, Дисфония, Ринофония. Фонастения) и органические (см. Афония. Голос ларингоэктомированных, Дисфония, Ринофония); см. Голоса расстройства органические, Голоса расстройства функциональные.

ГОЛОСА РАССТРОЙСТВА ОРГАНИЧЕСКИЕ — различают Г.р.о. периферического и центрального характера; в основе Г.р.о. периферического характера лежат такие заболевания голосового аппарата, как «певческие узелки» на голосовых складках, папилломатоз гортани и голосовых складок, стеноз гортани (после дифтерии, ранения, ожога гортани), туберкулез и рак гортани, ведущие к деформации гортани и голосовых складок и к ограничению их подвижности; сюда же относится голос ларингоэктомированных; причинами, вызывающими Г.р.о. периферического характера, являются также аденоиды и расщелины твердого и мягкого нёба, влияющие на функционирование верхних резонаторов; Г.р.о. центрального порядка наблюдаются при различных видах дизартрии (бульбарной, псевдобульбарной, мозжечковой, подкорковой), а в случае анартрии обычно имеет место и афония; см. Афония, Голос ларингоэктомированных, Дисфония, Ринофония.

ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ — совокупность органов, участвующих в голосообразовании; Г.а. состоит из трех основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми складками и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.

ГОЛОСОВОЙ РЕЖИМ — один из приемов коррекционной работы над голосом, начинающийся с полного молчания или хотя бы с перехода на шепотную речь, что ведет к уменьшению раздражения (снятию напряженности) в области гортани и голосовых складок, а также к психическому успокоению.

ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ — физиологический акт, заключающийся в напряжении голосовых складок и приведении их друг к другу, в повышении под действием межреберных мышц и диафрагмы давления воздуха в трахее и бронхах и периодическом прорыве его через голосовую щель с возникновением колебаний голосовых складок, обусловливающих колебания воздушной среды, воспринимаемые как звуки голоса

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ — строение слова и предложения, присущее данному языку.

ГРАФОЛОГИЯ (графа+ греч. logos учение, наука) — учение о возможности определения по почерку характера человека; изучение особенностей почерка здоровых людей и его нарушений у больных имеет значение при диагностике некоторых нервных и психических болезней.

ГУБЫ — органы, ограничивающие свободным краем ротовую щель; состоят из кожи, круговой мышцы рта и слизистой оболочки; различают верхнюю и нижнюю Г.

ГУЛЕНИЕ — голосовые реакции ребенка в первые 2—3 месяца жизни, ранняя стадия лепета.

Д

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ — нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений (см. Паралич), нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений (см. Гиперкинез).

ДЕВИАЦИЯ (лат. dviatio уклонение + via дорога) — 1) фаз. отклонение магнитной стрелки компаса (от линии магнитного меридиана) вследствие влияния близко расположенных намагниченных тел; 2) биол. разновидность филэмбрио-генеза, при которой изменение в развитии органа происходит на средних стадиях его формирования и приводит к отклонению в строении этого органа у взрослого организма (ср. анаболия, архаллаксис).

ДЕЙСТВИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ — сложные двигательные акты и другие последовательные действия, протекающие без контроля сознания.

ДЕКОМПЕНСАЦИЯ (де+ компенсация) — недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма. %

ДЕЛАБИАЛИЗАЦИЯ (де+ лабиализация) — потеря огубления, изменение в артикуляции звука в сторону исключения участия губ.

ДЕНЕРВАЦИЯ (де+ (ин)нервация) — разобщение связей какого-либо органа или ткани организма с нервной системой в результате механического (напр., хирургического) нарушения целости проводников, химического или физического воздействия, нарушающего проведение возбуждения в нервных волокнах и синапсах.

ДЕПРЕССИЯ (лат. deprimo, depressum понижать, подавлять, угнетать) — состояние, характеризующееся угнетенным или тоскливым настроением и снижением психической активности, сочетающимися с двигательными расстройствами и разнообразными соматическими нарушениями (потеря аппетита, похудение, изменение ритма сердечной деятельности и т. п.).

ДЕРМОГРАФИЗМ (греч. derma кожа + grapho писать, изображать) — изменение окраски кожи при ее механическом штриховом раздражении; изучение Д. имеет диагностическое значение, напр., при заболеваниях вегетативной нервной системы.

ДЕФЕКТ ЗВОНКОСТИ — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение.

ДЕФЕКТ МЯГКОСТИ — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твердыми или их смешение.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (лаг. defectus недостаток + греч. logos учение) — наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЕВАЯ — 1) речь как процесс (в отличие от речи как произведения), выступающая одновременно как предмет разных наук: языкознания, психологии, физиологии и др.; 2) язык как социальный продукт речевой способности, как сложение: а) совокупности необходимых условий, усвоенных общественным коллективом, для осуществления этой способности и б) индивидуального говорения, включающего также слушателя как соучастника речевого акта; 3) речь индивида.

ДИАГНОЗ (греч. diagnosis распознавание; диа+ gnosis познание, знание) — медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т. п.

ДИАГНОЗ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ — этап диагностики, устанавливающий отличие данной болезни от других, сходных по клиническим проявлениям.

ДИАГНОСТИКА (греч. diagnostikos способный распознавать) — 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.

ДИАТЕЗ (греч. diathesis склонность к чему-либо, предрасположение) — предрасположение организма к некоторым болезням или неадекватным реакциям на обычные раздражители.

ДИАФРАГМА (диа + греч. phragma перегородка) — мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхании; поднимаясь и опускаясь, Д. тем самым изменяет форму грудной клетки, что важно для образования резонанса при речи.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — основополагающие требования к практической организации учебного процесса; к Д. п. относят: научность обучения, связь теории с практикой в обучении, наглядность обучения, сознательность и активность в обучении, прочность усвоения знаний учащимися, систематичность и последовательность в обучении, доступность обучения, индивидуальный подход к учащимся, единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

ДИЗАДАПТАЦИЯ (диз + адаптация) — расстройство приспособления живого организма к действию факторов окружающей и внутренней среды.

ДИЗАРТРИЯ (диз + греч. arthroo членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

ДИЗАРТРИЯ БУЛЬВАРНАЯ (от греч. bulbn ни...форма которой напоминает продолговатый мозг) — дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер.

ДИЗАРТРИЯ КОРКОВАЯ — дизартрия, обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.

ДИЗАРТРИЯ МОЗЖЕЧКОВАЯ — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата вследствие поражения мозжечка, его связей с другими отделами центральной нервной системы и лобно-мозжечковых путей.

ДИЗАРТРИЯ ПОДКОРКОВАЯ — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей.

ДИЗАРТРИЯ ЭКСТРАПИРАМИДНАЯ (лат. extra вне, снаружи + pyramidalis пирамидальный) — см. Дизартрия подкорковая.

ДИЗАРТРИЯ ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ (греч. pseudes ложный + бульбарный) — дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей.

ДИКЦИЯ (лат. dictio произношение) — 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; 2) манера произношения слов, слогов и звуков.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП (греч. stereos твердый, прочный, объемный, пространственный + typos отпечаток, образец) — относительно устойчивая система условных рефлексов, которая вырабатывается в результате многократного воздействия условных сигналов, следующих в определенном порядке.

ДИСГРАФИЯ (дис + греч. grapho писать, изображать) — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

ДИСКАЛЬКУЛИЯ (дне+ лат. calculo считать) — частичное нарушение способности производить арифметические действия.

ДИСЛАЛИЯ (дне+ греч. lalia речь) — нарушение звукопроизношения.

ДИСЛЕКСИЯ (дис+ лат. lego читаю) — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

ДИСПАНСЕР ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания психоневрологической помощи населению; деятельность Д. п. включает: лечебно-диагностическую (амбулаторную и стационарную) работу, организацию и проведение психиатрической экспертизы, проведение профилактических, психогигиенических и санитарно-просветительных мероприятий, работу по трудоустройству и учет заболеваемости, научное обобщение и изучение данных статистики о нервно-психических заболеваниях в данном районе, городе, области.

ДИСФОНИЯ (дис+ греч. рЬбпё голос) — расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (фр. differentiation от лат. differentia различие) — разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ — этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.

ДОМ РЕБЕНКА — лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для воспитания с момента рождения до 3 лет детей-сирот, детей одиноких матерей, детей из студенческих семей, а также детей, родители которых тяжело больны или лишены родительских прав.

ДЫХАНИЕ РЕЧЕВОЕ — дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — временное отставание развития психики или ее отдельных функций.

ЗАИКАНИЕ — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

ЗАМЕНЫ ЗВУКОВ — дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы; см. Субституция.

ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО — 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ — динамический принцип изучения умственного развития ребенка, позволяющий оценивать его дальнейшие возможности; 3. б. р. определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого, ведь то, что первоначально делается ребенком под руководством взрослого, становится затем его собственным достоянием; термин введен Л. С. Выготским.

ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ (фр. sonde щуп) — инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи.

И

ИНТЕГРАЦИЯ (лат. integratio восстановление, восполнение + integer целый) — 1) объединение в целое каких-либо частей, элементов (противоп. дезинтеграция).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат. interpretatio) — толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.

ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare громко произносить) — сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

ИНФАНТИЛИЗМ (лат. infantilis детский, младенческий) — патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — учетно-оперативный документ детской поликлиники, заполняемый на каждого обслуживаемого ребенка, предназначенный для регистрации данных медицинского наблюдения за ним, а также проведенных лечебных и профилактических мероприятий.

Й

ЙОТ — неслоговой среднеязычный щелевой сонанг, примыкающий к предшествующему звуку и обозначаемый в транскрипции посредством (j).

ЙОТАЦИЗМ — нарушение произношения звука (j); Й. выражается чаще всего в замене (j) другими звуками или в его опускании.

К

КАППАЦИЗМ (К, каппа, буква греч. алфавита) — сборный термин, обозначающий неправильное произношение фонем к.к', г.г', х.х'. В узком значении — неправильное произношение фонем к, к'; см. Гаммацизм, Хитизм.

КАТАМНЕЗ (ката+ греч. mnesis память) — совокупность сведений о состоянии больного и течении его болезни после окончания лечения до настоящего времени — момента собирания катамнеза.

КИНЕМА (греч. kinema движение) — 1) артикуляционный различительный признак, произносительная работа одного органа речи в производстве фонемы (напр., звук (м) состоит из губной, гортанной, носовой кинем); 2) структурная единица кинетического (двигательного, жестикуляторного) языка как системы.

КИНЕСТЕЗИИ РЕЧЕВЫЕ (кип+ греч. aisthesis ощущение, чувство) — ощущение положения и перемещения органов, участвующих в речеобразовании.

КОММИССУРАЛЬНЫЕ НЕРВНЫЕ ПУТИ — проводящие пути центральной нервной системы, соединяющие симметричные части полушарий большого мозга или других отделов центральной нервной системы.

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ — функция общения, заключающаяся в передаче некоторого «интеллектуального», «логического» содержания.

КОМПЕНСАТОРНЫЙ ПРОЦЕСС (лат. compenso уравновешивать, возмещать) — совокупность реакций организма на повреждение, выражающихся в возмещении нарушенной функции организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их составных частей.

КОМПЕНСАЦИЯ (от лат. compenso уравновешивать, возмещать) — состояние полного или частичного возмещения функций поврежденных систем организма за счет компенсаторных процессов.

КОМПЕНСАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

КОНВЕРГЕНЦИЯ (лат. convergere приближаться, сходиться) — 1) сведение зрительных осей глаз на фиксируемом предмете; 2) звуковое схождение: изменение, приводящее к увеличению сходства или даже совпадению разных звуков языка.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ — целесообразные согласованные движения различных мышц, осуществляемые в результате обратной афферентации и регулирующей деятельности коры больших полушарий головного мозга.

КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА — поверхностный слой больших полушарий головного мозга, образованный серым веществом; представляет собой мозговой конец всех анализаторов; играет важную роль в осуществлении высшей нервной деятельности.

КОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ — дизартрия, обусловленная поражением очагов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с дефектами в развитии.

КОРРЕКЦИЯ (лат. correctio исправление) — мед. к. зрения — исправление недостатков зрения при помощи очков.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ — исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.

Л

ЛЕВОРУКОСТЬ СКРЫТАЯ — леворукость, сочетающаяся с наличием выработанных навыков выполнения некоторых действий правой рукой (письмо, пользование ложкой и т. п.).

ЛЕКСИКО-ГРАММАТЙЧЕСКИЙ — характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.

ЛЕПЕТ — голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

ЛИЦЕВЫЕ НЕРВЫ — VII пара черепно-мозговых нервов; иннервирует мимические мышцы лица, мышцы уха и шеи. ЛОГОНЕВРОЗ (лого+ греч. neuron нерв) — невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (напр., заикание невротическое).

ЛОГОПАТИЯ (греч. logos слово, речь + pathos страдание, болезнь) — недостаток, порок речи (заикание, картавость, шепелявость и т. п.).

ЛОГОПЕДИЯ (лого + греч. paideia воспитание, обучение) — наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ (лат. localis местный) — место развития болезненных процессов.

М

МАКРОГЕНИЯ (макро+ греч. genys, gtneos челюсть, нижняя челюсть) — аномалия развития: чрезмерно большая нижняя челюсть.

МАКРОГЛОССИЯ (макро+ греч. glossa язык) — патологическое увеличение языка; наблюдается как аномалия развития или при наличии в языке хронического патологического процесса; при М. наблюдаются значительные нарушения произношения.

МАССАЖ (фр. massage) — система приемов механических воздействий (растирание, поглаживание, поколачивание и т. п.) на поверхность тела; способствует улучшению кровои лимфообращения, обмена веществ в тканях; примен. с лечебными, гигиеническими и другими целями.

МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ — кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами; свистящие звуки приобретают шепелявый оттенок.

МЕЛАНХОЛИК — 1) тот, кто страдает меланхолией 1; 2) человек, склонный к угнетенному настроению и мрачным мыслям; 3) человек, отличающийся (по своему темпераменту) слабой возбудимостью, глубиной и длительностью эмоций.

МЕЛОДИКА РЕЧИ — совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

МЕТОДИКА — отрасль педагогики, изучающая принципы, методы, приемы и средства учебно-воспитательной работы с учащимися.

МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ — система приемов и способов обучения детей с нарушенным развитием; разрабатывается применительно к разным типам спец. школ и дошкольных учреждений с учетом особенностей развития различных категорий аномальных детей.

МОДЕЛИРОВАНИЕ — исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений (живых организмов, инженерных конструкций, общественных систем, различных процессов и т. п.).

МОДЕЛЬ (фран. modele + итал. modello + лат. modulus мера, образец) — схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе.

МОДИФИЦИРОВАТЬ (лат. modificare размерять) — вносить изменения, сообщающие чему-либо новые признаки, свойства, видоизменять.

МОЗАИКА КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА — сложнейшая сеть нервных клеток коры головного мозга, часть которого находится в состоянии возбуждения, другая — торможения; таким образом получается мозаика возбужденных и заторможенных пунктов коры; мозаика чрезвычайно подвижна, постоянно меняется и образует новые нервные связи.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ — использование музыки с лечебной целью.

Н

НАВЫК — автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий.

НАЗАЛИЗАЦИЯ (франц. nasalisation от лат. нос) — приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания нёбной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА — резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.

НЁБО — горизонтальная перегородка, разобщающая полость рта с полостью носа и носовой частью глотки.

НЁБО МЯГКОЕ — задняя подвижная часть нёба; во время глотания, жевания и речи происходят различные движения мягкого нёба.

НЁБО ТВЕРДОЕ — часть нёба, имеющая костную основу, покрытую сверху и снизу слизистой оболочкой; составляет передние две трети нёба.

НОРМА ЯЗЫКОВАЯ — совокупность общеупотребительных языковых средств и правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.

НОСОВОЙ ЗВУК — произносимый с опущенным мягким нёбом, т. е. с включением носового резонатора, в результате чего воздух (звучащее дыхание) проходит через полость носа, причем в случае носовых согласных в полости рта осуществляется полное соприкосновение органов, необходимое для образования шума, а в случае гласных — это сообщает им носовой тембр и понижает высоту тона.

ОБВИТИЕ ПУПОВИНЫ — обматывание пуповиной частей плода (шеи, конечностей, туловища) в результате чрезмерной подвижности плода и большой длины пуповины; О. п. вокруг шеи может вызвать асфиксию плода.

ОБТУРАТОР (лат. obturo, obtutatum закупоривать) — приспособление для закрытия дефектов твердого и (или) мягкого нёба.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

ОГЛУШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ — переход звонкого согласного в соответствующий глухой в определенных положениях (в конце слова или перед глухими согласными), свойственный русскому литературному произношению или вследствие общей тенденции к усилению артикуляции согласных и сокращению участия голоса.

ОПТИМАЛЬНЫЙ (лат. optimus наилучший) — наилучший, наиболее соответствующий определенным условиям и задачам.

ОПТИЧЕСКАЯ АГРАФИЯ И ДИСГРАФИЯ — полное отсутствие или искажение письма, вызванное поражением или недоразвитием оптических речевых систем в коре головного мозга; больной утрачивает графический образ букв или смешивает буквы по оптическому сходству.

ОРГАНЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ — различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.

ОТВЛЕКАЕМОСТЬ — в психиатрии — расстройство внимания, характеризующееся его быстрым переключением на новые объекты при возникновении случайных ассоциаций или действий внешних раздражителей.

П

ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ (лат. palatalisation смягчение) — дополнительный к основной артикуляции согласных подъем средней части языка к твердому нёбу (или йотовая артикуляция), резко повышающий характерный тон и шум.

ПАРАЛИЧ (греч. paralysis расслабление) — 1) потеря двигательной функции какой-либо мышцей или группой мышц вследствие поражения нервной системы (ср. парез); 2) утрата способности к действию, разбитость; состояние полного застоя, упадка чего-либо.

ПАРАЛИЧ ПСЕВДОБУЛЬБАРНЫЙ — паралич мимико-артикуляционных мышц, иннервируемых двигательными черепными нервами, обусловленный двусторонним поражением корково-ядерных волокон в полушариях или в стволе головного мозга; проявляется дизартрией, дисфагией, дисфонией, появлением рефлексов орального автоматизма, насильственного плача и смеха.

ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (см. пара-) — часть вегетативной нервной системы, участвующая в регуляции деятельности внутренних органов (замедляет сердцебиение, стимулирует отделение пищеварительных соков и т. п.), активизирует процессы накопления энергии и веществ (ср. симпатическая нервная система).

ПАРЕЗ (греч. paresis ослабление) — неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы.

ПАСАВАНА ВАЛИК (Ph. G. Passavant, нем. хирург) — поперечное выпячивание задней стенки глотки, образованное ее верхним сжимателем; при глотании отделяет носовую часть глотки от ротовой.

ПАТОГЕНЕЗ (пато+ греч. genesis происхождение, развитие) — 1) учение об общих закономерностях развития, течения и исхода болезней; 2) механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ — связанный с патогенезом; патогенетическая терапия — метод лечения, при котором воздействие направлено на подавление одних звеньев механизма развития болезненного процесса и усиление других, что способствует прекращению его развития и излечению.

ПАТОЛОГИЯ (греч. pathos страдание + -логия) — 1) раздел медицины, изучающий болезненные процессы и состояния в живом организме; состоит из патологической анатомии, изучающей изменения в строении органов и тканей, вызванные болезненными процессами, и патологической физиологии, изучающей нарушение функций органов и организма в целом при его заболеваниях; 2) отклонение от нормы, уродливая ненормальность.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ — отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания; причинами П. з. могут быть: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, недостаточное внимание учителей к отстающему ребенку, пропуски школьных занятий, безнадзорность; П. з. может возникнуть вследствие замедленного развития ребенка; так, дети, которые по этой причине оказываются не подготовленными к школьному обучению без применения в школе коррекционно-воспитательных мероприятий, вскоре становятся педагогически запущенными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.